Эра Креативности

Андрей Сухоруков

Творческая самореализация людей пока не становится массовым явлением, несмотря на декларации и на растущие ресурсы поддержки инноваций, проектов, личных достижений. Парадокс, но быть готовым решать нестандартные задачи или даже уметь ставить их для наступления «эры креативности» оказывается недостаточным. Что и в каких сферах еще нужно изменить? – книга в научно-популярном жанре обобщает данные психологии, социологии, педагогики и менеджмента, иллюстрируя их опытом авторов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эра Креативности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2.

Ямы креативности

Наверное, эта книга была бы совсем другой — и по названию, и по структуре — если бы нас интересовали преимущественно индивидуальные аспекты творчества человека. Однако название «Эра креативности» требует анализа факторов, способствующих и препятствующих «массовой креативности». И здесь пора ввести предварительное определение «эры креативности» как заметного распространения или даже доминирования представлений, принципов и процессов, способствующих проявлениям креативности широкого круга людей. Распространения, захватывающего ключевые сферы нашей жизни — политическую и общественную, профессиональную и семейную жизнь, системы образования…

Поскольку в понимании самой креативности мы делаем акцент на мотивационные аспекты (на внутренние причины оказаться перед лицом творческих вызовов), то узнать, как же обстоят дела с «эрой креативности», нам помогут современные социологические данные, посвященные состоянию дел в сфере мотивации. Проводившееся знаменитой социологической компанией Gallup в течение 20 лет масштабное исследование «вовлеченности» (результаты опубликованы в 2012 г.)14 показывает, что в мире в среднем лишь 13% (!) сотрудников корпораций в полной мере увлечены своим делом и стремятся приносить пользу. В России таких людей чуть больше: 19% (максимум в США — 29%). Ровно столько же (13%) тех, кто ненавидит свою работу, не хотят ничего делать сами и мешают другим. Но подавляющему большинству все безразлично: 63% работающих (и в мире, и в России) лишены мотивации и не станут прилагать лишние усилия, каким бы ни был результат. Глубину проблематики с внутренней мотивацией подтверждают и другие исследования — например, по данным другого глобального опроса, проведенного компанией Tower Watson в 2012 году, только 35% сотрудников корпораций чувствуют себя активно включенными в рабочий процесс [9].

Добавим и других цифр. Средняя доля разводов в мире приближается к 55%, а доля людей, предпочитающих жить одиноко, выросла, например, в США до 50% (в Европе тенденции те же) — это принято считать серьезнейшим кризисом института брака. Или школьная жизнь: более 50% школьников многих ведущих стран мира (США, Германия, Япония и др.) находятся в постоянном стрессе («рекордсмены» — Россия с 79% и Китай с 64% школьников)15; по данным опроса «Общероссийского национального фронта» (2019 г.), нравится учиться 28% российских школьников16… Конечно, если сравнивать эти цифры (со всем пониманием определенной разности предметов сравнения) с оценкой А. Маслоу середины ХХ века, когда он смог найти не более 1% «самоактуализирующихся людей», прогресс налицо. Однако внутренняя мотивация, даже если мы оценим долю людей с ее выраженным проявлением оптимистично в 25% (хотя интуитивно более точной кажется оценка в 15 — 20%), явно оказывается «в меньшинстве» — на уровне 60 — 65% людей с преобладающей мотивацией безразличия (по крайней мере, в своей «рабочей» жизни).

