Методика славянского воспитания. Учебно-методическое пособие

Андрей Хуторской

Рассматривается специфика славянского воспитания от зачатия до старшего школьного возраста. Методика воспитания и обучения базируется на ключевых принципах славянской культуры: почитание предков, славление родных богов и гармония с природой. Основой учебного года выступает славянский календарь, который позволяет каждому ребёнку всякий раз проживать солнечный год на новом уровне. Для студентов вузов и колледжей, педагогов, родителей, организаторов славянского образования, славян.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика славянского воспитания. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2. СТУПЕНИ СЛАВЯНСКОЙ ШКОЛЫ

Уровни (ступени) славянского образования определяются несколькими «школами жизни»:

— Школа будущей матери и отца.

— Дородовая школа (беременность).

— Младенчество (возраст от 0 до 1 года)

— Раннее детство (возраст 1—3 года)

— Дошкольная школа (возраст 3—7 лет)

— Начальная школа (возраст 7—12 лет)

— Отрочество (возраст 12—16 лет)

— Молодёжь (возраст от 16 лет)

— Профессиональное обучение.

— Школа семьи.

— Школа зрелости.

— Школа мудрости.

Рассмотрим особенности начальных ступеней «школ жизни» — до 7 лет.

Воспитание до зачатия

Воспитание ребёнка в славянской семье начинается до его рождения и даже до зачатия — в мыслях и чувствах его будущих родителей. Подготовка к продолжению своего рода в славянской культуре происходит сызмальства — через пример родителей и не только. Юноши и девушки участвуют в бытовой жизни, в обрядах, ритуалах, играх, которые помогают им стать в будущем папами и мамами.

Ещё до замужества матери и бабушки учат молодых девочек готовить пищу, ткать и вязать, ухаживать за ребенком. Примером для девушек выступает Лада — богиня весны, пахоты и сева, покровительница брака и любви. Девочкам объясняют, что к мальчикам нужно относиться с уважением, поскольку они — будущие мужчины, воины, отцы, главы и защитники рода.

Мальчики у древних славян проходили обряд посвящения в мужчины — испытание на возможность самостоятельного выживания неделю в лесу. Примером для юношей выступает Перун — бог воинов и земледельцев. Выбирая свою половинку, от которой пойдут дети, юноша учится понимать, что несет ответственность не только перед собой, но и перед всем своим родом. Считалось, что важно подобрать такую пару своему ребенку, чтобы получилось здоровое потомство. Как правило, для молодого человека невесту искали сами родители, сваты или свахи. Часто невесту выбирали из других мест. Женитьба молодых людей происходит по их обоюдному согласию, с благословения своих родителей и с соблюдением обрядов.

Чтобы новая семья стала плодовитой, на свадьбу приглашали беременных женщин, осыпали молодых зерном, сажали на колени невесты маленького ребенка. Перед зачатием супругам рекомендовали быть умеренными в еде и питье, исключить алкоголь. Нужно чисто прибрать дом, оставить недобрые мысли, избегать сквернословия.

Изба детьми весела!

В первый год семейной жизни молодуху — женщину, ещё не родившую ребёнка, опекают всей семьёй. Её наряды яркие да богатые, украшены славянскими оберегами для зачатия детей и лёгкой беременности.

Славянский оберег Рожаница — символ выглядит как схематическое изображение богини с поднятыми вверх руками. В вышивку добавляют изображения животных, птиц, деревьев. Оберег считается только женским. Носили его и вышивали также женщины. Значение символа — продолжение рода, защита беременной и её младенца.

Каждая женщина рождена для того, чтобы стать мамой. Это её естественное предназначение, однако, не каждая это осознает. Оберег Рожаница помогает это понять, даёт силы и желание стать хранительницей домашнего очага, обрести веру в себя и будущее потомство.

Древнеславянский оберег «Засеянное поле» — знак Матери Сырой Земли в форме ромба, поделенного на 4 части, в каждой части точка — зерно. Замужние женщины носили одежду с вышивкой «засеянное поле», чтобы зачать здорового ребёнка, дать ему силы для роста и появления на свет.

Науз Купало «Зачатие ребёнка» — магический предмет, состоит из 40 узелков, которые завязывают с особым заговором. Помогает женщинам забеременеть. Бога Купалу просят о появлении здорового и счастливого ребёнка, кто будет всегда любим родными богами и людьми.

