Культура древнего Востока, восточного стихосложения, выраженного языком газели (особый вид стихотворения) пришла, благодаря современным технологиям, пришла сегодня в Россию и вышла на широкую международную арену. Когда-то Рудаки, Джами, Хафиз были непревзойдёнными мастерами своего дела – создавали прекрасные и неумирающие образцы газели. Сегодня автор делает свои первые шаги на этом поприще. Эта книга равносильно нужна и важна как для Таджикистана с Россией, так и для всего мира.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ничего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СОВРЕМЕННЫЕ ГАЗЕЛИ
ИДИЛЛИЯ
Субботним утром в Душанбе
в домах внезапно свет погас —
Порядка в мыслях и делах,
который год не видит глаз.
Зачем напрасно говорить
о том, что будет через год,
Когда народ одной семьёй
стремится жить в суровый час?
Там, наверху, в тепле углов
забыт народ своей страны
И недосуг теперь болеть,
с душой заботиться о нас,
Когда их собственный живот
главнее в мире всех вещей,
И вспоминают про людей,
когда спускают к ним Указ.
Я только мыслю об одном,
чтоб Бог собрал «народных слуг»
И в кулаке встряхнул, как мух,
и дух чиновников потряс.
Тогда случится наяву
для всех неписаный завет:
Коль пред законом все равны,
то будет благо в самый раз.
Меня послушай под луной,
сегодня бить в колокола,
Мой друг, Сметанкин, погоди, —
пусть станет явью твой рассказ!
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Она пришла — пришла зима,
и город замер — истукан.
Дрожат снежинки на ветру
и пляшут танец свой — канкан.
В квартире я, как сыч, сижу —
пишу стихи под шаг зимы,
В своих стихах рукой достиг
я до небес, как великан.
А снег идёт и тает снег.
Пишу стихи, а слова нет,
Мозги застыли, как стекло —
Боюсь разбить. Звучит орган.
И злой буран сметает мир
затёртых строк, расхожих рифм,
И головой лечу на стол —
уже не пить вина стакан.
И только: бум! — раздался звук.
Мозги рассыпались пшеном,
А суета, без долгих слов,
их собрала, как пеликан…
Четыре «как» легли на дно — сравнений нет.
Беру квартет
И — в туалет, а там — ведро,
моей бездарности — капкан!
Ну как, пиит, Сметанкин мой,
не зачерствел в своей глуши?
Твои ненужные стихи
ещё взорвутся, как вулкан!
СОЛОВЕЙ И РОЗА
Пришла весна, а я — в пути,
ты — не со мной, Душа. По-прежнему
Смеётся мир, но я один
иду в унынии. По-прежнему
Одеждам Розы не грозит
осенний дождь и зимний ветер,
Но не поёт в саду любви
мой бедный Соловей. По-прежнему
Твой сад неслыханно богат,
но недоступен, как шиповник…
Какой мне в этом будет прок?
Как алиф1, я живу. По-прежнему
Волшебной Розы аромат
меня влечёт в края чужие,
А я закован в кандалы
волшебных чар её. По-прежнему
Хочу найти в других краях
чудесный сад живой вселенной,
А в нём — Садовника любви
с лицом возвышенным. По-прежнему
Нельзя понять, как выйти мне
из клетки бед певцом свободы
И Соловьём воспеть в стихах
Цветок мечтания? По-прежнему
Свой век, Сметанкин, в суете
проводишь тщетно без надежды,
И Соловей молчит в тоске
по Розе пламенной по-прежнему?..
СОВЕТ ЛЮБИМОЙ ЖЕНЩИНЫ
Я — не бунтарь, не государь
и — не герой, а лишь поэт,
А ты в судьбе — желанный день,
желанный час — мой верный свет.
Плутал в ночи, длиною в жизнь,
но ты вела, моя Звезда, —
Вела домой сквозь строй сердец
и блеск имён, храня от бед.
Я пропадал и погибал
в чужих домах, забыв себя,
Но ты ждала, храня любовь
в своей душе, не зная лет.
Судьба вела на эшафот,
то на алтарь, как было встарь,
А ты, сквозь лес сердечных мук,
несла свой крест, и горше нет.
И вот ступил под грузом лет
на твой порог. Хоть минул срок,
Открыла дверь: в глазах — весна,
а на плечах — печали плед.
Я в тишине упал листом
перед лицом твоим, Любовь.
«Ты счастье нёс, светя другим, —
будь счастлив сам! — дала совет,
Склонившись тихо надо мной:
«Давно пора уж повзрослеть —
Пора, Сметанкин, до звезды
своей любви сказать ответ!»
С ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ К РИФМЕ
Ты — совершенство форм и линий.
Ты — удивительно какая!
Легко расстроишь сердце взглядом,
утешишь, разум обжигая.
Твои глаза, подобно небу,
моё сознание пленяют, —
Пленяя разум идеалом,
ты в тишине стоишь нагая.
Твой стан, как белая берёза,
перо к работе вдохновляет,
А ты стоишь, как светоч мира,
дух созидания лаская.
