Андрей заикается с детства, но его это не беспокоит, ведь он считает заикание неизлечимой болезнью. Год за годом он пытается устроиться на работу с достойной оплатой, но из-за заикания не может пройти по карьерной лестнице. Он заканчивает университет, но ничего не меняется. Тогда он становится предпринимателем, но и здесь заикание встаёт на пути. Постепенно Андрей начинает понимать, что именно заикание мешает ему двигаться вперёд, каждый день бросая перчатку в лицо. Он принимает вызов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заикание: ставка-жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 2: Заикание
«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно — немногие»
Галилео Галилей
Задание 2: Чтение на видеокамеру
Теперь читайте книгу не в микрофон, а на видеокамеру. Можно использовать камеру в телефоне. Если у вас нет видеокамеры — продолжайте чтение в микрофон.
1. Включите камеру и поставьте её так, чтобы вас было хорошо видно.
2. Продолжайте чтение книги вслух.
3. После прочтения каждой главы останавливайте и просматривайте запись.
4. Меняйте положение камеры, ставя её с разных сторон.
Заикание
Прежде чем начинать разговор о заикании, было бы неплохо дать ему определение, а для этого необходимо сначала ответить на вопрос: что такое речь? Да, заикающийся человек не знает, а только смутно представляет, что из себя представляет это слово. Более того люди, умеющие разговаривать сами не знают, как у них это получается. Дело в том, что язык, на котором мы разговариваем, будь то английский, немецкий, китайский или русский — не упал на нас с неба, а был придуман самим человеком. Изначально языков не было вообще, люди разговаривали на языке жестов и звуков, а когда нужно было объяснить необъяснимое — рисовали палкой на земле. Многие об этом забыли, но сегодня этот способ тоже работает, например, когда люди заблудились в лесу и пытаются понять, как им оттуда выйти.
Рисовать на земле не всегда удобно, поэтому предметам и обстоятельствам были придуманы названия, а названиям определения. Словарный запас расширялся и постепенно переместился с земли на стены пещер и, как следствие, в головы людей. Сегодня об этом переезде вспоминают только археологи, поэтому заглянув в словарные определения заикания и речи можно запутаться. Я же даю свои собственные определения в очень простом, простом и расширенном вариантах.
Очень простое: Речь — это произнесение слов.
Простое: Речь — это умение выражать свои мысли.
Расширенное: Речь — это умение составлять слова в осмысленные предложения с их одновременным автоматическим воспроизведением.
Теперь, когда стало известно, что такое речь — можно дать определение и заиканию.
Очень простое: Заикание — это неумение произносить слова.
Простое: Заикание — это неумение выражать свои мысли.
Расширенное: Заикание — это неумение составлять слова в осмысленные предложения с их одновременным автоматическим воспроизведением.
Этот подход, в определении заикания через речь, оказался ключевым. Люди начинали бороться с заиканием, не зная не только что такое заикание, но и что такое речь. Заикающийся человек не умеет составлять слова в осмысленные предложения и ему всего лишь нужно этому научиться.
Первые пришедшие в голову определения речи и заикания попали в самую точку, поскольку заикание — это проблема не столько речи, сколько мышления. В течение жизни я не мог своими словами поздравить с днём рождения, свадьбой или другим праздником просто потому, что у меня не было мыслей, я не знал, как это делается. Я научился контролировать речь и читать по тексту, а не разговаривать. Но это не повод отчаиваться и опускать руки. Эта книга является доказательством возможности развития мышления и, независимо от возраста, речь может полностью восстановиться и стать естественным атрибутом жизни. Для этого нет преград.
Страх
«Я заикаюсь, когда волнуюсь» — отвечал я, когда люди видели на моём лице такую картину: «рот открыт, лицо перекорчено, паузы». Отчего же возникают волнения и спазмы? Если вы не заикаетесь и читаете книгу, чтобы помочь другу, ребёнку или являетесь учёным, то не можете знать, что происходит в голове заикающегося человека, который давно ответил на поставленный вопрос.
Перед тем как появляется спазм, возникает страх, вызывающий сотни прокручиваний слов. Например, человек пошёл в продуктовый магазин, без системы самообслуживания. Выйдя из дома и направившись в сторону магазина, появляется страх, который охватывает все мысли человека. Это далеко не первый поход в магазин поэтому страх возникает раньше, ещё тогда, когда он только узнаёт, что предстоит пойти за покупками.
Горе-покупатель начинает репетировать речь — то, что ему нужно сказать: «батон и молоко». В пути он продолжает тренироваться: «батон и молоко, батон и молоко, батон и молоко, батон и молоко, батон и молоко». Увидев продавца и встав в очередь, повторяет слова с ещё большей скоростью. Сама очередь и присутствие посторонних людей вызывают такой страх, как будто он находится в воде далеко от берега и прямо на него плывёт акула.