Согласно половой культуре славян, супругам советуют заниматься продолжением рода не ночью, как это принято сейчас, а на рассвете или днем, в этом случае бог солнца Ярило даёт будущим родителям свою светлую животворящую силу.

Считается, если мать понесла на Купалу, то её дитя родится сильным, активным, настоящим богатырём. Согласно поверьям, пол будущего ребёнка можно запрограммировать, если подкладывать в постель или под кровать «мужские» либо «женские» предметы. Если хотят сына, то пилу, топор, борону; если мечтают о дочке, то — ленточку, гребешок, прялочку.

Как бы не относиться к подобным обрядам и суевериям, они помогают будущим родителям думать о потомстве, готовиться к рождению ребёнка. Известно, что многие отцы и матери видели своих детей во снах, разговаривали с ними, знали их имена ещё за два-три месяца до зачатия. Согласно языческим представлениям родители могут притянуть именно ту душу, в которой нуждается их семья, род и народ. В ребёнке может воплотиться предок рода и продолжить свою эволюцию.

Дородовое воспитание

Биологическая жизнь ребёнка начинается с соединения сперматозоида мужчины с яйцеклеткой женщины. Оплодотворённая яйцеклетка (зигота) содержит 46 хромосом — половина от матери, половина от отца. Первая клетка уже несёт в себе индивидуальность ребёнка. Через несколько дней после зачатия начинают образовываться его дыхательная, нервная и пищеварительная системы, его внутренние органы. Ребёнок получает питание из крови матери. Мама взаимодействует с малышом.

Воспитание ребёнка начинается, когда он ещё находится в утробе матери.

На третьей неделе у ребёнка образуется собственная система кровообращения, начинает биться сердце. На построение физического тела ребёнка, на его здоровье и самочувствие влияют питание мамы, её дыхание и движение. Влияние на ребёнка отца происходят с помощью поглаживания живота матери, разговоров с малышом. Звуковые и телесные вибрации ребёнок чувствует. Пэтому, ещё до рождения необходимо общение родителей с ребёнком, их мысленные и внешние посылы к нему, спокойствие и радость.

На втором месяце беременности у ребёнка развиваются руки, ноги, половые органы, нос, уши, глаза. Мозг начинает управлять движениями мышц, ребёнок начинает делать движения, появляется его тактильная (кожная) чувствительность. Создаётся система осязания, с помощью которой ребёнок распознаёт виды прикосновений и температурных воздействий. Малыш учится понимать ощущения об окружающем мире и отвечать на них.

Чем больше ощущений получает ребёнок в утробе матери, тем чувствительнее станет его восприятие после рождения, создадутся предпосылки для развития его интеллекта и способностей.

Занятия с ребёнком по развитию его осязания проводятся через прикосновения или поглаживания живота матери несколько раз в день по 5 минут. Это могут делать сама мама, отец, старшие дети. Поглаживание возможно не только рукой, но и природными объектами — минеральными (кристаллы, самоцветы, глина, песок), растительными (травы, цветы, листья, кора, ветки). Прикосновения сопровождаются словами с определённой интонацией, характерной для применяемых предметов. По мнению Н. А. Неволиной5, необходимо развивать в ребёнке его физические органы чувств через контрастные противоположности. Прикосновения должны быть приятны малышу, сопровождаться ласковыми словами, чтением стихов, пением мамы, подходящей музыкой.

Рекомендации Н. А. Неволиной характерны для природосообразного развития ребёнка по отношению к славянским стихиям природы (земля, вода, воздух, огонь), на них мы будем опираться в данном параграфе наряду с другими.

Уже в утробе матери малыш может почувствовать лёгкое и тяжёлое, мягкое и твёрдое, сухое и мокрое, тёплое и холодное, гладкое и шершавое. Ещё Аристотель говорил о четырёх основных сочетаниях: теплого и сухого, теплого и влажного, холодного и влажного, холодного и сухого. Мария Мантессори построила систему сенсорного развития ребёнка, которая действует и в период до его рождения. Такой подход применим как на стадии беременности, так и в ближайшие годы развития ребёнка.

