Как только не называли людиновское озеро Ломпадь! И «жемчужиной», и «сердцем города», и «русской Швейцарией».Кажется, оно было и будет здесь всегда. Эта книга – настоящее признание в любви удивительному памятнику природы, свидетелю четырёх веков и Чуду Калужской области.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жемчужина Ломпадь. Путевые дневники – 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
КАК СТРОИЛИ ПЛОТИНУ
Вплоть до конца XVIII в., когда в России начали распространяться паровые двигатели, главным источником энергии для десятков заводов и фабрик была сама природа. Предприятия строили на реках, которые перегораживали плотинами, и затем непрерывно падавшая вода приводила в действие водобойные колёса, которые в свою очередь заставляли двигаться различные заводские механизмы.
Крайне важно было выбрать правильное место под плотину. Если насыпать дамбу на слабом зыбучем грунте, вода могла его размыть. Да и каменное основание создавало немало проблем. Любая ошибка могла обойтись слишком дорого. Именно поэтому всеми работами здесь руководил профессионал — плотинный мастер, очень редкий и ценный специалист.
В точности неизвестно, кто именно строил самую первую плотину на Ломпади, но, вполне возможно, что это был Леонтий Злобин, который в 20-30-х годах XVIII в. возвёл с нуля или реконструировал плотины почти на всех демидовских заводах.
Как это было?
Краеведы из Нижнего Тагила Дмитрий Кужильный и Сергей Волков в одной из своих статей рассказывают, как мастеровые строили плотину на нижнетагильском заводе Акинфия Демидова.
Сначала рабочие повернули русло реки в обход будущего завода, что само по себе было целой спецоперацией, требовавшей не только физического труда, но и знания геометрии, геологии, физики. Затем очистили площадку предполагаемого пруда от деревьев, подготовили стройматериалы: камень, глину, леса и т. д.
По всей длине будущей плотине вырыли ров, уровень которого был гораздо ниже дна реки. По краю, на внешней от будущего завода стороне рва, забивали три ряда свай, на которые настилали так называемый ряж — решётку из брёвен. Все зазоры забивали глиной. Далее ряж укладывали и с другой стороны рва, не забывая оставлять зазоры для сброса воды. После этого ров заполняли и утрамбовывали глиной. В качестве арматуры могли использоваться связки хвороста с дёрном, который укладывали особым способом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жемчужина Ломпадь. Путевые дневники – 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других