Поэт тобою не обижен
и откровение всем дарит,
От мошкары глухой печали
строкой читателя спасая.
Когда твоим сокрытым знаньем
в лучах откроются Поэту
Просторы будущего слова,
тогда начнётся жизнь другая!
Среди людей тогда увидишь
дела душевных проявлений,
И заживут народы мира, живые радости слагая.
Твори, Сметанкин, сохраняя
перо от злобных помышлений —
Иди к добру во имя чести,
всечасно Рифме помогая.
КОСМИЧЕСКАЯ ГАЗЕЛЬ
На землю ночь легла, как тень,
и замер мир.
Моё рыданье2,
Как караван разбитых чувств
ушло в далёкое скитанье
Среди планет других систем
ещё неведомых созвездий,
Чтоб упредить конец любви
и грешной плоти умиранье.
Осталась Роза на земле.
Сухой букет моих иллюзий
Лежит в пыли у ног Цветка.
Какое горькое терзанье!
Меня помилуй и спаси,
Цветок отчаянных фантазий,
И пусть меня хранит в пути
твоё забытое дыханье.
Скажу открыто в тишине
межгалактических просторов,
Мне силу духа придаёт
живого сердца состраданье.
Да, больно сердцу прочь лететь
сквозь пыль и сор чужих событий —
От Бога прячу в кулаке,
как медный грош, своё стенанье.
Сметанкин, здесь ты не казнись —
не стой в слезах. послушай космос:
«Ты полюби земной Цветок
на фоне грёз — продли дыханье!»
ОСЕНЬ ЧУВСТв
Настала осень наших чувств,
опали листья винограда —
Минула сладость наших дней,
настал черёд для листопада.
Наш календарь пестрит листвой
давно осыпанных лобзаний,
Меняла страшный их спешит
на серебро менять из клада
Холодной вечности бытья,
и тщетно ищем мы предлоги,
Как можно дольше не стареть
в тени излюбленного сада3.
Но сад пустеет в тишине,
струит прохлада павших мыслей —
Пятнадцать лет тому прошло.
К чему рыдать?! Смеяться надо!!!
Мы поспешим в душе собрать
осколки сброшенного счастья,
Чтоб на закате наших дней
ещё жила в сердцах отрада.
Напрасны ныне и смешны
для нас потуги Старой девы —
Нас защитит союз сердец
от непогоды и от града.
Ну что ж, Сметанкин, не робей —
возьми же под руку подругу:
Ступайте радостно к звезде,
и в том откроется награда!
ДВОРЕЦ ЛЮБВИ
Как срок придёт в конце пути
так нас судьба развеет в прах,
И все едино, без чинов,
сойдут, как пыль, в Его дверях.
Откроет двери, вниз сойдёт
с порога мира Светлый муж
И ступит Он на пыль людей,
и будет Он ходить в слезах.
Средь тишины найдёт в пыли
Цветок возвышенной любви.
Оставив прах истёкших дней,
держа находку на руках
И поднеся к своим глазам,
чтоб разглядеть красу времён,
Узнает боль от стрел любви —
сердечный стук в таких делах.
Тут Бог печалью изойдёт,
слезой омоет стан Цветка —
Не затеряется наш след,
как влага времени4 в песках,
И на земле средь новых душ
во всех пределах и краях
Под светом утренней звезды
не стихнет Слово на устах.
Держи, Сметанкин, на уме:
твой прах пойдёт на кирпичи,
И возведёт из кирпичей
Дворец любви седой Аллах!
ТЮЛЬПАН И РОЗА
Поутру Тюльпан и Роза
повели свой разговор —
Я подслушал их в сторонке,
оттого смутился взор.
«Ты сожгла меня глазами,
жарче углей кузнеца, —
Так Тюльпан воскликнул всуе, —
опалил любви костёр!»
В тишине шепнула Роза, —
Я сама горю в огне!»
Мой Тюльпан тут устыдился,
прекратив никчемный спор.
Видно, Роза оказалась
по душе его сильней!
Сник Тюльпан, пришла тревога,
разметав слова, как сор.
Красота его поникла,
постарели лепестки —
Так Цветку на дне колодца
выпал строгий приговор.
Где, Сметанкин, райский угол
для возлюбленных цветов?
И, прошу, не надо чувствам
строить каменный забор!
ПОЭТУ
Она прошла, оставив чудный аромат,
И ты душой тотчас воскрес, оставив ад.
Лишь духу дней седых времён понять дано,
Что надо жить и не искать пути назад.
Пусть грязь и холод во дворе, и солнца нет,
Ты вёснам верь и будь сильнее зим стократ —
Во все часы труди свой ум до слёз в глазах,
Хотя порой слова людей, как яд горчат,
И в клочья рвёт листы трудов завистник твой
Ты Музу жди, и сердце жги — будь жизни рад!
«Парнас богат — поэты там щедры душой!» —
Клянусь, написано над створом здешних врат.