Когда подошла очередь, и продавец спрашивает: «что вам?» — происходит два варианта развития событий:
1. Продавец видит: рот открыт, лицо перекорчено, паузы. Покупатель выдавливает из себя «б-б-ба-бат-он и м-м-мо-локо». До конца этого дня он будет себя ненавидеть, ощущая при этом: стыд, позор, жалость, бесчестье, обиду, досаду, унижение и другие неприятные чувства, всего от одного этого случая.
2. Покупатель, понимает, что не сможет сказать «батон и молоко» без заикания и говорит: «мне триста грамм сыра». Берёт его и уходит. Он не раскрыл заикание, сказав первое, что пришло в голову, но неприятный осадок остался ничуть не меньше, чем после первого варианта. К тому же он купил не то, что хотел.
Страх появился тогда, когда человек решил пойти в магазин, а спазм и сбитое дыхание — это следствия и не являются причинами заикания. Все вступают в борьбу со страхом, полагая, что избавившись от него, заикание пройдёт, но этого не происходит, потому что страх — не является причиной заикания, как думали многие. Это не простой страх — это страх опасности, инстинкт самосохранения. Не бояться опасности угрозы жизни — противоестественно. Не нервничать, не волноваться и спокойно дышать, когда к вам приближается акула — невозможно. Страх никуда не пропадёт, так же как не появится речь, потому что у него есть название: «Я боюсь, что не смогу сказать».
Мозгу человека прекрасно известно, что разговаривать он не умеет и заикания не избежать. Именно этого он боится и ничего не изменится пока навык «речь» не появится физически. Поэтому проходить через огонь и воду: приставать к прохожим с вопросами, залезать на столб и проявлять оттуда ораторские способности — будет также бесполезно, как уехать в деревню и молчать там три месяца. Обучение разговорной речи является единственным способом избавления от заикания — выбить клин клином. Если человек сможет отказаться от слов «батон и молоко», а вместо этого научиться разговаривать на основе их образов, то заиканию не останется места. Это не только автоматически устранит сбитое дыхание и спазмы, но и избавит от страха говорить.
Почему мальчиков заикается больше?
Статистика утверждает, что мальчиков заикается в три раза больше, чем девочек. Поскольку за речь и заикание отвечает наличие или отсутствие обучения мозга, то для получения ответа на этот вопрос необходимо обратиться к науке и узнать: есть ли отличия между мозгом мужчины и женщины?
В мире не так много учёных, которые рассказывают что-то полезное, тем более обычным людям, но один нашёлся. Его зовут Сергей Вячеславович Савельев — учёный, эволюционист, палеоневролог, профессор, доктор биологических наук, заведующий лабораторией развития нервной системы морфологии человека, автор более 10 монографий, 100 научных статей и первого в мире Стереоскопического атласа мозга человека.
Послушаем, что скажет профессор Сергей Савельев:
«Мужской мозг тяжелее женского в среднем на 130 граммов. 130 граммов — это средняя величина, характерная для европейцев. Самая минимальная разница в массе мужского и женского мозга у бурят и африканцев — примерно 85 граммов. У англичан и шведов разница — около 150 граммов. А японки уступают своим благоверным по массе мозга аж на 168 граммов. Такая большая разница мешает взаимопониманию. Не зря мужчин и женщин сравнивают с жителями разных планет. Кора больших полушарий мужчины содержит порядка 11 миллиардов нервных клеток, а женщины около 9, то есть на 2 миллиарда меньше. И очень мало нейронов у дам в ассоциативных областях: у мужчины приблизительно там миллиард нейронов, а у женщины — триста миллионов. А это очень важные области, которые участвуют в процессах запоминания, учения и мышления, и результаты их деятельности составляют то, что обычно называют интеллектом».
— Сергей Савельев, профессор
Получается, что в среднем, у женщин область мозга, отвечающая за мышление, меньше, чем у мужчин. Но самое интересное, что это соответствует статистике заикания — как раз в 3 раза: 1 миллиард нейронов у мужчин и 300 миллионов нейронов у женщин. Возможно, это обычное совпадение или информация не точная, но фактом является то, что для одного миллиарда нейронов нужно в три раза больше заниматься обучением, чем для трёхсот миллионов.
Когда я рассказал друзьям что оказывается, мозги у людей отличаются и не являются одинаковым творожком, они в один голос сказали: «Это псевдонаука» — и стали доказывать, почему я не должен верить словам профессора. Возможно, я бы и мог позволить им себя убедить и поверить в их, ничем не подтверждённые слова, но мне уже было не пять лет.
