Успех группы. Психология глобального признания на примере успеха легендарной Ливерпульской Четвёрки

Андрей Жданов

В юности читаешь книги о своих кумирах, как верующий читает священное писание: каждое слово воспринимаешь как истину. Но с годами, сверяя свой опыт с опытом тех, на легендах о ком ты вырос, свою библиотеку рассматриваешь уже как «данные для научного анализа». Когда я взялся за труд по психологии успеха группы, то решил не распыляться в выборе «примеров из жизни», а сразу обратиться к истории «Битлз». Если уж выбирать образец вселенского успеха, то кто, как не «Битлз», и есть тот самый образец!

Оглавление

Планирование успеха

Лес и плантация

Один из учебных курсов, что я читал своим студентам, назывался «Планирование», точнее, «Медиапланирование».

Однажды я предложил своим слушателям поразмыслить над происхождением слова «план», и мы закономерно вышли на отличие понятий «лес» и «плантация».

И там, и там растения [«plants», англ.]. Порой одни и те же. Но если лес полностью подчинён власти природной стихии, то урожай с плантации зависит одновременно от климатических условий местности, свойств конкретного растения и от усилий и воли человека.

Садовники и сорняки

Первым, кто попытался «возделать стихийные заросли» «Битлз», был Стюарт Сатклифф — друг и сокурсник Джона Леннона, предложивший легендарное название группы.

Большой вклад внесла и его подруга из Германии, Астрид Кирхгерр [Astrid Kirchherr]: вместе со Стюартом они создали один из вариантов визуального образа «Битлз», который обрёл силу и был запечатлён на первой концептуальной обложке их альбома «WTB».

Огромную работу по «культивации» четвёрки проделал Брайан Эпстайн. Он создал им самое успешное поле деятельности. Попытался облагородить каждый индивидуальный «сорт» и постоянно пропалывал «сорняки», начиная с реплики юного Харрисона про галстук с лошадками Джорджа Мартина и заявления Леннона про «бренчание украшениями» в зале «Палладиум».

Брайану пришлось разруливать серию скандалов, которые случились в 1966 году на Филиппинах и в США из-за выходок и необдуманных заявлений «Битлз», причём последствия этих заявлений стали напрямую угрожать их жизням.

Но влияние Эпстайна имело пределы. Брайан мог как-то сгладить или заметно улучшить внешний образ «Битлз», их поведение, формировал их гастрольный репертуар и график появления на публике. А вот звучание «Битлз» на пластинках — находились во власти Джорджа Мартина.

Мартин был тот ещё «садовник»! Его студия стала не просто «плантацией», но и всепогодной музыкальной «оранжереей», где выросли и подверглись селекции многие «вечнозелёные» шедевры. Там же был заложен «генетический фонд» практически всей современной поп-музыки.

Как только «Битлз» почувствовали свою силу, они попытались отказаться от услуг своих «старших агрономов» — и тут же, простите, одичали. В образе хиппи они стали бородатыми, непонятно во что одетыми чудаками, жующими во время выступления перед полумиллиардной аудиторией и позволяющими себе нелепые заявления.

«Битлз» принялись шокировать публику музыкальными откровениями, смотреть и слушать которые от начала до конца человек в здравом уме не станет. Например, «гениальный» сольный дебют Джона Леннона «Две невинности» (1968): да, это можно было считать экспериментом, «поисками», но, по сути, это были — сорняки.

Позже, одумавшись, музыканты сами перешли на «более возделанные почвы» для своего творчества и экспериментировали впредь только с «культурными сортами», не увлекаясь тем, что растёт на помойках.

Ритмичность природных явлений

При чём тут растения («плантс», англ.) и музыка, спросите вы?

Плантации и фермы лежат в основе любой цивилизации и процветания людских сообществ.

В английском языке, на котором пели «Битлз» и который стал языком международного общения, «plant» — это не только «растение», это ещё и «завод», «фабрика», «организованное производство чего бы то ни было».

Что даст больший урожай и прибыль — лесная земляника или садовая ягода? Ответ, думаю, очевиден.

К тому же цель нашего повествования — понять причины успеха: как успех «посеять», и как успех «всходит». Причём не просто «понять умом» и «вызубрить определение», а закрепить образ, который не даст в дальнейшем сбиться с верного курса при планировании успеха. В этом смысле понятия «плантация» и «оранжерея», применительно к деятельности «Битлз» — образ хороший, картинка объёмная.

