Наука о сказках – 7. Исследование прошлого

Андрей Тихомиров

Велико значение сказок разных народов. Впитав в себя многовековой жизненный опыт человечества, отразив мысли и надежды людей, сказки учили и наставляли, будили сознание, заставляли серьезно задуматься над важными проблемами действительности. Решительно высмеивая пороки человеческого общества, сказка славили доброе и светлое. Сказочные образы борцов за правое дело были ярким примером для людей многих поколений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука о сказках – 7. Исследование прошлого предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Король-подпасок

(польская народная сказка)

Жил-был когда-то мужичок по имени Бурачок (buraczok — польск. «свекла»). Не силой силен был, а умом, не хитростью, а справедливостью. Одним словом, из крестьян — крестьянин, из простых — простой, вот он какой. Кто обижен — к нему; кто заносчив — прочь идет: такому лучше с мужичком Бурачком не встречаться. Он и рас судит, и осадит, а коли надо, и в лужу посадит. Потом народ не забудет, век смеяться будет. Так-то.

Сидел одним праздничным днем мужичок Бурачок в корчме (Корчма — трактир, постоялый двор) и думал думу. Еще бы ему не задуматься, если его единственная дочь полюбила королевича, и королевич из-за нее глаз не смыкает. А король-отец гневается: королевич и — чтобы на простолюдинке, на крестьянской дочери женился!

— Не бывать тому! — говорит. — Ее дело коров доить, рядно ткать, обед готовить, а не в королевском дворце шелками шуршать, красотой блистать, по залам похаживать!

А крестьянская дочь плачет, слезами заливается:

— Отец, помоги!

И королевич от нее не отходит, просит:

— Без нее жить не могу, — говорит. — А отец-король не только жениться не разрешает, еще в замке запереть за каменные стены грозится!

И народ волнуется. Неужто мужичок Бурачок не поможет, любящим сердцам соединиться не даст? Вот и надумал мужичок Бурачок.

— Я не я буду, если короля не одолею и дочку свою замуж за его сына не выдам, потому что любви не препятствовать, а помогать надо. Наливайте, друзья, чарки, пейте за здравие жениха и невесты. Где королю со мной, мужичком Бурачком, спорить. Я кого хочешь одолею! Слышали, люди, что мужичок Бурачок сказал?

А слышали то не только люди, но и сам король услыхал. Он в ту пору мимо ехал и возле корчмы у окна остановился. Как донеслись до него слова мужичка Бурачка, так он со злости затрясся, коня плетью хлестнул и скоком поскакал прямиком к старику — злому колдуну (Колдун — жрец-гипнотизер).

Жил колдун возле болота, у самой трясины, в маленькой избушке-развалюшке. Он короля встретил, выслушал, в избушку зашел и оттуда сладкое зелье вынес. Подал с поклоном и говорит: (Некое зелье, от слова «зелень»).

— Только выпьет мужичок сладкое зелье, тотчас превратится хоть в гуся, хоть в пса, в кого пожелаешь, а человеческий облик свой не вернет, пока ты сына своего на его дочери не женишь! (Гипнотическая установка).

Бросил король старику колдуну золотой и поскакал назад, а зелье из руки не выпускает.

Вернулся во дворец, велел мужичка Бурачка привести. А тот ничего не ведает, радуется: мол, король его сам приглашает.

— Никак ты, собачья кровь, — сказал со злобой король, — со мной, королем, породниться хочешь?

А мужичок Бурачок не растерялся, ответил:

— Не я породниться хочу, а дети наши друг друга полюбили!

— Ну что ж, — сказал король, — слышал я твою похвальбу в корчме, что ты меня одолеть обещался. Да ведь и я, твой король, не отступлю: как сказал — так и будет. На вот, выпей напоследок и уходи, а там увидишь, узнаешь!

Хлопнул в ладоши — и поднесли слуги мужичку Бурачку сладкое зелье. А король с него глаз не спускает.