Еще один оценочный взгляд на ситуацию с развитием креативности предлагают психогенетические исследования. По оценке известного эксперта в этой области В. Эфроимсона, частота рождения гениев (к гениям принято относить людей, которые демонстрируют высочайшую одаренность во множестве различных сфер) или ярких талантов составляет около 1:1000 (0,1%)17. Различные типы таланта и способностей, по данным исследования Рензули и Рис (1997)18, можно обнаружить и развить у 10 — 15% человеческой популяции (то есть сегодня это до 1 млрд людей)! По данным других исследователей, мы можем найти одного гения примерно на 6 млн чел.19, то есть сейчас живет около 1000 чел., имеющих генетические предпосылки для проявлений в качестве гениальных. В то же время к реализовавшимся за всю историю мировой цивилизации гениям сегодня принято относить только 400 — 500 человек, хотя потенциально такими, получается, рождаются минимум в десятки раз больше! В любом случае путь превращения потенциальных гениев в гениев признанных оказывается путем огромных потерь. Снова обратимся к работе В. Эфроимсона: «Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100 000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования исчисляется цифрой 1:10 000 000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран… Мы не можем доказать с цифрами в руках, сколько конкретно родившихся в наше время гениев успешно преодолевает обе пропасти, лежащие у них на пути. Вероятно, хотя мы и не настаиваем, из тысячи потенциальных гениев 999 гасится именно из-за недоразвития, а из 1000 развившихся 999 гасится на этапе реализации. Для нас существенны приблизительные порядки потерь»20. То есть с точки зрения психогенетики система воспитания и образования, а также система профессиональной самореализации и общественного признания оказываются огромными препятствиями, лежащими на пути потенциальных гениев и талантов. И хотя мы можем ослабить математическую силу выводов В. Эфроимсона и других генетиков тем, что их анализ относился к ХХ веку, но можем ли мы честно утверждать, что сейчас ситуация поменялась кардинально?!

Пришло время взглянуть глубже и постараться увидеть причины этих невдохновляющих показателей воплощения потенциала креативности.

Креативность: по остаточному принципу

Сегодня существует множество психологических теорий мотивации [22]. Люди, не занимающиеся профессионально психологией, чаще всего сталкиваются с представлениями о пирамиде потребностей А. Маслоу, о «мотивации достижения успеха» или «мотивации избегания неудач» (их названия говорят сами за себя), а также о двух мотивационных факторах — о «внешнем» или «внутреннем локусе контроля» (приписывание человеком причин его результатов либо самому себе, либо внешней среде). Но особенно принято различать мотивацию «внешнюю» (действия ради любых форм приспособления к социальным реальностям, от физического выживания до похвалы, финансового вознаграждения и т. п.) и «внутреннюю» (действия, исходящие из значимых для него самого устремлений человека). Для лучшего распознания последней можно использовать вопрос: «Буду ли я это делать, даже если никто это не будет никак поощрять?» Положительные ответы как раз и покажут сферы «внутренней мотивации» человека; к ней, безусловно, относится и творческая мотивация, начинающаяся с интереса.

На соотношении в жизни человека двух принципиально разных типов мотивации — внешней и внутренней — мы и сосредоточимся. Читателя вряд ли удивит мысль, что они могут носить противоречивый, конфликтный характер. В середине XX века знаменитый психолог-гуманист Виктор Франкл создал особое направление в психотерапии, названное им «логотерапия» [21]. Оно было призвано помогать преодолевать «логоневроз» — нехватку внутренних смыслов, которую он считал весьма и весьма распространенным диагнозом. В. Франкл иллюстрировал его в том числе приходящимся на выходные дни (!) максимумом самоубийств среди жителей США, оказывающихся вне давления работы предоставленными самим себе и не справляющихся с открывающейся внутренней пустотой. Не менее яркие страницы о массовых потерях людьми самих себя и, как следствие, об огромной «компенсационной» гонке за обладанием внешними, материальными признаками социального успеха содержатся и в работах знаменитого немецкого психолога второй половины ХХ века Эрика Фромма (в первую очередь в книге с говорящим названием «Иметь или быть»).

