Учебное пособие предназначено для введения начинающих юристов в юридическую профессию, формирования у них представления о возможных направлениях своей профессиональной деятельности, представления об основных разновидностях юридических профессий и характеристике их основных особенностей. Указанное учебное пособие предназначено, прежде всего, для обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации в системе бакалавриата по направлению «юриспруденция», однако может быть использовано и обучающимися по другим смежным профессиям – например, «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» и др. Кроме того, учебное пособие может быть использовано при обучении по непрофильным специальностям и направлениям при изучении дисциплины «Правоведение». В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в юридическую профессию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Юриспруденция как научная и практическая деятельность. Понятие, содержание, социальное назначение и ключевые понятия юриспруденции
1.1. Юриспруденция как научная и практическая деятельность. Структура и функции юридической деятельности
Юриспруденция как сфера профессиональной деятельности существует многие сотни лет, а применительно к некоторым странам и цивилизациям — несколько тысяч. За время ее существования накоплен громадный опыт, отражающий все грани юриспруденции.
Обществу на всех этапах развития требовалось регулировать отношения, возникающие в различных сферах его бытия. Постепенно это привело к формированию системы социального регулирования, включающей обычаи, мифы, нормы морали, различные запреты и т. д. Со временем произошла дифференциация социальных норм и сформировалось право как универсальный регулятор общественных отношений, что привело к становлению профессии юриста с присущими ей функциями и задачами.
Профессия юриста, как и любая другая, представляет собой определенный род занятий людей со специальной подготовкой, которые на возмездной основе и в соответствии с профессиональными стандартами и действующими юридическими нормами осуществляют правовые действия. Поэтому правовая работа заняла свое место в системе общественного разделения труда.
В профессиональную юридическую деятельность вовлечены судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы, юрисконсульты, следователи и другие представители юридической профессии. Существует общая профессия юриста, в рамках которой происходит разделение функций по специализациям, поскольку специфика, например, профессии судьи значительно отличается от деятельности нотариуса, прокурора или адвоката [73]. Необходимо отметить, что по роли и месту, занимаемым судом и судьей в обществе, судят о степени демократичности общества. Осуществлением правосудия не ограничивается вся полнота профессиональной юридической деятельности.
У понятия юридическая деятельность имеется широкое значение. В самом общем виде оно означает процесс создания и реализации права посредством его использования; исполнения, соблюдения, применения, совершения различных действий, вызывающих правовые последствия. Юридической деятельностью занимаются не только юристы-профессионалы, но также правозащитные организации, граждане, представляющие интересы других лиц в различных организациях на основании доверенности.
Современный этап развития общества и государства характеризуется тем, что в сферу правового регулирования вовлекаются новые общественные отношения. В современном обществе профессиональная юридическая деятельность становится доминирующей, требуя специальных знаний, которые можно получить в соответствующих учебных заведениях. Иначе говоря, чтобы заниматься профессиональной юридической деятельностью, необходимо получить соответствующую профессию юриста.
Однако так было не всегда. Например, в Англии до конца XIX века, можно было заниматься адвокатской практикой и даже судебной деятельностью без юридического образования, однако требовалось наличие юридической практики и успешная сдача квалификационного экзамена. Судебная реформа 1870-х годов привела к возникновению ситуации, при которой стать судьей можно было только при наличии высшего юридического образования. Благодаря системе юридического образования юридическая деятельность, особенно профессиональная, стала осуществляться юристами, получившими специальное образование. Поэтому профессиональная юридическая деятельность осуществляется за вознаграждение из различных источников.
Можно выделить несколько основных подходов к определению понятия юридической деятельности.
Как считает А. Э. Жалинский, профессиональной юридической деятельностью называется юридическая деятельность, выполняемая юристами в рамках своей профессии вначале на индивидуальном уровне, как отдельными профессионалами, исполняющими возложенные на них задачи и обязанности и осуществляющими предоставленные им для этого права, затем на уровне страны, общества [81]. По мнению В. Н. Кудрявцева, юридическая деятельность «есть совокупность действий и операций (поступков), направленных к единой цели». М. Ф. Орзих полагает, что юридическая деятельность представляет собой социальную активность, позволяющую достичь опосредованный правом результат. Б. И. Путинский под правовой деятельностью понимает совокупность действий государства в лице его органов, иных организаций и граждан в связи с созданием и реализацией юридических норм, использованием других правовых рычагов при решении экономико-социальных задач. В. Н. Карташев понимает юридическую деятельность как опосредованную правом трудовую, управленческую, государственно-властную деятельность компетентных органов, нацеленную на выполнение общественных задач и функций (создание законов, осуществление правосудия, конкретизацию права и т. п.) и удовлетворение общесоциальных и индивидуальных потребностей и интересов.
