В Атлантику через Горн

Андрей Попович

Эта книга – сборник писем, отправленных с борта парусной шхуны «Чава» во время океанского похода Владивосток – Буэнос-Айрес, проходившего с сентября 22 года по февраль 23-го. К текстам добавлены схемы переходов и карты погоды.

Оглавление

Глава 4. Япония жестко стелет, депрессия раскручивается до тайфуна

11 октября

31° 42.7510» N

156° 04.0437» E

49 м.м.

Митя

Сегодня у нас выдался жаркий денек. Ветра было мало, и волна осела до 2.5 метров. Идем на северо-восток сегодня, чтобы комфортно можно было поработать на палубе и не заливало. Мы сразу с утра занялись ремонтами. Кстати, к моему пробуждению кэп уже сходил в «рыбный магазин» на палубу, насобирал летучек, почистил и пожарил к завтраку. После кофе я сразу занялся герметизацией швов на иллюминаторах. Опреснял, чистил, сушил… В общем всё сделал, осталось дождаться соответствующих условий, чтобы проверить насколько качественно всё получилось.

Днем на солнце было жарко. Мне кажется до 35 градусов. Термометр внутри сейчас показывает 32 и это довольно прохладно стало, солнце уже садится. Мы хорошо просушили экипировку, свой спальник я также прожарил на солнце и свернул. Он пригодится теперь только в сороковых широтах южного полушария. Теперь буду укрываться простынкой.

Отец сегодня разложил дополнительные «мягкие» солнечные панели по палубе и подключил. Шхуна все больше приобретает вид Делориана из «Назад в будущее». И экипаж, кстати, у нас очень перекликается с главными героями фильма…)))

В прошлый дождь во время сбора воды я почти сразу заметил видимый осадок в бутылках… Прагматичный и скептично-настроенный кэп снова отправил меня в ряды «неженок»… Сказал, что не знает как мы дальше будем идти, раз осадок в бутылках у меня уже сейчас вызывает вопросы… Суровый и безжалостный кэп у меня, что сказать!

В общем, почистил я сегодня водосборные карманы, помыл от пыли и грязи. Они долгое время хранились где-то внутри яхты и явно во время ремонта. Теперь должно быть всё норм и вода будет чистой.

Из всех запланированных задач по ремонтам мы не разобрались только с ветрогенератором на фок-мачке. Планируем на завтра на утро. Надеемся, что волна ещё подсядет. Там на мачте, даже при небольшой волне, за счет высоты амплитуда по несколько метров и работать довольно сложно.

Завтра утром планируем повернуть на юг и уже лечь на постоянный курс. С утра закончим ремонты и к вечеру прокатимся на остатках депрессии, которая подходила с юга, с 20—25 узловым ветром.

31.54.085N 156.16.477E

SOG 4.2Kt COG 48

Андрей

Тропики уже начались. Жарит уже 30—32С. Голубая вода, облачка круглые, кое-где башни дождевых облаков, рыбки прыгают.

Сегодня утром привычно прошел по палубе, трех штучек подобрал. На завтрак — в самый раз. Так что рыба ловится.

Сегодня пересекали пароходную тропу, видели сразу два парохода. Необычно, после нескольких дней пустыни.

Ветер сегодня слабый и противный, в смысле встречный, так что устроили с Митей себе курорт. Убрали кливер, взяли риф на гроте, чтобы не брызгало, и весь день работали на лодке, убирали «сопли». Младший убирал косяки старшего, точнее то, что я не успел доделать перед отходом. Заделал, где подтекали носовые иллюминаторы, и камбузный. Еще раз навели порядок в носовой каюте. Зашили растрепушки у доджера, поставили дополнительные солнечные панели на палубу. Ветряк, правда, оставили на завтра с утра, вдруг волнение будет поменьше. Пока — под два метра и не сказал бы, что пологое. В общем, сделали кучу нужных дел, по мелочам, но важных, да и посушились. Завтра ветерок отойдет, и позволит нам идти курсом юго-юго-восток, депрессии полагается пройти у нас по носу, еще и дать нам подходящего ветра, надеюсь.

Я поставил точку на входе в пролив Дрейка, возле легендарных островов Диего-Рамирес. Дистанция сейчас — 8442 морских мили.

12 октября

31° 14.4565» N

155° 57.2814» E

29 м.м.

