В Атлантику через Горн

Андрей Попович

Эта книга – сборник писем, отправленных с борта парусной шхуны «Чава» во время океанского похода Владивосток – Буэнос-Айрес, проходившего с сентября 22 года по февраль 23-го. К текстам добавлены схемы переходов и карты погоды.

Оглавление

Глава 3. Зашиваем фок, добываем воду и меняем фильтры. Кто такой мистер Флеминг?

6 октября

38° 03.7287» N

150° 03.2411» E

97 м.м.

Митя

Погода явно переживает биполярное расстройство и ее бросает из одной крайности в другую. Еще 2 часа назад убирали грот, так как ветра стало много, до 25 узлов, и ночью не хотелось бегать по палубе и брать рифы и вот уже полный штиль, моторим.

С сегодняшней установкой парусов на бушприте, а также с сильным дождем связано промокание большого количества вещей. Затопили дизельную буржуйку в кают-компании, яхтенный экип сушим в шкафу с подогревом как раз для этих целей. Во время сильного дождя повесили на тент над кокпитом боковые шторы с авторской конструкцией кэпа для сбора дождевой воды. За час собрали 30 литров. Вообще, хочется уже тропиков и хорошей погоды, от влажности близкой к 100% кожа на пальцах и ладонях весь день походит на чернослив))

У нас пассажир. На ночь прилетела неуклюжая олуша, долго кружила и искала себе местечко, чтобы приземлиться. В итоге разместилась на солнечной панели на вантах левого борта. Выходил сейчас на палубу — она смешно компенсирует качку выполняя наклоны вперед, чтобы держаться на своем месте, собственно мы с кэпом постоянно делаем такую же зарядку как эта олуша уже неделю. Сегодня мы с ним с полными кружками чая сидели в кокпите и одновременно, не сговариваясь, отрабатывали рукой кружку, опрокидывая почти на 90 градусов. Переглянулись, посмеялись.

Видели дельфинов. Несколько штук прошли за кормой, красиво выпрыгивая на поверхность. Они явно были заняты ловом рыбы и двигались, как и мы, с севера на юг.

Каждый день удивляюсь тому, что мы по сути «in the middle of nowhere», а здесь столько событий каждый день! И чтобы что-то увидеть, достаточно просто посмотреть.

7 октября

36° 21.5025» N

150° 55.6072» E

111 м.м.

Митя

Сегодняшний день пролетел незаметно, и совсем не было времени тебе написать. Сейчас уже ночь, дует свежий ветер и идет дождь, мы бежим на юг под одной только генуей до 7 узлов. Идем с попутной волной, что вполне комфортно, относительно нашего дневного приключения.

Утром я проснулся от непонятного движняка, так несвойственного нашим утрам. Шучу. Утра у нас бывают очень разные. Короче, утро, отец затащил парус в кают-компанию и показывает сонному мне, что фок разошелся по шву и надо, мол ждать погоды, когда волна спадёт и тд, чтобы устранить этот момент. Попили кофе и пришли к выводу, что накинемся и сделаем сегодня. Тем более, что у нас на борту есть все необходимое, и парусных дел мастер в том числе!

Парус занял почти всю кают-компанию, при прошивке, его приходилось трижды заносить на камбуз, вертеть, поворачивать. Все это при качке в разные стороны, а сегодня толчея на воде, будь здоров!) Закончили мы затемно, парус устанавливали на штатное место уже при свете палубного освещения. Вымотались. Всё это время шли под генуей, мистер Флеминг стоял на руле. Как только закончили с парусом — пошел дождь и мы порадовались, что он дал нам возможность закончить.

Перед завтраком я видел стаю летучих рыб, сначала подумал, что это мелкие птицы, но птицы не ныряют стаей и так надолго. А позднее нашел на палубе летучую рыбку, видимо ночью на волне запрыгнула. Каждый раз удивляюсь, кто-то ж их придумал! По сути обычная селедка, но крылья по пропорциям как у стрекозы! И еще у нашей рыбки на палубе «крылья-плавники» были с интересным красно-черным отливом, раньше я встречал только прозрачные. Летучки — хороший знак. Скоро будут тропики.

Андрей

Письма теперь можно отправлять только в дневное время, мы удаляемся от китайской станции, которая транслирует нашу почту, а Гавайи еще неблизко. Так что возможны некоторые «тормоза».