Деточек родить — не веточек ломить

К концу второго месяца у ребёнка в утробе матери развиваются зачатки органов обоняния и вкуса. На третьем месяце беременности начинают действовать все органы чувств и соответствующие центры мозга ребёнка. Малыш уже может поворачивать голову, менять выражение лица, сжимать кулачок и двигать руками, отталкиваться ногами и пинаться, менять положение тела, когда ему неудобно. Мать начинает чувствовать шевеление и движение ребёнка.

Малыш глотает околоплодные воды, если они сладкие, и перестаёт глотать, если они горькие. На внутриматочную жидкость влияет то, что съедает и выпивает мать. Ребёнок привыкает к вкусу пищи, которой питается мама. В это время нежелательны консервированные, рафинированные продукты продукты из других стран. Предпочтение лучше отдавать отечественным продуктам, своим выращенным овощам и фруктам.

С помощью питания мать воспитывает шесть основных вкусов: сладкий, кислый, солёный, горький, острый, вяжущий. Горький и острый вкусы употребляются мало, очень сладкое, очень кислое, очень солёное — не используются совсем.

На четвёртом месяце беременности зрительное восприятие ребёнок тренирует через зрение матери: цветовые сочетания, узоры, виды природы, которые ей нравятся. Малыш воспринимает оранжевый свет, если его направить на живот матери. Наиболее благоприятные цвета для малыша в утробе матери — оттенки оранжевого, тёплый жёлтый, оттенки зелёного. Он чувствует тёплые и холодные цвета, спокойные и контрастные цветовые сочетания, яркие или бледные одежды у мамы. На занятиях мама может прикасаться к животу окрашенным предметом, комментировать их цвета. Нежелательны очень яркие и очень тёмные, грязные цвета, резкие цветовые сочетания, чёрный и фиолетовый цвета.

Н. А. Неволина считает6, что для развития зрительного восприятия детям нужно рассказывать о типах линий: волнистые, прямые, округлые, ломаные, для этого мама проводит рукой по соответствующему предмету, очерчивает его. Полезны свастичные узоры, обережные вышивки. Нежелательны острые углы и резкие ломаные линии.

На четвёртом месяце беременности женщины у ребёнка развивается способность любить и радоваться другим людям. Матери важно красиво одеваться, пользоваться изысканными предметами, бывать на природе, рассматривать произведения искусства, заниматься творчеством. Всё, что радует её, оказывает влияние на развитие ребёнка.

У малыша появляются всевозможные желания, которые через пуповину передаются матери. Этим можно объяснить «женские капризы», которые необходимо учитывать мужу, поскольку их причина в развивающемся малыше.

На пятом месяце беременности пробуждается сознание ребёнка, он начинает мыслить и видеть сны. Мама должна уметь спокойно засыпать, чтобы не обеспокоить дитя, с которым она объединена. Ей рекомендуется слушать звуки природы, хорошую музыку, ходить в музеи, думать о возвышенном.

У ребёнка продолжают развиваться органы слуха. Околоплодная жидкость, в которой находится ребёнок, передаёт звуковые колебания лучше, чем воздух. Поэтому ребёнок хорошо воспринимает звуки в утробе матери. Уже с третьего месяца он слышит голоса родителей, начинает отличать голос матери от голосов других людей.

Проводятся занятия по развитию слухового восприятия малыша. Применяются звуки живой природы: голоса мамы и отца, близких людей, других детей, голоса животных, птиц, насекомых, деревьев, трав, цветов. Полезно, чтобы малыш услышал, как шуршит песок, капает дождь, стучит камень, чавкает глина, журчит ручей. Ребёнок слушает и звуки быта: как насыпется крупа, льётся вода из крана, наливается чай, мяукает кошка. Мама рассказывает ребёнку о происходящем вокруг, читает вслух стихи и сказки, поёт колыбельные песни.

Фрагмент колыбельной7:

Баю — баю, баю — баю. Кто ты?

Я пока не знаю. Ты родишься скоро очень.

Спи, малыш, спокойной ночи!

Спи, малыш, спи, малыш.

«Баю-баюшки-баю» непременный атрибут колыбельных. Кот Баюн, от глагола «баять» — «рассказывать, говорить» относится к нижнему миру славянского мироздания, усыпляет своими сказками.

Ребенок в животе обожает слушать детские голоса, тихую музыку. Маме рекомендуется, положив руку на живот, петь песни, любимые ею с детства. В ответ ребёнок может шевелить ручками и ножками в такт песни.

