В Атлантику через Горн

Андрей Попович

Эта книга – сборник писем, отправленных с борта парусной шхуны «Чава» во время океанского похода Владивосток – Буэнос-Айрес, проходившего с сентября 22 года по февраль 23-го. К текстам добавлены схемы переходов и карты погоды.

Глава 1. От Владивостока до Цугару

27 сентября

Оформились в море на обычном месте, у морвокзала, и ушли в Уссурийский залив, через пролив Босфор восточный. Ветер слабый, туман. К вечеру мы вышли из зоны действия сотовой связи, и, собственно, с этого момента началась наша повесть в письмах через радиолюбительскую систему дальней связи Winlink.

28 сентября

42° 21.6874» N

132° 59.2502» E

70 м.м.

Андрей

Всю ночь мы шли на юг с довольно слабым южаком, так, что сначала пришлось даже моторить, потом решили экономить топливо, и пошли под парусами, 2—3 узловым ходом в лавировку. К шести утра выбрались «за забор» и поменяли галс, так что идем сейчас по генеральному курсу — на восток, в сторону пролива Цугару.

Ночью двигались в густом тумане, постоянно натыкаясь на рыбаков, к полуночи кусками стало проясняться. А под утро, к моей вахте, красавец Орион открылся во всей своей красоте. Утром на вахту заступил мистер Флеминг, лохматое японское солнце привычно поднялось из воды перед бушпритом. Вот я и дома…

Только что наш курс пересек «Норд» миллиардерщика Мордашова. Неспешно, семиузловым ходом идет на юг. Зима близко.

Митя

Первая ночь в море прошла хорошо. Ветра мало, море спокойное. С 00—00 до 06—00 стоял на вахте. Из тумана иногда показывались звезды, и в какой-то момент небо стало совсем ясным. Видел падающие звезды. Под конец вахты заметил, как стала расти температура воды, мы прошли холодное течение, и вода поднялась с 15.4 до 18 градусов.

Кэп сменил меня в 5.40, и я отправился спать, утром отец рассказал, что видел яхту Мордашова «Nord», она шла тихим экономным ходом на юг. На завтрак мюсли и кофе в кемиксе.

Сейчас занимаемся наведением порядка и играем в тетрис по укладке вещей, очень способствует отсутствие качки. Убираем поглубже вещи, которые не понадобятся, и наоборот, нужные вещи выкладываем поближе. Разобрали якорь, свернули и убрали лишние веревки и кранцы.

Сегодня в нейтральных водах на борту обнаружены полосатые безбилетники. 5 пчёл, на самом деле мухи-журчалки или просто «музыкантики». Друзья-биологи распознали по фото.

Доброжелательные, чистоплотные. Чувствую себя пасечником.

29 сентября

41° 53.8590» N

135° 09.7923» E

101 м.м.

Митя

У нас по-прежнему мало ветра, море спокойное. Вода прогрелась до 19.7! Сквозь облака проглядывает солнце. Утром подул слабый северный ветер, волна осталась юго-западной. Встречным нам курсом плывет много смытых деревьев, брёвен и палок. Вчера ночью в темноте с характерным металлическим звуком наехали на одно из таких бревен. Все в порядке, без последствий.

Читаю книгу «Тяжелее Небес» о Курте Кобэйне. Сегодня утром увидел, что один из наших 5 «музыкантиков» — безбилетников умер. Переживаю. А вдруг он был на пике своей карьеры, как Кобейн?

Осознаю, что мне нравится готовить. И в процессе — хочется накормить больше народу, чем двоих. Вчера были стейки из форели, сегодня придумаю что-то из курицы.

Сегодня с отцом разобрали страховочные сбруи для непогоды. Подогнали каждый под себя, проверили карабины.

Немного поменяли вахтенное время. Я стою теперь с 9 до 15 и с 21 до 03. Отец в остальное время.

