Если в доме завёлся… первоклассник

Анна Литягина, 2022

Когда в доме заводится первоклассник, взрослым приходится соответствовать новому высокому статусу. А это налагает, знаете ли… К уже полному рту забот прибавляется забот выше крыши. А ещё в жизни семьи появляется новый человек (почти родственник) – учитель первого класса.Поэтому, мамы и папы, запасайтесь терпением, а лучше – чувством юмора. Автор – практикующий учитель начальной школы – поможет вам сохранить ясный ум и твёрдую память в общении со школой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Если в доме завёлся… первоклассник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2. Домашние задания

Оставьте школьникам их д/з, или"Домашка"как камень преткновения

В 1-м и 2-м классе я была учителем своего сына. Нам обоим была неудобна эта вынужденная мера. Сын запутался, когда я мама, а когда учитель, и отпрашивался в туалет в собственном доме. А я жестоко страдала от того, что мне приходилось помогать ему делать уроки, которые сама же и задала. Но деваться было некуда: не могла не задавать.

Мы же не бездельники и могли бы жить.

Как бы всю домашку взять и отменить?

Как бы все задания взять и отменить,

Чтобы беззаботными в школу нам ходить?!

В первом классе домашние задания не положены. Казалось бы, какие хорошие и заботливые люди это придумали! А плохие и жестокие учителя первоклассников (включая меня) всё равно задают на дом. Да, в журнале пишем"не задано", родителям говорим"рекомендовано", но все всё понимают.

Большинство родителей согласны, что домашняя работа нужна. Тем, кто возмущается, я говорю: «Хорошо, пусть ваш ребёнок весь год не выполняет задание, а во втором классе сравним успеваемость, работоспособность, концентрацию внимания и т.п. вашего ребёнка с тем, кто в первом классе тренировался и закреплял дома изученное на уроке». Желающих экспериментировать обычно не находится.

Когда ребёнок учится в музыкальной школе, никого ведь не возмущает, что нужно часами заниматься гаммами дома. Никого не возмущают бесконечные спортивные тренировки. А домашнее задание в прописях почему-то запрещено «заботливыми» чиновниками от образования и вызывает возмущение некоторых родителей первоклассников.

А я считаю, что это не забота о детях, а простое невежество, граничащее с вредительством. Начнём с того, что фраза «Повторенье — мать ученья» констатирует реальные процессы по прокладыванию нейронных связей в мозге. Герман Эббингауз в 1885 году доказал, что до 40% заученного материала теряется в первые полчаса. Ещё через 20 минут мозг теряет уже 60% заученного материала. Поэтому, чем больше материала нужно выучить, тем больше повторений должно быть. Вопрос: сколько материала «донесёт» до дома мозг ученика, отсидевшего 7 разных уроков по 45 минут в классе из 30 человек, при условии, что учитель вынужден произносить материал однократно и одновременно для всех? И сколько материала останется в мозге к утру и к следующей контрольной, если «забить» на домашнее задание?

Норман Дойдж в книге «Пластичность мозга» пишет:

«Обучение повышает количество нейронных связей. В результате роста числа связей происходит раздвижение нейронов, вызывающее повышение объема и плотности мозга… Увеличивается кровоснабжение мозга…

Внутри нашего мозга идёт бесконечная война нервов. Если мы прекращаем тренировать наши ментальные навыки, то пространство «карты мозга», предназначенное для этих навыков, переходит к тем навыкам, которые мы продолжаем использовать…

Когда вы спрашиваете себя, как часто я должен упражняться во французском языке, играть на гитаре, заниматься математикой, чтобы делать это непременно хорошо, то задаёте вопрос о конкурентном характере пластичности мозга. Речь идёт о том, с какой регулярностью вам следует заниматься каким-либо видом деятельности, чтобы связанное с ним пространство «карты мозга» не досталось другому виду деятельности».

Проще говоря, как часто и долго надо повторять таблицу умножения, чтобы это место в мозге не занял навык игры в «Майнкрафт»?

Считаю, что не делать домашнее задание в первом классе — потерять целый год развития мозга ребёнка.

Задача начальной школы — создание базы и автоматизация навыков осмысленного чтения, грамотного письма, быстрого счёта и др. В средней школе этому учиться уже некогда. У неё свои задачи. Поэтому без домашних заданий-тренировок никак нельзя. Другой вопрос — как эти задания задаются?!

Совершенно обосновано недовольство родителей и детей содержанием и количеством заданий. Далеко за примерами ходить не надо, они на виду практически в каждой семье, где есть школьники.

Свою вторую учительницу (3-4 класс) мой сын до сих пор вспоминает с содроганием. Она была молодой и очень милой, но работать ей было тяжело. На уроке успевали немного, что компенсировалось огромными домашними заданиями: 7 номеров по математике, 3-4 упражнения по русскому языку, пересказ текста, запись мнения о прочитанной книге в читательском дневнике плюс рисунок. Задания давались и на выходные, и на каникулы. Заставить мучиться ребёнка, которому учёба и так давалась нелегко, я не могла. Приходилось фильтровать задания и даже частично игнорировать. На успеваемость и качество знаний это никак не повлияло.

Основная претензия родителей — огромный объем заданий, ни в какие СанПиНы не укладывающийся. Дети сидят до ночи и невыспавшиеся идут в школу. Здесь две причины.

Люди, составившие СанПиН, предполагают, во-первых, что дети сели за понятное им задание, сосредоточились и сделали его за один подход. А не так: сели, ничего не поняли, встали, попили чайку, опять сели, написали две строчки, встали, сходили в туалет, сели, написали ещё две строчки, погладили кота, посмотрели в окно, а на задачу дождались папу с работы. И задание по норме 1,5 часа во втором классе растягивается на 4 часа.

