50 историй предпринимателей: ошибки, которые ранят бизнес

Андрей Краткий, 2023

Я всегда пытался учиться на ошибках других, но часто совершал и свои ошибки. Каково было мое удивление, когда я увидел, что почти все ошибки в бизнесе цикличны, а если они цикличны, то их можно избежать, не допустить или найти наилучший вариант решения. 50 предпринимателей рассказывают про свою самую большую ошибку и ее последствиях. Какой вывод они сделали о том, как можно было избежать этого? На ошибки в бизнесе нужно смотреть как на опыт. С опытом мы растем. Возьми чужой опыт ошибок, проживи его, не допусти его в своем деле.

Оглавление

#10: Взлет и падение стартапа

АВТОР:

Ярослав Стеценко

Контакты:

https://t.me/ychronicles

ОБ АВТОРЕ:

Программист, управленец, предприниматель.

Основной проект “1С: ВиП — Внедренцы и Программисты» https://vprogers.ru/

Онлайн Академия 1С https://akademia1c.ru/

Аутсорсинг бухгалтерии и управленческой отчетности http://matematika.bz/

* * *

Я в очередной раз сбросил входящий вызов на телефоне с мыслью: “Когда же это, наконец, закончится?”. Шел второй час встречи с клиентом, который растекался по древу, беспощадно расходуя мое время. За последние полчаса Сергей и Андрей позвонили мне не меньше десяти раз. «Да что им надо-то, не врубаются что ли, что я занят!» — в очередной раз подумал я и полез читать наш с ними чат в «Телеге».

«СРОЧНО ВЫЙДИ НА СВЯЗЬ!» — заглавными буквами красовалось последнее сообщение от Андрея.

Закончив совещание с клиентом, я тут же перезвонил.

— Смотри видео выше, — кратко сказал Сергей.

То, что я там увидел, наконец-то расставило все «точки над и».

Кроме 1С: Франчайзинга у нас есть еще одно направление — услуги бухгалтерского аутсорсинга. В кризисный ковидный год меня не хватало на два направления. Так или иначе, деньги приносили проекты 1С, и в 2020-м я занимался ими, чтобы как-то выжить. Бухаутсорс у нас был стартапом, который на конец года был в жестком минусе. И парни помогали мне разобраться с этим направлением.

На тех самых видео я увидел качество работы бухгалтерской команды. Как лихо и слаженно уводит из компании клиентов команда под руководством ключевой сотрудницы и уволенного главбуха. Как это все осуществляется прямо в офисе, руками сотрудниц, которым я плачу зарплату.

Я набрал по телефону ту самую ключевую сотрудницу… пусть ее зовут Алевтина… со словами о том, что нужно срочно встретиться в офисе.

Мы встретились через час в столовой нашего бизнес-центра. Я не рассказал о том, что мне что-то известно. Просто сказал, глядя ей в глаза:

— Я устал от всей этой ситуации. Скажи, что вам нужно, и забирайте все базы и всех клиентов.

— Нам ничего не нужно. Я никого никуда не забираю. — изумленно произнесла она.

— Я просто хочу передать все Андрею, — продолжила она нагло врать.

Тогда я закончил встречу и решил действовать по-другому.

Нельзя сказать, что я был потрясен. Это было чувство полного разочарования. Ну а чего я хотел? Еще пару месяцев назад я сам раздумывал о закрытии этого направления. И дело не только в том, что оно приносило большой минус. Из-за серьезных управленческих ошибок команда на этом направлении уже была для меня неуправляемой.

Единственное, что меня останавливало, это страх. Страх потерять клиентов. Ведь за год мы выросли до сорока клиентов с регулярными ежемесячными платежами. И это был главный актив направления и главный источник понесенных инвестиций.

Через месяц после того самого разговора с Алевтиной у меня осталось всего пять клиентов. Тех самых пять клиентов, которые лично знали меня, и которых невозможно было «украсть».

Все остальные клиенты, а потом и все сотрудники бухгалтерского направления, перешли в новое юрлицо, в состав учредителей которого позже вошли Алевтина и Главбух.

* * *

Для того, чтобы рассказать о том, в чем же была моя главная ошибка, нужно вернуться к истокам всей этой истории.

Начало 2018 года. Внутренний кризис роста направления 1С, единственного направления на тот момент. Большое количество проблем и задач. Я принимаю решение снова нанять личного помощника. Это уже будет седьмая или восьмая по счету… Не спрашивайте, куда делись все предыдущие. Об этом я позже расскажу в другой книге…

И вот появилась на собеседовании она. И вот я сделал оффер. И вот она вышла ко мне на работу. Лучшая из всех, кто когда-либо был до нее. Позитивная, яркая, активная ворвалась в наш пребывающий в угрюмом состоянии коллектив. Смелая, способная самостоятельно решить любую проблему. Сказка для любого руководителя.

