Введение в юридическую профессию

Андрей Зарецкий, 2020

Учебное пособие предназначено для введения начинающих юристов в юридическую профессию, формирования у них представления о возможных направлениях своей профессиональной деятельности, представления об основных разновидностях юридических профессий и характеристике их основных особенностей. Указанное учебное пособие предназначено, прежде всего, для обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации в системе бакалавриата по направлению «юриспруденция», однако может быть использовано и обучающимися по другим смежным профессиям – например, «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» и др. Кроме того, учебное пособие может быть использовано при обучении по непрофильным специальностям и направлениям при изучении дисциплины «Правоведение». В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в юридическую профессию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

История становления и развития профессии юриста и юридического образования

Изучение истории становления и развития профессии юриста и юридического образования немыслимо без анализа государственного строя, особенностей социально-экономической ситуации и общего мировоззрения, характерного для рассматриваемой исторической эпохи. История юриспруденции прошла длительный путь в несколько тысяч лет, начиная с древних времен, когда первыми законами были традиции, обычаи, религиозные нормы, до современности, когда правовая наука, регулирующая общественно-правовые отношения, стала полностью самостоятельной и в то же время сохранила тесные связи с другими отраслями человеческой деятельности. В данном разделе рассматривается путь эволюции юридической науки от древности до наших дней.

2.1. Особенности юриспруденции в Древнем мире

Период древности охватывает промежуток в 4–5 тысяч лет с момента появления государственности в Древнем Египте и Шумере, включая эпоху Античности, до начала Средневековья в Европе (V в. н. э.).

Развитие науки о праве как системы обязательных норм, охраняемых государством, берет свое начало из религиозно-мифологической области жизни общества. До возникновения государств правовые отношения регулировались служителями религиозного культа, которые определяли участь нарушители волей божества / священного духа.

Право в странах Древнего Востока. Первые государства возникли на территории Вавилона, Месопотамии, Древней Индии и Китая как результат разложения общинно-родового строя [94].

Государственный аппарат восточного типа имел довольно сложную организацию, делясь на три уровня управления: местный (на уровне общин), региональный (на уровне территориальных единиц) и центральный (на уровне государства). Функционирование всего аппарата основывалось на беспрекословном подчинении нижестоящих вышестоящим. Отбор на государственные должности проходил по праву рождения (титул/должность передается по наследству), по рекомендации занимающих высокие посты лиц или родственников, за редким исключением.

В государствах Древнего Востока появились первые письменные источники права, например, всем знакомы законы царя Хаммурапи, начертанные клинописью на скале (XVIII в. до н. э) в городе Сузы на территории Персии. Как отмечают современные исследователи, в указанных текстах практически отсутствует сакрально-религиозная мотивировка отдельных правовых норм, по причине чего законы Хаммурапи можно считать первым в истории человечества законодательным актом.

Отличительными чертами древневосточного права были следующие:

● Обычаи и традиции оставались источником основных норм, регулировавших жизнь общества и государства. Главный авторитет в этой области имели высказывания и предания, целью которых было поддержание заложенного в древние времена порядка.

● Правовые нормы состояли в тесной взаимосвязи с религией, поскольку жрецы выступали хранителями соответствующих знаний и трактовали конкретные случаи применительно к упоминаемым в религиозных канонах случаям.

● Право на Древнем Востоке отличалось такими чертами, как сословность, патриархальность и коллективизм. Все рассматриваемые деяния трактовались как нарушения, если они могли причинить ущерб положению общины или рода, не говоря уже о государстве. Каждый нес ответственность за целый род, что становилось причиной кровной мести и самосуда. В таких случаях применялся принцип талиона («око за око, зуб за зуб»), т. е. равного возмездия.

● Судебные инстанции стали складываться под действием социального расслоения по профессиональному, сословному, имущественному и другим признакам. В итоге вышестоящий, несмотря на свои преступления, мог не привлекаться к ответственности, если от его действий пострадали самые бесправные и уязвимые граждане. Незначительные правонарушения рассматривались в местных судах низшей инстанции, более тяжелые — в судах вышестоящих инстанций.