Мы продолжаем спускаться к югу, и уже на 37 градусе северной широты. Вода — 26—28 градусов, море все еще очень неровное, зыбь 2—3 метра, приходящая с разных направлений. Днем мимо по корме деловито прошла группа дельфинов. «Деловито» — потому что, на нас внимания не обратила.

На палубе появилась первая летучая рыбка, каждый день нас посещает твой друг «Черныш». (Отсылка к прошлому походу, где в этих местах нас регулярно, по часам посещал большой черный альбатрос.) Прямо с регулярностью японского «Ориона». В общем — всё идет по плану.

Ещё одна старинная поговорка (английская?) «Парусное судно похоже на дамские часики — у него всегда что-нибудь не работает».

Дождь здесь временно прекратился, и мы используем подходящую погоду для наведения порядка на лодке.

Почти сутки шли под двигателем и просушили лодку и вещи. Поставили шпонку мистеру Флемингу, и избавили его от временных «верёвочек», поменяли топливные фильтры. Это — святое. Каждый выход в океан сопровождается заменой топливных фильтров. Наш топливный танк — часть лодки, и, стало быть, стальной. Когда он долгое время используется в частичном режиме, на сухих участках образуется ржавчина. Стоит его заполнить, потом хорошенько взболтать, и — «получи, фашист, гранату».

Причем, у «настоящих» яхтсменов с пластиковыми и нержавеющими танками проблема тоже присутствует. В танках с дизелем всегда есть немного воды на дне, где заводится пусть и странноватая, но жизнь. Черненькая такая. Которая тоже прекрасно забивает фильтры при взбалтывании яхты непогодой.

Сняли многострадальный фок, отработавший вахту в циклоне, и зашили разошедшийся шов. Причем шов разошелся сегодня ночью, в штиле, когда лодка шла под двигателем. Валяло, правда, изрядно. Это было непросто, и провозились полдня, но у нас все было, инструменты, швейная машина, электричество, и, главное, рабочий настрой.

Что можно еще ждать от «мОтросов-любителей»? Дизель в открытом море мы уже с Митей меняли на запасной в филиппинском походе, теперь добавили еще одну «фичу». Нам дали, наконец, северный ветер, пусть, и немного. Лодку с утра переодели в новую геную, и она пробежала очередные тридцать миль по неровному морю.

Долгое, долгое 7 октября…

Митя

Сегодня, может быть, испеку яблочный пирог. Пока чёто настроения нет и качает так, что утром просыпаешься уже уставший.

Вчера я написал тебе письма, дождался смены вахты и лег спать, а через час отец меня срочно разбудил менять паруса. Ветер опять усилился, и мы работали на палубе в страховочных поясах под дождем, окатываемые волнами. Меняли геную на кливер.

Кстати, ветер вроде не сильный, всего 20—25 узлов, а яхта без парусов под одними мачтами идет 5 узлов, а с одним только кливером уже 7.5… Радует, что ветер попутный, а значит мы уже скоро доберемся до ровных пассатов и сможем передохнуть и привести лодку в порядок.

Парус мы вчера удачно успели зашить, но у нас еще остается путешествие на мачту для ремонта ветрогенератора, ремонт блоков привода штурвала от мистера Флеминга — вчера заклинило блок на сильном ветру и вырвало шплинты, мистер Флеминг стал рулить как неврастеник. По повадкам яхты это довольно быстро вычислилось, и мы обнаружили неисправность. Пока поставили временные блоки, но ремонт этому узлу всё ещё требуется.

Андрей

Жизнь здесь налаживается.

Митя поставил в духовку «шарлотку», и что-то готовит к обеду. В кокпите круглосуточно крутят панорамный фильм про море. Мы, наконец, прошли течение Куросио, и жизнь на борту становится заметно проще, движения лодки стали более предсказуемыми. Хотя по-прежнему сидим в атмосферных фронтах, волнение до 3 метров и довольно беспорядочное. Но, вчера выдался день, когда шли по умеренному ветру и несли геную, новую, почти ненадеванную.

Ночью, правда, пришлось ее менять на кливер, опять раздуло до 6 баллов. Сегодня к обеду добавили к нему фок. Грот и стаксель пока себе работы не нашли, едем по ухабам, разгонять лодку больше шести узлов совсем не хочется. Впереди у нас еще одна фронтальная система, а потом, похоже, мы вывалимся в пассатные широты. Зимний пассат, правда, тоже не сахар, но, с регулярным волнением, солнцем, синим морем и теплом.

