Цифровой контур здравоохранения: поиск точки разумной достаточности

Андрей Мжельский

В книге представлена информация по цифровому контуру здравоохранения и поиску точки разумной достаточности в проектировании и разработке медицинской информационной системы.

Оглавление

1. Сегменты системы здравоохранения

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

Исходя из определения сегмента системы здравоохранения разработчики решают составить верхнеуровневую матрицу системы здравоохранения, чтобы иметь основу для расчета количества сегментов здравоохранения, подлежащих автоматизации в рамках полученного ими технического задания (см. Рисунок 3).

При этом очевидно, что не каждый фрагмент матрицы будет представлять собой сегмент здравоохранения — например, центр паллиативной медицинской помощи не будет оказывать первичную медико-санитарную, специализированную и скорую медицинскую помощь.

Кроме того, в качестве сегментов системы здравоохранения определяются только «основные» виды медицинской помощи, оказываемые медицинской организацией — например, для поликлиники, специалисты которой могут участвовать в оказании паллиативной медицинской помощи, данный вид деятельности не является основным.

Первая версия матрицы вызывает у разработчиков сомнения из-за малого количества (шести) выявленных сегментов системы здравоохранения для автоматизации, поэтому принимается решение максимально расширить матрицу:

— по вертикали — перечнем всех возможных видов медицинских организаций;

— по горизонтали — перечнем всех возможных видов медицинской помощи, оказываемых населению.

Общее количество видов медицинских организаций2 (больниц, поликлиник, диспансеров, центров и других) — 126 (2).

Рисунок 3. Верхнеуровневая матрица системы здравоохранения

При определении перечня видов медицинской помощи у команды разработчиков возникли некоторые сомнения.

Сначала были выделены три вида первичной медико-санитарной помощи:

1. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь.

2. Первичная врачебная медико-санитарная помощь.

3. Первичная специализированная медицинская помощь.

Затем были определены виды специализированной медицинской помощи — 104, исходя из номенклатуры специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование (3).

Однако некоторые позиции в этом перечне вызвали у разработчиков вопросы по распространенности и значимости таких специальностей в области здравоохранения — например, специалистов по авиационной и космической медицине, водолазной медицине и других.

Решив в дальнейшем ориентироваться на существующие нормативно-правовые документы, регламентирующие порядки оказания того, или иного вида медицинской помощи, разработчики решают включить в матрицу все 104 позиции специализированной медицинской помощи.

Добавив к ним высокотехнологичную, скорую, паллиативную и три вида первичной медико-санитарной помощи разработчики получили общее количество видов медицинской помощи — 110.

С учетом ранее определенного количества медицинских организаций общее число ячеек матрицы здравоохранения составит 126 х 110 = 13860.

Если же принять во внимание возможность оказания одной медицинской организацией нескольких видов медицинской помощи, например, в больнице, имеющей несколько профильных специализированных отделений, число 13860 возрастет на порядок.

Теперь, в отличие от верхнеуровневой матрицы системы здравоохранения (см. рисунок 3) количество возможных сегментов здравоохранения кажется разработчикам запредельным, поэтому они ограничиваются формулой:

Общее количество сегментов системы здравоохранения = виды МО (без структурных подразделений) х виды медицинской помощи,

и предполагают, что сегменты системы здравоохранения составят 1/5 от общего количества ячеек матрицы, то есть — 2772.

При этом, если представить некий фантастический сценарий, что на 100% автоматизацию одного сегмента здравоохранения у разработчиков будет уходить всего один день, на автоматизацию всего контура здравоохранения (см. рисунок 1) уйдет 7,6 лет в режиме работы каждого члена проектной команды 365/365.

По каждому из сегментов системы здравоохранения необходимо провести анализ:

— бизнес-требований;

— бизнес-процессов;

— документов;

— единиц информации.

Фиксируя определения новых терминов, разработчики приступают к следующему этапу работы.

Рисунок 4. Основные проекции сегмента системы здравоохранения

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания.

Примечания

2

Здесь и далее — по фактической редакции соответствующих нормативно-правовых актов (НПА) на дату издания книги

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я