Топопсихология и психокатализ. Обоснование метода психотерапии на основе пространственной модели психики и оценка его эффективности

Андрей Ермошин

Соматопсихология и, шире, топопсихология – это изучение пространственной структуры организации опыта человека. Психокатализ – это метод регуляции психических процессов и восстановления эффективной саморегуляции организма через погружение внимания человека в телесные и пространственные ощущения, связанные с переживаниями.Этот доступ позволяет регулировать психические процессы не только на уровне эволюционно новых уровней психики (интеллект), но и на уровне более эволюционно древних ее структур.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Топопсихология и психокатализ. Обоснование метода психотерапии на основе пространственной модели психики и оценка его эффективности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Актуальность исследования

— в обществе высок запрос на быстрые и эффективные методы восстановления психического и соматического здоровья (Катков А. Л., 2022);

— есть расстройства здоровья, адекватный психотерапевтический подход к которым до сих пор не найден, среди них, в частности, вегетативные дисфункции, распространенность которых весьма высока: от 12,1 до 82% в популяции по разным оценкам (Аникина Е. А., Балабина Н. М., 2011) — и велик ущерб наносимый ими обществу, в том числе экономический, в связи с чем актуальна выработка новых методов психотерапии, которые способны отзываться на этот вид проблематики;

— существующие методы психотерапии наряду с полезными компонентами в своем составе содержат отжившие элементы, бесполезные или потенциально опасные, в связи с чем актуален пересмотр сложившихся подходов с созданием более современного динамичного метода работы, освобожденного от рудиментов и атавизмов прошлого. К числу пережитков можно отнести:

— крен в поиск причин расстройств в событиях, пережитых человеком в ходе его жизни (аналитические методы работы), с упущением из вида возможности находить следы пережитого в актуальном состоянии и непосредственно работать с ними;

— большое распространение катартических техник, малополезных для терапии, и несущих в себе риск амплификации болезненных симптомов и ретравматизации психики, в связи с чем актуально возрождение более целомудренных методов работы, предполагающих обратное развитие болезненных симптомов без их усиления и без обострения симптоматики;

— попытки формирования «благого ожидания» (плацебо-эффекта) с надеждой на исцеление (медитативные техники) без достаточной поддержки этого ожидания нужными для обновления психического статуса решениями личности, что может приводить к обману надежд пациента и хронификации расстройств, в связи с чем актуальна последовательная алгоритмизированная поддержка работы внимания пациента в процессе терапии;

— есть многочисленные описания пациентами как момента травмирования психики, так и процесса исцеления ее, как движения потоков, субстанций, предметов в психическом пространстве, но этот опыт недостаточно осмыслен в психологии и психотерапии, отдан на откуп целителям, «экстрасенсам» и т. п.; актуальна адекватная оценка этих феноменов и дополнение динамических, хронологических взглядов на психику статическим, пространственным взглядом.

Исходные идеи исследования

Старт исследованию задала сумма впечатлений в процессе врачебной практики.

— Сновидения пациентов.

— Описания пациентами ощущений в процессе переживания состояний разной природы.

— Собственный опыт внутренней работы.

— Впечатления от работы представителей различных школ психотерапии.

— Другое.

Сновидения

Во время работы в субординатуре (шестой курс института, 1982 год) я вел палату больных, перенесших инфаркт миокарда. Это было отделение кардиологии Городской клинической больницы №15 им. Н. Ф. Филатова на кафедре госпитальной терапии имени академика П. Е. Лукомского (Москва) (Клиническая база 2 МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова (ныне РНИМУ им. Н. И. Пирогова).

Я подробно разговаривал с пациентами. Они делились историями своей жизни, особенностями текущего состояния и даже сновидениями. В то время я уже ориентировался на последующую работу в области психотерапии, поэтому относился к этим рассказам с вниманием.

Воспоминается одна из пациенток, астенического сложения, инженер по образованию, которая после потери работы по специальности поступила в торговлю. Она встретила там людей, чуждых ей по духу, ей хотелось сразу уволиться, но принципы, по которым она жила, не позволяли ей вести себя так «неприлично»: устроиться на работу и тут же уволиться, она решила, что проработает год, и тогда уволится. До окончания года она не доработала: случился инфаркт.