За полгода мы выстроили с ней слаженное взаимодействие. Меня она понимала с полуслова. С моей стороны было полное доверие. Доступ к управлению деньгами и ко всем учредительским делам.

Осенью 2019-го я предложил ей взять на себя старт направления бухуслуг, идею запуска которого я вынашивал к тому времени четыре года. Я решил, что она справится с задачей и сможет развить продажи. Она согласилась.

И запустили мы с Алевтиной новое направление. Очень быстро. Лиды пошли через месяц после старта. Алевтина стала заключать первые сделки. Пошел рост продаж. Новые клиенты, больше работы. На трех сотрудниках в отделе далеко не уедешь, пора нанимать главного бухгалтера…

За следующие восемь месяцев, с одной стороны, направление выросло, с другой — мы получили что-то неуправляемое, похожее на «желе». За это время мы успели совершить ошибку с наймом первого главного бухгалтера, с которым разошлись через пару месяцев. И затем роковую ошибку с наймом второго.

Несмотря на большие амбиции, нужное управление вторым главбухом не было выстроено совсем. Никакой системы, никакого результата, о котором договорились на входе. Через пару месяцев начались разговоры о премиях и повышении зарплаты. Я отказал. Общий ФОТ отдела, итак уже больше выручки, а управленческого результата не было.

Из-за моего доверия к Алевтине у них в отделе было «свое государство». Полностью свои правила в отрыве от основного коллектива.

Увидела Главбух как все устроено и поджала все под себя. Уволилась, перетащила Алевтину на свою сторону и подговорила всех клиентов забрать себе.

И Алевтина врала мне в глаза до последнего. Уверяла меня, что хочет по-честному уволиться, сохранить и передать всех клиентов нашей новой команде. И продолжала врать еще несколько месяцев, пока я закрывал нужные дела для юридического разруливания ситуации, не раскрывая всех карт о том, что мне известно.

* * *

Мои итоговые потери во всей этой истории составили несколько млн рублей.

Так в чем же моя главная ошибка?

Есть у меня хороший и близкий человек, который очень хорошо разбирается в людях. Этот человек аккуратно с первого года моего сотрудничества с Алевтиной стал мне говорить о том, что ей доверять нельзя.

Сначала я это не принимал, но «вода камень точит». Потихоньку я стал обращать внимание на то, что Алевтина могла скрыть от меня ошибку или еще что-нибудь незначительное и безобидное.

«Так я же все сама уже решила», — отвечала она, когда я что-то узнавал и интересовался этим. Получая больше власти, она все больше и больше делала по-своему.

Однажды я узнал о том, что мои личные данные слиты коллективу, а доступ к этим данным был только у нее. Уже тогда надо было разойтись. Но как же я ее уволю? На ней же держится целый отдел сотрудников и новые клиенты. Ладно, подумал я, будем пока дальше аккуратно работать, а там видно будет.

И вот это и есть корневая ошибка. Не нужно работать с теми, кто не надежен. С теми, кто постоянно что-то скрывает от тебя, пусть даже безобидное. Тем более, не стоит работать с теми, кто занимается сплетнями. Сегодня он сплетничает про других, завтра он сольет информацию про тебя.

И если уж в самом начале я не послушал свою знакомую, то надо было уволить Алевтину, когда она слила мою личную информацию. И потери тогда были бы гораздо ниже. Или нужно было уволить весь отдел тогда, когда стало понятно, что после влияния Главбуха это уже не отдел, а «раковая опухоль» в компании. И не стоило бояться потери клиентов, они все равно все ушли.

После этой истории я стараюсь не работать с теми, кто обманывает и сплетничает. Безусловно, это сложно на 100 % проверить. Тут уж, все равно приходится доверять человеку, если принял решение иметь с ним дело. И тогда есть второе противоядие. Это быть готовым к потерям. Вставать после них и снова двигаться вперед. Ибо самый главный твой актив — это ты сам. Твои навыки, твой масштаб, твое умение все воссоздать лучше и быстрее.

Я очень благодарен своей настоящей команде, которая разделяет со мной эти ценности. Именно эта история сделала оставшийся коллектив сильнее и сплоченнее. Мы спокойно преодолели эту главу в жизни нашей компании и двинулись дальше покорять поставленные цели.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я