Первые шаги в науку. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1 декабря 2018г.

Анна Вячеславовна Виневская

В книге опубликованы детские авторские работы, презентованные на Всероссийской конференции «Первые шаги в науку». Конференция проходила на площадке МАОУ «Школа №30» города Ростова-на-Дону.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первые шаги в науку. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1 декабря 2018г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Мужской казачий костюм

Забара А.,

МБОУ «Школа №107», г. Ростов-на-Дону.

Научный руководитель: Куликова Н. Ю.

Введение. Тема казачества всегда интересовала меня, поскольку мой прапрапрапрадед Забара Семен Федорович по линии моего отца был потомственным кубанским казаком, первопоселенцем и основателем хутора Михайловского Краснодарского края в 1861 году, ныне станицы Октябрьской. Еще при царствовании Екатерины II его предки были переселенцами с Запорожья в Кисляковский курень. По мере разрастания станицы Кисляковской казакам стало не хватать вблизи лежащих земных наделов. Вот тогда-то и решила семья Забара Семена Федоровича и еще шесть казачьих семей переселиться на земли образованного хутора Михайловского. Семья занималась земледелием и животноводством. Мои предки были рослые и физически крепкие казаки, держались они независимо и могли постоять за себя. Сейчас в станице Октябрьской, живут мои бабушка с дедушкой, к которым я часто приезжаю в гости. И в этом году был установлен силами потомков памятник первопоселенцам в парке станицы Октябрьской на бывшем церковном кладбище, где был похоронен мой предок.

Еще я занимаюсь народными танцами в Образцовом хореографическом ансамбле «Росинка», под руководством О. В. Вербенко. Репертуар ансамбля включает значительное количество танцев донских казаков. Поэтому мне стало по — настоящему интересно, что это за люди казаки? Как они жили? И мне захотелось узнать как можно больше о жизни казаков.

Я стал изучать историю возникновения казачества в различной литературе, использовать Интернет ресурсы, стал расспрашивать своих родственников, знакомых. В результате узнал много интересного и ценного об истории казачества. В частности и об истории костюма казаков. А почему именно история костюма?

История костюма — это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все, что смогло достичь человечество в различных сферах деятельности, нашло свое отражение в одежде. Успехи инженерной мысли сказались в крое и совершенствовании ткачества; развитие химии — в красителях и новых материалах; успехи сельского хозяйства — в освоении всех волокнистых растений, произрастающих на земле. В костюме соединяется все, что известно об искусстве вышивки, плетении кружев, ювелирном деле. Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Не случайно мы говорим «язык костюма», ведь одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который ее носит, самую разнообразную информацию, дающую представление не только о свойствах его характера и привычках.

Изучая историю казачества, узнал, что казаки делились на Донских и Кубанских. А значит, и костюмы должны отличаться. С костюмами Донских казаков я знаком не понаслышке. Нужно поподробней узнать и о Кубанских.

Актуальность работы «Изучение истории казачьей формы Кубанского казачьего войска» состоит в том, что история казачества изобилует белыми пятнами, не утихают споры вокруг проблем происхождения и сущности казачества как исторического феномена, о том, что собой представляют современные российские казаки, а история казачьей формы — это один из разделов происхождения казаков, входивших в состав Российской Империи.

Объектом исследования являются документы, статьи, интернет ресурсы, рассказы пожилых людей, фотографии.

Цель данной работы: Изучить историю создания казачьего костюма, внести свою лепту в сохранение традиций и самобытности казачьей культуры.

Задачи:

· Ознакомиться с историей кубанского казачьего костюма.

· Расширить знания сверстников о народном костюме (казачьей формы).

· Сохранение традиций и самобытности казачьей культуры.

Гипотеза исследования:

Если каждый житель района с детских лет будет интересоваться и знать историю своей местности, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.

История возникновения казаков

Вольные казачьи сообщества XVI — XVII веков, служилые казачьи полки и войска Российской империи, казачьи хутора и станицы во Франции, в Китае, Австралии в 1920-е — 1930-е гг., реестровые и общественные казачьи организации постсоветской России — все это грани одного из ярких явлений российской истории — казачества.

История казачества изобилует белыми пятнами, не утихают споры вокруг проблем происхождения и сущности казачества как исторического феномена, о том, что собой представляют современные российские казаки и т. п. История происхождения казаков, входивших в состав Российской Империи, до настоящего времени составляет один из неразрешенных вопросов.

Казаки в составе Российской Империи занимали особое положение. Среди различных частей населения, входивших в состав Российской Империи, существовали казачьи области, внутренний быт которых отличался от бытовых условий населения других частей страны. В условиях строго централизованной системы государственного управления казачьи области составляли исключение, пользовались известной автономией и управлялись на основе «Особого Уложения об Управлении Войска Донского», распространявшегося и на другие казачьи области.