Ты тягой к мзде из-за Пегаса пренебрёг —
Хвала! Поклонники построят город-сад.
Похвально словом жечь докучные умы,
Чтоб дети с верою отцов не шли в разлад.
Сметанкин мой, где твой подсолнух чистоты?
Потомки в корень вдохновенья не глядят.
ПОЭТ И БОЛЕЗНЬ
«Поэт у хвори, наконец, спросил…»
Поэт у хвори, наконец, спросил,
издав высокий тон:
«Зачем, мужчины не таясь,
раскрыла белый свой хитон?»
Болезнь ответила ему:
«Ко мне с вопросом опоздал —
Ты равнодушием сражён
и от других не скроешь стон.
Наслала порчу я рукам —
не станут глупости писать,
И потому сейчас лежишь —
навек разбит параличом.
Теперь не станешь ты зазря
сидеть ночами напролёт —
В смолу тоски твой хилый ум,
как труп, бессрочно погружён.
Так не смотри теперь наверх,
стремясь найти ответ Творца —
Тот слёг в постель, устав от слёз,
лежит в бреду и видит сон,
Что современный человек,
забыв Небесного отца,
Сам угодил в сокрытый ров, как попадает в яму слон.
Ну что ж, Сметанкин, никогда
тебе не справиться со мной:
Талант твой сгинет на корню —
поставлю вечность я на кон!»
«Талант твой сгинет на корню…»
«Талант твой сгинет на корню —
поставлю вечность я на кон!»
Болезнь сказала, грянул гром,
и встал Поэт, и крикнул он:
«Всё это просто чепуха,
и то не будет никогда:
Никак нельзя талант убить —
ему не страшен бег времён.
Будь ад земли иль рай небес,
рука не бросит в пыль калам6;
Не побоюсь в лицо сказать:
судьбу я сделаю стихом!
Не стану в страхе рыть песок.
но встречу Смерть глаза в глаза,
Поэт под грузом горьких дней —
не упадёт, как раб, ничком.
На смертном одре в Судный час
возьму бумагу и перо,
Стихи продолжу сочинять —
таков неписаный закон!
Твои угрозы не страшат,
не устрашает пустота —
Оставив мир, как воин муз,
прославлю жизнь своим умом!»
«Теперь скажи, Сметанкин, мне:
за малый вздох нельзя купить
Талант? Что скажешь ты сейчас,
когда померкнет свет кругом?»
«Поэт, что скажешь ты сейчас…»
«Поэт, что скажешь ты сейчас,
когда померкнет свет кругом?» —
Болезнь озвучила вопрос,
и хладным стал уютный дом.
«Пусть страх войдёт во все углы,
пусть рухнет мир, как домино,
Рука не бросит в пыль калам
и будет им водить с умом.
Газель продолжу я писать
и стану первым поутру, —
Так простонал сквозь боль Поэт. —
Я не забудусь вечным сном!
Я не умру в своих трудах,
в стихах останется мой дух,
И будет жить среди людей
с простым мальчишеским лицом.
В грядущем славы не ищу
и в настоящем не искал —
Отверг духовность пёстрый мир
и держит мзду в уме сухом.
Но верю я, мои слова
дойдут до трепетных ушей,
и знаю я, на склоне лет,
душой не стану стариком!»»
Услышав речь, Болезнь ушла
в полночный мрак, и сгинул след.
«Мне руку дай, Сметанкин, брат, —
твори под мирным потолком!»
ВЕСЕННЯЯ ГАЗЕЛЬ
Пришла весна в таджикский край
и принесла с собой отраду
Из рук её тепло сердец
я принимаю, как награду.
Но от других, как тать в ночи
награду ту в кустах не прячу:
Готов отдать сполна, друзья,
готов отдать врагу и брату.
И отдаю без долгих слов,
ведь по натуре я — не жадный,
И от людей вокруг себя
не жду достойную зарплату.
Я не ищу средь суеты
безбедной жизни до погоста
И смело ставлю на штаны
свою последнюю заплату.
Хоть говорят: «как кур во щи»
попал бессрочно в перепалку, —
Я не прошу Судью унять
ватагу трудностей по блату.
Не уподоблюсь я в душе святому лику Правой славы7
И в католических церквах не уподоблюсь я прелату.
Ну как, Сметанкин, старина
оставь же «я» своё до завтра —
Хоть и просты твои стихи, по глубине подобны кладу.
ПАСХАЛЬНАЯ ГАЗЕЛЬ
Шагает Пасха по земле —
приходит в семьи куличом
И открывает людям мир,
а тот звенит в сердцах ключом.
Христос воскрес во славу дней —
Он смерть попрал своей же смертью!
Восстал из мрака светлый Бог,
отринув мерзости плечом, —
Принёс надежду и любовь
всем человеческим коленам
И чистым словом родника
разбил жестокость, как мечом.
Живи в душе и будь в делах,
Пастух вселенского народа,
И святость духа, как звезда,
пусть озарит тебя лучом.
