White Smoke: статус свободы – голос твоих улиц

Андрей Еуаl, 2009

Вся правда об уличных войнах от первых лиц легендарного рэпперского клана.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги White Smoke: статус свободы – голос твоих улиц предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1995

Ты помнишь это и ты такой не один

Это история русского хип-хопа, сын!

Жиган

«There's gonna be some stuff u gonna see, that's gonna

make it hard to smile in the future. But through whatever you see,

through all the rain and all the pain, you gotta keep your sense of

humor. You gotta be able to smile through all this bullshit».

Вещи, которые вы сейчас увидите, вряд ли заставят вас

улыбаться, но, несмотря на все, что вы видите,

несмотря на дождь и боль, сохраняйте чувство юмора.

Вы должны быть в состоянии улыбнуться, несмотря

на все дерьмо.

2Pac

Хип-хоп культура достаточно бурно развивалась в Америке и Европе уже с середины 80-х годов, но в связи с определённой закрытостью Советского Союза, первые волны этой культуры до нас не дошли. Лишь к концу 80-х появляются первые записи иностранных рэп-исполнителей, входит в моду брейк-данс, тоненькими ручейками сквозь отверстия в стене того самого «железного занавеса» пробивается к нам какая-то информация о хип-хоп культуре. Это даже нельзя назвать первой волной российского рэпа, тогда не было еще людей, идентифицирующих себя как рэпперы, а были лишь отдельные увлечённые люди, и крайне маленькие объединения единомышленников, интересующихся этой культурой. Многие, в будущем ставшие известными рэпперы, начинали свой путь с брейк-данса, они создавали свои команды и периодически соревновались друг с другом в мастерстве, устраивая соревнования городского, а бывало и российского масштаба.

Одной из самых первых команд, читающих рэп, была группа Bad Balance, которая образовалась в 1989 году и изначально как раз занималась брейк-дансом, и лишь в 1990-м году они записывают первые треки. Хотя исполнители, которые делали нечто похожее и даже смело называли своё творчество рэпом, появлялись немного раньше.

Уже в 1991-м году, в Ленинграде, проходит первый российский рэп-фестиваль Рэп-Пик'91, в котором принимают участие первые российские хип-хоп команды — Bad Balance, MD&C Павлов, Термоядерный Джем, Имя Защищено. Хотя уклон фестиваля был более брейк-дансовый, но появление людей, которые пробовали читать под ломаный бит уже было интересным новшеством. Конечно, то, что читали выходившие на сцену люди, в то далекое начало 90-х, даже издалека нельзя назвать настоящим рэпом. Ведь рэп — это голос улиц, это правда без каких-либо компромиссов и рамок, а в то время, даже несмотря на начавшуюся перестройку, говорить об истинном положении вещей решались не многие. Да и само общество еще не было готово к восприятию этой культуры.

В начале 90-х несколько парней из Арбатской брейк-данс тусовки объединяются и организуют группу «Мальчишник». Это стало первым ударом по устоявшейся десятилетиями системе нравов. Это была бомба! Группа сразу же получила приставку «скандальная», и это было огромным плюсом. Насколько это не укладывалось в существующую тогда систему ценностей еще недавно советских граждан, можно судить по случаю, когда из-за показа клипа группы «Мальчишник» на Первом Государственном канале, был уволен выпускающий редактор программы «50/50».

В том же 1991 году, уже в Москве (ЦПКИО), проводится первый Всероссийский рэп-фестиваль, на котором выступали набиравшие славу «Мальчишник» и Богдан Титомир со своей только что образованной группой «High Energy».

Новая манера исполнения, раскованность исполнителей и интересные тексты привлекали к Б.Титомиру и «Мальчишнику» все новых и новых поклонников.

Кто были эти люди, может быть как раз те самые первые рэпперы?

Нет. Они не были рэпперами, более того, ни один из исполнителей, а тем более, ни один из поклонников первых известных команд, работающих в этом направлении, не называл себя рэппером, чаще всего говорилось так: — «Мы делаем рэп-музыку!».

И действительно, это были лишь пробы пера, первые попытки как-то адаптировать зарубежную культуру к российской действительности. Да, у этих исполнителей была своя достаточно большая аудитория, свои поклонники, но против них по инерции выступала не только большая часть представителей российской эстрады того времени, но и многие идеологически прожженные советские критики и представители власти.

«Мальчишник» и Б. Титомир не проповедовали какую-либо определенную идеологию, в их часто очень откровенных на тот период текстах были свобода и открытость, новый стиль жизни, отличный от того, к которому общество приучали десятилетиями.