Что тут делать? На пол уронить, чтобы потом люди сказали, что у мужичка Бурачка, только еще спор начался, и уже руки дрожат? Нет, не таков мужичок Бурачок! Он зелье взял и говорит:

— Не боюсь ни тебя, король, ни зелья твоего! Все равно правда верх возьмет, мужичок Бурачок своего добьется!

Сказал так и одним духом зелье выпил. Только выпил, король его и заколдовал:

— Будешь ты страшилищем, Драконом огнедышащим, ненавистным. Жить тебе на цепи в замке да, мало того, моего же сына королевича сторожить, чтобы он на твоей дочери тайно или хитростью не женился. И покуда я не пожелаю, чтобы эта свадьба была — а ей никогда не быть! — не быть тебе мужичком Бурачком не быть человеком! (Гипнотическая установка дана. Упоминание огнедышащего дракона. Почти во всех сказаниях о драконах они извергают пламя, их кровь черная. Все это можно объяснить исходя из физиологии класса Пресмыкающиеся. Выделение различных пахучих веществ известно у пресмыкающихся, змеи и ужи при опасности выделяют пахучие вещества с различными запахами. Мускусные черепахи, крокодилы и другие пресмыкающиеся в случае опасности выделяют с помощью мускусных желез особый секрет — мускус, находящийся сзади и сбоку под панцирем (у черепах), в глубоком слое кожи на нижней поверхности головы, внутри от ветвей нижней челюсти, а также по бокам клоаки (у крокодилов). Кроме того, современные крокодилы имеют строение черепа диапсидное — две височные дуги, которое имели и вымершие динозавры, крылатые ящеры, современные клювоголовые (гаттерия), и от этого типа черепа происходит череп птиц, ящериц и змей. Мускус крокодилов представляет собой секрет коричневатого цвета с сильным запахом мускуса, содержит белки, жиры, липоиды (главным образом холестерин), различные соли. При возбуждении, испуге мускус выделяется сильнее, сравните с «черной кровью» и зловонием драконов в былинах. При взаимодействии с выдыхаемым углекислым газом в интенсивном режиме (в битве с героем) может воспламеняться. Отсюда и огнедышащие драконы. Углекислый газ (двуокись углерода) является продуктом обратного метаболизма животных организмов и выделяется ими при дыхании, при большой концентрации воспламеняется. У животных в выдыхаемом воздухе содержание кислорода уменьшается, а количество углекислоты увеличивается. При высокой температуре, закрытом пространстве (например, битва героя с драконом в пещере) и усиленном дыхании образуется горючая смесь паров с воздухом, быстро затухающая, если нет повторного выдоха, что и наблюдается в сказаниях о битве с драконами. То есть в народном эпосе, исходя из различных деталей о жизнедеятельности драконов, можно утверждать, что рассказывается о реальных событиях. Современные крокодилы и черепахи, другие пресмыкающиеся на это неспособны, так как объем выделяемых ими газов и мускуса крайне мал для того, чтобы воспламениться. Сентябрь ’14 МИФЫ И РЕАЛИИ ДРАКОНЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЭТНОСЕ НАРОДОВ

Змей Горыныч — не пустая выдумка, Андрей Тихомиров; Галина Тихомирова: https://www.krugozormagazine.com/show/Dragons.2325.html).

Только сказал он эти слова, как гром среди ясного неба грянул и превратился мужичок Бурачок в страшилище, в Дракона: крылья распростер, взлетел и прямиком в замок, на цепь длинную угодил, королевича сторожить.

Которую ночь не спит королевич. Ноет его сердце, из глаз слезы льются. Сторожит его страшный Дракон, возле самого моста, что из замка ведет, на цепи сидит: глаза горят, не закрываются, не смыкаются.

И как же им смыкаться, когда болит душа у мужичка Бурачка и за дочку свою любимую, и за королевича. Сидит на цепи мужичок Бурачок в образе Дракона ненавистного, огнедышащего. Да просчитался старик-колдун, и король просчитался: каким был мужичок Бурачок смелым, справедливым, таким и остался; колдуй не колдуй, только по виду Дракон, а сердцем прежний!