Наставь людей на верный путь
под своды эры милосердья
И принеси во все дома
покой раскрашенным яйцом —
Так пусть в домах пребудет свет,
а с ним — и радость домочадцев,
Чтоб жили люди без тревог
все дни с возвышенным лицом.
Приди, Сметанкин, в тишину
забытых слов святого гимна,
Там наградят тебя земля
и высь заслуженным венцом!
ТРАГИЧЕСКАЯ ГАЗЕЛЬ
В метро был взрыв. Пришла беда —
людей не стало вдохновенных.
Сквозь пелену прошедших дней
восстали души убиенных.
Как строй возвышенных теней,
во тьме ночной они пришли —
Они простили смерть свою,
и я услышал хор смиренных,
Катился громом над землёй
и клокотал огнём в груди:
«Найдите низменных врагов —
людей бессмысленности верных,
Отриньте зло в своей душе,
кровь пролилась уже сполна —
Пред Богом держат пусть ответ
в своих проступках откровенных,
Кто нашу кровь пролил водой,
и нас обрёк на мрак ночей —
Как нет им места средь людей,
так средь теней нет мест примерных…
Нельзя гасить чужой огонь,
зажжённый Светочем любви:
Закон суров и справедлив —
призвать на суд злодеев скверных!
Средь горных нор и средь лесов,
средь мирных пахарей земли
Вам суждено найти врагов
по клятве зла натурой серых —
Хоть стёрли нас с лица земли,
как стёрли ластиком слова,
Уподобляться им не прок,
но быть средь светом озаренных.
Ведь кроме вас в трудах души,
среди побед в делах земных
Открытых лиц найти нельзя,
найти нельзя и судей первых».
Послушай истину, мой друг, —
восточный глас седой культуры:
«Не столько нож таит Коран,
но свет и дружбу правоверных!»
ПОЭТИЧЕСКАЯ ГАЗЕЛЬ
Сегодня в ночь я при свече
решил писать на новый лад —
Отряды слов из верных букв
послушно выстроились в ряд,
И карандаш мой, генерал,
как полководец бравых войск,
В бою не ведая преград,
«бить по глазам»8 премного рад.
Пришёл в долину зябкий март,
в горах застыл пожухлый снег,
Грозя с вершин перстом зимы
очаровать столичный град,
Друзья, «идти в Каноссу»9 мне
и там вылизывать асфальт?
Нет, с Божьей милостью и сам
добьюсь удач. К чему мне блат?
Пошлю его ко всем чертям!
Друзья, смешно «рыдать в жилет»10,
Но брошу клич, и прилетит
тотчас Пегас — мой друг и брат,
Мои войска из слов и рифм
легко поставит на крыло,
Доставит тотчас на Парнас
и там оставит их у врат.
Дворца Поэзии открыв,
так Муза лет ко мне сойдёт —
Я припаду к её ногам,
и то достойнее наград!
Скажи, Сметанкин, на духу,
зачем спешить на пьедестал,
Когда поэт в своих строках
нашёл алмаз во сто карат?
ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ГАЗЕЛЬ
Вот говорят, что нет воды
в водохранилище Нурекском:
Зима прошедшая скудна
была на снег и на дожди,
Вершины гор, что до небес,
приют в веках журчащей влаги,
Остались голы и пусты —
увы, осадков не достало.
Таджикистанец, не грусти,
а пояс свой стяни потуже —
Ходи и хворост собирай,
газеты и журналы жги,
Поскольку проку от газет
нельзя найти — одно расстройство:
То головы, то живота.
И ты сегодня не суди,
Тебя прошу, мой скромный друг,
народных слуг горячим словом,
Коль станут воду лить с лихвой
они с трибун.
Ты погляди,
Ведь ни на капельку воды
не станет больше в нашем «море».
В запале дней не костери
и власти всуе не ряди,
А будь спокоен, как земля, ч
то терпеливо ждёт рассвета
Твоей любви.
Деревья в печь,
как враг природы, не руби —
Цветущий край, без долгих слов,
тебя порадует пустыней:
Так поделись своим теплом —
родную землю пощади.
Ну, как, Сметанкин, наш поэт,
своей газелью ты доволен?
Каким бы ни был твой талант,
его преступно не губи!
ТРИ ГАЗЕЛИ
«О, Соловей моей души…»
О, Соловей моей души,
ты горько плачешь почему?
Хоть ночь прошла, и вышел день,
ты всё страдаешь.
Почему
Настало утро в тишине,
ступая средь открытых тел,
Закрыв чадрой своё лицо?
Само не зная почему,
Зарделось утро от стыда,
увидев свет чужой любви,
И вышло вон, свой свет уняв?
И стало больно.
Почему?!
Скажи, печальный Соловей,
как на духу ты мне ответь:
Седая Ночь и зрелый День
любить не могут.
Почему
Они открыты, как Коран,
в руках Судьбы, и сам Аллах
Цветенье лет продлил двоим,
а ты всё плачешь?
Почему?!
Боишься, что седая Ночь спадёт,
как пепел серебра,
А зрелый День сгорит лучом,
вопрос оставив:
«Почему?!»