Юридическая деятельность, подобно любому другому виду деятельности, имеет определенную структуру, которая понимается как определенное расположение элементов и связей, обеспечивающих ее целостность, сохранение необходимых свойств и функций при воздействии на нее различных факторов действительности.
В структуре профессиональной юридической деятельности, как и в юридической профессии, выделяют четыре компонента:
● Юристы, т. е. группа людей, занятых юридической деятельностью, каждый из которых в отдельности занят в специфичной сфере юридической деятельности, например, адвокатской практике.
● Структуры, в рамках которых отдельный юрист осуществляет свои профессиональные функции.
● Социальный статус юристов в зависимости от того, в какой структуре они заняты.
Ценностная и нормативная составляющая юридической профессии, объективированная в праве и в профессиональной этике [113].
Принято выделять различные отрасли правовых работ, под которыми понимается профессиональная юридическая деятельность как социальный процесс и сфера труда. Государственно-организованное общество всегда будет нуждаться в законах, в хорошо отлаженной судебной и правоохранительной системе. Чтобы наполнить эти компоненты правовой действительности реальным содержанием, нужны люди, обладающие профессиональными юридическими знаниями.
Юридическая деятельность опирается на юридический опыт и делится на следующие виды по:
● Содержанию: консультирование, толкования, выступления в юридических учреждениях, ведение юридического дела и т. п.;
● Профессиональной специализации или субъектам осуществления: адвокатская, следственная, прокурорская, судебная, нотариальная;
● Социальным сферам: юридическая деятельность в сфере экономики, политики, в духовной сфере.
● Количеству уполномоченных лиц, осуществляющих рассмотрение юридического дела: индивидуальная (единоличная), коллегиальная (коллективная);
● Содержанию интеллектуальной работы: коммуникативная, познавательно-поисковая, организационная, реконструктивная, регистрационная.
Правом опосредуется огромный пласт общественных отношений. Современное общество и государство не могут существовать без права и профессиональной юридической деятельности, которая в общественном разделении труда занимает важное место. Это обстоятельство связано с насущной необходимостью строительства правового и социального государства, а также с элементарными потребностями социального управления. Правотворчество и правореализация — это основные формы воздействия государства на общество с целью регулирования существующих в нем общественных отношений. Обществу нужна социальная дисциплина, которую может создать только право при определенном взаимодействии с другими значимыми социальными регуляторами.
Такие сферы бытия права, как правотворчество, правореализация и правоохрана, требуют специальных знаний, умений и навыков. Сложная конструкция, призванная регулировать общественные отношения, имеет два варианта толкования: или что-либо разрешить, или принудить / запретить. Указанные способы правового регулирования тесно связаны с правотворчеством, правореализацией и правоохраной, которые, на первый взгляд, не вполне соотносятся с отраслями правовой работы и индивидуальной профессиональной юридической деятельностью. Например, учебные заведения и научно-исследовательские учреждения юридического профиля осуществляют очень важные функции, без которых никакая сфера бытия права, ни одна отрасль правовых работ и юридическая профессия обойтись не могут. Юридически грамотные специалисты и эксперты в равной степени востребованы и в сфере правотворчества, и в сфере правореализации, и в сфере правоохраны. То же самое касается и представителей конкретных юридических профессий.
Адвокат, не являясь законодателем и напрямую не участвуя в законотворческом процессе, оказывает помощь своим клиентам в реализации и защите своих прав. Деятельность адвоката позволяет оценить социальные и юридические характеристики законов и опосредованно влиять на процесс правотворчества.