Сидит он на цепи и только о том думает, как бы молодым помочь. А чтобы людей есть — ни-ни! Недаром он Бурачком назывался. При его бедности он мяса и в глаза не видал. Ему бы сейчас похлебки луковой, брюквы или свеколки!

А Дракону пленного рыцаря бросили на съедение.

— Жри человечину, — говорят, — да сторожи королевича лучше!

Лежит Дракон, голодает, не сдается.

— Нипочем, — говорит, — не будет по-твоему, по-королевскому, а сбудется все, как я сказал, обещал!

Смотрел, смотрел на него королевич, а как ночь пришла, не удержался, спросил:

— Что это ты, Дракон страшный, меня сторожишь, которые сутки голодом себя моришь, ничего не ешь?

— Да как же мне живого человека есть! — сказал Дракон, а признаться, что он — мужичок Бурачок, ему колдовство не давало. — Что я, людоед какой-нибудь? Ты только сам посуди, я люблю овощи огородные, свеженькие, яблочко из сада наливное, а меня рыцаря в латах поедать заставляют! Ты бы, королевич, сказал своей ненаглядной, чтобы она старику свеколки сахарной принесла!

— А не съешь ты мою суженую, любимую? — спросил королевич. — Обещаешь?

— Что ты говоришь! — вскричал Дракон, а сам трясется: ну виданное ли дело, чтобы отец собственную дочь съел? Такого и в сказках не бывает!

Да как скажешь, что она дочь его любимая, колдовство ведь не позволяет!

Поверил все-таки королевич Дракону. Вот и стала по вечерам дочь мужичка Бурачка в замок ходить, сахарную свеколку Дракону носить. Пока он свеколку ест и, на дочь глядя, слезами обливается, молодые между собой шепчутся, не нарадуются.

Прошло столько-то дней; видит Дракон, привык к нему королевич, словам его верит, зла не ждет. И сказал Дракон:

— Пришла пора, королевич, от слов к делу переходить. Найди ты в замке пилу, чтобы железо пилила. И освободи меня от ошейника, от цепи тяжелой. А уж я тебе век буду благодарен.

И то правда была: крайний срок настал. Королевский министр-то заприметил, что Дракон от человечины отказывается, тотчас побежал королю доносить:

Так и так, — говорит, — ваше величество, Дракон себя голодом морит, одной брюквой и свеклой питается, а пленный рыцарь до того осмелел, что у него на хвосте, как в люльке, лежит, день-деньской спит, поправляется.

Рассердился король и велел наутро к нему Дракона привести, чтобы его судьбу решить.

А в это время королевич пилу достал и той же ночью Дракона от тяжелой цепи и от ошейника освободил.

Полетел Дракон к дворцу короля, королеву и дочь их единственную, сестру королевича, как были они сонные, схватил, с ними в небо поднялся и понес быстрее ветра за леса, горы, в неведомые страны.

Ну и чудеса! Оказались король вместе с супругой своей и с дочерью в чужедальней стороне, в не своем царстве, в одних рубахах ночных: ни тебе власти, ни слуг, ни денег, не то что золотых или серебряных, гроша ломаного медного и того нет! Ну как быть? Как жить?

И жена-королева злится. Дочь рыдает! Хоть сам плачь! А Дракон исчез.

Пошел король на работу наниматься. А его никто не берет. Еще бы! Что ни спросят, ничего-то он делать не умеет! Только что повелевать. Так ведь эта работа нынче не в цене!

Пришлось королю-отцу наравне с тамошними, с деревенскими мальчишками, в подпаски идти. Пасет он овец, за день вон как избегается, а ведь сам — третий, уж о каких деньгах мечтать, только бы три ломтя хлеба заработать да похлебки!

Однажды хлебал король с королевою и дочерью своей эту похлебку, а в ту пору мимо них здешнего царя сын ехал. Увидел он королевскую дочь, влюбился. Ему жениться пора, ему принцесс сулят, королевских дочерей, царских, а он одно твердит:

— Никого не надо! Только одну люблю, что со своим отцом, подпаском, похлебку в деревне хлебает!