Мы уже добываем воду, первые 25 литров в активе. Забортная вода греет — 27С. На воздухе не особо жарко, приходится одеваться.

8 октября

35° 08.9262» N

152° 24.8367» E

103 м.м.

Митя

Пока на сегодняшний день минимальная дистанция за сутки — 75 миль. Это мы без ветра потихоньку моторили по Японскому морю на выходе из Владивостока. Максимальная дистанция за сутки — 137миль. Кэп говорит, что рекордом для яхты является цифра в 168 миль в сутки за всю историю. Добиться таких цифр можно в пассатах с их ровными ветрами, правильной волной и попутным течением.

О мистере Флеминге

Родился Флеминг в 1983 году на острове Тасмания в городе Хобарт. К экипажу яхты Чава он присоединился в 2010 году. Флеминг — это 40кг мозгов и мускулов из высококачественной нержавеющей стали. Стимпанк-конструкция из шестеренок, блочков и веревок.

Суть конструкции в следующем: Флеминг настраивается на нужный курс относительно ветра, его ветровое вертикальное крыло выставлено по направлению ветра и яхта идет. В случае если яхту поворачивает волной вправо или влево — ветровое крыло реагирует и наклоняется соответственно вправо или влево, усилие от наклона передается на дополнительное рулевое подводное перо и дальше, по принципу гидроусилителя, подводное перо через блоки вращает штурвал влево и вправо.

Вся прелесть в том, что он максимально быстро реагирует на любые изменения курса яхты, относительно ветра и ведет судно как по ниточке. Даже электрический автопилот, который просто держит яхту по заданному навигационному курсу, отрабатывает все движения с задержкой и рулит как зеленый салага с амплитудой до 30—40 градусов. Флеминг не потребляет электричества, довольно молчалив, классно выглядит. Каждый раз смотрю на его самостоятельную работу и не верю в то, как это работает.

У нас тут вроде как погодка налаживается. Светит солнце и море уже такого классного аквамаринового оттенка. Температура воздуха в яхте 32 градуса, снаружи на ветру думаю 27. Вода в море 28 градусов и все больше по повадкам море походит на тропики. Ветер дует то с юга, то с севера. Один день дует в сторону циклона, который начинает закручиваться северо-западнее нас, а на следующий день ветер уже с севера, из-под антициклона. Волны то в одну сторону, то в другую. Мы идем соответственно либо в комфортный бакштаг, либо в зубодробительный бейдевинд.

Вчера на ночевку прилетала маленькая черная птичка с голубоватым отливом на крыльях и голове, и рыже-коричневым вокругклювьем. Она особо не стеснялась, полетала внутри и села спать под штурманским столом на капитанские кроксы. Так интересно, что птица совсем не боится людей, я достал ее вместе с кроксом на стол чтобы хорошо рассмотреть, и мы вполне дружелюбно пообщались. С рассветом она улетела, мы даже не заметили в какой момент.

Митя

Сегодня светит полная луна. Очень ярко, засвечивая звезды на небе и образуя лунную дорожку на воде, похожей на темную мятую упаковочную бумагу. Я тут прикинул и посчитал: мы выходили из Владивостока и на небе был тонкий растущий месяц… Значит раз сегодня полная луна, то мы с тобой увидимся на четвертую по счету полную луну.

Андрей

Судя по сводкам с атмосферных фронтов, «тропу носорогов» мы пересекли. Очередной циклон проходит по ней у нас за кормой, так что стараемся удержаться подальше. А это значит, форсируем парусами, идем все в белой пене, протыкая волны. Очень мокро, лодка испытывает жесткие удары, когда выпрыгивает из воды и шлепается днищем в очередную волну. Ветер — ладно, циклон дотягивается только шестью баллами Бофорта, но море… Когда через день свежие ветра меняют направления на сотню градусов, и так несколько раз, море несколько офигевает, и начинает строить из воды пирамидки. Вот, на них и скачем.

Давление падать перестало, это значит, что центр циклона проходит мимо. Потом оно начнет расти, ветер стихнет, а «пирамидки» останутся с нами.

На очереди у нас стоит антициклон, тоже шесть баллов с северо-востока, это ладно, ломиться против ветра не надо, и… левый галс! В моей койке по правому борту можно будет нормально отдыхать, да и записывать текст, не распираясь ногами в переборку машинного отделения!