В составе Российской Империи было двенадцать казачьих областей, восемь из которых были созданы в целях государственной обороны искусственными средствами правительства. Население их составила часть казаков, выведенных из бывших областей, пополненных служилым людом и охотниками. Только четыре области сложились исторически, без вмешательства государственной власти. Это «области донских гребенских или терских, Яицких, или, пере именованных после Пугачевского бунта, в уральских и днепровских казаков. Последнее — днепровское войско прекратило существование при Петре I, и части его в последствии, были использованы для организации кубанского войска, но это было время, когда все войска входили в состав Империи, в царствовании Екатерины II. Время и условия зарождения казаков уходят в глубокую древность, и до настоящего времени для истории составляют нерешенный вопрос.

Официальная русская история считает, что население казачьих областей было образовано выходцами из русских княжеств, не мирившихся с тяжелым бытом русской действительности и искавших более выгодные условия на окраинах русских владений, в пределах «Дикого Поля». Беглецы эти, по мнению историков, объединялись в «ватаги» и затем, образуя более крупные группы, устраивали жизнь на основе свободы и равноправия. Таким образом, по мнению большинства русских историков, «беглым людом» из русских княжеств был создан народ с уникальным бытом, внутренней общественной организацией. Формирование своеобразной материальной культуры нашло отражение и в создании однотипного казачьего костюма.

Особенностью казачьего быта было то, что с древности в основе их общественной жизни была военная организация, свойственная кочевым народам. Казаки не принадлежали к кочевым народам, но их внутренний быт слагался под большим влиянием кочевников. Живущие на далеких окраинах русских княжеств, окруженные со всех сторон воинственными ордами кочевников, они ставились в необходимость постоянной готовности к войне, защите своей земли и отражений нападений своих, алчных к легкой наживе, соседей. В составе Российской Империи казачьи войска высоко ценились, их быт, и внутренняя организация всячески поддерживалась правительством.

Роль казаков в истории России была настолько значительной, что после того как на южных границах московских владений кочевники были или покорены, или исчезли, и опасность нападений прекратилась, казаки и казачий внутренний быт уважительно поддерживались российским правительством, а казачьи войска, как военная сила, высоко ценились.

При наличии общего языка, религии, образования и столетий совместной жизни под властью общероссийской власти, каждая из этих частей имела свои психологические особенности. Особенностью казаков, отличавшихся от русского народа, были привязанность их к своим землям и своим, исторически сложившимся порядкам. Казаки отстояли себя от подневольного положения татарского ига, а потом крепостной зависимости. В прошлом у них были навыки к гражданским свободам и, несмотря на происходившие постепенные ущемления в этом отношении со стороны Верховной власти, навыки эти продолжали храниться.

Разделение казаков на войско Донское и войско Кубанское.

В зависимости от места поселения казаки разделялись на Кубанских и Донских.

Донские казаки — одна из ветвей Казачьего народа, народ славянской речи, живущий на берегах реки Дона и его притоков. Донские Казаки всегда составляли особое политическое общество, возникшее из остатков донских и приазовских племенных образований. Далекие предки Донских Казаков были в какой-то мере связаны генетически со скифским народом Сака.

Кубанские казаки — коренные жители правого берега р. Кубань и Приазовья. Под своим именем Кубанские казаки появляются в исторических источниках только перед концом XVII в., но истории известны Казаки, проживавшие в тех же местах и раньше. Это название встречается в разных начертаниях высеченным на камнях в текстах греческих и римских инскрипций Меотиды и Танаиды уже в античную эпоху н. эры.

Одежда кубанских казаков.

Одежда кубанских казаков всегда выделялась яркими красками женского костюма и широкими мужскими шароварами. Знакомство со старинной одеждой кубанцев — отличная возможность понять колорит их культуры. Одежда кубанского казака — способ выражения самобытности и независимости.

Рассмотрим исторические факты жизни кубанских казаков и познакомимся с одеждой кубанцев.

Известно, что в 1792 г. Екатерина II даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани, от Тамани до устья Лабы. В начальный период заселения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.

В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Широкие шаровары — традиционный элемент казачьей одежды — в узких штанах невозможно сесть на коня, да и ноги они будут стирать, движения всадника сковывать.

Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды: черкеска с напатронниками и погонами, папаха, сапоги, шаровары и рубаха.

С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска. Комплект мужской казачьей одежды состоял из черкески черного цвета, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, а зимой ещё бурки и папахи.

Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов.