Митя

Сегодня утром по плану был ремонт ветрогенератора. Отец собрал запасной пропеллер-турбину, план был на мачте просто заменить поврежденную на целую. Отец поднимался на мачту, а я по-скалолазному страховал фалом кливера. Отец, кстати, довольно забавно смотрелся на ступеньках вант в красной куртке с инструментами торчащими из карманов и 6-лопастным пропеллером за спиной на страховочном шкертике. К сожалению, сегодня операция по замене была отменена из-за сильной качки. Хоть мы и выждали момент и легли в дрейф — на мачте работать, по прежнему, невозможно. На мачте кэпа шкивало, будь здоров, и мы отложили ремонт на более спокойные пассаты.

Перебрал сегодня мучные изделия. Я обнаружил что почти половина хлеба в запаянных пакетах заплесневела от влажности, изучив более детально упаковку — оказалось, что многие пакеты запаяны некачественно и негерметично. ((Хлеб отправился за борт, пакеты в мусорку. Будем печь свой.

У нас наступают жаркие деньки и есть, как и готовить, впрочем, уже почти не хочется… Вчера отец искал кое-какие дельные вещи и блоки для ремонта мистера Флеминга по яхте. Говорит нифига у нас жратвы с собой! У нас, чтоб вы понимали, почти в каждом шкафчике, рундуке или под койкой лежат крупы, консервы, макароны джэмы, соленья и тд. Вчера очень курьезно на качке открылся шкаф и из него посыпались пакеты с разнообразными видами паст вместе со сгущенкой и горошком. И дело не в том, что мы как попало сложили продукты, а в том, что в какой-то момент их просто стало некуда складывать, т.к. выделенные шкафы и полки под продукты были полностью заполнены. Когда я планировал закупки — кэп сказал продуктов взять с запасом на 3—4месяца. То есть еды должно быть на полгода автономного плавания… Ну вот я и купил) Видимо в Аргентине за некоторыми категориями продуктов мы ещё долго не пойдем в магазин)

31.06.565N 155.56.990E

SOG 4.5Kt COG 168

12 октября, 13:26

Андрей

Мы закончили наши хозработы и двигаемся на юг, дали подходящий ветер. За день — один пароход вдали по корме, солнце, тепло, двухметровая волна, которая, правда, по мере движения становится помягче.

Мы, кстати, сделали всё, что хотели, кроме ветряка. Я даже собрал новую вертушку из ЗИП, надел две системы — верхнюю и нижнюю, даже кроссовки! И мы с Митей организовали верхнюю страховку для похода на топ мачты, и я даже туда поднялся… Но работать не смог. Пока стоишь на вантовых балясинах и держишься руками за ванты — всё, более-или-менее, надежно. Стоит попробовать зафиксировать себя на мачте и освободить для работы руки — динамические нагрузки просто выносят организм. В общем, слез, несолоно хлебавши. Ведь помню, что примерно в этих местах забирался даже на топ грот-стеньги и «в одного», на веревочных петлях, надо было спасать топсель из заклинившего блочка фала. Видимо, тогда было поспокойней.

12 октября, 12:54

13 октября

29° 37.1908» N

156° 59.2020» E

111 м.м.

Андрей

Волшебная ночь. Дымящаяся кружка кофе, сваренная предыдущей вахтой, почти полная луна, как обычно, в комплекте с огромным темным облаком, ярко подсвеченный горизонт, лунные «зайчики», прыгающие по темным волнам. Среди круглых облачков — сверкающий Юпитер, звезды притушены фонарем луны и, скорей, угадываются на светлом небе.

Лодка бежит, оставляя правым бортом широкую, белую, ярко светящуюся полосу пены, уходящую за корму. Как писал Джошуа Слокам — «парусник весело бежит, с белой костью в зубах». Несколько часов назад, на смене вахт, когда ходовая погода только начиналась, они ещё не договорились с морем, и из носовой части регулярно доносились звуки резких ударов, от которых голова автоматически уходит в плечи. Потому что, через пару секунд — резкое шипение, и лодка окутывается облаком мелких брызг.

Пришлось даже добавить вторую полку рифов на гроте. Лодка и сейчас одета для свежей погоды — грот, 2 риф, фок, стаксель, кливер. И сейчас, похоже, все здесь в полном согласии, мы, покачиваясь, ровно идем в бейдевинд левого галса без сильных ударов и прыжков. Волна еще подросла, дистанция между гребнями тоже выросла, что характерно для ровного и стабильного ветра, дующего на больших пространствах. Тягу нам обеспечивает огромный антициклон над северной частью Тихого Океана.

