Книга перед вами – одна из первых в России книг, посвященных проблематике так называемой экономики счастья – восточного подхода к организации национальной экономики, предпринимательства, личных финансов и маркетинга. Сборник статей за период с 2015-го по 2022 год освещает ключевые темы организации нового устройства экономики и дает читателю почву для самостоятельного создания новых подходов, которые помогут более гармонично встроиться в трансформацию мира.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги На пути к экономике счастья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Есть ли место человеку в компьютерном будущем
Целая плеяда талантливых фильмов об отношениях человека и робота, человека и компьютера, человека и искусственного интеллекта вышла на экраны кинотеатров планеты Земля с 1990-х до 2020-х годов — как раз когда автор этих строк и многие читатели взрослели. Мы помним «Матрицу» и борьбу с искусственным интеллектом, который направлял роботов на удержание человеческой популяции в состоянии сладостного сна. Мы помним «Терминаторов», чуть не лишивших человечество будущего. А есть ли, правда, нам место в нем?
Управляет тот, кто правильно предсказывает
Каждый из нас хуже или лучше управляет своей жизнью. И профессиональным управленцам известно, что эффективнее управляет тот, у кого горизонт планирования дальше и само планирование точнее.
Взаимодействие человека и компьютера в современном обществе в эпоху информации приобретает особую важность, а сама постановка вопроса — особое звучание, и от того, насколько точно мы предскажем наши возможные варианты будущего развития, зависит содержание этого будущего. Это особенно важно потому, что — как бы грустно это ни было говорить — в среднем компьютер гораздо лучше планирует и просчитывает варианты, чем человек.
И именно сейчас, в 20-х годах 21-го века, каждым из нас решается, каким станет будущее человечества на ближайшие две-три сотни лет.
Кто помнит времена Netscape?
Тот, кто может вспомнить, по каким причинам более продвинутый браузер Netscape проиграл битву Internet Explorer, вспомнит, что в тот момент, а именно в середине 90-х годов, аналитики расходились во мнениях, как будет развиваться интернет и как он будет устроен через три-пять лет. Сообщество жарко дискутировало о будущей архитектуре компьютерных коммуникаций. Тогда Microsoft сделала ставку на архитектуру webtop, рискнула и выиграла.
Сегодня индустрия информационных технологий, кажется, стоит перед похожим моментом. Ведутся споры, как будет выглядеть пользовательский опыт через пять лет, куда пойдет трафик, какие технологии будут востребованы, какие сайты будут работать и так далее.
От того, кто угадает, а кто промахнется, опять зависят будущие бизнес-результаты компаний и даже, возможно, целых отраслей.
Сценарий 1. Мобильность превыше всего
Весьма популярной гипотезой сегодня является предположение, что уже через два-три года весь трафик и все пользовательские действия безвозвратно уйдут в «мобайл». Это предполагает, что бизнесмены будут принимать решения о сотрудничестве с деловыми партнерами, бороздя большим пальцем сайты в своем мобильном и отправляя свои заявки в мобильные виджеты.
Особую драматичность этот тренд приобрел весной 2020 года, когда в Британии и нескольких странах Европы в связи с эпидемией COVID попытались протолкнуть закон об обязательной инсталляции приложений «для отслеживания больных».
Вопреки предположениям мобильных евангелистов, сегодня наблюдается довольно четкое разделение между путями или сценариями продаж В2С и В2В. При продаже в В2С мобильный трафик дает результат в виде реальных продаж. При продаже в В2В мобильные технологии в лучшем случае служат фронтендом прогрессивной компании, заботящейся об удобстве общения с ней и отслеживающей тренды. Однако до сих пор мобильная история не получила убедительной реализации как канал продаж в В2В. Поправьте меня, если я не прав.
Сценарию «всеобщей мобилизации», на наш взгляд, мешает именно то обстоятельство, что сложные услуги, в частности, услуги В2В, невозможно хоть сколько-нибудь эффективно продавать через «мобайл».
Сценарий 2. Трехмерная дополненная реальность
Идея трехмерности заняла свое прочное место в рядах информационных технологий еще двухмерной эпохи. Так, еще на двухмерных экранах широко распространилось трехмерное проектирование, 3D-изображение и кубическое представление данных.
Появившись в 2000-х, тренд успешно развивается. Уже успешно коммерциализирован ряд устройств с распознаванием жестов, широко осваивается технология KINECT во все новых устройствах, отработаны технологии голографического представления изображений, ведущие мировые ИТ-корпорации инвестируют огромные средства в создание технологий трехмерного представления данных.
Эти технологии имеют, очевидно, одно понятное ограничение: все они требуют для себя достаточно пространства, чтобы ими было удобно пользоваться. Кроме того, трехмерное представление и управление объектами имеет еще одну генетическую уязвимость: чтобы быть технически возможным, такая технология должна быть весьма чувствительной, и именно эта чувствительность может делать ее использование неудобной.
Немаловажным ограничением для массового распространения технологий трехмерного представления и управления данными может стать смог в городах, особенно в азиатских. Те, кто бывал в Дели или Пекине, согласятся с весьма туманными перспективами трехмерных изображений в азиатском воздухе.
Сценарий 3. Компьютерочеловеческое общество
Все мы можем стать андроидами, утверждает определенная социальная группа глобализованного сообщества. Фрики-радикалы выбрасывают в Youtube видео своих экспериментов с вживлением отдельных компонентов вычисляющего железа. Чипизация уже захватила существенную долю мировых паспортов, распространилась на домашних животных и активно пропагандируется, например, в США.
Что тут рассуждать! Вспомним хрестоматийные кадры первой виртуальной драки Нео с Морфеусом, когда Нео с несколько пубертатной радостной гордостью заявил опытному наставнику: «Я знаю кун-фу».