Музыка, по мнению культурологов и социальных психологов, является одним из мощнейших средств воздействия — как на отдельного человека, так и на массы людей. По неисчерпаемости «запаса красоты» только музыка — из всех видов искусства — сравнима с «запасами красоты» матушки Природы. Эмоциональное и физиологическое воздействие ритмов, мелодий и гармоний напрямую связано не только с воспитанием и культурной средой, которые формируют личность, но и с обменными процессами организма, которые также имеют свою ритмику и степени гармонизации (согласования).

Вот почему знание ботаники и растениеводства могут быть полезны — как для понимания основ музыкального творчества, так и для осознанного планирования успеха с учётом естественных, природных факторов.

План и плантация

Представьте, как выглядит плантация…

Представили?

Вот так и надо подходить к планированию, как подходят к обустройству хорошей плантации.

Прежде всего, это почва.

В музыкальном бизнесе — это аудитория, точнее, аудитории: разнообразные «грядки» и «парники», предназначенные для разного рода «семян», «растений» и «сезонов» («для каждого овоща — своё время»).

Маркетологи называют эти «почвы» целевыми группами, или целевыми аудиториями. Если почва не готова, или температура неподходящая, сеять свои «гениальные произведения» смысла нет. «Не взойдут». Или — не поймут, не проглотят, не заметят.

В случае с «Битлз» самой крупной «грядкой» в огороде британского народонаселения в 1963 году были подростки, «дети победы», рождённые в послевоенные годы, как только вернулись домой их демобилизованные из войск отцы (1946—1948). Вычтите из года начала битломании год пика рождаемости: 1963 минус 1948 — и получите 15-летний возраст, преобладающий во всех послевоенных странах. Вот вам и социальная почва, на которой взошёл успех «Битлз». Первая армия битломанов состояла сплошь из подростков, и, по статистике, их доля в демографической структуре планеты была какое-то время доминирующей.

Второе возделанное поле всепланетарного масштаба — это радио. Но для того, чтобы постоянно звучать на радио, нужны пластинки, записанные таким образом, чтобы выделяться на общем фоне. «Битлз» повезло выйти на человека, которому удалось настолько сильно облагородить их звучание, сохранив при этом неотразимость их личного обаяния, что песни квартета на какое-то время потеснили в радиоэфире всех конкурентов.

Какой вывод нужно запомнить? Как и в теории Сезонности Джима Рона, так и в рассмотрении плантации в качестве модели «выращивания успеха», мы должны постоянно помнить о цикличности каждого процесса.

Планирование успеха — это не только план внедрения, продвижения, популяризации и стабилизации успеха на какое-то время, но и планомерное завершение каждого цикла.

Завершить — значит:

«перейти за вершину»

Нормальный, в здравом уме садовод не носится годами, хвастаясь давно снятыми и полусгнившими яблочками, а находит плодам более разумное и прибыльное применение. Так надо распоряжаться и своим успехом — в шоу-бизнесе, да и в любом другом бизнесе.

Поставили цель, разработали план, отпахали «летний сезон», сняли урожай, насладились полученной славой и почётом — пришло время остановиться и подвести итоги. Чем круче достижения и шире успех, тем значительнее меняются исходные условия для нового цикла. Это уже иные цели, по-другому свёрстанные планы и привлечённые ресурсы.

Всё — иное, когда начинаешь планирование успеха, находясь на «вершине», на пределе своих былых мечтаний.

Планируется всегда полный цикл, включающий в себя не только успех, но и разумное использование плодов успеха — их консервацию, утилизацию, отбраковку, сортировку. Таково завершение начатого.

Слово-то какое — завершение: то есть «за вершиной». Это не конец, не финал, не окончание процесса и не «всё пропало», а планомерное продолжение развития, но на этапе «за вершиной».

К сожалению, многие, в мечтах об успехе, о вершинах своих достижений думают и рассуждают много. А вот что их ждёт за вершиной — думать не хотят, или не научены.

В итоге, кто-то скатывается с вершин успеха.

Кто-то застревает на самом первом «холмике» и полагает, что «с него достаточно», хотя возможностей с этого холма открывается — видимо невидимо.

А кто-то «замерзает» на своём персональном «эвересте», заканчивая свой земной путь «в зените славы», как это случилось с Брайаном Эпстайном.

«Вершины и склоны» — прекрасный образ, чтобы разобраться ещё с одним понятием: «лидерство».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я