Ступай, Сметанкин, к Соловью,
и расскажи ему ту быль,
Как Ночь и День открылись мне,
а я отвечу, почему.
«Как Ночь и День открылись мне…»
Как Ночь и День открылись мне,
а я отвечу, почему.
Мой друг, ответь без лишних слов.
Пусть так и будет, посему!
Быть может, День уже идёт
к закату слов, своих идей,
А Ночь во тьме стремит шаги
на край земли, вослед ему,
Где солнце падает в леса,
и те шумят средь древних гор?
Её мечты зовут все дни,
тревожат дух и вдаль влекут —
Так хочет Ночь обнять детей,
желанных Звёзд, на склоне лет,
Чтоб подвести в кругу семьи у камелька итог всему?
Иль День однажды в мир придёт
земных людей на склоне лет,
Писать роман былых времён?
Тогда печаль пред ним сниму.
Молчи, мой грустный Соловей,
в саду любви не надо слёз.
К чему искать в делах двоих
отраду сердца иль вину?
Послушай правду старика,
мой друг, Сметанкин, в тишине:
Тот вкус любви приходит сам,
когда встречаем мы весну.
«Тот вкус любви приходит сам…»
Тот вкус любви приходит сам,
когда встречаем мы весну,
А до поры ты не грусти
и не спеши идти ко сну.
Прекрасна та, кому свой дух
ты посвящаешь по ночам:
Будь терпелив, как рыболов,
не торопи свою блесну.
Настанет день, она придёт,
откроет грудь, подарит свет,
Но сохранит мир чистоты,
как сохраняешь ты десну.
Так припади к её губам,
испей до дна, оставив мысль,
Что надо сердцу доверять,
как вдохновенному листу.
А тот листок возьми весной
и рассади прекрасный сад,
Тогда оставишь по себе
любви кипучую листву.
Как остановятся часы,
и опадёт последний лист,
Ты призови меня к себе —
тебя нисколько не стесню.
Услышь, Сметанкин, мой совет:
«Не плачь беспомощно в ночи —
Храни звездой огонь души,
и я вручу стихов тесьму».
ЖЕЛАНИЕ
Хочу все дни играть с тобой —
других порывов нет во мне;
Хочу тебя ласкать рукой —
другой судьбы не надо мне.
И всё сильней звучит зурна
в душе поэта, будто гром,
А сам Аллах, смахнув слезу,
простой мотив играет мне.
Мой милый друг, мою любовь
услышат даже небеса,
Откроют дверь моей судьбы
и счастье дней подарят мне.
А ты, услышав гром любви,
с улыбкой выйдешь поутру
И в чистом поле на ветру
три светлых слова скажешь мне:
«Ведь Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, всегда, —
люблю открыто, как себя!»
И в душанбинской тишине
в душе приятно станет мне.
Ликуй, Сметанкин, на пиру —
не обделяй друзей вином
И говори: «По праву дней
её любовь досталась мне!»
МЕЧТА
Чтоб век дышать одной тобой,
взлечу я к звёздам в тишине,
Сниму чадру с лица светил
и свет любви найду в огне.
Пусть звёздный свет прольётся вниз,
и озарит нагую плоть,
Чтоб та, как школьный алфавит,
в полночный час открылась мне.
Начну учить я буквы чувств,
читая мудрость по слогам,
Как не сгореть дотла свечой
и стать звездою в вышине.
Тогда в открытых небесах
я прогоню холодный мрак
И звездопадом новых лет
сойду к тебе — своей жене.
Осыплю золотом души
и жемчугами нежных слов,
Поскольку нет других даров,
мой дальний друг, в моей казне.
Я всё отдам, что есть в душе
и не оставлю на потом,
И гордым нищим стану я
и другом будущей весне!
Ну что, Сметанкин, приуныл?
Стань открывателем души
В долине сладостных надежд —
нет тени истины в вине!
ИНАЯ РЕЧЬ
Хотя порой средь юных дев
себя считаю стариком,
Себя в кругу счастливых жён
отнюдь не ставлю мудрецом.
Не знаю я, как мне решить
один вопрос моей судьбы:
«Как от печали мне уйти
и сохранить в уюте дом?!»
Который год тебя уж нет —
меня оставила в тиши,
И не спешат в мой дом друзья —
сижу, советуясь с вином.
Я больше точкой одинок,
чем одинок чертой «алиф» —
Себя избавить от забот
я не могу своим умом.
Куда не брошу тихий взгляд,
теней я вижу частокол —
Повсюду видишься лишь ты,
и голова идёт кругом.
С укором смотришь на меня,
и слёзы пенятся в глазах,
Но я застыл, как манекен, —
стою в молчании тупом…
Чугун поступков подними,
роптать не смея на судьбу,
Себя, Сметанкин, не казни —
крепи свой дух в дому пустом!
ПЕЧАЛЬ
Один тоскуя без тебя,
кляну мгновенья и часы —
Покоя в чаше не нашёл
и от свечи спалил усы.
