В Атлантику через Горн

Андрей Попович

Эта книга – сборник писем, отправленных с борта парусной шхуны «Чава» во время океанского похода Владивосток – Буэнос-Айрес, проходившего с сентября 22 года по февраль 23-го. К текстам добавлены схемы переходов и карты погоды.

Оглавление

Глава 5. Новая турбина, добрались до благословенного пассата

17 октября

27° 45.8057» N

162° 48.5690» E

107 м.м.

Андрей

Ещё вчера нам (в смысле — лодке) приходилось раздеваться почти догола — лодка шла через шквальные зоны с ветром и дождем, и оставались на ней частенько только фок со стакселем. К ночи давление внезапно приподнялось, и все эти синюшные от накопленной воды тучи внезапно замолчали. Даже волнение улеглось.

Сейчас четыре часа утра по Владивостоку, 17 октября, правый галс, бейдевинд, генеральный курс 140 градусов. Мы уже на 27—58с.ш. и 162—12в. д. Лодка несет нормальный для умеренных ветров наряд, с кливером, стакселем, фоком, и гротом. Только грот всё ещё зарифлен на две полки — я впервые за последние две недели приоткрыл носовой люк. Побаиваюсь, что с полным гротом это пока несовместимо.

Над головой, в зените, что довольно необычно — луна в просвете облачности, на горизонте, с наветра, каждые несколько секунд вспыхивает оранжевым светом огромная туча, которая не наигралась днём.

Тут, нашему поколению «олдов» хорошо бы зашло: «Мы вышли из зоны циклона…» с плачущим четвертым механиком, обнявшим буфетчицу Надежду. Но, я, видимо, давно выпал из гнезда. Надежд давно нет, плачем делу не поможешь. Наступило время безжалостных песен.

Так что, моя песня сегодня — «Девушка из Нагасаки», и обязательно, в исполнении Джеммы Халид.

Митя

Вчера поздно ночью мы наконец вырвались изо всей этой погодной катавасии. Несмотря на ночное время — мы добавили парусов и постарались как можно дальше и быстрее уйти от центра циклона. Кэп спал, Флеминг рулил, а я сидел на палубе и смотрел по сторонам. Справа виднелись редкие звезды на небе, слева светила половинка луны, а за кормой стояли чёрные башни туч и облаков, из которых с небольшими перерывами часто сверкали молнии, то там, то здесь… Было очень красиво и уютно оттого, что мы не там и уже миновали этот участок. Я видел 2 небольших смерча, также за кормой.

Сегодня на завтрак овсянка с вяленой вишней и кофе с сыром.

Сортирую и перебираю овощи, в целом все норм, некоторые подрезаю, ещё поживут. Остатки огурцов покинули нас неделю назад.

Собирались сегодня постираться, но всё заволокло тучами и моросит мелкий дождь. Отложим немного.

Идём на юго-восток ещё сутки примерно и будем делать поворот чисто на юг. Там нас подхватят долгожданные восточные пассаты. Смотрим карты погоды и дивимся тому, что происходит в тех местах, где мы были ещё неделю назад… Мы ещё легко отделались. Очень сильные южные ветра и циклоны один за одним… Так необычно это всё для настоящего времени года…

27.44.890N 162.49.448E

SOG 5.3Kt COG 117

17 октября 13:04

18 октября

27° 45.7928» N

164° 35.3409» E

94 м.м.

Митя

Проснулся от хлопанья парусов. Побежал наверх. Кэп возвращал яхту из «рассветного» дрейфа обратно на курс. Пока я спал, он положил яхту в дрейф и полез на мачту менять турбину ветрогенератора. Волна подсела и условия стали более-менее комфортными. Короче, я все пропустил. Сейчас Кэп жалуется, что ноги на качке перенапряг и мышцы до сих пор напряжены и трясутся. Он решил, что сегодня «отсидится дома и никуда больше не пойдет», так и сказал.

Сегодня жара и светит солнце, а значит, это день большой стирки. Я постирал все, что накопилось за 3 недели у нас с Кэпом и если у него перенапряглись сегодня ноги, то у меня руки. Я забыл совсем, что в тропиках перманентно высокая влажность и в тени например, толком ничего не сохнет, а на солнце нужно выбирать локации для сушки, где не прилетают брызги забортной воды. Вещи не досушили, сейчас уже началось кино про закат. Завтра продолжим.

А еще пробовали связываться через Гавайи и пришел отказ. Пока работаем через китайскую станцию и скоро будем пробовать через Новую Зеландию. Если пропадём с радаров — не теряй, наберись терпения. Очень надеюсь, что через неделю на траверсе Маршаловых островов поймаем сотовую связь и свяжемся через роуминг, фото олуши тебе пришлю:)

27.49.644N 164.53.943E

SOG 4.5Kt COG 70

18 октября 16:18

Андрей

Только что сделали поворот на левый галс. Все предыдущие дни шли правым, сначала обходя циклон, потом используя его ветер для пользы. По крайней мере он здорово вытащил нас к востоку. Теперь все же хотелось бы пробиться в тропики, к пассату. Надеюсь, что этим галсом получится. Ветра, правда, маловато, а волна — около 1.5 — 1.9 м, но движемся, и даже остаемся в графике перехода, я проверил.

Написал письмо гавайской станции Winlink, с просьбой дать доступ. Дело в том, что их закон не позволяет связываться радиолюбителям с третьими лицами, видимо, чтобы не было «левой» коммерции. Посмотрим, что ответит. Китайская станция пока проходит хорошо, кроме того, есть новозеландская, мы к ней приближаемся, и мы ее тоже уже достаем. Так что до южных сороковых широт связь будет устойчивая, как я представляю. Вот насчет участка Южного океана ближе к Южной Америке — там, видимо, будут перерывы в связи.