Андрей

Ветра со вчерашнего вечера нет. Штиль, моторим. Очень много судов стоит в море в дрейфе. Как только лодка входит в полосу холодной воды, а это происходит резко — воздух сразу остывает на несколько градусов, от 18—19С до 15, начинается густой туман. Причем обычно он лежит слоем толщиной в 10—15 метров, так что верхушки мачт стоящих судов с огнями хорошо видны в просветах на 5—10 миль. В то же время смотришь на свою мачту, топа уже почти не видно.

Сейчас, утром, домоторили до солнца. Зыбь, летают тайфунники, плавают уже какие-то тропические коряги.

Вечером…

Как обычно, у берегов родины холодно, мокро, туман, и встречный ветер. Как только выбрались «за забор» — солнце, 20С, тунцы вокруг хвостами машут, аж противно, лодка набита едой по жвака-галс, Митя запрещает ловить. Сейчас и ветер дали, с утра идем под всеми основными парусами, топселем и голливоблером по ровному морю в галфинд. Временами до 7 узлов.

Уже прилетал японский самолет береговой охраны. «Орион» — все, как 15 лет назад, на высоте сотни метров прошел рядом, только что крыльями не помахал.

До Цугару 119 миль.

С той стороны нас ждет небольшой тайфунчик, с коротким именем, чтобы дать нам волшебного пенделя на юг. По крайней мере, я на него надеюсь.

30 сентября

41° 35.6058» N

137° 21.6087» E

100 м.м.

Андрей

Здесь продолжается курорт. Митя, как оказалось, научился прекрасно готовить, пока командовал у себя на базе, и главное, делает это с удовольствием. Я, тоже с удовольствием, привожу здесь потихоньку все в порядок, сборы были, все же, лихорадочными.

Море, со своей стороны, тоже устроило передышку, штилело в ноль. Вот, только пару часов назад, снизошло, и выдало нам пять-шесть узлов ветра в полный бейдевинд. Наш ковчег за эти дни слегка обтерся о воду, разбежался, и выдает 2.5 — 3 узла под парусами, и это прекрасно.

Ночь волшебная. В темной воде за кормой клубится молочным облаком кильватерный след. Планктон — на высоте, работает с полной отдачей. Вода — уже около 20С. Дымка по горизонту присутствует, солнце садилось «по-японски», красным диском, засветив своим цветом полнеба на западе. Только когда горизонт стал угасать, обнаружился тонкий серп молодого месяца.

Несмотря на дымку, звезды очень яркие, и — зимний Орион под утро, как сигнал, что наступило время двигать к югу. Рассветёт, по прогнозу ветер будет отходить, начнём громоздить дополнительную парусность.

За день встретили вдали здоровенный пароход, к югу пролетают цапли. Летят, как бакланы, ну, или велосипедисты, группой, меняя лидера. Над самой водой, используя экранный эффект. С Хоккайдо, как мне кажется.

Вспомнил сегодня, что по правилам хорошего тона нам нужен японский флаг для прохода Цугару. Попечалился, что все бросил дома. Потом подумал, залез в ящик «Парусное, капрон». Один из двух, взятых из всего сэйлмейкерства, нажитого непосильным трудом и честным разбоем. Оказалось, все гостевые флаги там, и японский, красавец, тоже. Ай да я!

Зимний муссон еще не сформировался, вышли мы раньше сезона, «…не дождавшись дня…". За Японией ворочается небольшой тайфунчик, видимо, будем пытаться «сесть ему на хвост», когда он будет проходить на север, чтобы выпихнуться к пассатам.

Митя

Во вчерашнюю ночную вахту было очень звездное небо. Мы шли на восток, и Орион показывал нам путь. За кормой молочно-лазурным факелом светился мелкий планктон и ветра было мало. Я слушал плейлисты, собранные нашими друзьями, смотрел на небо и думал о том, какие мы маленькие песчинки в огромной вселенной.

Сейчас утро, и только что прилетал здоровенный японский самолет береговой охраны. Винтовой, 4-моторный, серый фюзеляж с красным кругом на борту. Пролетел очень низко, можно было разглядеть пилота, и этот классный звук четырех его турбовинтовых двигателей! М-мм. Мы предположили, что он высматривает рыбаков-нарушителей водных границ.