Спалил я бороду дотла
и опалил себе лицо:
От горя я не чую боль —
не видеть больше мне красы.
Я был готов тебя любить,
купать тебя и воду пить —
Готов был выпить даже яд
из рук твоих, как из косы12.
Хоть ты ушла в страну теней,
я помню сладкий аромат
Твоих волос и нежных рук,
и пусть не чувствуют носы
Других людей. Зачем мне то?!
Ведь я люблю тебя один!!!
Да, сжёг лицо, спалил усы,
по сердцу траур не носи
В чертогах мрачной тишины —
я верен лишь тебе одной,
Хоть шип людей в сто раз острей,
чем шип стотысячной осы.
Куда идёшь, Сметанкин, в ночь,
забыв очаг и свой ночлег?
Войдя слезой в подземный мир,
вернуться сможешь до росы?
СОЛНЦЕ ТВОРЧЕСТВА
О Солнце мира и весны,
на небосвод взойти дозволь —
Не задавай вопросов мне,
и я приду, осилив боль.
Я поднимусь лучом любви
и стану капелькой огня —
Об этом знает Вечный Бог,
не прокляну свою юдоль.
Мы — только пыль в Его ногах,
и лепит Он из нас горшки:
В союзе с Ним — основа дней,
а без Него — безликий ноль.
Во мраке лет и страхе дней,
идя толпой из праха в прах,
Мы жили мрачно без любви,
как без души земная голь.
Но яркий свет нам показал
труху людского существа.
Раз нет признания в глазах
среди соседей по земле,
И нет участия в сердцах —
сердца давно поела моль, —
Не торопись свести концы
и приложить к виску пистоль!
Стреляться ныне погоди,
Сметанкин, в гулкой тишине:
Под Солнцем творчества живи,
хоть тяжело, но в этом — соль!
ИТОГ
Мы распахали суетой
планету вдоль и поперёк —
Так Человек свой шар земной
для светлых дней и не сберёг,
Но сохранил себя в лице
и приумножил род числом,
Взойдя изнеженным хлыщом
на председательский порог.
Сам предводитель, Вечный Бог,
идя босой по праху дней,
Не может сына наказать,
в чём проявился горький рок.
И заливают нас дожди,
и рушит планы снегопад —
Сама судьба, без долгих слов,
нам подаёт такой урок.
А Человек — делам венец?
иль пошлый блеф, мирам конец? —
Всё балагурит напролёт,
раз не пошёл урок-то впрок,
И вот неслышно, словно тать,
пришла великая беда,
Но Человек среди побед
не осознал — последний срок…
Подай, Сметанкин, мне свечу
и запали во тьме огонь —
Какая тишь ночной земли?!
Лишь мне известен тот итог…
ЛЮБОВЬ
Оделся в плащ своей любви,
пришёл к любимой ночью этой —
Не дам ей ныне горевать
среди планет в постели этой.
Я преподнёс скрижали дня
своей запутанной судьбы
И в тишине у ног её
я сжёг до корки ночью этой.
Не стоит знать былую боль,
что в сердце некогда жила,
Когда открылся перед ней,
горя безумством ночью этой.
Колодец радости найду
в пустыне брошенных надежд —
Среди планет сойду дождём
горячей страсти ночью этой.
На лик луны седой Аллах
накинет чёрную чадру,
Чтоб та, увидев наготу,
не застыдилась ночью этой.
Я ж благодарно всё приму,
что приготовила судьба,
И поднимусь до самых звёзд,
презрев тревоги ночью этой.
Ступай, Сметанкин, на порог,
открой желаниям свой ум —
Прими небесные дары
и будь счастливым ночью этой!
ОДЕЖДА ЛЕТ
А что в кармане ни гроша,
грустить не вижу я причин,
И немощь дел от бедноты
сойдёт, как вешняя вода.
Печаль пройдёт в моей душе,
и воцарится в сердце мир,
И сгинут тени нищеты —
растают тихо, без следа.
Ведь я богат! Богат душой —
богат годами на века,
И с тем богатством не страшит
уже безденежья беда.
Годами искренно горжусь,
горжусь умом, талантом я —
Желаю счастья всем вокруг
и — больше света, чем вреда.
Я не бегу в кабак от дел
и людям нервы не треплю,
Как говорит один мудрец:
«Скучать не надо никогда!»
Сметанкин, пусть ты заносил
халат судьбы до самых дыр,
Наступят дни побед души,
и с ними — радость навсегда!
ЗВЕЗДА ИЗ ПЛОТИ
Тебя, как мысль Творца людей,
в слова поэта облекли
И светлой Женщиной души
с восходом солнца нарекли.
Хотя одели в небосвод,
что встал над миром в тишине,
Но по ступеням облаков
тебя на землю низвели.
Так поутру, войдя во двор,
увидев плоти красоту,
Как бесноватый от любви,
я пред тобой лежал в пыли.
Но вот затих, и вышел дух.