Рисунок 4. Особенности юриспруденции в государствах Древнего Востока

Представителями юридической профессии выступали цари (вожди) и жрецы, совмещавшие функции законотворца, обвинителя и судьи. В зависимости от сословия, обвиняемые в преступлениях могли самостоятельно представлять свои интересы в суде (высокородные), выступая в качестве собственных адвокатов, или лишались права на защиту в силу происхождения и тяжести деяния. Поскольку обвиняемый несет ответственность перед лицом божества, он не имеет права на личную защиту со стороны [108].

Развитие права в Древней Греции. Древнегреческие полисы, давшие начало демократии, не оставили последовательной и структурированной правовой системы. До нас дошли лишь отдельные письменные упоминания о разного рода имущественных и политических сделках вкупе с воспоминаниями современников выдающихся древнегреческих ораторов и общественных деятелей. Развитие права осуществлялось главным образом в пределах полисов, где разрабатывались частные положения о владении имуществом, передаче наследства, наказании за правонарушения различной степени тяжести. Благодаря развитию полисов-государств правовая система постепенно освободилось от религиозно-мистического влияния [58]. В частности, Гомер, Гесиод и другие поэты ссылаются на мифологические персонажи — судей подземного царства Миноса и Радаманта, которых называли «справедливейшими». Главным мерилом степени тяжести преступления было оскорбление достоинства того или иного божества, которое, согласно сюжетам многочисленных мифов, могло самостоятельно взять на себя функцию покарать обидчика или дать право земным судьям вынести обвинительный приговор. Законы общего порядка, известные как законы Хирона (по имени мифического мудрого кентавра, наставника величайшего героя Греции Геракла), распространялись на все сословия: уважать гостя, родителей, чтить богов. Все остальные наказания основывались на принципе талиона: забрать жизнь одного человека в обмен на жизнь другого, отвечать оскорблением или убийством в ответ на аналогичное обращение. В качестве примера выступает миф о Геракле, которого судили за убийство учителя музыки Лина. За нежелание серьезно относиться к урокам Лин, рассердившись, ударил Геракла, тогда еще подростка, по голове. Сын царя не стерпел такого и ответил ударом такой силы, что учитель умер на месте. В суде царевич сослался на слова «справедливейшего из судей — Радаманта», что каждый имеет право ответить ударом на удар, после чего его оправдали.

Появление права как системы норм в Древних Афинах связывают с мифическим героем Тесеем, жившим предположительно в XIII в. до н. э. Ему приписывают объединение 12 разрозненных племен, приведших к появлению центрального города в Афинах. Согласно неподтвержденным данным, Тесей стал основоположником разделения граждан Афин на три категории: родовую знать (эвпатриды), земледельцев (геоморы), ремесленников (демиурги). Эвпатриды имели исключительное право получить ту или иную должность, распоряжались землей и товарами, угнетая свободное население в лице земледельцев, ремесленников, торговцев, мореплавателей. Метеки, которые имели статус свободных, проживали в других частях Аттики и не имели прав афинских граждан. Это означало, что они не имели возможности принимать участие в народных собраниях, слушаниях, прениях. После упразднения титула басилевса была сформирована избираемая коллегия архонтов, ведавшая судебными и военными делами, которая позднее была преобразована в ареопаг. Бывшие архонты получали пожизненное членство в ареопаге, и новые его участники избирались только из эвпатридов.