После этого немного умеренных ветров, для наведения порядка, и идем в пассат, начало которого тоже будет (не поверишь) шестибалльным.

Очень жарко и влажно. Вода — 28.7. В каюте 31. Вентиляция, сделанная нами с Митей заново, работает прекрасно, но люки пока не открыть. Я счастлив, что за пару дней до отхода заново переклеил окна в каюте. Даже если в них «зеленая мгла», герметичность на высоте.

9 октября

34° 18.6468» N

154° 30.9309» E

116 м.м.

Митя

Прогнозы погоды, которые мы получаем по радиомэйлу, отлично работают. А кэп читает карты погоды так, что погрешность минимальная. Скоро по смене ветра можно будет сверять часы. Смотрим прогноз, за несколько часов до усиления ветра готовим паруса и настраиваем заранее. Далее ждем ветра и наслаждаемся результатом.

Вчера с отцом говорили о первых походах на «Чаве» через океан, когда не было авторулевого, не было солнечных панелей, легких парусов для слабых ветров и тента над кокпитом… Тогда все по-честному стояли у руля все свое вахтенное время с подвахтенным на подхвате.

Есть даже где-то солнечная тропическая фотка, где один человек стоит за штурвалом, а второй рядом держит зонт от солнца. За последние почти 20 лет, сколько «Чава» ходит в море, она значительно «обросла» различными девайсами и продолжает совершенствоваться и модернизироваться капитаном.

Я провел ревизию по продуктам и несмотря на довольно высокие температуры хранения — испорченных овощей оказалось немного. По продуктам мы особо не переживаем, единственное, с чем может возникнуть вопрос, это с запасами пресной воды. Мы ее экономим и надеемся на тропические дожди южнее для пополнения запасов.

Сейчас море опять раскачало, идем семиузловым ходом курсом бейдевинд под стакселем и фоком, на гроте взят последний риф. Ветер до 27—30 узлов в порывах, волна пока до 3—4 метров. В таком режиме будем идти чуть больше суток, пока ветер не начнет отходить с южного на запад. Идем сейчас чисто на восток и если продолжить в том же духе еще пару недель, то можно оказаться на Гаваях.

Перечитывал вчера книгу Севы Шульгина о Сёрфинге и покорении Самых опасных волн Джоус на Гавайях. Книга с классными фото, непростой жизненной историей и о поиске своего уголка на этой планете. Я вырос на фильмах Севы про виндсёрфинг в разных уголках мира, это была целая эпоха в начале двухтысячных.

Все еще ждем тихой погоды для ремонта ветрогенератора. Также сейчас после нескольких прилетов волн в рубку стало понятно, что пара иллюминаторов подтекают и их надо попытаться заново загерметизировать в тихую погоду.

10 октября

32° 25.4646» N

155° 37.0924» E

127 м.м.

Митя

Сегодня утром выглянуло солнце и в яхте сразу стало жарко. Я вылез подышать воздухом и стоял в проходе входного люка, а отец прилег на диване после ночной вахты. Я смотрел по сторонам и отец спросил меня: Ну что там видно? На его вопрос мне сразу вспомнилась шуточная фраза, которую использовал дедушка специально картавя букву «р» на еврейский манер: «Пейзаж довольно однообгааазен». — Сказал я и мы посмеялись.

Волна не успокоилась и нас тут колбасит неподеццки.)) А вот ветер с ночного 30-узлового уменьшился до 18 узлов. В яхте сыро и очень уже хочется посушиться… и наконец починить протекающие иллюминаторы. Их уже 3. Маленькие два — в носовой каюте и в кают-компании — чуток капают и только в момент прилета волны в них (под одним из них я сплю и немного намок мой спальник). А вот третий иллюминатор — большой и тот, что на камбузе. И при ударе волны в него через щель между рубкой и стеклом прилетает минимум полстакана морской живительной влаги! Причем все неудобство в том, что вода летит прямиком на плиту.

Я пробовал использовать этот изъян как бонус, не стал солить яичницу на завтрак, зная что в течение следующих пяти минут волна точно прилетит, а я не успею схватить сковородку из-под водопада. Так оно и вышло. Короче результатом автоматического посола блюд я остался недоволен. Отец, конечно нахваливал яичницу, но я чувствовал привкус морской воды и мне он не понравился. Отец начал шутить о моих слишком разбалованных вкусовых потребностях.