Юридическая деятельность не сводится только к рациональным действиям, и для юристов большое значение имеют кодексы профессиональной этики, содержащие моральные нормы, которыми должны руководствоваться представители различных юридических профессий: судьи, адвокаты, сотрудники органов внутренних дел и др. Кодексы судейской этики устанавливают правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности (так, судья должен избегать любого поведения, которое может повлиять на уровень доверия к нему). В кодексах профессиональной этики адвокатов рассматривается требование осуществлять свою деятельность на основе нравственных критериев.
В силу социальной значимости юридической деятельности можно выделить такие ее стороны, как:
● Воспитательная, отражающая участие юриста в профилактических мероприятиях по борьбе с преступностью, разъяснении законодательства разным категориям граждан, включая средства массовой информации.
● Познавательная, связанная со сбором необходимой для решения профессиональных задач информации.
● Конструктивная, показывающая планирование предстоящих действий и предполагаемые результаты.
● Коммуникативная, связанная с получением нужной информации в процессе общения с участниками процесса.
● Моральная, показывающая нравственные аспекты осуществления правовой деятельности.
Достаточно часто профессиональная юридическая деятельность связывается с элементом властности, публичности, принуждения, что оправдано лишь отчасти. Адвокат, который консультирует граждан и организации, выступает защитником в суде, является публичной фигурой, но без властных полномочий.
Юридическая деятельность также может являться профессиональной в случае, если она не связана с государственными властными полномочиями. Например, корпоративный юрист никакими властными государственными полномочиями не обладает, в отличие от представителей определенного круга юридических профессий: судей, прокуроров, следователей.
Профессиональной юридической деятельностью, в отличие от юридической деятельности в самом широком смысле этого слова, должны заниматься люди, обладающие специальными знаниями, умениями и навыками или, в соответствии с новыми стандартами, профессиональными компетенциями.
Под профессиональной юридической деятельностью следует понимать деятельность юристов-профессионалов, представителей всех юридических профессий в сфере правотворчества, правореализации и правоохраны, осуществляемую на основе права, в правовых формах и направленную на достижение целей, установленных правом.
Профессиональная юридическая деятельность проявляется на индивидуальном, групповом (ведомственном) и общественном уровнях. На индивидуальном уровне большое значение имеют профессиональные и личные качества представителя юридической профессии: судьи, прокурора, адвоката, нотариуса, определяющие его профессиональную состоятельность, статус, востребованность и уважение коллег по юридическому цеху.
Вышеназванные качества служат залогом успеха деятельности конкретного юриста на ведомственном уровне, но здесь уже существуют некоторые особенности. Например, можно быть слабым специалистом в уважаемой юридической корпорации, либо хороший специалист может работать в юридическом ведомстве, общий уровень которого оценивается обществом как невысокий. При одинаковых внешне условиях юристы в различных корпорациях выполняют разный объем работ с разными условиями труда. Личный успех или провал специалистов фактически никак не отражается на оплате труда, оказывая в некоторой степени негативное влияние на служебные отношения.
На юридическую деятельность на уровне общества оказывают влияние характер самого общества и его социокультурные основания. В обществах, где преобладают ценности индивидуальной свободы, достоинство личности, наряду со стремлением жить в условиях социального и правового государства, юридическая профессия пользуется всеобщим уважением: она является престижной и хорошо оплачиваемой. В обществах и культурах с другими формами социального общения, положение юристов заметно отличается. Юридическая деятельность и профессия юриста в них являются вторичными, находясь на периферии общественного сознания, а юридическую деятельность можно рассматривать скорее как формальное приложение к социальной практике, чем как структурированную общественную потребность [38].
Профессиональная юридическая деятельность социально востребована и значима, в ней нуждается цивилизованное общество или общество, претендующее быть таковым. Государственные органы, будь то законодательные, исполнительные или судебные, наряду с представителями юридических профессий в разной степени участвуют в создании, реализации и охране права. Так, исключение судов из системы правоохранительных органов, исходящее из принципа разделения власти, не означает, что на суды не возложена функция охраны права.