Динамика восстановления ее была положительная. В одном из сновидений она увидела, как серая мышка пробежала по одеялу и сбежала с ее больничной койки. Это совпало с тем, что она стала себя чувствовать заметно лучше.

Уже в подобных рассказах мы сталкиваемся с пространственным измерением сознания, проступающем в сновидениях.

Повседневная речь и жалобы пациентов

Нередко слышим от пациентов и в повседневной речи об ощущении груза ответственности на плечах, о переполнении головы при учебных нагрузках, о боли в груди при переживании разочаровании, о комке напряжения в животе при переживании страха, общем ощущении тяжести жизни и т. п.

«Камень нa душe» — oдин из oбрaзoв пeрeживaния, нaибoлee чaстo прeдъявляeмый пaциeнтaми, нo oтнюдь нe eдинствeнный. «Мeдузы», «oсьминoги» стрaхa, сидящиe в живoтe и зaпускaющиe свoи «щупaльцa» вo всe чaсти oргaнизмa, «oблaкa» трeвoги в груди, обсесточиващие, ослабляющие руки, «мaссы» бeспoкoйствa, рaспирaющиe лoб, нe дaющиe уснуть и холодящие ноги, «кoмки» oбиды в груди, мeшaющиe дышaть, «шaры» oтчaяния в гoрлe, выжимaющиe слeзы из глaз (globus hystericus), «змeи» сoмнeний в гoлoвe, «стaльныe плaстины» кoнтрoлирoвaния ситуaции в зaтылкe, «свинцoвыe пoгoны» oтвeтствeннoсти нa плeчaх, — всe этo чaстo встрeчaющиeся oписaния пaциeнтaми сoбствeнных oщущeний.

Похожие феномены в искусстве, рисуночных тестах

Есть немало скульптурных и художественных образов, передающих психические феномены искажения ощущаемых размеров и формы тела при разного рода переживаниях.

Значительные деформации в изображении пропорций тела можно видеть в данных тестов «Нарисуйте человека», «Несуществующее животное».

Наблюдения психиатров

Телесные и пространственные ощущения берутся во внимание при классическом клиническом «интервью», но традиционно ощущения принимаются к сведению для постановки диагноза, для последующей терапии не используются напрямую, ощущения считаются «вегетативным аккомпанементом» переживаний (Бурно М. Е.).

В психиатрии известны понятия гиперестезии, гипестезии, анестезии, парестезии, сенестопатии, различные виды алгий (Цыганков Б. Д., Овсянников С. А., 2009). Например, описываются тяжесть и жжение в груди (витальная, «предсердечная» тоска) как спутник депрессии. Впервые феномен «предсердечной тоски» был описан К. Флемингом (1844). С. С. Корсаков называл это явление «психической гипералгезией» (1901).

«Волшебные» растяжки

Впечатления от работы специалистов по телесной работе школы А. И. Зуева (1933—1998), в частности И. Б. Канифольского. В момент подготовки к телесной манипуляции и в ходе ее последователи этой школы просят пациента описывать ощущения. И часто эти ощущения необычны. Это и ощущение «гуттаперчевых» конечностей и тела в целом, ощущение особых точек на осях организма, которые отражают наличие блоков на этих уровнях. «Кто ты?» — такой вопрос в моменте растяжки тканей приводит к рождению необычных ассоциаций в сознании пациента, которых трудно ждать.