Мы уже на полпути к Японии. Несём грот, фок, стаксель, кливер, топсель и голливоблер. Волны почти нет, а с ветром в 9 узлов и курсом галфвинд наша шхуна выдает до 6 узлов! Это радует.

1 октября

41° 19.8047» N

140° 08.7820» E

127 м.м.

Андрей

Вчера, с утра, поставленные топсель с голливоблером, исправно везли лодку с ходом 5—7 узлов, по довольно спокойному морю. На ночь оставлять капрон я не решился, жадничать не стали, и поставили вместо него фок. Ветер в ответ немного усилился, так что лодка даже не заметила убавленной парусины, и ночью разгонялась до 7.5 узлов.

С такими ходами, уже после 2 часов ночи впереди обнаружился свет маяка. Остров Осима — правильный и очень внушительный вулканический конус с облачной шапкой. Его маяк виден на расстоянии 25 миль. Ты должна помнить два острова с этой стороны от Сангарского пролива — Косима и Осима, мы проходили их на пути домой в прошлый раз, совсем рядом. (в 2014 году мы возвращались из Новой Зеландии вдвоем с женой Ирочкой через пролив Цугару).

Свет маяка в море, встречный пароход «ФукуХару», идущий во Владивосток, с которым мы разошлись правыми бортами — такие незамысловатые новости на борту, с зарядом оптимизма. Мы идем, идем, куда надо, жизнь на планете продолжается. Пока писал, взошло солнце. Взошло перед бушпритом. Где-то там, в сорока милях, страна Восходящего Солнца, скрытая в утренней дымке.

Митя

Сегодня весь день дул ветер, и я восхищён тем, как идет наша шхуна. Очень комфортно. Волн толком нет и сидя внутри с книгой, есть ощущение поездки на междугороднем автобусе.

На дневной вахте, пока отец спал, я заметил несколько «котлов» с тунцом и один из них мы прошли в 10 метрах правым бортом. Я даже немного поснимал. Горизонтально, по строгим указаниям нашего друга-видеографа Женёчка. Вода кипела, тунечики размером с молочных поросят грациозно выскакивали из воды почти полностью, чайки кружили на подхвате.

После полудня встретили дрейфующий китайский танкер. На горизонте и в дымке он производит криповую ассоциацию с фильмом «Водный мир». Я все ждал парней на гидроциклах, но так никто и не приехал.

На ночь мы убрали голливоблер и заменили его фоком. Скорость упала почти на узел. Отец сказал, что легкие паруса надо беречь, а голливоблер у нас один и в этом плане он был чертовски прав. Ветер к полуночи усилился, и мы теперь бежим 7.5—8.0!

На ужин готовил пасту болоньезе, всем экипажем пришли к единому мнению, что паста альденте оказалась слишком альденте. Буду работать над собой.

С каждой ночью становится теплее. Можно не надевать шапку. Вода за бортом уже 24 градуса!

Завтра утром снова жду прилёта самолета береговой охраны по расписанию. Какой же он все-таки классный!

2 октября

40° 44.5091» N

142° 37.5171» E

149 м.м.

Митя

Как классно, что вчера удалось поймать сеть и пообщаться. Мы уже по всем соскучились.

На закате мы выходили из Сангарского пролива и пересекали трафик грузовых судов. Отчасти, это как перебегать скоростное шоссе не по виадуку — все идут с довольно большими скоростями, и несмотря на то, что мы под парусами и у нас приоритет — мы максимально старались не мешать большим «пацанам».

Японский берег ночью светился как новогодняя ёлка или даже круче! Ветрогенераторы, а их очень много вдоль побережья, синхронно мерцали белыми стробоскопами с небольшой задержкой, вдоль самого побережья и на равном расстоянии стояли мачты с красными огнями и тоже синхронно моргали. Круговой маяк на мысе Тодо Шима освещал нас каждые несколько секунд. А на ясном небе тем временем падали звезды, оставляя на секунду широкий и длинный белый след.