Для многих киберфриков, гиков, геймеров, ИТ-аутистов цитата «Я знаю кун-фу» и вместе с ней идеи андроидизации-чипизации стали пропагандистским слоганом, гипнотизирующей мантрой, побудившей их экспериментировать со своей карьерой, со своим социальным окружением, со своим сознанием и даже со своим телом.
Станет ли андроидизация действительно массовым трендом, конечно, покажет время, однако есть достаточно оснований полагать, что, скорее, это течение так же, как и многие другие веяния моды, подчинится закону нормального распределения.
На десять-двадцать лет, то есть наносекунду по меркам Вселенной, добровольно появившиеся люди-андроиды могут выступить на социальной сцене, проявить свои достоинства, в полной мере обнажить свои недостатки и, словно хиппи 70-х годов двадцатого века, оказаться переварены интеллектуальным познанием общества. Идея с вживлением чипа, дающего сверхспособности, для каждого разумного человека подразумевает идею, что чип этот можно отключить или взорвать прямо в голове.
А помнит ли кто-то, как бешено популярны были когда-то в Европе крестоносцы?
Сценарий 4. Общество роботов
Наконец, уже упомянутый фильм «Матрица», да и ряд других фильмов до него, рассматривает мотив общества под диктатом роботов и компьютеров. Мировые биржи уже сейчас управляются программами-роботами, время подсчитывается компьютером, в армии используют дронов и антропоморфных роботов, не говоря уже об автоматизации производства товаров.
Если человечество однажды потеряет разум, то потерять контроль над жизнью, отдав его искусственному интеллекту, окажется реальной альтернативой. И тогда технологический путь развития и закономерное самоуничтожение цивилизации тоже может быть реальным.
Известная компания Boston Dynamics с 2015-го по 2020 год представила публике целую линейку роботов, как похожих на животных, так и человекоподобных.
Прививка фильмом «Терминатор» и разум здравой части человечества подсказывает, что разумно иметь опасения перед полной свободой искусственного интеллекта.
Сценарий 5. Гибкие портативные устройства
с управлением мыслью
Итак, представим себе. В одном городе нам приятно развернуть свой рабочий стол во всем своем трехмерном удобстве и великолепии, а в другом городе можно смотреть на него только через узкое окошко мобильного гаджета. Представим, что машины могут понимать не только наши жесты, но и мысли. И при этом все эти функции все еще находятся в разных технологиях и устройствах.
Помните, когда-то, совсем недавно, вместительные музыкальные плееры, устройства для серфинга в интернете и аппараты для совершения звонков продавались в виде трех разных типов устройств?
Развитие информационных технологий явно свидетельствует, что рано или поздно основным компьютерным устройством будет компактное мобильное устройство, способное по желанию владельца представлять данные трехмерным способом в воздухе, на своей экранной поверхности или на любой ровной поверхности вокруг. И это устройство будет управляться прикосновениями, жестами и мыслями.
Будущая новая выдающаяся ИТ-компания, которая снова изменит пользовательский опыт, будет производить суперкомпактные мобильные компьютеры-проекты с управлением прикосновениями, жестами и мыслями.
Как будут выглядеть технологии продаж
в компьютерной инфраструктуре будущего
Если развитие компьютерных технологий избежит тупика андроидизации, справится с риском потери контроля над роботами и поймет, что мобильная двухмерность ограничивает, если появятся портативные устройства, способные гибко отображать данные в 2D и в 3D, то для технологий продаж открываются новые горизонты.
Вот пять из возможных трендов, которые, как нам кажется, в скором времени станут реальностью.
1. Продающие сайты начнут использовать трехмерных виртуальных ассистентов с искусственным интеллектом, которые будут помогать вам в навигации по сайту и отвечать на вопросы. Некоторые компании будут брать для их создания известных моделей, а некоторые — своих сотрудников. Для увеличения глубины просмотров и повышения конверсии сайта эти трехмерные виртуальные ассистенты будут широко применяться, активно и толково консультируя посетителей.
2. Сайты получат новую функцию «показать в воздухе» — кнопку переключения отображения из двухмерного на экране к трехмерному в воздухе или в ваших стереоочках.
3. Появится новый формат файлов для трехмерных брошюр, отображаемых в воздухе или в стерео-очках.
4. При представлении продуктов будут широко использоваться трехмерная анимация и параллакс-эффект с возможностью «покрутить» вещь перед собой и, если нужно, разобрать ее на детали.
5. На короткое время могут стать популярными сервисы работы с брошенными корзинами, обеспечивающие звонки посетителям с брошенной корзиной от лица трехмерного виртуального ассистента. Какое-то время это будет давать wow-эффект, но быстро станет вызывать негатив, потому что робот никогда не сможет воспроизвести тепло человеческого общения.
Выбирает человек
Хорошая новость: наше будущее выберем мы сами. Именно каждый человек своим выбором проголосует за тот или иной путь развития.
Несомненно также и другое. Если человечество пожелает остаться конкурентоспособным по сравнению с развитыми кремниевыми технологиями, то ему придется научиться гораздо эффективнее использовать и свой мозг, и сетевые формы взаимодействия.
Человечество, которое можно представить в качестве разумной сетевой структуры на основе углерода (в сравнении с умной компьютерной структурой на основе кремния), может конкурировать тогда, когда каждый человек будет способен включать гениальность по запросу, а общаться люди между собой будут телепатически.
И еще одна хорошая новость. Примеров гениев и телепатии перед нашими глазами предостаточно, и в русской научной мысли даже есть учебники как по гениальным решениям, так и по телепатии.
Фрактал, объяснивший закон единства
Приведённый ознакомительный фрагмент книги На пути к экономике счастья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других