В 1993 году происходит событие, которое станет отправной точкой развития уличной рэп культуры в России. Группа «Bad Balance» выпускает альбом «Налетчики Bad B.». На тот момент им удалось сделать самый качественный рэп. Речитатив, ломаный бит, социальные и уличные темы привлекали к себе множество людей, которые видели в этих текстах самих себя, свои мысли, свои улицы, мир, в котором они жили. Многие хотели вырваться из надоевшего мира одинаково-серых людей, где любое желание быть другим, открыто выражать свои мысли и вести тот образ жизни, который нравился, всячески пресекалось морально, а часто и физически. Успех альбома подтолкнул другие команды, делающие рэп-музыку, к активным действиям, и уже скоро появилось немало интересных рэп-команд и отдельных исполнителей, таких как Slingshot, Bust A.S. (D.O.B. Community), KTL DLL, DA 108.

Впервые люди, одевшие широкие штаны и называющие себя рэпперами, появились в начале 1994 года. Эти люди были либо участниками каких-то первых рэп-команд, либо людьми из их окружения. Пионеры рэп-движа у нас в стране. Российского рэп-сообщества, на тот момент, не существовало как такового, были лишь крайне малочисленные группы рэпперов, так сказать «варящихся в собственном соку».

Развитию российского рэпа благоприятствовала и ситуация в стране — у многих людей появилась возможность выезжать за границу, некоторым удавалось съездить в США и они возвращались с целыми блоками информации по хип-хоп культуре в виде журналов, аудио и видеокассет, постеров и другой продукции. Позже, начиная примерно с 1995 года, российские кооператоры, начали копировать и производить заграничные постеры, делать либо закупать футболки, толстовки и балахоны с изображениями рэп — исполнителей (те самые знаменитые «Onyx», «Naughty by Nature» и «House of Pain», которые присутствовали в гардеробе каждого рэппера того времени), продавать другие аксессуары, относящиеся к рэп-культуре. Как раз в тот период на базе фундамента, заложенного в период 1991–1994 годов, в Москве начинает активно развиваться рэп-движение.

Eyal

Это мой путь, брат, моя игра.

Она мне принадлежит и таким же, как и я…

Баста

Я родился в конце 70-х годов прошлого века. Как раз в то время некогда крепкий Союз начинал постепенно подгнивать — существовать ему оставалось около десяти лет. Я еще застал автоматы с газировкой на улице, пакетики молока треугольной пирамидкой и пионерскую организацию. Я самый обычный московский ребенок. Друзья из соседних подъездов, гонки на велосипедах, тарзанки на откосе, мы с утра до вечера гуляли по району, о чем-то мечтали, о чем-то фантазировали. Я, Славик и Костик. Друзья — не разлей вода!

Всегда ждал конца рабочей недели и начала выходных, так как отец постоянно возил нас по разным интересным местам — музеи, ВДНХ, зоопарк, кино! Сколько же впечатлений было под вечер!

Потом отец погиб. В один из осенних дней его не стало.

Сразу все сильно изменилось. Мама устроилась на вторую работу, чтобы как-то содержать нас, не стало музеев и кино по выходным, с деньгами в семье стало сложнее.

Помню нашу районную тусовку. Все такие крутые и модные. Массовые драки район на район, в которых я никогда не оказывался в первых рядах, но и никогда их не избегал. Тогда для нас, 11–13 летних пацанов, выехать в центр Города было целым событием. Мы к нему морально готовились, ждали с нетерпением, выпрашивали у родителей деньги. Мы наивно полагали, что только в Центре Города гуляют самые красивые девушки, которые наверняка захотят познакомиться с такими классными парнями как мы! Надевали лучшие свои вещи, пшыкались одеколонами родителей и дружной компанией ехали в «большой» Город. И вот он, Центр: красивая Тверская улица, Арбат с художниками и туристами, Красная Площадь. Это все восхищало и поражало нас, тогда я и подумать не мог, что через несколько лет именно эти улицы станут моим вторым домом. Здесь будет все — и любовь и ненависть, друзья и враги, победы и поражения, боль и кровь…

Потом наступало лето и мы все разъезжались по дачам и деревням, чтобы снова встретиться в сентябре.

Но это был всего лишь первый акт моей пьесы.

Кто-то включил мне рэп, здесь начались замесы!

Сentr

Те самые «замесы» началось в моей жизни в далёком 1995 году. Лето. Дача. Самая обычная дачная туса мальчиков и девочек. Похожие дни, одни и те же развлечения, ничего необычного. Днем на речку, там футбик на пляже, полуторалитровая бутылка пива на троих, планы на вечер. Вечером туса на лесной поляне. Полупанки и уже запарившие одни и те же гитарные песни Гражданской Обороны и Цоя, те же полупьяные лица (тогда нам вполне хватало бутылки «Клюковки» на троих!), приколы, разговоры… Дачные девочки, всячески скрывающие подростковые прыщи и строящие из себя королев и такие же прыщавые мальчики, тусующиеся вместе и все в своих темах… Жесть…

Все изменилось, когда в нашей тусе появился Танк, парень в широких штанах, безразмерной футболке NY и бейсболке. Он был как инопланетянин в нашей скучной дачной тусовке. Его приколы, его взгляды на жизнь, его рассказы о диковинном в то время рэп-движении, привлекали и очаровывали меня.