Ареопаг до появления первых писаных законов архонта Драконта в 621 г. до н. э. опирался на обычаи и традиции, которые передавались устным способом от поколения к поколению, т. е. кодификации законов как таковых на тот момент не существовало. Ввиду того, что большинство преступлений того периода были так или иначе связаны с убийством, в созданной Драконтом системе идет разделение умышленного и непредумышленного убийств, причем во втором случае оговаривается отдельно, на каких условиях убийца может примириться с родственниками убитого и не нести наказание за свои действия. Указанные законы были направлены на защиту имущественных интересов тех, кто владел землей и иными угодьями, причем наказание за совершенное имущественное преступление было очень суровым, чаще всего признанному судом ареопага виновным выносили смертный приговор. Из-за суровости наказания уже в древности законы вышеназванного архонта стали известны как драконовские.

В 594 г. до н. э. были проведены общественные реформы, основоположником которых стал политический деятель Солон. Беднота оказалась в очень сложном положении из-за долгов перед эвпатридами, поскольку за невыплаченные долги все семейство должников кредиторы могли продать в рабство. Растущее недовольство бедного населения поставило страну на грань восстания. Архонт Солон, который был выходцем из бедных эвпатридов, вовремя обратил внимание на возникшие социально-экономические проблемы, из-за чего, не обращая внимания на недовольство богатых аристократов, провел обширные реформы, суть которых состояла в защите рабовладельческой экономики. Среди реформ Солона необходимо отметить следующие:

● Отмена части залоговой кабалы и самозаклада;

● Введение завещания для лиц, не имевших наследников мужского пола, и узаконивание свободы завещания в отношении земельного надела;

● Отказ родителям в требовании содержать их, если отец не научил сыновей какому-либо ремеслу;

● Учреждение суда присяжных — гелиэи, выступавшей главным судебным органом Афин и контролировавшей деятельность должностных лиц;

● Деление афинян по имущественному цензу на 4 разряда;

● Унифицирование системы весов, денежных единиц;

● Введение исковой системы для защиты права собственности;

● Наказание для лиц, не имевших определенного рода занятий;

● При преступлениях вроде умышленного убийства, государственной измены, оскорбления богов выносился приговор — смертная казнь, реализуемый посредством принятия осужденным яда цикуты.

После Солона архонтом стал Писистрат, который учредил практику разъездных судов. Его последователь Клисфен ввел понятие остракизма (суда черепков), когда граждане путем тайного голосования могли изгнать из Афин человека, которого народное собрание как высший орган управления государством признавало угрозой. Ареопаг после реформ Эфиальта в 462 г. до н. э. превратился в судебный орган, рассматривавший умышленные убийства, поджоги, тяжкие телесные повреждения. Участники заседания проводили его по ночам, надев на глаза плотные повязки, чтобы не видеть лиц обвиняемых. Претендовавшие на должность стратегов и выше, должны были соответствовать требованию имущественного ценза, имея доход не ниже определенного порога.

Рисунок 5. Основные нововведения архонтов в юридической сфере Древней Греции

В качестве лиц, оказывавших юридические консультационные услуги населению, выступали «учителя мудрости» — софисты, для которых главным был критерий двойственной истины. Софисты настаивали на том, что каждое явление можно рассматривать с двух сторон и в любом случае мнение по нему будет истинным. Поэтому в греческих судах побеждал не тот, кто лучше знал законы, а тот, кто обладал большим красноречием, чем его оппонент. Однако толкователями законов выступали жрецы, которые в качестве аргумента использовали волю богов, ссылаясь на разного рода мистические знамения.

Право в Древнем Риме. Римское право представляет собой наиболее структурированную систему правовых актов древности, направленную на регулирование имущественных споров, гражданских и уголовных дел. Римская юриспруденция положила начало появлению самостоятельной науке о праве и профессии юристов, имеющих соответствующее образование. Историю римского общества и государства делят на 3 основных периода:

1. Царский период (VIII–VI вв. до н. э.).

2. Республиканский период (VI–I вв. до н. э.).

3. Императорский период (I–V вв. н. э.) [93].

Первым источником права в Риме выступали коллегии жрецов, которые занимались формированием и толкованием норм права, причем делали это в свободной форме, не опираясь на какие-либо конкретные источники. Особую роль играли понтифики, которые и выполняли законотворческие функции. В отличие от других государств Древнего мира в Риме, благодаря бурному экономическому росту, сравнительно быстро произошло разделение религиозных и правовых норм.