Царь просто с ног сбился: уговаривал, уговаривал, кричал, гневался, скипетром ему грозил и державой! А сын ни в какую.

— Подавайте, — говорит, — ту, или я не царский сын? Или мое слово не слово?

Что делать? Видит царь, сын тверд. Послал своего министра к королю-подпаску дочь его сватать. А подпасок-то говорит вдруг:

— Я бы не против за вашего царевича дочку выдать. Да сказать по правде, изголодались мы очень, так вот хотел я спросить, царевич-то ваш как, ремесло какое-нибудь знает? Удивился министр.

— Ты в своем уме, старик? — говорит. — Какое еще царевичу ремесло знать надо? Ему царством владеть предстоит, а ты плетешь несуразицу!

— Э-э, милый мой! — сказал король-подпасок. — Насчет царства ты мне не говори. А только знай, что пока царевич ваш мастерство какое ни на есть не изучит, до тех пор я за него дочь не отдам.

Вернулся в царский дворец министр, доложил, а там руками развели. Ну и ну! Казалось бы, подпасок-старик от счастья не знамо как радоваться должен, а он, подумайте только, еще условия какие-то выставляет!

Пошел министр к королю-подпаску в другой раз. А тот опятьсвое:

Пока царский сын мастерство не изучит, дочь за него не отдам!

Пришлось царскому сыну за дело приниматься. Походил он по городу, посмотрел, зашел к кузнецу, видит — кузнец молотом поигрывает. Ну, молод был царевич, силен, да любовь им завладела, а ради нее чего не сделаешь! Вот и научился он, хотя и немногому, а научился подковки ковать.

Отобрал ту, что получше, и понес царский министр ее королю-подпаску, подал в руки и говорит:

Вот оно, мастерство царевича нашего!

Оглядел король-подпасок подковку, усмехнулся:

— Если на базаре продавать, почем за нее заплатят? Царям бесплатно, — сказал министр, — а с тебя меньше пятака не возьмут!

И то дело! — сказал король-подпасок. — Царевич, он молодой, за день, коли понадобится, сколько их выковать сможет! Ну, министр, видать, царевич человеком стал. Теперь и я согласен! Сыграем свадьбу.

А когда они во дворец приехали, король обо всем, что с ним случилось, царю и рассказал. А уж тот на радостях, что сын его на настоящей королевской дочери женится, тут же после свадьбы, снарядил молодых и короля с королевой в дорогу и отправил за горы, за леса, в страну, откуда короля Дракон унес.

Только туда приехали, король-отец прямиком в замок. И что же он видит возле башни влюбленные сидят — сын его родной и дочь мужика Бурачка, — шепчутся, друг на друга не наглядятся, а на мосту Дракон лежит и спокойно сахарную свеколку пожевывает.

Подбежал к ним король. А молодые с мест повскакали.

— Отец, отец! — сказал королевич. — Мы тебя ждем не дождемся! Неужто ты в такой светлый день нас не пожалеешь, не благословишь?

А Дракон один глаз прищурил, сказать не мог, так про себя подумал: «Где королю со мной, мужичком Бурачком, спорить!»

Тут король заплакал на радостях и говорит:

— Дети мои милые! Любите друг друга. Пожил я на свете и понял: королем-то не плохо быть, да в наше время мастерство-ремесло каждому человеку знать надо. Случись беда, будет тебе, сынок, крестьянская дочь в помощь: она и коров доить умеет, и обед сготовит, а коли надо, мастерством отличится: и пряжу спрядет, и рядно соткет. Благословляю вас! Женитесь!

Только сказал это, как вдруг гром среди ясного неба грянул. Дракон свои свеколки сахарные жевать бросил и… превратился, как был, в мужичка Бурачка.

Тут свадьбе начало и сказке конец. (Счастливое окончание сказки).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука о сказках – 7. Исследование прошлого предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я