В военной форме покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключалась в том, чтобы в нем было больше серебра.

Рубахи были двух видов — русская и бешмет. Рубаха может быть со стоячим, отложным воротником или без воротника. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Рукав свободный широкий, у запястья его можно собрать на манжет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка.

В зимнее время бешмет носили теплый, стеганый на вате, а поверх черкески набрасывали бурку — мохнатый войлочный плащ без рукавов черный или «как праздничный» белый.

В известной казачьей песне бурке посвящены такие слова: «Только бурка казаку во степи станица, только бурка казаку во степи постель…». Действительно, теплая, широкая бурка в непогоду для казака была и одеждой, и одеялом и чем-то вроде небольшой палатки, не продуваемой никаким ветром. Главное, она надежно маскировала казака в зарослях камыша, ведь казаки были, прежде всего, пограничниками.

Русско-японская война 1904—1905 гг. ярко высветила все недостатки бурки в условиях современных позиционных войн. Специальная комиссия, созданная в ККВ в 1906 г. для обсуждения и устранения недостатков, обнаруженных войной, признала бурку «не только непригодной, но и обременительной». Она тяжела, громоздка; намокнув, долго парит. Попав мокрой на мороз (а высушить ее очень трудно), превращается в лубок, который невозможно скатать. Очень трудно в бурке идти против ветра. «В цепи, высоко торчащая, притороченная сверх сидора, она только выдает врагу». Комиссия предложила ввести вместо бурки суконное пальто или пальто из непромокаемой морской парусины. Предложение эти реализованы не были.

В годы первой мировой войны кубанским казакам казна стала отпускать шинели по образцу кавалерийских (приказ по военному ведомству 561 от 8 октября 1915 г).

Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки ещё в Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде Клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находится в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.

Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык. Это слово произошло от тюркского «баш» — голова, и на самом деле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи. Видимо, к башлыку относится выражение «менять баш на баш» — «голову на голову», которое первоначально применялось при обмене пленными. Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди — следует по делу, концы заброшены за спину — свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали как сумку, завязав его концы, и перебросив через плечо. Башлык был настолько универсален и удобен, что специальным указом военного министерства был введен во второй половине XIX века как часть обмундирования во всех пехотных подразделениях царской армии. Надо сказать, что и в годы Великой Отечественной войны этот головной убор входил в обмундирование казачьих Кубанских частей. Если в период подготовки к сабельной атаке казаки снимали с себя черкеску, складывали в обоз бурку и даже подсумки для патронов, чтобы облегчить ход коня, то башлык всегда оставляли, как символ казачьей лавы (атаки). На полном скаку коня он развевался за плечами казака, как крылья. Праздничный башлык шился из красного сукна, а повседневный был черный или темных оттенков.

Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, ими голосовали, перед избранным атаманом шапки снимали, а он надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул надевал шапку задом наперед — значит, выступающий лишался слова.

Шапку кидали во двор, предупреждая, что придут свататься.

Сбитая с головы шапка, как и сорванный с женщины платок, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.

В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

В повседневной одежде мужской костюм включал в себя рубаху, шаровары, кушак (для парубков). Кушак (длинный тканный пояс) наматывался на талии. На пояс можно прикрепить кошель для денег или кисет с табаком.

У мужиков постарше к этому набору прибавляется свитка (верхняя одежда типа кафтана) или кожуха (жилет из овчины).

Из верхней одежды казаки предпочитали архалук — «спиногрей» — нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон из овечьей или верблюжьей шерсти с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался.

Существовало большое разнообразие сапог — без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдёшь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков — ичиги и чирики — туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в которые заправлялись шаровары.

Носили и башмаки — кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюркск. башмак — телёнок). Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что они введены Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде половцев, и ещё раньше — скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Но казак более всего ценил одежду не за её стоимость и даже не за её удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма.

Войны показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя. И в 1915 году казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца, бурку — на шинель, а папаху заменить фуражкой.

Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Женский костюм повседневной одежды казачки состоял из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца.

Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка.

В праздничном костюме кубанской казачки поверх рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Праздничные кофты («кирасы») шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти. Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками.

Важный элемент костюма казачки составлял головной убор. Казачки носили платки, а в XIX веке — «файшонки». ФАЙШОНКА — головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку, плетенную из черных шелковых или хлопчатобумажных нитей. Носили они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

У казаков были свои традиции и свои модницы. Казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. Не было казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева. Одежда у казачек различалась, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах.