Ощущения в описаниях «умного делания»

Прeдмeтнoe вoсприятиe души и стрaстeй читается во многих свидетельствах монахов о своей внутренней работе, об «умном делании». Ощущения, возникающие при переживании страстей нeрeдкo упoдoблялись рaстeниям, живoтным, различным субстанциям (Антоний Великий (251—357) и Павел Фивейский (228—341), Григорий Палама (1296—1359) и др.) Извeстны вырaжeния «сeмeнa», «кoрни» стрaсти. «Лисицы живут в душe злoпaмятнoй, и звeри укрывaются в вoзмущeннoм сeрдцe», — писaл в V вeкe прeпoдoбный Нил Синaйский (oстaвил мир в 390 г.; скoнчaлся oкoлo 450 гoдa). У нeгo жe: «Вoду вoзмущaeт упaвший кaмeнь, и сeрдцe мужa — худoe слoвo». «Кaк дым oт тлeющeй сoлoмы бeспoкoит глaзa, тaк пaмятoзлoбиe — ум вo врeмя мoлитвы» (Дoбрoтoлюбиe, т. 2, 1993). Пo нaшeму мнeнию, эти oписaния бoльшe, чeм прoстo красивые литературные обороты, они являются документальными свидетельствами об опыте внутренней работы.

Наблюдения во время внутренней работы

В процессе преподавания мной аутотренинга по Иоганну Шульцу группе пациентов я наблюдал следующие феномены.

Предлагая пациентам освободить мышцы, задышать свободнее и ощутить, как приятные тепло и тяжесть разливаются в процессе расслабления по телу, я, ради конгруэнтности, наблюдал за ощущениями в собственном теле. В один из моментов я обнаружил зону холода и непроницаемости для внутреннего света и тепла в области живота.

С немым вопросом: «Что это?» — я стоял вниманием на этом ощущении, пока не произошло спонтанное открытие области пупка и, во внутреннем видении, оттуда стала выходить низка холодных рыбок на рыбацкой веревочке. Вереница рыбок длинная, кажущаяся бесконечной, выходящая бесшумно… В какой-то момент она закончилась на конце веревки оказалась привязанная к ней палочка, сучок, он тоже вышел. Внутреннее пространство сомкнулось, и изнутри подступила фольга на бумажной основе, в которую тогда упаковывали кубики индийского чая. Сформировалось и завязалось что-то вроде нового пупка. Внутри стало тепло. Это тепло осталось со мной с тех давних пор. Это был примерно 1986 год.

Позже я растолковал для себя холод как отголосок внутриутробного переживания, связанного со своим поздним появлением у родителей. Отцу было 44, маме 41. По свидетельству сестры, которая старше меня на 20 лет, мама не сразу решилась рожать. Само рождение не было легким, была сломана ключица…

Соматопсихология

Карл Ясперс положительно высказывался о телесных ощущениях. Он называл эту область знания соматопсихологией. «Интенсивная концентрация на собственных соматических ощущениях — наподобие той, которая описана Шульцем в связи с аутогенной тренировкой, — приводит к открытию переживаний, являющихся проявлением реального соматического опыта, который не зависит от внушения и не является иллюзией» (Ясперс К., 1997, с. 283).

Взяв во внимание свидетельства пациентов о телесных и пространственных ощущениях в процессе переживания ими психического травмирования, а также в процессе исцеления, я стал прицельно изучать эти феномены и ввел в протокол сбора жалоб и анамнеза расширенные вопросы о телесном и пространственном опыте, а также стал расспрашивать пациентов об их ощущениях в процессе психотерапии глубже, чем это делалось обычно.

Обнаружилось, что:

1) внутрителесный и пространственный опыт легко доступен для регистрации и изучения у подавляющего большинства пациентов;

2) локализация генерирующихся в психике в моменты стресса сигналов относительно тела человека влияет на его состояние в разной степени в зависимости от места их расположения.

Отметив, что пространственная локализация информации относительно тела является важным параметром, влияющим на состояние человека, я стал прицельно интересоваться движением сигналов в экстра — и интракорпоральном психическом пространстве, выражением этого движения в телесно-пространственных ощущениях человека. Целью исследования стало детальное изучение уровней и характера поражения организма информацией разного рода, а также соответствующих этому эмоциональных и вегетативных реакций, а также возможностей обратного развития болезненных состояний с опорой на знания о локализации зон и направлений поражения каждым видом травмирующей информации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Топопсихология и психокатализ. Обоснование метода психотерапии на основе пространственной модели психики и оценка его эффективности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я