Лекции по Истории Искусства. Lectures on Art History

Анна Ивановна Маслякова, 2022

Данная книга является результатом многолетних исследований автора в области истории искусства, начиная с Античности и заканчивая современностью. Повествование дополняется фотографиями, сделанным автором во время поездок по России и Европе. Книга посвящается светлой памяти Марины Радославовны Чёрной и Александра Серафимовича Скрябина.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лекции по Истории Искусства. Lectures on Art History предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Лекция вторая

Размышления о роли зеркала в искусстве

Общеизвестно, что в течение долгого времени зеркало было признаком достатка. И считалось, что зеркала самого высокого качества производились только в Венеции. Например, в Лувре можно увидеть Зеркало Марии Медичи, украшенное драгоценными камнями, которое было подарено королеве венецианскими мастерами.

Прежде всего, зеркало позволяет увидеть вещи с необычного ракурса, добавляет дополнительные смыслы, делает привычные вещи неоднозначными. И я нахожу крайне увлекательным делать фотографии отражающих поверхностей, таких, как стеклянные фасады зданий, или водная гладь, поскольку это даёт возможность по-иному взглянуть на объекты, отражённые в них, приблизиться к пониманию мира не таким, каким он является для нас, но таким, каким он является на самом деле (см. Рис. 3.). Давайте, к примеру, посмотрим на картину Яна ван Эйка «Портрет Четы Арнольфини», находящуюся в Национальной Галерее в Лондоне, на которой изображено зеркало, показывающее двух мужчин, входящих в комнату. На картине «Менины» Диего Веласкеса, которая по праву считается жемчужиной коллекции Музея Прадо, можно увидеть висящее на стене зеркало, отражающее фигуры родителей инфанты Марии Испанской, изображённой на переднем плане, — короля Филипа V и его жены Марианну Австрийскую. Более того, диалог между барменшей и джентльменом, изображёнными на картине Эдуарда Мане «Бар в ‘Фоли-Берже’», оказывается оптическим трюком, поскольку мужчина стоит вне поля зрения художника, слева, и смотрит в сторону от барменши, а не стоит прямо перед ней. Похожий приём был использовал Олафуром Элиассоном (Olafur Eliasson) в его инсталляции «Пятиугольный Зеркальный Туннель», представленной в Музее Emma в Эспоо в 2017 году.

Однако именно в эпоху Барокко зеркало стало играть особенно важную роль, зрительно расширяя пространство и усиливая эффект неожиданности, который, как известно, был одним их определяющих для эстетики Барокко. Достаточно взглянуть на Зеркальную Галерею Версаля, демонстрирующую, что Франция может конкурировать с Венецианской монополией на производство зеркал, или на Аудиенц-зал в Большом Дворце в Петергофе, созданном по приказу императора Петра I, стремившемуся превзойти великолепие Версаля (см. Рис. 2.).

С одной стороны, зеркало может наделять своего владельца сверх способностями — например, Персей убил Медузу Горгону при помощи зеркала, и на картине Питера Пауля Рубенса, находящейся в Эрмитаже, можно увидеть героя, держащего щит с головой Медузы на нём. С помощью зеркала можно даже путешествовать, как показано в произведении Льюиса Кэрролла «Алиса с Зазеркалье», рассказывая о девочке, которой удалось проникнуть в другой мир пройдя сквозь зеркало. Кроме того, зеркало может предупреждать об опасности, как в фильме по мотивам рассказа Агаты Кристи «В Сумраке Зеркала», повествующем о мужчине, который стал «свидетелем» убийства молодой девушки, показанного ему в отражении зеркала в спальне.

Следует отметить, что многие выдающиеся режиссёры использовали зеркало в своих фильмах, чтобы обогатить символику повествования. Например, «Разговор у Зеркала» из фильма Жан Люка Годара «На Последнем Дыхании», в котором главные герои изучают свои лица в зеркале и беседуют. Или фильм Андрея Тарковского «Зеркало», показывающий как главный герой, Алексей, пристально вглядывается в своё отражение в зеркале. Однако, с другой стороны, чрезмерное использование зеркала может привести к негативным последствиям — достаточно привести в качестве примера «Нарцисса» Караваджо, который, согласно «Метаморфозам» Овидия, влюбился в собственное отражение, и умер от своей страсти, и, впоследствии, оказался в «Аду» Данте. Здесь также можно отметить участь Злой Королевы из сказки «Белоснежка и семь Гномов» — желая быть самой красивой в мире, она каждое утро обращалась к своему волшебному зеркалу, чтобы убедиться, что её цель достигнута, и это, в конечном итоге, привело к её гибели.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лекции по Истории Искусства. Lectures on Art History предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я