Идти за своим внутренним интересом становится особенно трудно, когда внешнюю мотивацию, мотивацию выживания и адаптации, подразумевают (или объявляют) первичной, а внутреннюю мотивацию — вторичной. Именно такое представление сегодня легко встретить и в науке, и в государственной идеологии, и в житейском массовом сознании. Например, в психологии весьма популярна интерпретация знаменитой пирамиды потребностей А. Маслоу как последовательности, когда время высших потребностей, самоактуализации приходит только после удовлетворения нижележащих уровней (биологических, социального принятия и др.)21. Необходимо отметить, что сам автор вовсе не придерживался жестко таких взглядов, считая возможным разные сценарии их активизации. Близкая судьба оказалась и у достаточно популярной двухфакторной теории мотивации Ф. Герцберга, в которой он выделил «гигиенические факторы», отсутствие которых вызывает неудовольствие работой, и «факторы-мотиваторы», благодаря которым работа приносит удовольствие22. Автор считал действие данных факторов одновременным, но в практике менеджмента опять же появилась интерпретация этой теории через первичность «гигиенических факторов».

Представления о первичности мотивации выживания перед мотивацией самореализации можно особенно часто встретить и в представлениях органов государственной власти о своей роли по отношению к гражданам. Проанализируем эти представления на примере понимания уровня и качества жизни населения, повышение которых часто прописывается в качестве ключевой цели государственных национальных или региональных стратегий развития. Как критерии уровня и качества жизни чаще всего берутся: доходы, расходы, сбережения, условия проживания населения (домашних хозяйств); социальное обеспечение и социальная помощь; распределение доходов населения; прожиточный уровень и уровень бедности; потребительские ожидания23. Естественно, на основе таких критериев можно выстроить только патерналистский подход к государственному управлению, когда власть помогает «слабым», улучшая и выравнивая финансово-материальные условия. Более широкие возможности предполагают «критерии оценки эффективности региональных органов власти России» (данный список утвержден в феврале 2021 года)24, всего их 20: уровень доверия к власти; естественный прирост населения; ожидаемая продолжительность жизни при рождении; уровень бедности; доля занимающихся спортом; уровень образования; поддержка талантливых детей и молодежи; количество волонтеров; условия для воспитания «гармонично развитой и социально ответственной личности»; количество посещений культурных мероприятий; количество семей, улучшивших жилищные условия; объем жилищного строительства; численность субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей; темпы роста среднемесячной зарплаты и среднедушевого дохода; объем инвестиций; качество городской среды; качество окружающей среды; состояние автомобильных дорог; «цифровая зрелость» региональных органов власти. Здесь возможности власти расширяются — можно говорить уже о «патерналистско-сервисном подходе», когда органы власти создают некоторые важные условия для саморазвития людей. Принципиально иные подходы, когда целью деятельности власти объявляется, например, «счастье населения», понимаемое как сопричастность людей позитивным изменениям вокруг них25, у нас пока только обсуждаются. Впрочем, несмотря на растущую в мире популярность измерений «уровня счастья», единой концепции его понимания пока не построено26.

Усредняющий финансово-экономический подход преобладает и в понимании «среднего класса» (в то же время есть концепции, согласно которым это тот же самый «креативный класс», представители которого добились экономической самостоятельности и устойчивости на основе своей самореализации)27. Наверное, достаточно ярко доминирующие в государственных идеологиях взгляды на роль власти проявились во время пандемии коронавируса. Сила «защитных действий» по отношению к населению, уровень доверия к сознательности людей, отношение к малому бизнесу как наиболее «самореализующемуся сегменту» экономики — все это оказалось высвечено неожиданно ярко в глобальном мировом масштабе. Хотя ограничительные действия властей по отношению к населению в подобных условиях кажутся естественными, детали этих действий многое говорят о реально проявляемых ценностях власти и месте в этих ценностях представлений о самореализации граждан. Месте, которое в советские годы обозначалось так — по остаточному принципу…

Еще одной масштабной «сценой» встречи «внешней» и «внутренней» мотивации, пронизывающей и житейское сознание, и системы управления, является «мышление проблемами». Обозначение проблемы как мотиватора действий кажется нам очень естественным. «Вначале надо увидеть, что не так» — сколь многое в нашей жизни начинается именно с такого представления. Даже для проектного подхода часто характерно требование сразу же обозначить проблему, с которой проект работает. Однако в психологическом смысле «проблема» весьма коварная категория, предполагающая наличие образца, с точки зрения которого и производится оценка ситуации как «проблемной». Если этот образец носит подразумеваемый, «естественный» характер, то чаще всего он оказывается всего лишь неким «средним», «нормальным», привычным, что превращает исходящие из «проблематики» стратегии в стереотипные, направленные лишь на адаптацию действия.