Его взгляд на мир был малоинтересен нашим дачным мальчикам и девочкам, они придерживались всего общепринятого, слушали популярную среди молодежи того времени музыку, одевались как все, и жизнь их текла как у всех.

Меня же всегда тянуло к чему-то новому, всегда хотелось какого-то экшена, но это желание сидело где-то внутри меня, накапливая силы, в ожидании момента, когда можно будет вырваться наружу….

По духу Танк был мне близок и к концу лета мы основательно сдружились. Пили водку из горла без закуски и запивки (бррррр…), курили, стебались над нашими заторможенными дачными и деревенскими девочками, с каждым днём находили всё новые и новые темы для разговоров. В красках он расписывал мне свои движухи, похождения, невероятные приключения.

К нам на дачные участки периодически захаживали деревенские, которые были настолько далеки от всего прогрессивного, что иногда у меня создавалось впечатление, что эти люди каким-то чудесным образом прибыли к нам из прошлого, может из царской России 17 века.

Один из стебов над ними закончился неожиданным и яростным нападением на нас со стороны представителей мужского населения деревни. Но драться они не умели. Всегда брали числом. Так и тут — их было человек десять против нас двоих. Ничего серьезного. Мы отделались парой незначительных ссадин и царапин.

Деревенские пообещали вернуться, если нам этого урока мало. ☺ Танк, помню, орал что-то им вслед про своих братков с района и обещал отвести всех деревенских в багажниках машин на экскурсию в столицу нашей родины. Прикольно!

Он переписал мне мои первые рэп-кассеты, ввел меня в курс всего происходящего, терпеливо отвечал на мои многочисленные вопросы.

У рэпперов все имеют клички, у меня же ее не было. Как только я не парился по этому поводу, выписывал в тетрадь всевозможные варианты — выбирал, выбирал, выбирал… И никак не находил подходящего! Сейчас смешно об этом вспомнить.

В один из дней все решилось само собой! В то время я был увлечен баскетом и болел за команду «Los Angeles Lakers» (до сих пор помню их состав того времени!), соответственно мои вещи ярко отражали мои спортивные пристрастия. Бейсболка Lakers, футболка Lakers, еще какие-то аксессуары. Помню как-то угорали с парнями насчет различных прикольных кличек и кто-то сказал: — «Ну ты, наверное, L.A. (сокращенно от Los Angeles), раз носишь такую одежду!». С тех пор я и стал L.A.-ем, и это имя приклеилось ко мне на долгие годы.

То лето хорошо запомнилось мне. С утра до вечера магнитофон без устали гонял рэпак, пропитывая меня совершенно иным, новым ароматом уличной культуры. Все реже и реже я стал проводить время со старой дачной тусовкой, оценив, что Onyx для меня будет поинтереснее Егора Летова. Постоянно мы зависали с Танком и еще двумя парнями, общаясь на совсем иные темы, нежели остальная дачная молодежь.

Мое 15-е лето подходило к концу, и в первый раз в жизни я об этом не жалел. За каких-то пару месяцев я стал совершенно другим человеком, у меня появилась куча планов на осень, которые необходимо было осуществить….

Потом Москва, покупка на каком-то рынке, не помню Черкизовском или Домодедовском, широких джинсов, на несколько размеров больше моего, кучи футболок с надписями различных рэп-команд, бейсболки, кроссы, банданы. Смешно я тогда выглядел на общем фоне! В то время увидеть в Москве рэппера было практически невозможно… Уверен, что на весь город было совсем немного людей, которые слушали рэп, одевались соответственно, причисляли себя к этому движению. И если вдруг два совершенно не знакомых между собой рэппера каким-то случайным образом пересекались, то всегда подходили, знакомились, обменивались инфой.

Помните программу «До 16 и старше»? Хм…последний оплот пионерско-комсомольских организаций…Они держали руку на пульсе событий в то время…

Почти дословно:

«…с недавнего времени в Москве появились люди в широких штанах и банданах, слушающие неизвестную нам ранее музыку — РЭП и называющие себя Рэпперами….Мы взяли интервью у представителей этого нового движения…»

Свет. Камера.

На заднем плане один из фонтанов ВДНХ, на него падают лучи еще теплого сентябрьского солнца. Несколько человек в теме. В прикидах. Тусуют. Коротенькое интервью Диггера, потом Борща.…На заднем плане слэмуют скины…Прикольно…Тогда такое было возможно…

Вопрос на засыпку. Как думаете, где зародилось московское уличное рэп-движение? Если верить всяким Яндексам и Рамблерам, — в одном из двориков у м. Пушкинская. Это не так.

Первая организованная туса появилась на ВДНХ! Она существовала недолго, всего одну осень до наступления зимы, была малочисленна, человек 10–15, но именно ее участники оказали в будущем огромное влияние на становление движения и развитие московской уличной культуры в целом.

Это были пионеры рэп-движения, люди, которым в скором будущем предстоит отстаивать право на существование этого нового в России направления. Первые московские рэпперы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги White Smoke: статус свободы – голос твоих улиц предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я