Вчера днём кэп загрузил погодные карты и начал планировать дальнейший курс. Суть в том, что восточнее Японии с юга на север поднимается тайфун Роке и он нам может неплохо послужить своим попутным ветром, чтобы быстрей добраться до тропических пассатов. Мы собираемся подойти и зацепить его нижний край.

Все это мне немного напоминает охоту за волнами у сёрферов, но нас больше интересует ветер, а волны, хоть они и прилагаются к ветру — нас совсем не интересуют. С сегодняшнего дня мы выходим на палубу только в страховочных сбруях, пристегнувшись к страховочным стропам вдоль всей палубы по обоим бортам.

А ещё! Я ремонтировал кухонный миксер! Тот самый, который я помню в свои 5 лет. Советский, который пахнет палёной проводкой во время работы. Кстати, запах этот настолько смешался в моем детском сознании с запахом печёных яблок с корицей в шарлотке, что я думал — это пирог так пахнет. Мне нравился этот запах.

Отец сразу предложил отпустить его за борт, но как я буду печь 9-ти бальные блинчики у мыса Горн без миксера? Тем более, что у него заслуженный стаж и пробег в тысячи утренних блинов и шарлоток от мамы из детства, его нельзя просто так выбросить за борт из-за сломавшегося венчика. Короче, венчик я склеил полиуретановым герметиком, как говорится, еще походит.) и он во время работы так и воняет палёной проводкой, перенося меня в далекое детство на 30 лет назад!)

Сегодня утром кэп взял рифы на гроте. У нас хорошо дует и рифы больше для парусной центровки яхты, а не из-за опасного крена или, например сильного износа снастей. Восхищаюсь, как он чувствует шхуну. Притом с 2 рифами на гроте мы совсем не потеряли в скорости, просто яхту стало меньше кидать носом на волну и приводить к ветру.

Наблюдаю сейчас за буревестниками, они так здорово управляются с сильным ветром и выписывают пируэты над водой, одновременно успевая ловить какую-то мелкую рыбу. Их много и они как кайт-сёрферы, катаясь бандой, по очереди делают трюки.

Андрей

Вчера вечером мы выбрались из Цугару в дружной компании нескольких судов. Были и сулои, и стоячие волны, цифры на лаге показывали нереальные 10 узлов. Берег, как всегда, производит удивительное впечатление. У них даже сигнальные огни на полях ветряков вспыхивают одновременно. К ночи, Япония, с этой стороны — страна заходящего солнца, скрылась в медной дымке за кормой.

Теперь наш путь лежал на восток, юго-восток. Кроме того, нужно было пересечь мощное теплое течение Куросио, которое настоящей рекой протекает вдоль океанской стороны Японии с юга на север. В связи с тем, что мы ушли, не дождавшись зимнего муссона, с его северными ветрами, вставал вопрос, что делать.

И у меня был план. Изящный такой план волшебного пенделя. К океанской стороне Японии подходил небольшой тайфун. Тайфун, как известно, крутится против часовой стрелки, так что, достаточно оказаться с запада от него, чтобы получить вполне себе рабочий северный ветер. Прогноз был со мной согласен, по срокам мы попали сюда точно в соответствии с прогнозом.

«Волшебный пендель» состоялся, но, не совсем по плану. Тайфун оказался слабаком, и сбежал. Но прислал старшего брата. В Японском море образовались два довольно высоких антициклона, и вместо северного ветра, мы получили восточный. Сзади Хонсю, слева Хоккайдо, «… и десять осталось гранат.»

Пришлось идти на юг, против течения. Сейчас мы уже спустились до 40-го градуса широты, идем в сорока милях от побережья Хонсю, и ждем, когда что-то в нашей картине мира изменится. Довольно холодно, ветрено, но сухо, и солнечно, и хотя мы разогнали лодку до 7 узлов относительно воды, наш GPS показывает не больше четырех узлов.

В остальном — все прекрасно. Как всегда возле японских островов, прилетала маленькая зеленая птичка — японская мухоловка. Забралась в каюту, полетала по кают-компании, и, попискивая, полетела дальше. И это в сорока милях от берега…