Конституция Российской Федерации рассматривает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека как обязанность государства и органов судебной власти. Суды в Российской Федерации принимают участие в правотворческой деятельности либо напрямую, так как Конституционный Суд и Верховный Суд наделены правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения, либо опосредованно — через судебную практику и судебные прецеденты. Также судами в Российской Федерации осуществляется правореализационная функция, составной частью которой является применение права. Правореализация в целом и правоприменение как его часть предполагают охрану права, включая индивидуальные права.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. в развитие положений Конституции РФ (ст. 125) и Закона о судебной системе (ст. 18) закрепил статус Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, осуществляющего самостоятельно и независимо судебную власть посредством конституционного судопроизводства [140].
Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ кроме Конституции РФ (ст. 126) определены Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации» от 5 февраля 2014 г. Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ и коллегий: апелляционной, по административным делам, по гражданским делам, по экономическим спорам, по делам военнослужащих и дисциплинарной коллегии [140, с. 27].
Высший Арбитражный Суд прекратил свою деятельность с августа 2014 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», и в настоящее время Верховный Суд представляет собой единственный высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров.
1.2. Значение юриспруденции для социума
Юридическую деятельность как отдельный вид социальной деятельности характеризуют определенные черты:
● Осуществление в сфере действия права с использованием правовых средств специально уполномоченными на то субъектами, обладающими юридическими знаниями.
● Цель юридической деятельности — упорядочение, согласование общественных отношений применительно к требованиям права, решение конкретных жизненных ситуаций и удовлетворение на этой основе индивидуальных, групповых и общечеловеческих потребностей и интересов.
● Организующий характер, нацеленность на организацию действий других субъектов и связь с государственной деятельностью.
● Содержание юридической деятельности составляют отдельные действия юристов, нацеленные на достижение желаемых правовых результатов.
● Проявление элементов творчества, индивидуального подхода, вынесения конкретного решения на основании общей модели поведения.
● Правовое воздействие юридической деятельности на почти все сферы общественной жизни, подлежащие правовому регулированию.
Социальную ценность и назначение юридической деятельности наглядно отражают выполняемые ею функции как основанные на обобщенном юридическом опыте главные направления, призванные совершенствовать юридическую деятельность.
Функции юридической деятельности можно рассматривать как своеобразное переходное звено между интересами общества и содержанием действующей правовой системы. Функции делятся на две относительно самостоятельные группы: общесоциальные и специально-юридические.
Специально-практические функции юриспруденции представлены на схеме ниже.
Рисунок 1. Специально-практические функции юриспруденции
Среди общесоциальных функций выделяют:
● Гносеологическую, которая обеспечивает познание окружающей действительности, истинную ценность и эффективность юридических средств, оказывающих регулятивное воздействие на нее;
● Сигнально-информационную, оповещающую общество о достоинствах и недостатках существующего порядка правового регулирования;
● Ориентирующую, указывающую на подлинные социальные ценности, нуждающиеся в защите и стимулирующем развитии, и негативные проявления, которые необходимо ограничить или запретить полностью под страхом наказания.
Юриспруденция является специфической областью социальной активности, поскольку благодаря ей можно регламентированно осуществлять нужды и требования общества, сберегать превалирующие на конкретном этапе исторического развития социальные отношения.
Базовой целью юриспруденции является определение правопорядка, легитимности и правового режима их соблюдения, в связи с чем юристы обязаны изначально заниматься решением огромного количества разноплановых вопросов. Следовательно, в задачи юриста входят следующие:
● Гарантия интересов и прав индивида, благодаря чему можно вести речь о правовом характере государства. В свою очередь, проживание в правовом государстве означает увеличение меры ответственности за вынесение, реализацию конституционных указов и инструкций;
● Решение вопросов прикладного характера, сопряженных с определенной областью юридической активности: судебной, адвокатской деятельностью, работой по охране и обеспечению правопорядка, пр.;
● Становление и усовершенствование правовой науки, разработка теоретических научных изысканий в сфере права.
Юриспруденция во всех своих ипостасях — как наука, профессия и образование — обладает присущим только ей социальным содержанием и социальным предназначением.
Социальное назначение юриспруденции проявляется через призму юридической профессии, которая отличается особой многогранностью. Профессиональная юридическая деятельность, занимая место в общественном разделении труда, приобретает возрастающее значение в связи с эволюцией современного государства — становлением его как социального и правового государства, обеспечивающего защиту прав и свобод человека и гражданина.
