Психологическое руководство для родителей подростков «Штурман своей жизни» о том, как родителям эффективно общаться с подростками с целью формирования личностных качеств и компетенций, которые расширят их возможности и позволят быть удовлетворенными жизнью!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическое руководство для родителей подростков «Штурман своей жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4: Какой вы хотели бы видеть модель мира своего ребенка?
В практической психологии есть такой термин — логические уровни восприятия (другое название пирамида Дилтса). Предлагаю воспользоваться этой пирамидой для более осознанного и структурированного подхода к формированию модели мира вашего ребенка.
Примечание: нижние ступени пирамиды зависят от верхних. Если изменения будут происходить на самых высоких уровнях — они будут влиять на изменения на нижних уровнях. Например, при изменении убеждений или ценностей подростка — обязательно произойдут изменения на всех нижестоящих уровнях — способностях и возможностях, поведении и окружении.
пирамида Дилтса
Задание:
1. Сделать письменный анализ модели мира подростка на данный момент.
2. Сформулировать желаемую вами модель мира подростка.
3. Определить каких ресурсов не хватает — по уровням.
4. Определить, что необходимо сделать, для корректировки модели мира подростка.
Что-то вы сможете сделать сами, что-то необходимо делать совместно с подростком. Для этого необходимо иметь с ним контакт. Уметь его мотивировать и работать с возражениями. Какие-то моменты, предлагаемые вами, могут быть подростком отвергнуты, что-то может быть принято. В любом случае будет движение вперед!
Окружение.
Начните с описания его окружения: кто его окружает, насколько близкие отношения, когда и где общается? Какое окружение для него важно?
Поведение.
Что он делает дома, в школе, других общественных местах? Интересует все, что связано с его взаимодействием с окружением. Как он проводит свой день? Что делает или не делает? Какие действия наиболее важны? Как относится к родителям, одноклассникам, учителям, друзьям, выполнению домашних обязанностей и обучению в школе, участию в кружках и спортивных секциях?
Способности и возможности.
Оценка, способностей, навыков, умений, личностных качеств подростка. Какими навыками обладает? Что умеет лучше всего? Необходимо понять сильные и слабые стороны подростка. Как он использует свои навыки? Как достигает цели? Какие качества, умения или способности могут сделать его более успешным. Каких качеств, по вашему мнению, недостаточно? Есть ли у него цель на период: 5, 10, 20 лет? Умеет ли он принимать решения и делать выбор?
Убеждения, ценности.
Необходимо понять ценности, убеждения подростка, его мотивы и установки. Зачем, почему? Чем это важно? Что важно? Во что он верит?
Идентичность.
Какую роль подросток играет обычно дома, в коллективе? Кто он? Кем он видит себя и видит ли (сейчас и в будущем)? В чем его уникальность? Как он сам себя воспринимает?
Миссия.
Этот уровень можно не описывать, поскольку он касается духовного аспекта в глобальном смысле (смысл жизни, что привнесет конкретный человек в этот мир и т.д.), поэтому подходит больше для взрослого человека.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическое руководство для родителей подростков «Штурман своей жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других