В Царский период источниками права выступали цари, роль которых после перехода к республиканской системе управления была нивелирована в 509 г. до н. э. В результате противостояния плебеев и патрициев были сформированы Законы XII таблиц, которые стали основой для единого гражданского права, касающегося исключительно граждан Рима.

Согласно Законам XII таблиц, всякое решение народного собрания должно иметь силу закона (lex), и с предложением о принятии нового закона обычно выступали должностные лица (магистраты). Далее законопроект проходил обсуждение в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялось три части:

● В первой указывался инициатор принятия закона;

● Во второй содержалась сама норма, т. е. правовые предписания;

● В третьей части устанавливалась санкция.

Принятый народным собранием закон вступал в силу немедленно, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случаях особой важности выставлялся на форуме на всеобщее обозрение.

В период с III в. до н. э. по III в. н. э. основным источником права становятся эдикты преторов, на базе которых появились две самостоятельные правовые системы:

● Преторское право — стало важной частью частного римского права во II веке до н. э. Претору подчинялись уголовные триумвиры, осуществлявшие аресты и казни, наблюдавшие за исполнением наказаний и режима в местах заключения, а также монетные триумвиры, в функции которых входил контроль за честностью осуществления денежных операций, выдачи и возврата кредитов.

● Право народов [166].

● Эдикты действовали в течение одного года с момента избрания претора, который обязывался придерживаться разработанной им самим системы по поддержанию порядка и вершению правосудия. Приходивший ему на смену претор лишь незначительно изменял формулировку отдельных пунктов, убирая устаревшие положения. Чтобы защитить права иностранцев (перегринов) на территории Римского государства, в 242 г. до н. э. была создана должность претора перегринов, эдикты которого регулировали отношения между римскими гражданами и иностранцами.

В период республики законотворческим органом были народные собрания — комиции, делившийся на три ветви:

Собрания по центуриям, ведавшие вопросами войны и мира, предоставления или лишения римского гражданства, принятия или отклонения законов, рассмотрения апелляций для приговоренных к смертной казни. Собрания по центуриям избирали консулов, преторов, цензоров.

Собрания по территориальным трибам (плебейские сходки), решения которых не нуждались в одобрении сенатом. Они отвечали за издание законов, обязательных для всех граждан Рима. Плебейские сходки рассматривали кандидатуры из числа плебеев на предмет допуска к занятию государственных должностей: магистратов и квесторов.

Куриатные комиции решали вопросы семейно-брачных отношений, наследства, религиозных обрядов.

Понтифик плебейского происхождения Тиберий Корунканий впервые начал проводить публичные правовые консультации, что положило начало формированию светского характера римской юриспруденции. Среди наиболее известных юристов республиканского периода отмечают Марка Манилия, Катона-старшего, Алфера Вара, Квинта Муция Сцеволу, Сервия Сульпиция, которые впервые попытались обобщить судебную практику путем систематического изложения цивильного права и составили первые комментарии применительно к преторскому праву.

Римские юристы стали авторами трудов по праву, которые использовались как для учебных целей, так и для практического применения. Институции Гая, рассматривавшие гражданское право и комментарии к преторскому эдикту, состоящие из двух частей: «К городскому эдикту» и «К провинциальному эдикту», стали одним из наиболее популярных и систематизированных учебных пособий по праву (143 г. н. э.). Данная работа состоит из 4 разделов, которые посвящены физическим лицам, вещам, обязательствам и искам.