На шестом месяце внутриутробного развития у ребёнка заканчивается созревание кожи, связок, вен, зубов, волос, ногтей и внутреннего уха, он начинает мыслить. Занятия по развитию ощущений ребёнка включают развитие обоняния. Мама знакомит ребёнка с запахами живой природы, того, что ей окружает. Нежелательны очень сильные запахи, а также — химические. Рецепторы, необходимые для обоняния, начинают формироваться у ребёнка уже в 8 недель беременности. Окончательно органы обоняния ребёнка разовьются на 8 месяце Когда младенцы появляются на свет, они уже прекрасно чуют запахи вокруг себя.

К концу седьмого месяца беременности женщины физическое тело ребёнка полностью построено, развиты органы равновесия, он слышит, может видеть, различает вкус. Благодаря знакомству малыша со стихиями природы пробуждаются его органы чувств внешнего мира. Мама к этому времени учится понимать ребёнка, выявлять его пристрастия, давать пищу уму. На занятиях мама продолжает рассказывать малышу о своих ощущениях, когда прикасается к различным частям своего тела, берёт в руки определённые предметы. Идёт подготовка к занятиям после рождения ребёнка.

В восьмой месяц внутриутробного развития ребёнка мать хорошо чувствует своё дитя. Мысли, чувства и действия беременной влияют на её ребёнка. Поэтому, во время беременности маме нужно научиться отвлекаться от неприятных мыслей, оградить себя от того, что раздражает. Если сложно успокоиться и контролировать свои эмоции, маме лучше заняться любимым делом, сделать дыхательную гимнастику, прогуляться в парк. Многие женщины во время беременности раскрывают в себе новые таланты.

Образ жизни и эмоциональное состояние мамы влияет на будущее ребёнка. Если мама много спит во время беременности — ребёнок будет ленивым, если она ругается — он тоже будет ругаться, если мать грустит и страдает — дитя может стать неудачником и трусом, если женщина не любит мужа, то у ребёнка может отсутствовать душевная связь с отцом. Маме не следует винить себя за негатив, который испытывает во время беременности. Лучше найти способы решить задачу своего состояния.

На девятом месяце беременности женщины происходит дозревание тела, малышу становится тесновато в матке женщины, он прибавляет в весе, наблюдается спад его подвижности, что бывает поводом для беспокойства. Один из необычных способов повлиять на активность ребенка — выпить стакан очень холодной воды, температура внутри поменяется и это повлияет на малютку и подтолкнёт его к совершению каких-либо действий.

В это время продумывается обустройство детской комнаты, её цветовое и световое решение, место для кормления и игр ребёнка, расположение детской кроватки. Нужно знать, какой должна быть детская одежда, игрушки, книги в первые месяцы после рождения ребёнка.

Десятый месяц беременности женщины — время подготовки к родам. Это чувствует и ребёнок. В это время мама успокаивает и подготавливает его к родам, поскольку ребёнок может испытывать беспокойство, предчувствуя изменение привычного образа жизни. Он должен знать, что его ждут любимые и близкие люди, что его роды — долгожданное и праздничное событие в его семье, в его роду. Когда ребёнок готов родиться, он сам даёт об этом знать материнскому телу и самой женщине.

Древние славяне считали, что во время родов открываются двери между мирами Нави и Яви. Чтобы духи не затянули в этот момент в свое царство кого-то из живых, дом тщательно оберегали, уводя роженицу при начале схваток в нежилое помещение. Наиболее подходящей для родов считалась баня. Перед родами деревянные стены и пол бани начищали добела и пропаривали. Беременной расплетали косы и развязывали все узелки на тесемках ее одежды, считалось, что так ей легче раскрыться. По народным поверьям длинные распущенные волосы подключают небесные силы и являются оберегом. В домашних и подсобных помещениях открывались все замки, засовы, сундуки, ящики, двери, окна. Залогом благополучного разрешения от родов считалось присутствие рядом с будущей матерью, кроме её мужа и повитухи, еще и пожилой многодетной женщины. Однако присутствие мужа при родах допускалось не у всех славян, проживающих на разных территориях.

При родах использовались различные заговоры, например:

«Лада-Мати златы ключи воды проткни, роды начни!»

