Книга для руководителей среднего и младшего уровня, стремящихся к большей эффективности, и узких специалистов, желающих стать управленцем. В книге представлены инструменты менеджера-практика. Автор щедро делится своим опытом с читателями. Использование этих инструментов позволит менеджеру повысить как свою личную эффективность, так и эффективность управления своей командой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Multi-tool эффективного менеджера. Для руководителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Разминка
Я не родился со всеми этими знаниями. Мне просто нравится мудрость, и я её везде ищу.
Давайте начнём, как в спорте, с подготовки. В разминке я постараюсь настроить вас на правильный лад, глядишь, и ваши результаты будут лучше)
В этой книге всё проверено практикой
Я — сторонник практического подхода, и мои знания получены от более опытных коллег и, конечно же, из собственного полевого опыта. Каждая теория, полученная из учебников, проверялась на практике. Каждая набитая мною шишка учтена и каждая грабля, на которую я наступил, запомнена. С каждым годом багаж рос и рос. Затем появилась программа наставничества для моих подчинённых. Спустя несколько лет эти навыки и инструменты легли в основу тренинга по эффективному практическому управлению. А уже потом материалы и результаты проведения тренингов вылились в написание книги.
Почему я написал эту книгу?
Отправная точка — разговор со слушателями на мастер-классе по инструментам эффективного управления «Безотказный и эффективный как АК-47». На кофе-брейке ко мне подошли две девушки, которые очень активно участвовали в тренинге, жадно впитывая новые знания, и делились своими историями из практики. Они были такими звоночками, которые заводили всю группу. Они подошли и спросили: «А где можно прочитать подробней о том, что мы с Вами сегодня обсуждали? У Вас есть книга?» Мне пришлось дать вежливую отповедь в стиле «Донна Роза, я — старый солдат и не знаю слов любви!» и поведать о том, что я — суровый и немногословный практик, и делюсь с ними своим скромным опытом. В конце разговора я услышал: «Очень жаль». На этом разговор наш закончился, но он заставил меня серьёзно задуматься над изложением своего опыта.
Мне повезло: в своей карьере я встречал великолепных учителей-практиков и теоретиков. Они щедро, без утайки делились со мной своими знаниями, и благодаря им я рос и развивался, набирался бесценного опыта. Этот багаж я использую в своей работе, в проведении тренингов по управлению и коучинге. И судя по восприятию разными аудиториями, им нравится этот опыт, нравятся инструменты, они с радостью берут на вооружение мои знания и навыки.
Почему же не дать широкой аудитории доступ к этому набору инструментов? Решено, буду писать книгу.
Чем больше отдаешь, тем больше получаешь
Главная мысль, которая крутилась в голове во время работы над книгой: в компании преуспевают те сотрудники, которые дают компании больше, чем получают. Чем больше даешь, тем больше получаешь. Сначала честно заплати предоплату!
Зачастую такой подход не находит понимания у рядовых сотрудников. В силу воспитания, в силу сложившихся привычек многие люди привыкли жаловаться, говорить о незаслуженно маленькой зарплате, о плохих условиях работы, высоких планах, бестолковых клиентах. Соответственно, человек не задумывается о карьерном росте, досидеть бы до 18.00 и домой.
Когда такому человеку говоришь, что если он будет давать больше компании, то компания будет больше его ценить, и у него будут появляться карьерные перспективы и зарплатные соблазны, то человек очень скептически относится к этому: видно по глазам, что он не доверяет. Такие люди очень редко становятся успешными управленцами. Те же сотрудники, которые вкладывают в работу душу, отдают много сил компании, на самом деле получают больше, чем другие. Этих людей быстро замечают, и они растут, развиваются, становятся успешными руководителями.
Один из контраргументов к такому обсуждению — поговорка «Работа дураков любит». Возможно, но если им за это хорошо платят, ценят, повышают по карьерной лестнице, то я не против. Вместо того, чтобы сидеть на офисной кухне и неспешно перемывать косточки своим руководителям и успешным коллегам за чашкой кофе, развивайтесь, учитесь, растите по карьерной лестнице.
В этой книге я постараюсь помочь вам грамотно «заплатить предоплату» вашей компании и вашей карьере.
История про $100
В процессе написания книги я начал работу с молодым менеджером, назовём его Тимур. На год я стал его наставником. И именно эта концепция была озвучена мной в самом начале нашего общения. Опишу вкратце нашу с ним беседу.
В качестве вводной для нашей коучинг-сессии я рассказал ему о модели «чем больше отдаёшь, тем больше получаешь».
Нужно признаться, этой самой теорией я сломал всю запланированную мной работу J. Но зато получил очень интересный и острый спор, в ходе которого сознание молодого человека трансформировалось шаг за шагом.
