Успех группы. Психология глобального признания на примере успеха легендарной Ливерпульской Четвёрки

Андрей Жданов

В юности читаешь книги о своих кумирах, как верующий читает священное писание: каждое слово воспринимаешь как истину. Но с годами, сверяя свой опыт с опытом тех, на легендах о ком ты вырос, свою библиотеку рассматриваешь уже как «данные для научного анализа». Когда я взялся за труд по психологии успеха группы, то решил не распыляться в выборе «примеров из жизни», а сразу обратиться к истории «Битлз». Если уж выбирать образец вселенского успеха, то кто, как не «Битлз», и есть тот самый образец!

Оглавление

Лидерство: научный взгляд

Как раз в те годы, когда я зафиксировал на бумаге первые наброски своего исследования по поводу лидерства в «Битлз», в Москве состоялась защита докторской диссертации Елены Кудряшовой на тему «Лидерство как предмет социально-философского анализа». Успешно защитив диссертацию, Елена Владимировна в 1996 году стала самым молодым доктором философских наук в России!

Ей первой удалось в одном объёмном труде соединить классику советской философской и социально-психологической мысли «о роли социалистического руководителя» с наработками западных мыслителей, чьи теории лидерства долгое время рассматривались в нашей стране исключительно с позиции критики, как откровенно «буржуазные».

Вот только один штрих, характеризующий объём проделанной работы: диссертант проанализировала более 300 определений понятия «лидерство», объединив их в 14 групп!

В 2010 году доктор философских наук, профессор Е. В. Кудряшова была назначена ректором Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

1996 год интересен ещё и тем, что в мировых СМИ была представлена «АнтологияБитлз“» [«The Beatles Anthology»] — медийный проект, включающий в себя документальный сериал, комплект из трёх двойных музыкальных альбомов [«Anthology 1», «Anthology 2», «Anthology 3»] и книги, сфокусированных на истории «Битлз» [W].

Под финал 20-го столетия «Битлз» считались эталоном успеха и образцом коллективного творчества, результаты которого сказались на многих сферах культуры и общественной жизни.

При этом сам феномен «Битлз» мало исследовался в поле таких наук, как социология, социальная психология и психология малых групп.

Тем более феномен лидерства в «Битлз» не исследовался с точки зрения философии! Хотя немалое количество учёных, писателей, журналистов и тех же философов ссылались в своих трудах на «Битлз», описывали битломанию и связанные с ней процессы в молодёжной среде. Однако объектом пристального «лабораторного» и теоретического изучения с применением методологического аппарата общественных наук и социальной психологии «ливерпульская четвёрка» в 20 веке так и не стала.

Становление науки о лидерстве

Исторически, проблема лидерства начала разрабатываться в научных дисциплинах с начала 20 века, но особый всплеск интереса к этой теме был отмечен после Второй мировой войны. В те годы в мировой культуре и науке росло влияние Соединённых Штатов Америки и Великобритании, английский становился языком международного общения, поэтому в другие языки проникала и терминология, которой пользовались учёные, эксперты и журналисты англо-саксонского мира.

Многие поклонники «Битлз» в СССР понятие «лидер» впервые услышали в 1960-х годах применительно к Джону Леннону, как «лидеру „Битлз“» а также применительно к лидерам, фронтменам и солистам других рок-групп.

На первых этапах становления теории, в 1960-х годах, лидерство рассматривалось как взаимодействие и отношения между «лидером» и «ведомыми». Причём роль лидера подразумевалась как исключительная и выдающаяся.

В сфере популярной музыки это очень чётко выразилось в общепринятой схеме «солист и его группа». Имя солиста было «у всех на слуху», а вот персоналии подыгрывающего состава мало кого волновали.

Примеры: Билл Хейли и его «Кометы», Бадди Холли и «Крикетс», Клифф Ричард и его «Тени», Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», группа Стаса Намина «Цветы» и др.