А ты склонилась надо мной,
Нектаром сбрызнула на грудь
(нектар с Тибета привезли).
И ожил я, прикрыв лицо
рукой затерянной мечты,
А ты, закрыв чертоги дня,
блаженство ночи посули —
Луну в союзники возьми
и до весёлого утра
Из чёрных нор ночной горы
светилам выйти повели.
Открой окно, Сметанкин, в ночь —
прими с восторгом красоту,
Любовь и радость подари,
чтоб дни без горя потекли.
НЕБЕСНЫЙ ЦВЕТОК
В ночь у подножия груди
цветок внезапно запылал,
А плоть открывшейся любви
стыдом зарделась, будто лал14.
Я лёг устало под луной
и слёзы горькие пролил —
Суть океанов и морей
в себя, как облако, вобрал,
И до утра разбитых чувств
лежал, безумием пленён, —
На нить прошедших неудач
планеты боли надевал.
Со мной несчастье вышло так,
что не по чести захотел
Под ярким светом звёзд ночных
ввести сердца в просторный зал.
Среди торжественных цветов
в саду возвышенной любви
Тебя увидел в наготе
и пылом страсти воспылал.
Оставь свои мешки забот,
Сметанкин, — слышишь? — под луной
Войди в чертог её души
и будь желанием не мал.
В ПОИСКАХ ЛЮБВИ
Об этом знают небеса,
моя душа — мой светлый дом:
Я принимаю всех гостей
и не сужу худым судом!
Мой дом открыт моим друзьям,
и каждый день визиту рад,
Но только в доме нет любви…
Считая страсть большим грехом,
Я коротаю по ночам
свои холодные часы —
Видать, тоске в своём дому
я стал пожизненным рабом…
И потому на всей земле
теперь ищу твои следы —
Хочу принять своей душой
и в ноги бить тебе челом.
Презрев разлуку и часы —
те одиночество влекут, —
Встречая утром солнце дней,
прошу с мольбою об одном:
«Уж если любит, как себя,
то пусть простит намёки строк
И в тишине в мой угол бед
войдёт предутренним лучом!»
Сметанкин, чёрт тебя возьми! —
ужели ты сошёл с ума?!
Когда сольётесь каплей вы,
не пожалеешь ли о том?
ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ
Не найти под луной человека грустней,
Чем поэт без любви, и грустит соловей.
Постарел от обид, от разлуки шальной —
Утонул без следа в бурном море страстей.
Я в квартире пустой, от зари до зари,
Стал лицом от забот белой смерти белей.
Говорю без прикрас я часам в тишине:
Чем далече любовь, тем на сердце больней!
И, возможно, страдать горький век одному
Мне придётся теперь до скончания дней.
Нет лекарств от любви, нет и средств от разлук,
И не стоит искать мне по свету врачей.
Что сегодня, поэт, испугался ты чувств?
Ну и зря, потому дверь открой же скорей!
ОТКРОВЕНИЕ
Ты мне сказала в тишине,
что все поэты нынче врут —
Чтоб больше денег получить,
свои слова бесцельно трут.
Видать сырой попался трут,
и в рифмах смысла не видать,
Раз не горит огонь души,
и ясно всем: напрасный труд!
Но возражу, ведь я — поэт,
седой отец своих стихов:
Мы все, как пальцы на руках, —
равнять доской не стоит тут.
Один — хорош, а этот — плох:
об этом знает только Бог
И он один лишь знает то,
слова любви к кому придут.
Каков же я? — известно мне
и пред тобой сейчас не вру:
Я нежен облаком души
и мягок нравом, а не крут.
Пишу стихи не для рубля —
пишу для сердца и души:
Я всем открыт, как небосвод,
и не грозят ни меч, ни кнут.
Скорей, Сметанкин, посмотри,
как сердце девичье дрожит:
Послав признания любви,
назад посулы не берут.
ЦВЕТОК МОЕЙ ЛЮБВИ
Пронзая время и пространство,
навстречу радости своей,
Ушёл цветок её натуры —
ушёл цветок моей любви.
Не высох он осенней ночью
и не ушёл навеки в ночь,
А лишь в ночи меня оставил —
ушёл цветок моей любви.
Боялся я ему открыться
и повесть сердца рассказать,
А он не стал догадки строить —
ушёл цветок моей любви
И вдалеке сейчас не знает,
как в тишине грустит поэт,
Когда цветок его оставил.
Ушёл цветок моей любви.
Теперь грущу и днём и ночью,
сжигая перья и листы.
Зачем они, когда внезапно
ушёл цветок моей любви?
Утрами к солнцу обращаюсь,
ночами я спешу к луне:
Цветок души куда девался?
Ушёл цветок моей любви…
Эй-эй, Сметанкин, хватит плакать —
промок листок от слёз твоих.
Служи достойно вдохновенью —
придёт цветок твоей любви!
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Ты позвонила мне вчера,
и сердце замерло в восторге —
Запели птицы, небеса,
а было тихо, словно в морге.