Если высокий лоб заикающихся людей может показаться не слишком хорошим доказательством наличия различий между мозгами, то существуют и более точные показатели. Так, например, мозг Дж.Г. Байрона — 2230 грамм, а мозг А. Эйнштейна — 1230 грамм. Мозги людей отличаются на килограммы, которые играют не последнюю роль в заикании. Дети учатся разговаривать интуитивно и при небольшом количестве нейронов научиться легче. У кого же есть отклонение, в виде повышенного интеллекта и большего количества нейронов — интуитивно-подражательного обучения может не хватить и необходимо дольше обучаться, а не завершать продолжение рода.
Моим друзьям достаточно было снять головные уборы и сравнить их размеры — это не так уж сложно, но они предпочли остаться при своём мнении, которое не мешает их спокойной и размеренной жизни. Ясно одно: если ребёнок начал заикаться — это хороший знак, означающий, что речевые центры созрели и они крупные. Когда ребёнок заикается — он выдаёт свой интеллект, посылая сигнал окружению: «п-п-при-вет, это я».
Центр Брока́
Что происходит с речью заикающегося человека? С внешними проявлениями всё понятно: рот открыт, лицо перекорчено, паузы. Даже известно, что происходит в уме: страх и прокручивание слов, но что происходит ещё глубже — в мозговых процессах?
Я взял лист бумаги и стал рассуждать:
1. Человек думает. Я нарисовал круг и подписал его «Мышление». Но заикающийся и не заикающийся человек думают по-разному.
2. Заикающийся человек разговаривает при помощи чего? Был только один ответ на этот вопрос: он разговаривает, используя память, потому что действует следующим образом:
1) Решил сказать.
2) Составил в памяти предложение.
3) Читает предложение.
Я нарисовал круг и подписал «Память». К нему провёл стрелку с подписью «Заикающийся человек».
3. Не заикающийся человек разговаривает за счёт чего-то другого. За счёт чего? Я не знал, за счёт чего разговаривает не заикающийся человек, так как им не являлся и никогда не изучал мозг.
На справочных сайтах я прочитал, что в 2016 году учёные обнаружили у заикающихся людей сниженный церебральный кровоток в верхней лобной извилине и центре Брока́, который отвечает за произнесение слов и был открыт в 1865 году французским хирургом Полем Брока́. Эти открытия, с промежутком в 151 год, дали ответ на вопрос: куда обращается не заикающийся человек.
Я подписал круг «Центр Брока́» и провёл к нему стрелку: «Не заикающийся человек». Разговаривать и заикаться — это ягоды одного поля — Поля Брока́.
Между памятью и центром Брока́ я нарисовал соединение, так как очевидно, что между речью и памятью связь есть. Не заикающиеся люди тоже используют память, несмотря на то, что разговаривают через центр Брока́.
От центра Брока́ к памяти я нарисовал стрелку, означающую, что связь работает. А в обратную сторону — перечеркнутую стрелку, так как нельзя через память, по которой пытается говорить заикающийся человек, подключить центр Брока́ и начать разговаривать осмысленными предложениями. Работает только в первом варианте: речь создаётся в мышлении и произносится через центр Брока́, который использует память. Заикающийся человек не туда обращается.
Новая кора и лимбическая система
Понять работу мозга оказалось не сложнее, чем дать определения речи и заиканию. Головной мозг человека состоит из нескольких частей, основными из которых являются новая кора и лимбическая система. В психологии их называют сознание и подсознание соответственно, но поскольку мы говорим о реальных вещах, то будем придерживаться научных терминов, имеющих под собой основания, которые можно посмотреть, измерить, взвесить, а иногда и потрогать.
Новая кора состоит из двух полушарий и занимает большую часть мозга. Она содержит в себе основное скопление памяти, которая отвечает за конкретные функции, включая: моторные, сенсорные и ассоциативные.
В новой коре находится центр Брока́, представляющий собой артикуляционный аппарат, включающий: гортань, голосовые складки, язык и мышцы шеи. Неподалёку находится область Вернике, отвечающая за понимание слышимой речи, с которым у заикающегося человека тоже не всё в порядке. Несколько лет назад я начал читать книги вслух только потому, что не мог ничего понять из-за большой рассеянности. Начиная читать про себя, уже через секунду думал о чём-то другом и повторное чтение не помогало. Только подключив голос и два уха, я начал что-то понимать, а когда добавил прослушивание и просмотр записей, рассеянность стала уменьшаться. Понимание речи — это не отдельная часть мышления, а его функция.
Под новой корой находится лимбическая система (условно отмеченная жёлтым цветом), которая занимает небольшую часть мозга. Она отвечает за инстинктивное поведение, включая половую активность, агрессию, страх и эмоции. Лимбическая система соединена с новой корой большим количеством связей и вместе они работают как единое целое.