Первая реакция была: «Это, что ли, как в Библии? Ударили по одной щеке, подставь как трус другую?»
Пришлось в ролях рассказывать свой жизненный опыт без привязки к религиям и суевериям.
В середине лихих 90-х у меня был старший товарищ, приехавший в наш город с высокогорного Кавказа. Он меня научил двум вещам:
1. «У настоящего мужчины в бумажнике всегда лежит $100 — на всякий случай!» Под всякими случаями он подразумевал всё, что было связано с девушками: цветы купить, шампанское и т. д. На самом деле, впоследствии купюра «НЗ» в бумажнике не раз выручала меня и в наших краях, и за границей. $100 — сумма фигуральная, кого-то и 10.000 долларов в кармане не греет, а кто-то и с запасной 1.000-тенговой купюрой будет уверен в завтрашнем дне.
2. «Чем больше денег ты отдаёшь, тем больше ты получаешь!» Когда я впервые это услышал от него, то тоже не совсем осознал, о чём это он. Но с возрастом само пришло: деньги не любят лежать под матрасом, они любят быть в движении. И чем разумнее ты заставляешь их двигаться, тем больше их приходит.
Но его концепция, касавшаяся денег, распространилась у меня на многие аспекты жизни. Чем больше даёшь окружающим, тем больше получаешь. Естественно, есть ограничения. Со временем начинаешь чётко различать искренних людей, соратников, партнёров, с которыми можно и нужно делиться, и людей, любящих покататься на шее человека, пожить за счёт других. С последними, естественно, в миротворцев не играю.
…
В конце беседы Тимур спросил:
— Ну ладно, теперь это звучит для меня не так дико. Но если всё время отдавать, то откуда возьмётся то, что должно прийти?
— Тимур, а фиг его знает. Наверное, из Вселенной J
Так что теперь — работать 24/7?
Быть «эффективным управляющим» — не всегда значит, что человек работает сутками, и днём, и ночью, 24/7. Если человек грамотно построил свои бизнес-процессы, грамотно делегирует работу своим подчинённым, тем самым развивая их и освобождая своё время и энергию, то этот руководитель становится в большей степени хозяином своей судьбы, нежели рядовой сотрудник. Этот человек получает дополнительные ресурсы: информационные, финансовые, человеческие.
Мои коллеги и клиенты хорошо знают моё отношение к отсутствию делегирования. Если вы не делегируете полномочия своим подчинённым, вы — преступник. Преступник по отношению к сотрудникам, потому что вы не даёте им расти профессионально и получать новые навыки. Преступник по отношению к компании, потому что вы тратите время не на ту работу, которая могла бы принести максимум пользы. Преступник по отношению к себе, потому что вы также могли развивать свои навыки в новых областях.
Если же человек решает работать по принципу «моя хата с краю», то, конечно, лучше оставаться рядовым сотрудником и избегать лишней ответственности. Дальше в книге мы поговорим об эффективном менеджере, кто это такой и с чем его едят.
Почему multi-tool?
Когда я начал писать эту книгу, то стал понимать, что собрал для себя набор инструментов, которые мне помогают решать многие проблемы быстро, не тратя много времени на стандартные ситуации. В голове стало крутиться изображение хорошего, дорогого мультитула. Мультитул, если кто-то не знает, — это инструмент, в котором совмещено множество инструментов: плоскогубцы, отвёртка, ножик, шило и т. д.
Вспомнилась такая аналогия: в детстве я заглядывал в папину кладовку, где он хранил свои инструменты, — для меня это был целый мир. Там были штангенциркули, хитрые ножовки, наборы ключей… Смотря на своих дочерей, я вижу, что они так же поступают с маминой косметикой, украшениями — они изучают мамин мир инструментов.
Когда я стал подрастать, то начал замечать, что у разных людей — разные наборы домашних инструментов. У одних наших знакомых, к которым мы приходили в гости, мастерская была похожа на храм инструментария. Там было огромное количество инструментов, станков, приспособлений, непонятных мне железок. У кого-то инструментарий дома состоял из маленькой дерматиновой сумки, в которой лежали молоток, пара отвёрток и ржавые гвозди. Начав размышлять о книге, я стал понимать, что менеджеры напоминают тех самых знакомых из детства.
Есть менеджеры, которые являются, по сути, лабораторией эффективного управления, в арсенале которых огромное количество методов, подходов, инструментов. Они используют огромное количество теоретических знаний и практических наработок.
Есть менеджеры, у которых есть два-три эффективных инструмента, и всю жизнь они используют только их. А есть менеджеры со средним по размеру набором инструментов.
Я расскажу вам о своём наборе безотказных инструментов, мультитуле из 7 ключевых приёмов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Multi-tool эффективного менеджера. Для руководителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других