Сейчас, временно, все что мы придумали — это затянуть тентом от надувной лодки большой иллюминатор на камбузе и сейчас при ударах волн вода почти не течет. Ждем погоды для ремонта. Ветер уже начал слабеть и к вечеру может волна устаканится до 2 метров и мы сможем что-то предпринять.

Сегодня ночью я разгадал причину своей усталости по утрам) Из-за качки, несмотря на то, что я довольно удобно и не выпадая с койки сплю, я понял, что я все равно держусь во сне за бортики койки. И видимо это происходит всю ночь. Я проснулся посреди ночи от онемения и напряженности мышц рук. И под утро я чувствовал то же самое)) Кстати, я переживал о недостатке физической нагрузки в море… Мне кажется я уже скинул 5—6кг, несмотря на то, что ни в чем себя не ограничиваю по еде.

Тут спрашивают какая дождевая вода на вкус… Я сначала задумался и начал уже в голове рисовать картинку, чтобы ее описать — а кэп сказал: выходишь в дождь, запрокидываешь голову и открываешь рот. Вот и весь ответ)

Несём стаксель и фок. Скоро добавим грот. За прошедшие сутки сделали 126 миль.

Андрей

Мы уже спустились до 32 градуса широты, и хорошо выбрались на восток, почти к 156 градусу восточной долготы. Сегодня, впервые за несколько дней увидели куски голубого неба. Мы пока еще в антициклоне, по крайней мере, ветер ослаб до 6 баллов, и по прогнозу будет нас отпускать. Море все также — 3 метра+, уже сильно надо просушиться, перебрать скоропорт. Да и с ветряком надо разобраться, он в такую погоду — основной источник электричества. Из-за его поломки мы начинаем экономить, а это как-то не по-нашему. Мы с Митей решили, что это была птица. Альбатросы парят над самыми топами мачт, где-то он ночью оплошал при маневрировании, и попал крылом в турбину, как ни жаль. Так что ждем морей высотой меньше 2 метров, нужно будет забраться на верхушку фок-мачты, снять щербатую турбину, и поставить новую. Такая нетривиальная задача.

А пока, делаем, что получается в таких условиях. Южней нас в паре сотен миль, через два-три дня будет проходить тропическая депрессия, может быть, уже раскочегарится до тайфуна, так что мы ее пропустим, а потом уже продолжим двигаться к югу. Такой мир вокруг нас во всем его многообразии, и летучки толпами выпрыгивают из-под форштевня.

Ночью…

Мы только что выскочили из антициклона, тоже семибалльного. Как-то Япония жестко постелила, несмотря на раннее время года. Волна сразу присела, луну включили. Выглядит, почти как в тропиках, и температура +29 в каюте. На юге депрессия пересекает наш курс, так что мы туда пока не пойдем, пойдем на восток, может и турбину сделаем по умеренным ветрам. Дальше, в пассате не сделать, только в экваториальной зоне.

Митя

Если ты следишь за нашим перемещением, то ты, наверное, заметила, что мы взяли курс чисто на юг. Не видать мне Гавайев ближайший месяц)) Ха-ха)) Мы пошли южнее из-за сильной юго-восточной волны и ветра. Посмотрели прогноз и с юга на север поднимается очередная депрессия. Это типа зарождающийся циклон. В общем сегодня планировали, как нам его обрулить, эта ухабистая дорога в последние 2 дня вытрясла из нас все силы. План такой: если скорость подхода депрессии не изменится, то завтра утром мы сделаем поворот на восток и поставим больше парусов. Ветер будет стихать, волна подсядет до 2.5м.

Летучих рыб все больше. Они вспархивают стайками из-под форштевня в разные стороны и иногда летят прям долго, теряясь среди волн, и я уже не вижу где они заныривают. А птиц наоборот становится меньше. Сегодня был один только черный альбатрос. Прилетел, чекнул нас и улетел.

К вечеру был оранжево-пурпурный закат, среди кучевых облаков, которые образовывали высокие башни, вздымающиеся высоко в небо… На закатном небе появляется тропический почерк, закаты обещают быть с каждым днём всё круче и круче! Одновременно с закатным солнцем, с востока подходила тучка с мелким дождиком и образовала радугу. Было очень красиво.

На час раньше сегодня заступил на ночную вахту, кэп выглядит уставшим, а я вроде ничего)) Сейчас сварю кофе и буду слушать много хорошей музыки из плейлистов моих дорогих друзей с видом на лунную дорожку.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я