Роль лидера (солиста) какое-то время считалась закреплённой за определённой личностью, и претензии прочих членов группы на повышение своих внутригрупповых статусов трактовались как поводы для конфликтов, противостояний и как главная причина разобщения в коллективах.

Такого взгляда, надо признать, до сих пор придерживаются многие биографы «Битлз», рассматривающие Дж. Леннона как организатора и бессменного лидера группы, а амбиции П. Маккартни и Дж. Харрисона, а также появление Йоко Оно — как главные факторы распада «ливерпульской четвёрки».

Со временем пришло понимание, что понятие «ведомые» не отражает истинной позиции тех, кто поддерживает лидера и следует за ним. Во внимание стали приниматься не только «особые черты характера, делающие людей лидерами», но и «реакции других субъектов лидерского процесса».

При таком подходе понятие «ведомые» сменилось на «последователей», которым отводились роли более значимые, но всё равно не равноценные роли лидера. Так, например, принято описывать позиции Харрисона и Старра — в сравнении с положением Леннона и Маккартни. Когда пишут, что «Джорджу позволили разместить на альбоме две его композиции», то ясно, что «позволили» ему это сделать Джон и Пол.

Следующий этап развития теории связан с разработкой идеи «стейкхолдерства», когда стейкхолдеры стали рассматриваться как личности, активно соучаствующие в лидерском процессе.

Stakeholder, англ. — «заинтересованная сторона», «участник работ», «лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям». Под эту категорию попадают «люди, группы или организации, которые могут влиять на систему или на которых может повлиять система» [W].

Научные работы на тему «лидеры — стейкхолдеры» получили распространение к началу 1990-х годов. И они более точно описывает ситуацию, которая сложилась в «Битлз» к началу 1966 года. Джон Леннон, лидер-основатель группы, тогда заметно выдохся, отошёл от активного управления групповыми процессами, и в принятии всех значимых творческих решений начали принимать участие и другие члены команды, которая к тому моменту достигла наивысших показателей сплочённости. Как свидетельство изменения ролей в группе — содержание альбома «Revolver», в котором творческое участие каждого из «Битлз» гармонично соотносится со вкладом его партнёров.

При этом начали меняться и роли менеджеров «Битлз» — концертного директора, Брайана Эпстайна, и студийного продюсера группы, Джорджа Мартина, которые поначалу, в отношении четвёрки музыкантов, выступали как «формальные лидеры», действовавшие на основании заключённых контрактов в правовом поле Британского законодательства.

Лидерство и менеджмент

Проблема общего и различного в лидерстве и менеджменте также глубоко изучена Е. В. Кудряшовой [23]. Исторически менеджмент, как явление, возник значительно позже, нежели лидерство, и менеджмент был призван дополнить лидерство в процессе управления постоянно усложняющейся социальной системой и промышленными предприятиями.

Однако, фактически повсеместно произошла замена лидерства — менеджментом, что привело к противоречивым результатам. С одной стороны, правильно организованный менеджмент помогает достигать впечатляющих результатов «в процессе создания материальных благ». С другой стороны, под воздействием такого менеджмента выросло «поколение потребителей, характеризующееся отчуждением и отчаянием».

Эти утверждения на 100% применимы к описанию ситуации в массовой культуре, сложившейся в пост-битловскую эпоху.

Что касается философского подхода к лидерству, то он, если сравнивать с социально-психологическим, оказался намного менее разработанным. Елена Кудряшова, рассматривая понятие «философская роль лидера», характеризует этот уровень как высший этап личностного развития лидера: «На этом уровне лидер становится для своей группы, организации или государства — стратегом в области политики и ценностных ориентаций», — как для коллектива в целом, так и для каждого участника группы, в частности.

Подводя итог сравнению ролей менеджера и лидера, приходим к выводу, что идеальным условием развития организации является совпадение лидерства и администрирования — становление лидера-администратора, выполняющего формальные управленческие функции, но обладающего при этом лидерскими чертами и признаваемого в качестве лидера со стороны его последователей [20].