Кроме того, в институциях Гая происходит разделение договоров на 4 группы:

Вербальные (словесные) — от сторон требовалось произнести определенные слова, чтобы взятые ими обязательства считались имеющими силу;

Литеральные (письменные) — письменное обязательство в форме торговых сделок, зафиксированных в книге доходов-расходов и составления долговых расписок с подписью должника;

Реальные — требовалась обязательная передача вещи, которая составляла предмет договора. В качестве подобных договоров выступали заем, хранение и залог;

Консенсуальные — для возникновения отношений обязательства требовалось соглашение сторон по всем пунктам договора. В первую очередь это касалось купли-продажи, причем в преторском праве прописывалась мера ответственности продавца за проданную вещь.

В 534 г. императором Юстинианом уже после падения Западной Римской империи была проведения кодификация существующих норм права, известная как Дигесты или Кодекс Юстиниана, насчитывающий более 150 тысяч строк из трудов римских юристов, проживавших в период с I в. до н. э. до IV в. н. э. Чаще всего в Дигестах встречаются ссылки на работы Ульпиана, Павла, Юлиана, Помпония, Модестина и др.

Установление императорского правления в Риме подтолкнуло к развитию практическую деятельность юристов по проведению правовых консультаций, которые могли оказывать существенное влияние на судей: последние выполняли рекомендации наиболее авторитетных юристов. Императором Августом была предпринята попытка унификации деятельности юристов, ограниченному числу которых разрешалось проводить правовые консультации и в знак подтверждения своих официальных ответов ставить именную печать. Император Адриан подтвердил такое постановление своего предшественника, усилив влияние юристов, мнение которых имело правовую силу. При рассмотрении дел с участием таких юристов судьям предписывалось учитывать их мнение при вынесении окончательного решения.

Рисунок 6. Особенности юриспруденции в Древнем Риме

Римская юриспруденция как источник права обрела особую силу во II–III вв. по причине того, что императоры стали назначать ключевых опытных юристов на ведущих государственные должности. В классический период произошло разделение права на публичное и частное: публичное право относилось к положению римского государства, а частное — отдельных лиц [178].

Уголовное право в императорский период отличается сословным характером уголовной ответственности. В частности, представителей высших сословий вместо наказания в виде публичной порки или каторги отправляли в ссылки, в то время как рабов убивали практически за любую провинность. Судьи получили большую свободу действий, на свое усмотрение выбирая меру пресечения и наказания за правонарушения. Появились первые профессиональные защитники — адвокаты. Для получения разрешения на ведение своей деятельности они должны были соответствовать требованиям имущественного ценза и сдать соответствующий экзамен. В период империи римские адвокаты стали объединяться в коллегии.

2.2. Юриспруденция и юридическое образование в Средние века

Византия продолжила юридические традиции Древнего Рима, объединив римское и греческое право. В Византийской империи впервые признали равенство прав участников, независимо от их сословия, вероисповедания и имущественного положения. Профессия юриста получает особое развитие в связи с тем, что усложнилась законотворческая система и появилось большое количество разнообразных договоров по поводу наемного труда, владения имуществом, передачи права собственности и т. п. Простым людям было сложно ориентироваться в юридических терминах, по причине чего услуги профессиональных юристов, оказывающих консультации на платной основе, стали чрезвычайно востребованными [94]. В отличие от Древней Греции, где блестящий оратор мог выиграть судебный процесс или тяжбу благодаря своему красноречию, в Византии стало невозможным выиграть дело, не зная основ права и особенностей составления договоров.

В раннем Средневековье при разрешении правовых споров было принято опираться на так называемые варварские правды, составленные в период между V и IX веками: Салическую, Алеманнскую, Бургундскую, Баварскую. Отраслей права, подобных современным, не существовало, однако различали его следующие виды:

● Ленное, регулировавшее отношения между сеньорами и их вассалами;

● Городское, определявшее положение горожан;

● Цеховое, регулировавшее производство и сбыт ремесленных изделий, а также отношения между мастерами.

Каждое сословие обращалось в суд только той инстанции, которая занималась рассмотрением дел именно данного сословия. Причем церковь оказывала сильное давление как на церковные, так и на светские суды.

Рисунок 7. Особенности средневековой юриспруденции

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в юридическую профессию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я