Ребенка заворачивали не в свежие пеленки, а в отцовскую рубаху, считая, что благодаря этому отец будет больше любить свое дитя, а сам малыш крепче спать. Учитывая, что новорожденный впоследствии встречая знакомый запах, будет успокаиваться.

После появления на свет, отец знакомил ребенка с миром: показывал новорожденного восходящему солнцу, растущему месяцу, огню очага, а также — окунал младенца в проточную воду или обрызгивал его водой из реки. Через несколько дней ребенку давали имя, которое хранилось в секрете, его нужно было оберегать от злых духов и недобрых людей. Поэтому у славян есть обычай двойных имен: одно имя тайное, даётся при рождении, а другое имя мирское. Мирское имя давалось жрецом исходя из задач ребенка в этой жизни, то есть это имя было временным, а тайное имя — это настоящее имя его души. Нельзя было давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме. Считалось, что у каждого человека есть свой Лег-хранитель (ангел) и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них. В возрасте от 9 до 16 лет жрец проводил обряд имянаречения ребёнка уже взрослым имением в соответствии с проявленными им наклонностям.

Младенчество (возраст от 0 до 1 года)

«Умел дитя родить, умей и научить» — русская народная пословица. Ребёнок пришёл в мир Яви с врождёнными задатками, наследственными способностями и с ощущениями, накопленными в утробе матери. Задача родителей — создать наилучшие условия для развития своего дитя.

В первые 10 дней ребёнка принято называть новорожденным. Он приспосабливается к новому для него способу дыхания, обычному воздуху, к новой пище, запахам, свету, прикосновениям, окружающим звукам, чувству тяжести собственного тела и многому другому. Ребёнок соотносит новые ощущения с теми, что были в утробе матери. Родители и близкие люди помогают ему своей любовью, лаской, нежностью, общением, прикосновениями, заботой, уходом за его телом. Обстановка спокойная и жизнерадостная. Ребёнку требуется приспособиться к окружающему миру. В первую неделю жизни он находится в «пограничном», беззащитном состоянии, и особо оберегается родственниками.

Первые сорок дней жизни — адаптационный период. Младенец после рождения привыкает к новому пространству, в это время не рекомендуются прогулки. Достаточно пространства, которое его окружает, например, комната. Свет естественный, неяркий. Если маме приходится ночью вставать к ребенку, она включает неяркую подсветку. Избегают резких и громких звуков вокруг малыша.

Мама разговаривает с ребенком, он вспоминает звук её голоса который слышал во внутриутробной жизни. Для разговоров с ребёнком, применяются потешки и пестушки, сопровождаемые ритмическими поглаживаниями и похлопываниями.

Потешки на умывание.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдём,

Где водичка найдём!

Утром мы водичкой моем руки, личико.

Плих и плюх, плих и плюх.

Убегай грязь от чистюх.

Водичка, водичка умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Щечки? Мыли.

Носик? Мыли?

А глазки? Забыли.

Постепенно детёныша знакомят со стихиями природы наяву: показывают солнцу и ветру, кладут на землю, окунают в воду, произносят благословения.

К 2—3 месяцам младенец уже освоился с обилием новых впечатлений и ощущений. Он по-своему понимает происходящее, отвечает на общение с ним окружающих, различает своих домашних и близких людей, больше двигается. Приятные и радостные, минуты общения уже закрепились в памяти младенца, он начинает их предвкушать, узнавая и приветствуя тех, кто доставляет ему радость. Следует доверять младенцу, если он не хочет идти к кому-то на руки, с плачем встречает нового человека или игрушку.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет, —

Забодает, забодает, забодает!

Мама объясняет ребёнку всё происходящее, спрашивает его согласия на различные действия, оберегает его от окружающих отрицательных чувств и мыслей.

Ребёнок осваивает пять своих органов чувств: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Рецепторы этих органов чувств уже у него работают и нуждаются в дальнейшем развитии. Ребёнок дотрагивается до желаемых предметов, прислушивается к новым звукам, ощущает новые запахи, вкусы через молоко матери, воду, прикосновения к губам. Ребёнок видит подвешенные рядом с кроваткой игрушки, особенно, если они движутся.

