Управление эмоциями. Издание 2-е, дополненное

Андрей Николаевич Минченко

Книга посвящена прикладным аспектам управления собственными эмоциями. В ней простым и понятным языком системно изложены наиболее важные принципы такого управления, приведены полезные приемы и практики, призванные сделать читателя более успешным в коммуникации, более вдохновленным в созидании и, конечно же, более счастливым в собственной жизни.Во втором издании книги уточнены отдельные смыслы, дополнительно раскрыты принципы и практики повышения самооценки, принятия себя и других людей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление эмоциями. Издание 2-е, дополненное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

УПРАВЛЕНИЕ РОЖДЕНИЕМ ЭМОЦИЙ

Глава 1

Пункт 1: ПРЯМОЕ ВОЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОЖДЕНИЕМ ЭМОЦИИ НЕВОЗМОЖНО

Эмоции относятся к бессознательным проявлениям человеческого существа. Иными словами, они рождаются быстрее, чем действует сознание.

Очень упрощенно можно представить это следующим образом.

Человек сталкивается с неким обстоятельством (причиной эмоции), и пока информация от органов чувств идет до его сознания, она находит отклик в эмоциональной сфере, а на уровень сознания приходит уже будучи окрашенной некоей эмоцией в зачаточном состоянии.

В зависимости от последующей обработки полученной информации в сознании человека, эта эмоция либо нарастает, либо исчезает, либо заменяется другой по причине возникновения новой мысли. Например, так: «Меня увольняют?!?! Это ужасно!!!!…Но зато я получу большую компенсацию и сделаю то, о чем давно мечтал — уеду на Бали на два месяца!!!»:)

Воля человека управляется его сознанием. Момент рождения эмоции возникает до попадания информации в сознание человека, поэтому волевым усилием его предотвратить нельзя.

В случае если причиной эмоции является мысль человека, все происходит похожим образом — значимая мысль приобретает эмоциональную окраску до момента отчетливого осознавания человеком последствий данной мысли и, соответственно, до возможного последующего формирования волевого приказа.

А можно ли вообще предотвратить эмоцию? Можно, если управлять на уровне причин и следствий. То есть необходимо сделать следующее:

1) разобраться, какие причины рождают самые неприятные эмоции, а затем

2) предотвратить появление части причин, и

3) разрушить причинно-следственную связь для другой части причин.

Пункт 2: ТОЧКА ОТСЧЕТА — ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ

Прежде чем приступать к практически важным закономерностям эмоциональной сферы и приемам влияния на ее состояние, необходимо определить некую отправную точку.

Иными словами, сначала необходимо понять, какое эмоциональное состояние человека является нормальным и естественным, не требующим никакой причины, а затем уже выявлять и отслеживать причины, которые это исходное состояние нарушают.

Сделать это особенно важно потому, что многие люди считают своим нормальным эмоциональным фоном, не имеющим никакой причины, унылое, серое и пустое состояние.

А чтобы вывести себя из него, им нужна причина — нужно сделать нечто, чтобы себя развеселить. Чаще всего — это напитаться чужими эмоциями: посмотреть телевизор, зайти в интернет, почитать книгу, полистать соцсети и тому подобное. Гораздо реже — это получить эмоции от своей собственной активности: пригласить гостей, заняться спортом, пойти на веселую тусовку, поужинать в ресторане, прогуляться в парке. Но остаться наедине с самим собой без телевизора и соцсетей — будет скучно и серо.

Как некий продолжительный вариант решения — можно найти спутника жизни, который будет развлекать и веселить на постоянной основе. Именно с такой полусознательной исходной установкой многие пытаются прийти к состоянию «счастливы вместе».

На самом деле, естественным нормальным состоянием человека, не требующим никакой причины, является спокойное позитивное эмоциональное состояние. Не серость, не пустота, а именно исходный позитивный настрой, спокойствие с тонким оттенком счастья и радости, наполненное устремлением к новым открытиям и новым свершениям.

Именно такое состояние присуще человеку с самого раннего детства.

Вспомни пример маленьких детей, если тебе уже довелось участвовать в их воспитании.

Самым естественным состоянием ребенка, не имеющим никакой причины, является счастливое умиротворенно-радостное состояние в сочетании с искренним интересом к окружающему миру. Для всего остального нужны причины. Например, для плача нужен голод, боль или мокрая пеленка. А для счастья и радости никакой причины ребенку не нужно — он счастлив сам по себе, просто так.

Именно поэтому взрослые с таким восторгом отзываются о детстве. Счастье само по себе, безо всякой причины — что может быть удивительнее для взрослого человека?!

Попробуй сравнить свое нынешнее преобладающее настроение с тем самым беспричинно счастливым состоянием раннего детства. Что отделяет тебя от него?

После некоторых размышлений, тебе станет приблизительно понятно, сколько в своей жизни ты насобирал мокрых пеленок, причин для грусти, боли, суеты, напряжения, страхов и переживаний. Именно они и составляют то неприятное наслоение внутри человека, которое отделяет его от более счастливого состояния, делая уныние и пустоту нормой его жизни.

Унылая серая пустота возникает от совокупности причин (мыслей, внутренних конфликтов и напряжений), которые человек постоянно носит внутри себя. И эти перманентные причины нужно найти и вычистить — тогда он вернется к позитивному исходному состоянию, которое присутствовало когда-то в его детстве.

К слову сказать, и «счастливы вместе» получается совершенно иного качества, когда оба партнера обладают таким позитивным исходным состоянием, а не пытаются найти друг в друге аниматора или некий аттракцион.