Естественно, что взгляды и мнения о первичности задач выживания часто встречаются и на уровне «житейского сознания». В первую очередь в представлениях о «счастье потом». Не нравится учиться в школе? Ничего, в институте наступит свобода. Надоели эти скучные пары и нервные сессии? Это все ради диплома, зато потом будешь самостоятельным. На работе глупость и бессмысленность? Ничего, это все ради денег, иначе не выживешь, зато потом, на пенсии заживешь… Применимо к разным ситуациям, временным масштабам и содержанию можно встретить множество «житейских мудростей», почему самореализация, творчество, счастье должны быть «не сейчас». Надо всего лишь потерпеть и подождать…

Отношения внешней и внутренней мотивации в очень распространенной практике нашей жизни оказываются носящими конкурентный и конфликтный характер, когда одна из них (чаще всего — внешняя мотивация) стремится занять первичное и главенствующее положение, отодвинув другую мотивацию из жизни «сейчас». Но реальная проблема подобных, чаще всего не очень осознанных по своим причинам и последствиям, представлений заключается в том, что ПОТОМ не наступает. Не остается сил, времени, желания, надежды, доверия и много чего-то такого же вроде не материального и эфемерного, но без которого вдохновляющие творческие испытания и креативная самореализация оказываются невозможными. А всевозможные «надо» и «должен» никуда не деваются…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эра Креативности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

14

Исследовательская компания Gallup опубликовала данные всемирного опроса об отношении работников в своей работе. https://www.sociologos.ru/novosti/Issledovatelskaya_kompaniya_gallup

15

Исследование: школьники России больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости. https://tass.ru/obschestvo/6810398

16

Мониторинг ОНФ… https://onf.ru/2019/02/15/monitoring-onf-za-proshedshiy-god-umenshilas-dolya-detey-kotorym-nravitsya-uchitsya-v/

17

Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. — М.: Тайдекс Ко, 2002. Источник: http://vikent.ru/enc/108/

18

Система Рензулли. https://psy.wikireading.ru/18774

19

Синицын Е., Синицына О. Тайна творчества гениев. — Новосибирск, 2004.

20

Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. — М.: Тайдекс Ко, 2002. Источник: http://vikent.ru/enc/108/

21

Пирамида потребностей Маслоу и ее применение в жизни. https://4brain.ru/blog/пирамида-потребностей-маслоу/

22

Двухфакторная теория мотивации Герцберга. https://4brain.ru/blog/теория-мотивации-герцберга/

23

Повышение качества жизни населения в современных экономических условиях России. https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kachestva-zhizni-naseleniya-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah-rossii/viewer

24

Путин обновил показатели эффективности работы губернаторов. https://www.rbc.ru/politics/04/02/2021/601c1e9a9a79472d28b85873?from=from_main_7

25

Кудрин заинтересовался счастьем россиян. https://www.vesti.ru/article/1460892

26

Уровень счастья как новый показатель ВВП. https://zen.yandex.ru/media/id/593685a8d7d0a62756e9cfe3/uroven-schastia-kak-novyi-pokazatel-vvp-5b201b5e256d5cbd75d5d8ae

27

Лопухин В. Ю. Концепция среднего класса как фактор развития системы управления человеческими ресурсами России. https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-srednego-klassa-kak-faktor-razvitiya-sistemy-upravleniya-chelovecheskimi-resursami-rossii/viewer

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я