«Мистер Флеминг!», «Да, сэр» — приветственный взмах крыла. «Как самочувствие?» — ещё один такой же взмах. Мистер Флеминг отличается молчаливым и стабильным поведением, характерным для английских матросов. Держать точный курс на всем, имеющем руль, отдавать честь всему, этого руля не имеющему. Это призвание.

За кормой слева — Медведи, обнимающие свою Полярку. Заметно сползли ниже к горизонту, и скоро-скоро уйдут под него. Наступит время другого, южного неба, с другими звездами-Указателями.

Митя

Сбор летучих рыбок на палубе напоминает компьютерную игру с рандомно всплывающими бонусами-монетками. Вот ты сходил на бак, парус перенести, и собрал пару бонусов, а через 5 минут идешь потравить фок, и снова бонусы уже в новых местах. Короче я тут, как Марио, прыгаю по палубе и собираю монетки. С бонусами этими есть проблемка. Если не собрать вовремя или не заметить рыбку-две, завалившиеся под каяк на палубе или под сёрфборды, то через день-два у нашей тонкой и изящной яхты появится «амбрэ» рыболовного траулера со щетиной и перегаром.

Летучки очень красивые. Они похожи на маленькие самолетики. Серебристый фюзеляж с темно-синими отливами в цвет толщи воды на глубине 6000м. Тонкие и довольно большие основные крылья, а также подкрылки в задней части ближе к хвосту. Я не знаю чем там занимались братья Райт в конце позапрошлого века, придумывая свои причудливые самолеты — вот снимаешь размеры в масштабе с летучей рыбы, и как минимум планер уже точно получится…

Пропорции крыльев и хвоста к фюзеляжу весьма правильно выглядят. Вчера рассматривал рыбу и из-за ее зеркальной серебристости и яркого отражения солнца в чешуе она мне напомнила мою любимую зеркальную американскую «дакоту».

Летучек обычно кэп жарит на сковородке. На вкус неплохо — что-то между корюшкой и навагой.

Все это время мы шли на юго-восток и недавно сделали поворот на восток-северо-восток. Хотим отвернуть от депрессии и дать ей скорее пройти стороной, чтобы только край зацепить. Вчера родилась шутка про хорошую и плохую новость. Хорошая новость в том, что мы шли удачным курсом прямо на острова Диего Рамирес, это прям как раз туда, куда нам надо, а плохая новость в том, что идти до островов по прямой 8800 миль)

29.40.135N 157.04.889E

SOG 4.5Kt COG 10

13 октября 18:35

14 октября

29° 16.0466» N

157° 40.5959» E

42 м.м.

Андрей

4 часа утра 14 октября, 29—23сш, 157—21вд. Ветер — восток, 6 баллов.

Мы в штормовой одежке (грот — 3 риф, фок, стаксель) бежим в бейдевинд по генеральному курсу. До о. Диего-Рамирес 8290 морских миль.

14 октября. Правый галс. Расходимся с центром циклона

Хотел сравнить это с экзаменационной сессией, но это, скорей полигон, типа, где собачек тренируют. Стоит такая тетя в тренировочном костюме с тетрадкой…

Так — Северо-запад Тихого океана, антициклон, 6 баллов, бейдевинд, 103 мили за сутки — зачёт. А вот это — 53.5 мили за сутки при встречном ветре — слабовато для норматива «мОтроса-любителя». Давайте-ка еще вот это сделаем: — «Расхождение с углубляющейся областью низкого давления, пересекающей ваш курс». Тем более, что у вас практика ремонта ветряка не сдана.

Надеюсь, мы заработаем какую-нибудь медальку на ошейник с сертификатом, и нас выпустят на следующий уровень.