Во-вторых, предполагается, что учителя, задающие задание, хорошо знают нормы и со своими коллегами согласуют задание классу на следующий день. А не так: выучить 2 параграфа по истории, письменно доказать 3 теоремы, написать сочинение на 12 листов по литературе, выполнить 8 упражнений по английскому, решить 2 листа задач из сборника по физике, сделать проект по географии и т.п. И задание по норме 3,5 часа в девятом классе растягивается на 7 часов.

Страдают от этого всегда самые добросовестные дети, приученные работать. Вот они и работают до изнеможения и нервного истощения.

Мои мысли и предложения.

— Неплохо бы в электронном журнале в графе «Домашнее задание» для учителя поместить шкалу-индикатор. Было бы видно, можно ещё задать конкретному 7 «Б» задания на завтра или пора умерить аппетит. Никому не нужны знания, которыми приходиться «давиться».

— Хорошо бы ученику под домашней работой писать время, затраченное на его выполнение. Понятно, что оно может быть разным, но какой-то ориентир разумному учителю даст.

— У учителя должна быть чёткая цель: для чего необходимо конкретное задание. Что нужно закрепить, какой навык отработать. Не нужно заданий ради заданий.

— Если в классе успели много, можно и не задавать.

— Если начали трудную тему и объяснения продолжатся завтра, можно и не задавать.

— Можно задавать не всем, а только тем, кто ещё не автоматизировал навык, не усвоил тему до конца.

В общем, много чего можно, было бы желание.

Что делать детям при неподъёмных объёмах домашней работы? Распределять время и расставлять приоритеты: что надо сделать обязательно до завтра, что можно отложить. А что-то можно и вообще проигнорировать, как несоответствующее возрасту и умениям (типа презентаций в первом классе).

Работает: подойти к учителю до урока и предупредить о несделанной домашней работе. Если на уроке — не сработает.

Резюме. Без заданий обойтись нельзя даже в первом классе. Они развивают мозг. Но и учителю нужно включать разум, задавая домашнюю работу ученикам. Всё-таки наша цель — научить, а не уморить.

Делать уроки с ребёнком — занятие неблагодарное

Прийти домой с работы и отдохнуть по-человечески! Вот голубая родительская мечта. Если ваш ребёнок школьник, и вы с ним регулярно делаете домашку, то мечта эта сбудется не скоро. А что, если вам бросить это неблагодарное занятие и расслабиться на диванчике с рюмашкой чаю? А?

Что, страшно? «Как это, я уроки не проверю? Да он (она) же без меня ничего не сделает, а завтра опять «пару» принесёт…» Знакомая песня? Конечно, знакомая, я и сама это проходила. У меня ещё круче было. Я два года своего сына сама учила. Представляете, каково по вечерам делать то, что с утра сама же и назадавала? Жесть…

Делаю с малым уроки и думаю: «Зачем же ты себе, дурында, такой внутренний конфликт нарисовала? И задать вроде надо, и делать не хочется. Давай-ка, Марьванна, определяйся». И ведь определилась-таки: а буду-ка я вечером отдыхать, а малой пусть сам колупается. Кто здесь ученик, собственно? Вот пусть и учится. И так мне легко стало!

Вы скажете, ну и мать-ехидна. Бросила ребёнка на произвол судьбы. А вот и нет. Помогала ему, как могла. Но: только если он САМ ПРОСИЛ. Чего не понял, объясняла опять дважды-трижды-четырежды, пока не поймёт. А дальше сам-сам-сам. Кто здесь ученик?

Родители дорогие, а как мы будем в человеке ответственность воспитывать? Ты учишься — ты и отвечаешь. Я же на тебя свою работу не перекладываю? Не хочешь делать уроки? Пожалуйста, не делай, только последствия просчитай. Сколько проблем себе создашь? Не сделал — кол получил, надо пересдавать, с друзьями гулять не пустят, компьютер не включишь, карманных денег не видать и т.д. Оно тебе надо? Вот то-то же. А сделал дело — гуляй смело, сам знаешь.

Ещё нюанс. Ладно, в началке родители ещё справляются с программой. А в средней школе? Алгебра, физика, химия… Не все же из нас Менделеевы. Я, например, чистый гуманитарий. При виде функций и котангенсов в обморок сползаю. И как? А потом, объяснять в подробностях предмет — не родительское дело всё-таки. На это специально обученные учителя есть. Максимум, что могу — проверить наличие домашней работы. А уж как ты эти графики построил, я сынок, не разбираюсь, извини.

Здесь ещё вот в чём фишки, которые нам, родителям, надо учитывать. Во-первых, в первом-втором классе проверять домашнюю работу у детей надо обязательно. Зачем? А затем, чтобы не упустить проблему, с которой ребёнок сам не справится. Например, он буквы пропускает, в строчку и клетки не попадает. Думаете, специально издевается или ленивый-невнимательный? Ничего подобного — здесь дефектолог нужен. Не будете проверять, не узнаете (и не каждый учитель скажет), ребёнок в двойках погрязнет и — пошло-поехало… Слёзы-сопли-истерики. Выявляйте слабые места! Решите проблему — и тогда можно в свободное плавание отпускать.

Во-вторых, надо не бояться снять груз ответственности с себя и донести до ребёнка, что учёба — это ЕГО ответственность. Если вы отдали ребёнка в школу, значит, считаете, что он вполне готов и самостоятелен, ведь так? (Про готовность к школе — отдельная тема.) Но нужно ребёнку сказать: «Ты учишься сам, но я всегда тебе помогу

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Если в доме завёлся… первоклассник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я