С 2—3 месяцев до 1 года — ребёнок называется грудным. Молоко матери — основной вид его питания. Добавочное питание начинается со второй или самое позднее с 8-й недели. Грудничок уже много двигается, он вполне освоился с управлением своим телом. В эти месяцы малыш начинает переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Он осваивает способы общения с окружающими его людьми, животными, окружающим миром. Ребёнок эмоционально общается с взрослым человеком по поводу предметов и игрушек, узнаёт и закрепляет их названия, свойства, местоположения.

Одним из способов реакции двухмесячного ребенка на окружающий мир является плач, постепенно проявляются другие звуки. Малыш с большей охотой начинает агукать и смеяться.

В 3 месяца ребёнок различает основные цвета, формы, объёмы, плоские геометрические фигуры. Развивается речь малыша, ребёнок использует сначала «гуление», потом — лепет, затем — отдельные слова и предложения Грудничка знакомят с окружающими предметами, дают их потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус. С ребёнком проводят экскурсии по дому: рассматривают разноцветные овощи на кухне, слушают звуки посуды, трогают и гладят растения, одежду, инструменты, мебель и др.

С 4—5 месяцев общение ребёнка избирательное. Он разделяет «своих» и «чужих» людей, начинает отдавать предпочтение определённым предметам и игрушкам, по-разному относится к различной музыке, вкусовым ощущениям.

С 5—6 месяцев, когда ребёнок начинает сидеть, с ним проводятся системные занятия дома или в домашней группе. Занятия ведутся по четырём направлениям:

1) общая моторика,

2) мелкая моторика и сенсорика,

3) развитие речи,

4) самообслуживание и общение.

Занятия по общей моторике

В первый год жизни тело ребёнка быстро растёт и меняется. В этот год важен здоровый образ его жизни: грамотное закаливание, правильное питание, телесные упражнения, общение со стихиями природы, ритмичность бодрствования и сна.

Здоровый ребёнок с первого дня улыбчив, спокоен, деятелен. У него хорошо развиты врождённые рефлексы: хватательный, толкательный, сосательный. Уже с новорожденным можно заниматься маятниковой (суставной) гимнастикой, водным и воздушным закаливанием, плаванием, делать массажи. Физическими упражнениями с ребёнком полезно заниматься отцу.

Н. А. Неволина приводит следующие ориентировочные результаты занятий по общей моторике8.

К концу 3 месяца жизни ребёнок: сидя при поддержке, удерживает голову прямо; лёжа на животике, опирается на предплечья; при удерживании в положение стоя, опирается на ножки, управляет верхней частью тела и головой; начинает переворачиваться со спинки на бок.

В 5 месяцев: лёжа на животике, опирается на вытянутые руки; с живота переворачивается на спину; перевернувшись со спины на бок, остаётся играть в таком положении; лёжа на животике, опирается на предплечья и тянется за игрушкой; хорошо удерживает в руке предмет; сидит без поддержки в течение 1 минуты; стоит на всей ступне, опираясь на что-либо.

В 6 месяцев ребёнок может сидеть в течение 10 минут, руки свободны для игры.

В 7 месяцев: ползает, помогая себе руками; садится из положения для ползания; сидя, свободно поворачивает туловище и играет руками; стоя около чего-либо «пританцовывает».

В 9 месяцев: придерживаясь, передвигается боком вокруг больших предметов; с помощью падения переходит из положения «стоя» в сидячее; стоит при поддержке за одну руку; подтягивается на руках, чтобы встать.

К 1-му году: ребёнок передвигается без опоры; встаёт на колени без посторонней помощи; опускается на пол, придерживаясь рукой за что-либо; сидя, опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть; использует всевозможные положения сидя. Может карабкаться по лестнице на четвереньках, бросать мячик и другие предметы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика славянского воспитания. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Неволина Н. А. Воспитание добродетельного потомства. От рождения до свадьбы. — М.: ЦДК «Гармония», 2013. — 560 с.

6

Неволина Н. А. Воспитание добродетельного потомства. От рождения до свадьбы. — М.: ЦДК «Гармония», 2013. — 560 с.

7

Колыбельная песня ещё не рождённому малышу (Для беременных мам) // АудиоСказки. — 2017. — 3 мин. https://youtu.be/g2Duv8r2ovM

8

Неволина Н. А. Воспитание добродетельного потомства. От рождения до свадьбы. — М.: ЦДК «Гармония», 2013. — 560 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я