Ты (не)хороший руководитель. Как через личную эффективность повысить эффективность команды

Лариса Курганникова, 2020

Что делает руководителя настоящим лидером, а бизнес ведет к процветанию? Деньги? Связи? Возможности? Нет! Личная эффективность и управленческие навыки, отсутствие которых ведет либо к отсутствию развития и многолетнему застою, либо к краху всего дела.Особенно важно это понимать начинающим предпринимателям, собственникам бизнеса. Мало свое дело организовать. Нужно уметь им грамотно управлять.В книге просто и доступно, без воды и заумных теорий изложены практические советы, кейсы по организации и управлению своим делом, обобщен личный 20-летний опыт руководящей и консалтинговой работы с малым и средним бизнесом.Каждая глава содержит вопросы для самокоучинга, позволяющие собственнику бизнеса и руководителю проработать свои навыки управления.Книга адресована начинающим руководителям, предпринимателям, управленцам и всем, кто желает через личную эффективность организовать эффективную работу команды в бизнесе.

Оглавление

Приветствие

Приветствую вас, мой читатель!

Благодарю, что обратили внимание на эту книгу.

Если вы держите её в руках и даже уже читаете первые страницы, значит вы понимаете, что труд руководителя не из легких, и требует постоянного совершенствования.

Руководитель — это тоже профессия. И как любой профессии ей тоже нужно учиться, особенно начинающим. Я буду рада, если эта книга послужит для вас отправной точкой к профессиональному росту.

Что полезное вы можете почерпнуть из этой книги, и почему важно ее прочесть.

За моими плечами опыт 20-летней работы руководителем, преподавателем менеджмента, коммерческим директором, бизнес-консультантом и бизнес-коучем, специалистом по описанию, систематизации и оптимизации управленческих бизнес-процессов.

Будучи членом Национальной федерации профессиональных менторов и коучей, я помогаю руководителям и собственникам малого бизнеса выстроить правильное и грамотное управление командой и бизнесом.

Не понаслышке знаю, что вести бизнес в современном мире ох как непросто. Но также я знаю, что малый бизнес часто работает, что называется, просто на коленке, а часть — по наитию. Грамотных управленцев в малом и среднем бизнесе встретишь редко. Как правило, во главе компаний стоят не профессиональные руководители, а собственники бизнеса, предприниматели, люди, не имеющие управленческих навыков. В результате встает острая проблема неэффективного руководства. Чаще всего управление малым бизнесом оказывается неглубоким. Руководитель часто подает себя как менеджера, а не как лидера, что неизменно вызывает сложности. К сожалению, мало кто признается, что не является эффективным руководителем — это удар по самолюбию. А учиться управлению многие не считают необходимостью. Все это, в конце концов, либо приводит к закрытию предприятия, либо к его стагнации и умиранию. В любом случае, финал печальный…

Но вы ведь этого не хотите?

Знаю, что кто-то из вас сейчас подумал: «Это не про меня». К сожалению, в России у малого бизнеса культура управления слаба. И, давайте честно, многим кажется, что для того, чтобы управлять, достаточно разбираться в том, что ты делаешь, в своем продукте или услуге. Но ведь это совсем не так. Нужно видение, стратегия, тактика, организаторские способности, навыки общения с людьми, создание системы работы, гибкость и твердость в принятии решений, эмоциональный интеллект и многое другое, о чем мало кто из руководителей задумывается.

И если вдруг что-то не получается, команда работает не так, как вам хочется, бизнес-процессы хромают, прибыли нет, а люди долго не задерживаются, то, как правило, никто из руководителей не ищет причины в себе. Многие даже не догадываются, что виной не происки конкурентов, будь они неладны, и не тупой персонал, который ничего не делает, а денег хочет все больше и больше, а всего лишь их самонадеянность и отсутствие управленческих знаний.

В своей практике я нередко сталкиваюсь с тем, что приходишь в компанию и слышишь: «У нас упали продажи — сделайте что-нибудь с нашими продавцами.» — «А почему с продавцами?» — «Они плохо продают!» Или руководитель честно признается, что создал свое дело, а через некоторое время пришло понимание, что не хватает управленческих навыков, чтобы развиваться дальше. Нужна помощь специалистов.

Чтобы избежать подобных ситуаций, вам важно понять, что:

— С сотрудниками ничего не изменится, если руководитель неправильно ставит задачу.

— Ничего не изменится, если не работать с мотивацией персонала в организации, не смотреть и не контролировать результаты.

— И самое главное: всегда понятно, что многое зависит от того, развиваются ли руководители или нет.

Почему это важно сегодня?