С работающим ветряком и солнцем наша энергетика наладилась, за вчерашний день залилось около 30 ампер-часов про запас.

Буду сегодня искать свою электронную книжку, даже просто пробиться в кормовую каюту, это вызов, конечно, но я не боюсь. Погода прекрасная, солнце восходит среди маленьких облачков.

Письмо утром не ушло, так что добавляю — днем даже несколько часов покрутили дизель, чтобы шустрей спуститься к ветру. Почти все, что было под рукой отремонтировать и оптимизировать — сделали. Даже кранцы сдули и сложили в носу. И, не поверишь, достал и начал по-новой «Полный курс испанского».

19 октября

27° 31.3199» N

165° 13.6473» E

37 м.м.

Митя

По прошествии 3 недель я чувствую, что влился наконец. Дни пролетают незаметно, каждый день есть какие-то мелкие дела, за которыми время пролетает в один миг. У нас жарко и солнечно. Во власти пассатов очень комфортно. Качки почти нет, ветер ровный. Солнце правда начинает жарить с 7 утра через люк в палубе прямо в глаз и я просыпаюсь от жары)

Сегодня собирал свой первый в море урожай. В дни закупа продовольствием я не успел купить лотки с микрозеленью… И потом я думал еще купить семена и мешок земли, но тоже мимо… Ты ведь помнишь какая суета была перед отходом. Все, на что хватило моей фантазии — это поставить луковицы в стаканы и налить немного воды. Сегодня ножницами немного подстриг своих чиполлин и украсил зеленью ужин, сегодня картошка с тушенкой.

Судя по тому сколько я готовил, а я готовлю с запасом, чтобы осталось Кэпу в его ночную вахту поесть, ночью поесть знаете ли, то еще гилти плэжэ, и судя по тому что ничего после ужина не осталось — эта тушеная картошечка только что вышла в топ недельных чартов! Посмотрим, удержится ли она в лидерах на следующей неделе? Наверное, это все из-за зеленого лука.

С вечера над нами кружила белая олуша, и как бы ловила рыбу невзначай около яхты, и как бы случайно осталась в гостях с ночевкой. Она сначала не подавала виду и только охотилась за летучками, но потом стала делать заходы на солнечную панель на корме. Она как бы только примерялась… А может она действительно не может приземлиться с первого раза в силу своей неуклюжести… но когда пришло время смотреть закат — птица уже сидела на панели и делала вид, что всегда там сидела. Закат был классный сегодня, пассатные облака делают его таким необычным для глаз и в то же время таким знакомым по закатам на Бали, что невольно начинаешь думать, что ты в отпуске)

Кстати о сёрфинге! Джек Лондон серфил на Гавайях 115 лет назад! Читаю сейчас его «Путешествие на Снарке»… И хочу сказать, что мистер Лондон либо супер способный и талантливый джентельмен, чему я очень надеюсь и верю всем сердцем, либо он немного присвистывает, рассказывая, что первый раз взяв доску в руки, на 2 день катался уже за рифами в аутсайде. Ахаха.

На самом деле так круто его читать, как он описывает ощущение от волн, от катания, свои эмоции и все это более ста лет назад! И это ничем не отличается от современных эмоций, пожалуй только тем, что он это описывает для тех, кто вообще никогда не представлял этот процесс и объясняет его с точки зрения физики… Он катался во второй день 4 часа подряд в самое пекло и потом неделю лежал в постели с волдырями от солнечных ожогов) Это так жизненно, и я капец как сильно ему сочувствовал!

Книги в море, если это интересные книги — читаются в один присест. И я немного переживаю, что они кончатся раньше времени.

26.55.444N 165.06.633E

SOG 4.0Kt COG 192

19 октября 21:41

20 октября

26° 06.1214» N

165° 08.2186» E

86 м.м.

Андрей

Лодка в «отдыхательном» режиме, под всеми парусами и легким ветром, спускается к югу. Тем не менее, довольно шустро. Я думаю, в циклонах здорово почистилось днище от наросшей за сентябрьскую стоянку ракушки, легко бежит. Кстати, «наш» циклон все же добился звания тайфуна, пусть и маленького, пусть и ненадолго. На японской метеокарте, что-то типа «Хаитана», в шумах плохо читается. Гордимся вместе с ним.

Джим — системный оператор гавайской станции, ответил мне по поводу ограничений связи «с третьими лицами». Строители системы Winlink за последние годы, пока мы сидели дома, встроили это ограничение в программный код, и его нельзя отменить, пишет он. «Окошко» закрылось. Я помню, что «в прошлые разы» это прокатывало в виде «человеческого фактора», теперь нет — законы нужно исполнять.

По крайней мере посоветовал мне другие варианты связи — их тихоокеанскую сеть радиолюбителей-круизеров, сегодня днем послушаю. Так что американцы выпали. Но, сегодня уже работал через новозеландскую станцию, пока слабо, но проходит. Основная пока — китайская.

Вчера, к вечеру, прилетела очередная «коралловая клуша». Та, первая, была черная, и сильно смахивала на чумного доктора из Средних веков. Эта — праздничная, светлая, шея с зеленоватым отливом, вид приличный, без «ободранности», но заходит на посадку также, как тяжелый бомбовоз на авианосец. Несколько раз примеривается, строит посадочную глиссаду, мотает ее при посадке. Но — получается. Спит сейчас на солнечной панели. Перед этим долго охотилась вокруг лодки. На кого, особо не понятно. Скорей всего, выхватывает летучек при взлете из-под форштевня.

Хожу сегодня еле-еле, как на Фалазу сходил. Это после мачты с ветряком. Ничего так, тренажер получился.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я