После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. Шлычка надевалась на косы, уложенные на затылке, и затягивалась шнурком, а сверху иногда был платок. В те времена бытовала поговорка: «У хорошей свекрухи сноха без шлычки и во двор не выйдет». На шлычку женщины летом надевали лёгкие шёлковые или ситцевые платки, зимой — тёплые вязаные платки или шали. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой.

У кубанцев было хорошей традицией собираться за рукоделием у кого-нибудь в доме. Ручная работа, которая выполнялась на посиделках, не всегда была необходимостью и имела больше характер эстетический: девушки вязали кружева, вышивали платочки и т. д. Однако и на посиделках были свои правила: будучи набожными, казачки в дни церковных праздников избегали работы, связанной с рукоделием. Существовали и другие запреты. К примеру, независимо от того, неделя была постной или обычной, в пятницу нельзя было прясть.

Ткачество особенно было развито в линейных станицах. Интересны предметы ткацкого ремесла: ткацкие станки, прялки, донца, гребни, скатерти-настольники, рушники, одежда. Основным материалом для изготовления домотканого полотна служила конопля, реже — шерсть. Изготовленное полотно отбеливалось в специальных долбленых бочках — буках подсолнечной или древесной золой. В кубанских станицах изготовлялись из конопляного полотна предметы убранства жилища. Изделия и домотканого полотна входили в девичье приданое. Ткачество было одним из ведущих домашних занятий.

Существуют прекрасные образцы народной вышивки, распространенной среди славянского населения кубанских станиц. Вышивкой украшались не только одежда, но предметы домашнего обихода: настольники, рушники для икон, фотографии, зеркала. В девичье приданое обязательно входили вещи, украшенные вышивкой: рубахи, подзоры, юбки-спидницы. По поверью, вышитые полотенца обладали магической способностью сохранять и оберегать от дурного глаза, болезней, способствовать благополучию, счастью и богатству.

Специальной свадебной одежды не было; шилась обычная одежда, но из лучших тканей. Казаки на свадьбу надевали казачью форму, казачки — праздничную «парочку», юбку и кофту светлых тонов с мелким рисунком или розовое, голубое, бежевое платье.

Свадебный костюм полагалось бережно хранить в сундуке: очень часто его использовали в качестве погребального костюма («одежда на смерть»), а в случае надобности как средство лечебной магии. На Кубани существует поверье, что если завернуть в свадебное платье больного ребенка, он выздоровеет.

Большое значение в свадебном обряде славянского населения Кубани играло полотенце (рушник). Функции его разнообразны. Держась за полотенце, жених и невеста шли венчаться в церковь. На рушник ставили свадебный каравай. Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами молодых. Полотенцами перевязывались различные свадебные чины (сваты, дружок, дружка). Почти все свадебные полотенца богато украшены на концах кружевом ручного плетения.

Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные им невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны на воротнике; её уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание. И ведь есть что беречь: она выткана в полном смысле слова по ниточке на домашнем ткацком станке руками любимого человека!

Выводы

Разработка этого материала производилась на основе глубокого изучения истории возникновения, исторических условий жизни, культуры и быта казачества и были сделаны следующие выводы:

История костюма — это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все, что смогло достичь человечество в различных сферах деятельности, нашло свое отражение в одежде. Не случайно мы говорим «язык костюма», ведь одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который ее носит, самую разнообразную информацию, дающую представление не только о свойствах его характера и привычках, но и где и как он живёт.

История костюма необычайно интересна и полна напряженных, драматических событий. В России период весьма решительных преобразований начался с воцарением Петра I, который хорошо понимал, как реагируют люди на костюм, и стремился использовать это, чтобы обуздать бояр и привлечь на свою сторону представителей других сословий.

Костюм может служить ключом ко многим загадкам ушедших эпох.

Воздействие народного костюма так велико, что человек, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не может оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Я намерен и дальше развивать тему «История кубанского казачьего костюма», расширить свои знания о казачьей одежде и детально изучить особенности мужского костюма, так, как о нем ещё много не досказано.

Источники:

1.Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2001. С. 345.

2.Студенецкая Е. Н.. Одежда народов Северного Кавказа 18—19 в. М., 1999. С. 91.

3.Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани / Академия Наук СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. МиклухоМаклая. М., 1967. С. 146.

4.Студенецкая Е. Н. Указ. соч. М., 1999. С. 91.

5.Гоцолаева З. Ю. К истории черкески // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: материалы Междунар. науч. конф. СПб., 2004. С. 15 — 17.

6.Матвеев О. В., Фролов Б. Е. Очерки истории форменной одежды Кубанских казаков (конец 19 в. — 1917 г.) // Традиционный костюм восточно-славянского населения Кубани. Краснодар, 2001. Вып. 1. С. 120.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первые шаги в науку. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1 декабря 2018г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я