Культурология. Шпаргалка

Анна Дмитриевна Барышева

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений, обучающихся по специальности «Культурология».

Оглавление

7 ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

В содержании культуры важное место занимают ценности. В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях — аксиология.

Ее развитию в немалой степени способствовали Г. Лотц, В. Виндельбанд, Г. Риккерт.

Существуют различные подходы к пониманию ценностей. Обычно ученые исходят из следующих представлений.

Ценность — это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту.

Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи).

Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек.

Ценностный смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования — ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете.

Если предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности личности, он обретает ценность.

Следовательно, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект.

Ценность в культурологии не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме. Нельзя в товарно—денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека.

Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная — не иметь ценности.

В аксиологии приняты различные варианты классификации ценностей. Есть классификации, в которых ценности выстраиваются в иерархической последовательности — от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические, материальные.

На основе ценностных представлений, господствующих в культуре, образуется система ценностных ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их по—своему.

В качестве ценностных ориентаций могут выступать семейное счастье, материальное благополучие, любовь, успешная карьера, порядочность и др.

У человека высокой культуры определяющими становятся духовные ценности.

Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с другом. Поэтому человек практически обрекается на муки выбора альтернативных ценностей.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я