И влились силы, как река,
в разбитый горестью мой дух —
Ушли сомненья без следа,
затих и шум безумных оргий.
И снова я пишу стихи
при свете искренней любви:
Свою тоску отправил в печь,
а скуку дней сам сбросил в ноги.
Свободный ныне от тревог,
взмываю в небо, будто луч,
Ища долину облаков,
где без забот гуляют слоги.
Лучом поднялся на Олимп
и стал оттачивать перо —
Нашёл изящество письма,
и помогли мне в этом боги.
Теперь сижу в кругу богов
и, чашей выбивая ритм,
Я тороплю обратный путь
и не страшат меня пороги.
Очнись, Сметанкин, ото сна.
Орфографический словарь
Скорей открой без долгих слов,
не то съедят ошибок доги!
ТАИНСТВЕННЫЙ ДРУГ
Армада туч закрыла небо,
и стало холодно вокруг,
И страхов дикая громада,
как толпы грязных чёрных рук,
На землю ринулась потоком.
Поднялся ветер до небес
И вновь упал ничком на землю,
и длилось так за кругом круг…
В окно ударил, и открылась
дорога страха в пустоту,
И ветер в комнату ворвался —
жестокий враг, иль добрый друг? —
Листы и перья, всё взлетело —
печаль несказанных стихов.
Упал на коврик я бесславно,
и подступил ко мне Испуг.
Вот сильно дёрнул он за ворот,
порвав все пуговицы зло,
Со всех сторон из подземелий
наслав ко мне ужасных слуг.
И подошли они несметно,
меня, как волка, обложив…
Но тотчас слуги разбежались,
и сам Испуг растаял вдруг.
Скорей, Сметанкин, поднимайся,
открой объятия свои —
На зов пришла душа рассвета,
держа в руках колчан и лук.
РУССКОЕ ПОЛЕ
«Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды…»
(Александр Пушкин)
Я вышел в поле, до звезды,
в тот ранний час, когда всё спит;
Решил посеять доброту —
душа в бездействии скорбит.
Земля пустая, целина,
лежала тихо предо мной,
И хоть вокруг царила мгла,
я осознал: пуста на вид
Земля, сокрытая во тьме —
в ней корни трав и семена
Растений диких от земли;
и я сомнением увит
Стоял один в ночной тиши.
Внезапный свет открылся мне —
Здесь кости давние лежат
героев тех, кто был убит.
Они стояли насмерть тут,
врастая в землю крепче пней,
И каждый штрих родной земли
богатой кровью был полит.
Я на колени, молча, встал —
коснулся лбом святой земли:
Хранит былое человек,
душа которого не спит.
Смотри, Сметанкин, на восток,
в тумане грёз взошла заря,
Чтоб прах людской теплом согреть.
великодушным будь, пиит!
«АФГАНЕЦ»
В мой светлый город Душанбе
пришёл «афганец», словно див,
И раскидал уклад людей,
покой и сон разворошив.
Повсюду пыль стоит, как мгла, —
не видно неба, дальних гор:
Глаза не видят и того,
что пред глазами…
То не миф!
Рукой срывая крышу лет,
и разбивая дверь ногой,
Песчаный ветер-великан
несёт жестокости мотив.
С великой силой ста слонов
он растоптал порядок дней —
Деревья где вчера росли,
пустырь остался вместо ив.
Внеся смятение в сердца,
нарушив запросто уют,
За души принялся всерьёз,
в себе коварство пробудив.
Вскричали люди: «Солнца нет —
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ничего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
Дорогой мой взыскательный читатель, прошу, особо не суди, что здесь и далее вместо признанной формы СКИТАНИЕ использую (на свой страх и риск, но, право, это не признак безграмотности), на современный лад, СКТИТАНЬЕ (окончание без буквы «и»). Впрочем, это касается и таких слов, как ВДОХНОВЕНИЕ, РОЖДЕНИЕ и прочие, — автор.
5
«Из индиго паранджу…» — часто женщины на Востоке таким цветом одежды выказывали глубину своей искренней скорби по умершему человеку.
7
Правая слава: слово «православие» («правильное верование и правая слава») традиционно использовалось в грекоязычном христианском мире для обозначения общин или отдельных лиц, которые сохранили истинную веру (как определено этими соборами), в отличие от тех, кто были объявлены еретическими, — «О православной церкви».
9
«Идти в Каноссу» — книжн.: унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавая себя покорённым (от названия замка Каносса в Северной Италии). Известно из истории борьбы светской власти с папской теократией, где Германский император Генрих IV в 1077 году униженно вымаливал прощение у папы Григория VII, с которым раньше вёл политическую борьбу, — автор.
10
«Рыдать в жилет» — здесь обыграно выражение: «плакать (ся) в жилетку» — жаловаться на свою судьбу, ища в ком-либо сочувствия, утешения; «жилетка» — существительное женского рода, а «жилет» — мужского: вот и вся разница! Может быть, с этим меняется смысл устоявшегося фразеологического оборота, а может, ничего и не меняется, но это — другой сказ, — автор.