Когда я почти закончила писать эту книгу, к нам нагрянул вирус, который коренным образом изменил и окружающий мир, и мир бизнеса. Этот вирус обнажил многие проблемы, с которыми бизнес жил и мирился долгое время и даже не обращал внимание. И именно те, кто смирился с проблемами в управлении или упорно их не замечали, закрывали глаза и думали, что и так сойдёт, пошли ко дну первыми.

Есть компании, которые не сильно почувствовали негативное влияние вируса. Но их очень мало. А есть те, кто буквально умер на глазах. Очень жаль.

А между ними прослойка тех, кто еще держится на плаву, но живет в ситуации неопределенности: а что дальше? Как поступить в этой ситуации.

Многие эксперты говорят о том, что сейчас выиграет тот, кто способен меняться. Кто сумеет найти правильный выход из ситуации новыми способами. Идет процесс переосмысления и адаптации к новым условиям.

И я вижу, как многие предприниматели, собственники бизнеса кинулись искать информацию о том, как выжить в сложившейся ситуации. Есть много советов по этому поводу от разных специалистов в разных направлениях и вопросах ведения бизнеса.

Я же хочу остановиться на других аспектах.

Кризис выявил очень большой перекос в управлении компаниями в сторону продаж. Все учились как ПРОДАВАТЬ, но мало кто учился как УПРАВЛЯТЬ. Управление долгое время рассматривалось как вторичный элемент. В результате, в условиях нынешней неопределенности многие руководители растерялись, не хватило управленческих навыков.

Ну перевели сотрудников на"удаленку", а что дальше? Как контролировать, ставить задачи, планировать рабочее время, сделать так, чтобы сотрудник работали эффективно? Да и сами сотрудники растерялись.

Все осваивают новые дистанционные навыки, но не меняют мышление. А устаревшее мышление, и, как следствие, управление — это корень многих проблем, это то, что тормозит все бизнес-процессы. Недаром говорят, что все проблемы начинаются с головы.

Любые испытания дают нам новые возможности. Главное — их увидеть и правильно воспользоваться.

Вот почему вам важно причитать эту книгу.

Она написана на стыке перемен. Когда пандемия разделила нашу жизнь на «до и после». А значит, есть над чем подумать.

Сразу оговорюсь, что книга адресована в первую очередь НАЧИНАЮЩИМ руководителям, тем, кто не имеет управленческих навыков или они совсем не профессиональные. А ведь руководитель — это профессия.

Монстры управления могут найти ее слишком упрощенной.

Но тут я хочу заметить, что часто гениальность заложена именно в простоте (не претендую на гениальность). Что самые простые решения оказываются самыми эффективными. Но нам всегда хочется что-то усложнить. Ищем непростых решений в простых вещах. А простые решения обесцениваем.

Некоторые могут сказать, что и так все было понятно, ничего нового.

В мире вообще нет ничего нового, все написано и описано до нас.

Только вот в чем проблема: если мы все знаем, как правильно, то почему не делаем? Знать и делать — это не одно и то же.

Иногда на консультациях клиент приходит к выводу, что решение лежало на поверхности, стоило только посмотреть на ситуацию с другой стороны и сделать определенный шаг. И тогда он очень удивляется простоте и тому, какие сложные выходы он искал. Было с вами такое? Думаю, что да.

Поэтому своей целью я не ставлю кого-то удивить или открыть Америку в сфере управления. И тем более мне не хотелось копаться в глубинах бизнес-психологии, бизнес-процессов, теорий управления. Для этого есть другие авторы и книги.

Я намеренно не затрагиваю тему бизнес-процессов в управлении по одной простой причине: ни один, даже самый совершенный бизнес-процесс, не будет работать без грамотного управления.

Первична во всех процессах ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ.

Скорее мне хочется сэкономить ваше время и силы, а у начинающих руководителей они наиболее ценны, и осветить актуальные вопросы руководства просто и доступно, на практических примерах и ситуациях.

В книге обобщаются рекомендации от успешных бизнесменов и мировых бизнес-консультантов. А также мой практический опыт и реальные истории, которые, надеюсь, будут отличным дополнением к ним.

Здесь собраны тематически самостоятельные статьи, в которых есть вопросы для самокоучинга. Каждая такая статья — это ваш шаг к мастерству управления. Ответив на вопросы к ним, вы посмотрите со стороны на себя как на руководителя, увидите свои сильные и слабые стороны, узнаете, что нужно улучшить, над чем поработать.

Работа над собой, несомненно, поможет вам не только самому подняться на ступень выше, но и сделать эффективнее управление бизнесом. Как вам такая перспектива? Готовы к переменам? Тогда, поехали!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я