Итак, нормальное фоновое состояние для любого человека (пусть даже пока еще не достигнутое) — это позитивное спокойствие с тонким оттенком счастья и радости, наполненное устремлением к новым открытиям и новым свершениям. И это состояние не требует никаких специальных причин, кроме отсутствия омрачающих мыслей, впечатлений и ощущений. Далее мы будем называть его эмоциональной точкой отсчета или нормальным эмоциональным состоянием.

Впрочем, если ты все еще полон сомнений, и продолжаешь настаивать на нормальности серости и пустоты, попробуй посмотреть, с другой стороны.

Нормальное состояние в терминах этой книги — это то состояние, к которому будут возвращать читателя все приемы и практики, здесь приведенные. Эти приемы и практики универсальны — они могут приводить к любому целевому состоянию, которое практикующий выбирает себе как исходное. Можно выбрать абсолютный ноль эмоций — серость, пустоту и неподвижность. Но зачем? Чтобы прожить жизнь камня?!

Представь, что тебе предстоит написать историю своей предстоящей жизни. Или изобразить ее некоей красивой иллюстрацией.

Ты можешь взять за основу лист самой обычной белой бумаги. Или — дешевой газетной. Или — унылой грязно-серой.

Я предлагаю тебе писать историю своей будущей жизни на листе плотной дорогой бумаги белого цвета, но с прекрасным теплым оттенком, с красивой текстурой, к которой очень приятно прикасаться руками, и едва уловимо поблескивающей в лучах взошедшего утреннего солнца.

История, в этом случае, может получиться совсем другой, не так ли?

Пункт 3: ДВИЖЕНИЕ — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

Прошу обратить особое внимание на такое качество нормального состояния, как «наполненное устремлением к новым открытиям и новым свершениям».

Не детское лежание на спине в кровати и хихиканье в потолок, а спокойная позитивная готовность сделать уверенный шаг навстречу жизни, к ее новым событиям, задачам, приключениям, испытаниям.

Для ребенка его комната — это новый мир, полный удивительных открытий. И наблюдение за колыхающейся от ветра занавеской для него — это активное познавание мира.

А для тебя, для взрослого человека, все открытия и свершения находятся за пределами привычной комфортной обстановки. И если ты скучаешь на диване — это проявление твоей инертности и лени, но никак не норма жизни.

Движение — естественное гармоничное состояние человека, как и любого живого существа на нашей планете.

Наполненное энергией стремление к новому, к открытиям и к свершениям, для человека так же естественно и жизненно необходимо, как для растений — тянуться к солнцу. Впрочем, в обеих упомянутых категориях есть исключения, которые почти никуда не стремятся — их называют овощи:)

Пункт 4: ПРИЧИНЫ ЭМОЦИЙ

Если мы собираемся управлять эмоциями на уровне причин и следствий, казалось бы, начинать нужно с изучения перечня существенных причин.

Вот только проблема в том, что причин возникновения человеческих эмоций существует великое множество.

Если не углубляться в научную терминологию и в громоздкую системную классификацию, сложность ситуации можно охарактеризовать следующими грубыми крупными штрихами.

Проблема усугубляется тем, что:

1) Большинство причин индивидуальны — всегда относительны конкретного человека в определенный период его жизни (в течение жизни они меняются). Например, дождь на улице у одних людей вызывает грусть, а у других — радость.

2) Большинство причин переменчивы, они зависят от текущего психического состояния человека. Например, в одном настроении конкретного человека дождь вызывает у него грусть, а в другом — радость.

3) Большинство причин зависят от конкретной жизненной ситуации. Например, такое неприятное явление, как известие о смерти человека, у его родных и друзей вызовет глубокую печаль, у завистников и врагов — радость и ликование, у посторонних людей — полное безразличие.

При этом причины бывают:

— Внешние — это поступающая через органы чувств информация об изменении внешней среды во всех ее сферах, спектрах, аспектах.

— Внутренние — это мысли, образы, ощущения телесного плана (например, боль, тепло, холод), ощущения психического плана (приятие, неприятие, напряжение от внутреннего конфликта и так далее), искажения восприятия, вызванные неосознаваемыми реакциями психики (стереотипами, комплексами), и тому подобное.

— Сочетания внешних и внутренних причин — самый распространенный случай. Например, панический страх перед публичным выступлением рождается сочетанием нахождения в центре внимания людей (внешняя) и ущербной самооценки (внутренняя).

Иными словами, мы имеем дело с бесконечным множеством бесконечно многообразных переменных в бесконечно большом числе комбинаций:) Пытаться искать универсальные закономерности будет явно непросто.

Поэтому расставим приоритеты.

Тебя, дорогой читатель, наверняка интересуют, прежде всего, лично твои наиболее яркие часто встречающиеся негативные эмоции, наиболее заметно отравляющие твою собственную жизнь. То есть совершенно конкретные следствия неких причин, часть из которых тебе известна, а часть — пока нет.

Соответственно, предлагаю тебе самостоятельно сделать известными как можно больше твоих индивидуальных причин и постепенно устранять их влияние в твоей жизни по мере сил и возможностей.

Займет это не один год, но задача точно решаемая — проверено на практике.

Пункт 5: НЕОСОЗНАННОСТЬ ВНУТРЕННЕГО МИРА

Казалось бы, что тут объяснять, вроде и так все понятно — вспомни все значимые неприятности своей жизни — вот тебе и все причины негативных эмоций. Однако это не совсем так.

Какие-то яркие причины очевидны человеку — конфликты с близкими, претензии начальства, недостаток денег, проблемы со здоровьем, неудачи в бизнесе. Вот они — все источники его несчастливой жизни, но избавиться от них совершенно невозможно. Близких не переделаешь, начальник — «тупой», работу сменить нет возможности, денег платят мало, здоровья все меньше с каждым годом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление эмоциями. Издание 2-е, дополненное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я