По поводу «лидера-администратора» история «Битлз» даёт очень яркий образец — развитие отношений лондонского «аристократа грамзаписи» Джорджа Мартина и участников «ливерпульской четвёрки», которые пришли в его студию, вооружённые только «харизмой», амбициями и «пятью освоенными аккордами».

Изначально Мартин по отношению к «Битлз» был только администратором — продюсером, директором студии, представителем крупнейшего звукозаписывающего концерна Британии, «EMI». Именно Мартин с 1962 по 1966 гг. полностью определял и контролировал звучание песен «Битлз» на граммофонных дисках и содержание их альбомов. Но в ходе общения с четвёркой он стал для парней учителем, наставником и безусловным авторитетом не только в рамках студии, но и в продюсерской деятельности в целом.

Лишь со временем в среде профессионалов шоу-бизнеса была оценена реальная роль Джорджа Мартина. Как администратор, поначалу он занимал вполне определённую руководящую должность с заданным функционалом.

Как лидер-администратор, он сумел за пять лет превратить «самую успешную концертирующую группу мира» в «лучший на планете студийный проект».

При этом сами «Битлз» — желали этих изменений и доверяли Мартину разработку партитур для аранжировок их песен, осваивали под его руководством сложнейший комплекс студии грамзаписи и фактически ввели его в свой инструментальный ансамбль, уравняв значение и роли «лидера-администратора» и его «стейкхолдеров».

Ситуативно-личностное лидерство

Социальный контекст лидерства включает анализ теорий ситуативно-личностного лидерства, в соответствии с которыми необходимость того или иного лидера вызывается временем, местом и обстоятельствами.

Одни из популярных форм развития личностно-ситуативных теорий — это общая концепция взаимодействия и теория кредита доверия Эдвина Холландера.

Но особое внимание Елена Кудряшова, как философ, уделяет ценностным теориям лидерства, в частности, работам Кристофера Ходжкинсона: «К философии администрирования» (1978), «Философия лидерства» (1983), «Образовательное лидерство — нравственное искусство» (1991). Ходжкинсон предложил свою типологию ценностей, а также типологию лидерства, выделив четыре основных архетипа: «лидер-карьерист», «лидер-политик», «лидер-техник» и «лидер-поэт».

К примеру, архетип «политика» ассоциируется с лидером, интересы которого включают в себя интересы группы или организации — этот архетип несет в себе систему ценностей других людей. А архетип «лидера-поэта» связан с «воплощением сверхрациональных желаний масс, что позволяет ему время от времени направлять энергию людей, особенно в момент общественного всплеска, в определённое русло. Без поэта история бы продвигалась медленно, с ним она развивается скачками».

«Битлз», как коллективный лидер, и Леннон, как лидер-поэт, вполне подходят под такое описание. Битломания, как социокультурное явление, как раз и явилась тем «общественным всплеском», который был направлен во вполне определённое «русло», течение и «берега» которого обозначили многообразие молодёжных субкультур второй половины 20 века.

Очень точно описывает ситуацию с лидерством «Битлз» утверждение: «Когда „лидер-поэт“ находится в действии, фактически создавая события, то конституирующие его ценности подвергаются эмпирическому испытанию, проверке историей. Прошедшие эту проверку ценности становятся частью культуры, остальные же просто вычеркиваются из жизни».

То, что ценности, созданные или провозглашённые группой «Битлз», стали частью мировой культуры, сомнению не подлежит. Как не подлежит сомнению и тот факт, что феномен «Битлз» является достойным объектом для научного анализа и может стать полигоном для проверки ряда теоретических концепций, которые разрабатывались исключительно в лабораторных условиях, а тут открывается — обширное поле для проверки или уточнения высказанных ранее научных положений.

А сейчас вновь обратимся непосредственно к истории «Битлз».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я