Практикум по проектированию онлайн-курсов

Анна Авраменко

Данное учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов языковых вузов, а также учителей и преподавателей иностранных языков. Пособие состоит из 4-х глав, представляющих из себя шаги по созданию и запуску авторского онлайн-курса для системы дистанционного или смешанного обучения. Каждая глава включает в себя как теоретический, так и практический разделы. Последний содержит не только рекомендации и задания, но и видеолекцию, доступную посредством сканирования QR-кода.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практикум по проектированию онлайн-курсов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВВЕДЕНИЕ

Цифровые гуманитарные науки (digital humanities) — это область исследований на стыке гуманитарных и компьютерных наук, которая включает в себя работу открытыми и большими данными (open & big data). В 2019 году в конкурсе «Большая перемена» в блоге Яндекс. Дзен меня заинтересовала статья про будущее образования, где массовое обучение переносится в онлайн, а традиционная школа с учителем становится элитарной.

А Вы замечали, насколько улучшилось качество перевода Google Translate? Технология машинного обучения позволяет электронным переводчикам формировать алгоритмы на базе больших данных. Однако, живой язык изучается в тесной связи с культурой, а здесь технологии еще не так продвинуты.

Таким образом, получается, что в мире больших данных и машинного обучения та самая «элитарность» учителя иностранного языка состоит не в погоне за цифровизацией, но в гуманистическом подходе, а именно в учете межкультурной коммуникации в содержании обучения и в индивидуальной работе как способе.

Тем не менее, в мире фиджитал (physical + digital) технологии нужны не как самоцель, но как средство мотивации в образовании, где нет границ между реальным и виртуальным мирами, смешанной и дистанционной формами, а именно — это синергия трех китов:

1. Метод геймификации, в которой на смену соперничеству в рейтинге приходит сотрудничество в ролевой игре посредством технологий дополненной реальности (AR) и кодов быстрого доступа (QR).

2. Метод визуализации, где игра превращается в эдьютейнмент, или обучение через развлечение посредством технологий видеоблоггинга и 3D моделирования

3. Метод микрообучения, подразумевающий дробление учебного контента на регулярные интерактивные задания (не более 15 мин) не в ущерб качеству посредством технологий социальных сетей и чатов

Данные методы подробно описаны в моей книге «Методы проектирования онлайн курсов», а в этом «Практикуме» мы поговорим об их внедрении при пошаговом запуске онлайн курса для поддержки смешанной или дистанционной формы обучения.

Модель SAMR (Substitution => Augmentation => Modification => Redefinition) предполагает 4-ступенчатый переход от того, что можно считать «технологиями ради технологий», к внедрению новых форматов обучения. Как же перейти на продвинутый уровень? Предлагаю первые три секрета трансформации преподавания:

1. ДО: Google Classroom, чтобы не распечатывать и не проверять тестовые задания — ПОСЛЕ: MOODLE и другие системы управления обучением для реализации адаптивного обучения с учетом индивидуального прогресса

2. ДО: YouTube и другие видео, чтобы развлечь и увлечь — ПОСЛЕ: авторские видео учителя для переноса лекций и объяснений правил на самостоятельное изучение.

3. ДО: PowerPoint, Keynote, Prezi презентации для визуализации — ПОСЛЕ: Mentimeter презентации для получения обратной связи.

Об этих и многих других хитростях речь пойдет ниже. Главным же условием успешной интеграции технологий с минимальным вредом для обучения является ИК-компетенция преподавателя. Необходимо различать понятия компетенции и компетентности. Хуторский понимает под компетенцией социальные требования к подготовке специалиста [Хуторский, 2002]. В то время как компетентность определяет уровень владения компетенцией [Сысоев, 2010]. Таким образом, ИК-компетенция включает в себя теоретические знания и практические умения, в то время как ИК-компетентность — это уровень владения данными знаниями и умениями для учебных целей.

В нормативных и программных документах описывается структура ИК-компетенции. В основу нормативных и программных документов национального уровня в вопросе описания ИК-компетенции ложатся рекомендации ЮНЕСКО [Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации Юнеско, 2011]. В рекомендациях ЮНЕСКО выделяются шесть аспектов работы, предполагающих интеграцию ИКТ (понимание роли ИКТ, учебные программы, педагогические практики, технические и программные средства, организация работы и профессиональное развитие). Эти шесть аспектов описываются, в свою очередь, в рамках трех подходов: применение ИКТ, освоение знаний и производство знаний. Таким образом, в рекомендациях ЮНЕСКО выделяются восемнадцать модулей ИК-компетенции.

В Профессиональном стандарте педагога в дополнение к базовым умениям, указанным в Квалификационных характеристиках должностей работников образования, прописаны знания и умения, необходимые для «погружения образовательного процесса в информационную среду» [Профессиональный стандарт…, 2013]. Согласно данному документу, профессиональная ИК-компетенция — это «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач» [там же]. В нее входят три основных компонента:

— общепользовательская ИК-компетенция;

— общепедагогическая ИК-компетенция;

— предметно-педагогическая ИК-компетенция.

Данные компетенции включаются в вышеперечисленные компоненты ИК-компетенции по зарубежным и отечественным классификациям. Общепользовательская компетенция коррелируется с оперативной компетенцией, а общепедагогическая и предметно-педагогическая компетенции отражают общедидактические и частнодидактические цели интеграции ИКТ в конкретной учебной ситуации.

Общепользовательская компетенция включает в себя такие знания и умения, как использование приемов и соблюдение правил и норм использования цифровых технологий; видео и аудио-фиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе посредством мобильных технологий для аудиторной и самостоятельной работы; аудио и видео-текстовая коммуникация; навыки использования мобильной информационной среды.

К общепедагогическому компоненту можно отнести организацию аудиторной, самостоятельной и проектной работы; проведение коллективных обсуждений в телекоммуникационной среде; организацию и проведение групповой работы в телекоммуникационной среде в рамках аудиторной и самостоятельной работы; оценивание качества цифровых образовательных ресурсов; учет мобильной информационной среды в языковом классе; поддержку формирования ИК-компетенции обучающихся.

Наконец, предметно-педагогический компонент состоит из умений, позволяющих посредством дидактического потенциала технологий предложить новые форматы заданий или улучшить уже существующие для достижения конкретных учебных целей таких, как формирование компетенций.

Формирование и реализация на практике ИК-компетенции студентов языковых вузов и практикующих педагогов является целью данного практикума. В конце каждой главы предлагается рабочая тетрадь с заданиями, последовательное выполнение которых позволит читателю спроектировать или модернизировать авторский онлайн курс.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практикум по проектированию онлайн-курсов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я