Митя

Сижу в кокпите и неправильно чищу апельсин. Чищу ножом, как мандарин убирая мельчайшие кусочки кожуры и плёночек. У меня много свободного времени и мне стало интересно как это — идеально почистить апельсин, кстати процесс занимает 42 минуты. В метре от меня сидит олуша. У нас с тобой в топе номинаций самых нелепых птиц был страус, но сейчас, дорогая, у страуса появился серьезный конкурент. Птица сидит на солнечной панели, постоянно растопыривает крылья для равновесия и лапами на месте бежит, чтобы не соскользнуть. Волна сейчас 4 метра и картина эта, как минимум, очень курьёзная. Но птица прилетела на ночёвку и её ничто не остановит. Она мне очень напоминает бабульку на вокзале в старомодной каракулевой шубе не по сезону… У неё длинный узкий клюв, как у маски чумного доктора, и близко посаженные глаза. Если она смотрит на тебя анфас, то кажется косенькой. Она постоянно садится против ветра и перья взъерошиваются на ветру, отчего она выглядит помятой. У неё не все перья и какие-то ошмётки от них свисают… Кэп говорит, что они абсолютно все такие облезлые… Пока писал письмо, олуша всё-таки упала в воду с солнечной панели, вернулась, попыталась сесть на мачты, но потом села на балку-подпорку грота гика.

Мы ждем уже наконец окончания непогод… Уже устали. Ночью ветер усилится снова до 30 узлов, мы с вечера прибрали паруса и приготовились к бодрой ночи. Вроде как через пару дней волна подсядет до 1.7 метра, а ветер до 10 узлов. И направление будет ходовое. Непривычно попадать в такие погодные передряги на этих широтах. В это время года мы всегда спускались в тропики, как на лифте, пускай с сильным ветром, но, чтобы лавироваться к границе северного тропика… Такого ещё не было…

29.38.363N 157.47.188E

SOG 3.1Kt COG 40

14 октября 17:23

15 октября

30° 02.1243» N

159° 10.6000» E

91 м.м.

Андрей

Едем под одним стакселем, пьём чай, по прогнозу часа через три-четыре можно будет поставить фок.

Мы поставили фок, и над нами куски голубого неба. За сутки, по 3—4 метровой волне, прошли около 80 миль, и даже примерно туда, куда надо. Похоже, пора кусочек грота поставить, ветер уже всего 25 узлов.

Митя

У нас ничего нового. Мы тут штормуем потихоньку. Случаются шквалы, и мы срочно убираем паруса, т.к. начинаем черпать бортом воду, а иллюминаторы по левому борту превращаются в аквариумы. Они, кстати, после ремонта не текут совершенно. Потом ветер тишает с 35 до 25 узлов, и мы снова добавляем парусности… Иногда «включают» сильный тёплый дождь и на ветру он довольно колюч. До пассатов нам ещё пару деньков потерпеть. По крайней мере об этом говорят карты погоды. Движок мы не заводили уже неделю и вчера прогнали его в течение 10 минут для проверки, всё норм. Отсутствие ветрогенератора сказывается экономией электричества, как только погода установится — займёмся им. Также в планах посушиться и постираться.

29.47.456N 159.57.802E

SOG 7Kt COG 111

15 октября 21:45

16 октября

28° 53.0532» N

161° 14.7784» E

129 м.м.

Митя

Мы уже 20 дней в море и по ощущениям я чувствую себя вполне хорошо. Непрерывный бейдевинд уже третью неделю подряд перестал быть направлением к ветру и стал для нас образом жизни. Сегодня я хорошо выспался. Яхта с хорошо отстроенными парусами бежит почти без ударов по волнам, Флеминг рулит, своеобразно обруливая гребешки волн, не знаю как у него это получается, но он красавчик! А вот вчера во время шквалов волна била в борт и днище так, что сеточка из раковины вылетала под потолок вместе с кружками от утреннего кофе.

К своему стыду признаюсь, что я только сейчас прочитал Оруэлла «1984» и вот что хочу сказать. Если вы — «натура тонкой душевной организации» (а-ха-ха-ха), как и я, то не читайте. Нафиг оно вам не надо. И так достаточно причин для переживаний. За 2 ночных вахты я прочел эту книгу и в принципе всё классно, кроме послевкусия, которое погружает в депрессивную серость, которой сейчас за бортом — хоть отбавляй. И в то же время считаю очень важным — её прочесть, многое становится понятно. А вот «Скотный двор» Оруэлла дался мне гораздо легче. Там всё попроще. Но хэппи-энда тоже не будет и не рассчитывайте…

В поисках подходящей для сурового моря литературы — я выбрал Джека Лондона и его северные рассказы. Очень классно. Про покорение севера, индейцев, золотоискателей и Клондайк. Про настоящих мужчин, про дружбу, ответственность и обязательства. Джек Лондон подпитывает мужественностью и невольное сравнение дает понять, в каких «тепличных» условиях ты сейчас путешествуешь через океан.

28.59.005N 161.00.490E

SOG 7.2Kt COG 121

16 октября 10:56

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я