Профессия юриста приобретает все более важное значение для общества. Стремление социума к модернизации, развитию новых высоких технологий, созданию экономики знаний требует труда специалистов самого различного профиля, однако юриспруденция всегда будет востребованной. Говоря о социальной значимости юриспруденции, необходимо отметить, что она имеет разные формы своего выражения.
Главным требованием, предъявляемым к практической юридической деятельности, является безупречное знание действующего законодательства, умение проводить его юридический анализ, толковать и правильно квалифицировать факты и деяния в качестве юридически значимых [73]. Так, юридическая наука изучает процессы государственно-правового развития, формирует теоретические конструкции и определения, отражающие сущность политических и правовых институтов. Наука также призвана прогнозировать различные сценарии развития политической и правовой сферы жизни общества.
Задачей системы юридического образования является подготовка высококвалифицированных кадров для различных областей практической юриспруденции, научных и образовательных юридических учреждений. Практическая юриспруденция всегда была связана с правотворчеством и правореализацией, ассоциируясь с так называемым живым правом, т. е. правовым регулированием общественных отношений.
Как отмечает современный немецкий профессор права А. Ринкен, профессиональная группа юристов обладает особым положением. Юристы чаще всего занимают руководящие позиции во власти и частном бизнесе, являясь «генералистами», в противоположность специалистам, которые ориентированы на конкретные профессиональные области, т. е. занимаются решением более широкого круга вопросов. В сфере государственного и общественного управления юристы доминируют в самых развитых государствах. Поэтому Марк Туллий Цицерон говорил: «Всякий, кто хочет управлять государством, должен изучать науку права, ибо без этого никто не может быть справедливым».
Ввиду важного общественного значения юриспруденции, необходимо совершенствовать систему подготовки специалистов юридического профиля. Это особенно важно в связи с тем, что Конституцией Российской Федерации провозглашен курс на строительство правового государства, а этот процесс не может быть организован без юристов. По образному выражению основателя Московской государственной юридической академии академика РАН О. Е. Кутафина, «строить правовое государство без юристов — это все равно что строить дом без строителей [90]».
В настоящее время в Российской Федерации огромное количество вузов — государственных и негосударственных, муниципальных — занимаются подготовкой юристов. Однако проблема качества подготовки специалистов юридического профиля до сих пор остается нерешенной в полной мере, принимая во внимание социальную значимость профессии юриста, особенно в контексте строительства гражданского общества, правового и социального государства. В связи с этим Президентом Российской Федерации издан Указ от 26 мая 2009 года № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Указ был принят с целью повысить качество образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, а также усилить контроль деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.
Не все профессии в последнее время становятся объектом пристального внимания политического руководства страны, в отличие от юридической, что говорит о ее высокой социальной значимости. Естественно, что функционирование системы юридических учебных заведений напрямую связано с проблемой повышения качества юридического образования.
В сфере образования общественные отношения регулируются нормативно-правовыми актами, и речь в первую очередь идет о Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Подготовкой юридических кадров занимаются в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и образовательных учреждениях среднего профессионального образования; его можно получить в рамках очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения. Помимо этого, предусмотрено обучение по сокращенным и ускоренным программам. Можно выделить несколько уровней юридического образования: среднее и высшее профессиональное образование; послевузовское образование (куда относят аспирантуру, адъюнктуру и докторантуру).
Классификация направлений высшего юридического образования включает в себя следующие элементы (см. схему):
Рисунок 2. Направления высшего юридического образования
Согласно Приказу Минобрнауки России от 1 декабря 2016 г. № 1511, «выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
Способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
● Способностью работать на благо общества и государства (ОПК-2);
● Способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);
● Способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);
● Способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5);
● Способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);
● Способностью владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7) [16]».
Существование демократического правового государства и гражданского общества обеспечивают юристы, воспитанные на общих правовых аксиомах и ценностях, одинаково мыслящие и имеющие общие подходы к правовому регулированию общественных отношений. Только таким образом создается возможность объективного и беспристрастного служения Праву и Закону. Сегодня в общественном сознании и на практике преобладают представления об особом поведении, присущем судьям, прокурорам, адвокатам, в основе которого лежат интересы конкретной юридической корпорации.
