Наставничество. Экспресс-курс

Анна Лим, 2022

Книга адресована молодым наставникам для самого быстрого погружения в новую для себя сферу. Ведь еще вчера они были просто сотрудниками, а сегодня подают пример своими действиями. И уровень ответственности теперь абсолютно другой. Как не сойти с ума в этой круговерти и максимально быстро вырастить нового коллегу-профессионала, и будет разобрано в этой книге.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наставничество. Экспресс-курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Обучение

Начнем с первого пункта. Согласись, прежде чем ждать каких-то результатов от нового сотрудника, его нужно обучить. Причем разным вещам:

1) Обучить профессиональной деятельности (продуктовая линейка, технология работы)

2) Организационным моментам (как пользоваться почтой, CRM, как обращаться к коллегам и руководителям других подразделений)

Мы сконцентрируемся на основах обучения именно профессиональной деятельности.

Есть педагогика — это обучение детей. А есть обучение взрослых — это андрагогика.

Другими словами, андрагогика — это дисциплина, искусство обучения взрослых людей. Ведь ко взрослым нужен свой подход.

Давай на примере рассмотрим, чем отличаются подходы к обучению детей и взрослых.

Ребенок (обучение в школе)

Что?

Взрослый (обучение на работе)

Ходит в школу, потому что так надо

Осознанность

Хочет решить свою задачу: улучшить навыки, получить новую профессию, больше зарабатывать

Нам в школе постоянно говорят: знания в будущем пригодятся. И далеко не все применяется

Актуальность

Хочет получить результат как можно быстрее

Урок длится 40-45 минут

Количество теории

Максимум на 15 минут, потом внимание теряется

Ученик принимает главенство учителя

Позиция по отношению к преподавателю

На равных

Своего опыта мало, верит на слово

Опыт

Есть житейский и профессиональный опыт

Решение принимают за него

Самостоятельность

Самостоятельно принимает решение

Как видишь, подходы к обучению немного различаются. Для твоего удобства выделим основные принципы андрагогики в отдельный список. Итак, аксиомы обучения взрослых:

1) Сотруднику должно быть понятно, что он получит после обучения: новую работу, больше денег, решение своей рабочей задачи.

2) Обучение имеет прикладной характер. После него сотрудник сразу же может начать что-то применять в жизни.

3) Максимальный блок теории, которую ты можешь рассказать без любого перерыва, — 20 минут. После этого обязательно необходимо сделать паузу. Причем, необязательно она выражается в каком-либо перерыве. Это может быть и разбор вопросов сотрудника.

4) Обучение происходит на равных позициях. Наставник не выступает с проповедями или с менторской позиции.

5) Обучение на основе опыта подопечного (ведь у него есть жизненный опыт, а иногда и профессиональный).

Мы с тобой рассмотрели принципы андрагогики, одним из постулатов которой является практичность знаний. Давай мы разберем, как эту теорию применять в жизни

Цикл Колба

В теории обучения взрослых существует «Цикл Колба». Это четырехуровневая модель перевода знаний в практические умения.

1-й уровень — сбор / создание опыта

Как мы уже разобрали выше, у любого взрослого человека есть опыт. Как минимум житейский, как максимум — профессиональный. Поэтому с самого начала необходимо узнать, что знает или слышал сотрудник по той теме, которой он сейчас будет обучаться.

Примерный список вопросов может выглядеть так:

1) Насколько знаком с заявленной темой?

2) Если раньше в этой сфере не работал — что слышал про эту тему?

3) Если работал в этой сфере раньше — что знаешь? Расскажи хотя бы 2-3 кейса (истории), которые у тебя были.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наставничество. Экспресс-курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я