Лимбическая система есть не только у человека: она есть у обезьян и множества других обитателей планеты. Обезьяны не имеют новой коры и поэтому не способны разговаривать на человеческом языке. Они мыслят образами, поэтому логично предположить, что мышление образами человека берёт своё начало в лимбической системе. Получается, что мозг человека — это подобие мозга обезьяны, к которому сверху добавили новую кору, в состав которой входят речевые центры. Заикающийся человек потерялся в джунглях между лимбической системой и новой корой. Для организации его поиска необходимо рассмотреть различия в способах общения заикающегося и не заикающегося человека.
Не заикающийся человек: через лимбическую систему автоматически попадает в центр Брока́ — речь работает.
Заикающийся человек: не умеет общаться через лимбическую систему и обращается в память новой коры — речь не работает.
Это объясняет, почему у заикающихся людей обнаружен слабый кровоток в верхней лобной извилине и центре Брока́ — им не пользуются. И пока человек не начнёт учиться разговаривать — рассчитывать на увеличение кровотока и речь без заикания — не приходится. Но прежде чем начинать учиться следует узнать об одном из виновников торжества под названием «память» — это ловушка, в которую попадают все заикающиеся люди.
Память
Память — это функция нервных клеток, она динамична и хранится по всему мозгу. Существуют разные виды памяти, в том числе: ассоциативная, сенсорная, двигательная, слуховая и зрительная. Во время ковыряния пальцем в носу, используются сенсорная и двигательная память, а когда человек разговаривает: ассоциативная, слуховая, двигательная и зрительная, но это не всегда так. Люди много говорят и делают это не только словами.
Переключение разговора с центра Брока́ на чтение через память вызвано отсутствием развития мышления. Когда между нервными клетками нет связи, переключение — всего лишь дело времени. Перед произношением начинается повторение слов в уме, тем самым подключаясь к памяти напрямую. Если это произошло, то выбраться из ловушки невозможно, вплоть до момента пока не образуются устойчивые нейронные связи.
Иногда человек может разговаривать без заикания. Это те случаи, когда он говорит примитивной речью: односложными словами, в разговоре с самим собой или конкретными людьми. Однако ни о каких осмысленных предложениях речи не идёт. Когда он захочет сказать что-то разумное — объяснить процесс мыслью, состоящей из трёх и более предложений, то заикание появляется во всех этих случаях, даже при разговоре с самим собой, но об этом дальше.
1 мысль в 1 момент
Почему слышно именно: з-з-з-за-за-икание? Всё дело в том, что мышление не работает по системе хакеров, подключивших десяток компьютеров в сеть и начавших одновременное генерировать тысячи паролей. Мышление рассчитано на выполнение минимального количества задач в один момент времени.
Вместо того чтобы создавать речь в мышлении и автоматически воспроизводить слова через центр Брока́ — человек пытается одновременно создать речь в мышлении и прочитать слова из памяти, а находиться в двух местах одновременно не получится: разум либо читает слова, либо создаёт речь. Сдавшись, он отпускает себя от идеи контролировать речь и бросает попытку читать слова.
Попытка разговаривать через память немногим отличается, как если бы человек захотел читать текст в книге и одновременно пристально смотреть в глаза другому человеку. В этом случае у него произойдёт зрительное заикание.
Некоторые люди так быстро не сдаются и продолжают упорно читать не только потому, что не видят другого выхода, но и потому что память их не отпускает. Именно у людей с хорошей памятью можно рассмотреть момент заикания без уменьшения скорости просмотра.
Феноменальная память
Речь человека с феноменальной памятью сломать сложнее, но когда это произойдёт, он будет заикаться в разы сильнее: хорошая память — залог хорошего заикания. Чаще всего к ним относятся люди, начавшие заикаться после 7, 15, 30 лет и даже никогда. Это не говорит о том, что последнему повезло, и он прожил счастливую жизнь. Нет. Нейронные связи остались на уровне ребёнка, и человек будет всю жизнь разговаривать читая. Читать всю жизнь чужими словами из памяти, вместо развития собственного мышления и составления своих осмысленных предложений — не самый лучший вариант проведения жизни.
Забывая слова сразу после их прочтения удивительно узнать о существовании людей, которые их запоминают. Ярким примером человека с феноменальной памятью является Владимир Маяковский. Поэт ходил по мостовой, сочинял и запоминал стихи. Он не носил с собой тетрадь или блокнот, а держал содержание стихов в уме. После возвращения с «прогулки» он переписывал полные тексты стихов из головы на бумагу. В отличие от других писателей и поэтов, Маяковский даже не любил писать, хотя и умел это делать обеими руками.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заикание: ставка-жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других