Законодательство становится все более и более унифицированным, поэтому его задачей сейчас является обеспечение условий, при которых будущий юрист овладеет понятийно-категориальным аппаратом, научится ориентироваться в различных источниках права, включая иностранные, находя в них нужные нормы и правильно их интерпретируя. Возможно, имеет смысл подумать о возрождении практики дореволюционных российских университетов, в которых изучали не просто конкретную отрасль российского права, а сравнивали ее с аналогичной отраслью немецкого, английского, французского и другого права.
В одном из интервью академик О. Е. Кутафин отметил, что в российских учебных планах много времени отводится на изучение истории государства и права России, зарубежной истории, истории политических и правовых учений. Академик связывает это с необходимостью формирования культуры будущих юристов.
Теоретические и исторические дисциплины, выполняющие методологическую функцию, формируют общую культуру юриста и его профессиональную культуру. От юриста требуется умение по-особому мыслить, чувствовать и ценить право в его стремлении к гармонии и справедливости.
Сферы приложения труда юриста классифицируются следующим образом:
● Правовые услуги: консультирование, правовое сопровождение, представительство, правовой аудит и др.;
● Правовой надзор и контроль;
● Правосудие и разрешение споров (уголовно-правовых, административно-правовых и гражданско-правовых).
Нельзя до бесконечности расширять круг приложения труда юриста, поскольку не все отношения в социуме могут быть регламентированы юридическими нормами. У услуг юристов имеются собственные пределы применения, они соизмеряются с затратами и выгодами социально-экономического характера.
Ниже представлена схема, показывающая, где используется труд юриста.
Рисунок 3. Сферы применения труда юриста
Нельзя до бесконечности расширять круг приложения труда юриста, поскольку не все отношения в социуме могут быть регламентированы юридическими нормами. У услуг юристов имеются собственные пределы применения, они соизмеряются с затратами и выгодами социально-экономического характера.
Услуги юристов необходимо научно обосновывать в плане оптимального соотношения между позитивными и негативными последствиями, как показано на схеме ниже:
Таблица 1. Особенности влияния юристов на государство и общество
На тенденции и перспективы развития юридической профессии, рост ее престижа в обществе влияют такие факторы, как:
● Подготовка кадров;
● Создание необходимых специальных условий для правового обслуживания населения, осуществление правовых процедур (правоприменительной деятельности);
● Утверждение престижа права.
1.3. Особенности ключевых понятий юриспруденции
Ключевые понятия юриспруденции определяются как средства юридической техники, с помощью которых конкретные понятия приобретают словесное выражение в тексте нормативного акта. Понятия, представляя собой первичный материал для написания норм права, имеют сквозное значение. Используя юридические понятия, государство в лице своих органов власти говорит на языке права и выражает свою волю через:
● Отмену и изменение норм,
● Установление новых правил поведения,
● Закрепление сложившихся общественных отношений.
С помощью понятий в юриспруденции какие-либо волеизъявления принимают форму конституций, действующих законов, постановлений правительства, инструкций министерства и т. п.
В юридической литературе понятия подразделяют на следующие виды:
● Общеупотребительные термины, используемые в обыденной речи и понятные всем;
● Специально-юридические термины, обладающие особым правовым содержанием (аккредитив, исковое заявление и т. п.).
Чтобы специально-юридические термины стали понятными для всех субъектов правоотношений, нормодатель использует особые нормы, которые прямо не регулируют общественные отношения, но раскрывают содержание каких-либо юридических понятий: к примеру, административное правонарушение в административном праве, оферта и акцепт в гражданском праве, акциз в финансовом праве и т. д. Такие нормы известны как нормы-дефиниции.
На эффективность юридических понятий влияет и то, как нормодатель выполняет ряд правил, предъявляемых к юридической терминологии:
● Единство терминологии — необходимо, чтобы для обозначения одних и тех же понятий использовались одни и те же термины;
● Использование общепризнанных терминов, т. е. терминов, употребляемых в бытовой речи. Такие термины закрепляются законодательно;
● Стабильность терминологии, не допускающая без достаточных на то оснований отказываться от используемых юридических понятий [178, с. 127].
Для понимания юриспруденции как науки необходимо знать основные ее термины: государство, право, норма, отрасль права, источник права, законность, правопорядок. Ниже предлагается толкование основных понятий юридической науки:
● Государство — особая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
● Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
● Норма права — это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Необязательно то или иное правило поведения является нормой права, например, не являются таковыми «неписанные» нормы морали, дружбы.
● Нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединяются в отрасли (части) права: например, конституционное, административное, гражданское. Несмотря на то, что цель и принципы деления у них одинаковые, отрасли права и отраслевые дисциплины — это не одно и то же.
● Право делится на частное (регулирующее отношения между равными субъектами, такие как гражданское право) и публичное (регулирующее отношения власти и подчинения, такие как административное, уголовное право). В соответствии с этим делением вычленяют профессии по отношению к праву: ко второй категории относятся профессии, обеспечивающие публичный интерес (судья, прокурор, следователь), а к первой — профессии, представители которых заняты в частноправовой сфере (юрист компании, адвокат).
● Источник права — это способ фиксации норм права. Выделяют следующие источники права: нормативно-правовой акт (закон и подзаконные акты), нормативный договор, правовой прецедент, правовой обычай, правовой принцип, правовая доктрина.
● Законность — политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.
● Правопорядок — состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.
Понятия законности и правопорядка являются одними из важнейших для дальнейшего понимания профессии юриста, поскольку именно на юристов возложена обязанность обеспечивать правопорядок и законность, что прописано в Стандарте образования бакалавра. Для остальных граждан это также является их обязанностью, что следует рассматривать скорее как вопрос уровня правосознания населения, который пока еще не особенно высок. С юриста в данном смысле спрос больше, поскольку юрист отличается профессиональными знаниями о правопорядке и законности.
Выводы по главе 1
Основой существования правовой системы общества является юридическая деятельность, осуществляемая по определенным методикам. Эта деятельность основывается на соблюдении требований, закрепленных в соответствующем законодательстве и этических кодексах. Юридическая деятельность подконтрольна государственным органам или корпорации специалистов, осуществляется на возмездной основе и обеспечивается гарантиями.
Юридической деятельностью занимаются не только юристы-профессионалы, но также правозащитные организации, граждане, представляющие интересы других лиц в различных организациях на основании доверенности. Профессиональный юрист, занимающийся практической юридической деятельностью, должен обладать отличным знанием действующего законодательства, уметь проводить его юридический анализ, толковать и правильно квалифицировать факты и деяния в качестве юридически значимых.
Профессиональной юридической деятельностью называют деятельность юристов-профессионалов, представителей всех юридических профессий в сфере правотворчества, правореализации и правоохраны, осуществляемую на основе права, в правовых формах и направленную на достижение целей, установленных правом. Она проявляется на индивидуальном, групповом (ведомственном) и общественном уровнях. Профессиональная юридическая деятельность, занимая место в общественном разделении труда, приобретает возрастающее значение в связи с эволюцией современного государства — становлением его как социального и правового государства, обеспечивающего защиту прав и свобод человека и гражданина.
Юридическую деятельность не сводят только к рациональным действиям, и для юристов большое значение имеют кодексы профессиональной этики, содержащие моральные нормы, которыми должны руководствоваться представители различных юридических профессий: судьи, адвокаты, сотрудники органов внутренних дел и др.
Ключевые понятия юриспруденции определяются как средства юридической техники, с помощью которых конкретные понятия приобретают словесное выражение в тексте нормативного акта. С помощью понятий в юриспруденции какие-либо волеизъявления принимают форму конституций, действующих законов, постановлений правительства, инструкций министерства и т. п. Понятия законности и правопорядка являются одними из важнейших для понимания профессии юриста, поскольку именно на юристов возложена обязанность обеспечивать правопорядок и законность.
Вопросы и задания по главе 1
Вопросы по главе 1:
1. Какими отличительными особенностями характеризуется профессиональная юридическая деятельность? На какие виды она делится?
2. В чем заключаются социальные функции юриспруденции?
3. Назовите основные сферы применения юридических профессий.
4. Каковы требования по отношению к ключевым понятиям юриспруденции?
Задания по главе 1:
1. Составьте схему, отражающую взаимосвязь основных понятий юридической деятельности.
2. Покажите, как связаны основные общепрофессиональные компетенции в юридической сфере с социальными функциями юриспруденции.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в юридическую профессию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других