Загляни за горизонт. Сделка, которая состоится всегда

Андрей Владимирович Калинин, 2021

Главный герой этой книги – коммуникации. Автор, имея профессиональную подготовку и большой опыт работы в области фасилитации и коммуникаций, раскрывает секреты вопросов общения, начиная от того, как мы мыслим и реагируем на внешний мир и заканчивая чувствами, которые мы переживаем в процессе взаимоотношений с кем-то. Книга рассчитана на глубокого и пытливого читателя склонного к мыслительной деятельности и направлена на пробуждение внутренних вопросов у читателя. Ведь если появляются вопросы, то где-то появляются и ответы на них, это как 2 стороны одной медали.

Оглавление

Мир смыслов

Ровно так же, как уровень духовной зрелости влияет и на коммуникации, и на физическое тело человека, а наше физическое самочувствие воздействует на коммуникации и влияет на возможности духовного роста, так же и уровень социализации и коммуникации человека определяет во многом здоровье его души и тела. Поэтому мы должны понимать эту триединую связь и осознавать, что вершиной всего является реализация Высшего замысла, которая достигается через приобретение определённого жизненного опыта и формирование нового, более высокого состояния души как высшая цель жизни человека. Если смотреть на триединую модель человека, то условно можно определить духовность как высший уровень личности, его сущность, душу, которой открывается связь с Абсолютом — Высшим разумом. Социальное — это маршрут, реализующийся посредством коммуникаций и, соответственно, движения (поле реализации в земном пути), а физическое тело — инструментарий, болид, без которого невозможно движение. Мы не можем исключить ничего из этого набора зависимостей. Поэтому гармонизация в нашем случае — это баланс в каждой из подсистем, а в результате — и во всей конструкции.

О коммуникациях человека сказано и написано много. В современном научном познании даже сформировалось целое когнитивное научное направление как способность понять точку зрения человека (другого), которое объединяет психологию, лингвистику, теорию познания, теорию искусственного интеллекта, нейрофизиологию. Уверен, что это направление станет ключевым уже в ближайшее время и принципиально важным для развития коммуникационного поля человечества, а возможно, и межвидового взаимодействия с другими носителями интеллекта. При этом мы будем всё сильнее осознавать собственные дефициты межличностных коммуникаций, ведь сегодняшний мир всё больше увлекает человечество в виртуальность, синтезированные миры. Мы с каждым днём всё больше общаемся с машинами и с их, машин, помощью. Это влияет не только на культуру, но и на наше восприятие друг друга. Новый — 4-й технологический уклад, развитие новых наук на стыке технических (физика, квантовая механика, кибернетика, химия, биология, генетика…) и гуманитарных (философия, психология, лингвистика…) серьёзно корректируют наше мировоззрение, а также отношении к факторам природной среды, понимания целостности и сбалансированности всей биологической системы планеты, её энергетических, информационных, генерирующих и других полей, о которых мы еще имеем недостаточное представление. Сейчас представляется наиболее важным постараться увидеть возможности коммуникационного успеха, связанного с личными установками человека, теми его персональными свойствами и качествами, которые мы всегда можем оценить, откорректировать или, по крайней мере, осознать. Если исходить из эмпирически доказанного принципа, проявляющегося уже на уровне элементарных частиц, что наблюдатель всегда влияет на объект наблюдения, то в отношении межличностных коммуникаций это абсолютная аксиома. Любое взаимодействие личностей оставляет след на всех участниках этого взаимодействия. Любое межличностное взаимодействие всегда несёт несколько окрасок и его результат отражается в нескольких плоскостях. Этот феномен наиболее серьёзно описал Дэниель Гоулман в своей теории эмоционального интеллекта. Он утверждает, что у человека выражены три основных типа эмпатии: когнитивная, эмоциональная и эмпатическая забота. Дэниель Гоулман подчёркивает, что для построения социальных взаимоотношений важно взращивать все три типа эмпатии, каждый из которых проистекает из различных участков человеческого мозга.

Следующий этап здоровой коммуникации — сострадание как переживание чужой боли и, как следствие, желание помочь другому человеку. Проще говоря, эмпатия отличается от сострадания так же, как понимание отличается от заботы. Сострадание подобно любви родителя к своему ребёнку.

Проявления эмпатии и сострадания свойственны людям и имеют более глубокую основу, чем просто культурный код, заложенный воспитанием. Это подтверждают эксперименты, связанные с исследованиями зеркальных нейронов, открытых в лаборатории Джакомо Ридзолатти в Пармском университете на исходе ХХ столетия. Сегодня такие исследования проводятся по всему миру во многих институтах, при этом Марко Якоббони из Калифорнийского университета утверждает: «Мы все, так сказать, в одной лодке. И зеркальные нейроны позволяют нам извлекать из своего положения максимум возможного. Они нам необходимы как средство распознавать действия других людей, подражать им, понимать их намерения и чувства».

Вот в чём дело: мы, люди, на биологическом уровне испытываем потребности в коммуникациях. Вернёмся, к примеру с крокодилом, делающим всегда все всерьёз, и дельфином, делающим все как бы играя. Как понять степень или коэффициент серьёзности, необходимый человеку для успеха? Каким образом мы должны научиться взаимодействовать, чтобы не конфликтовать ни с подобными себе, ни с непохожими на нас, другими представителями планеты? Как нам научиться любить и уважать себя, других, мир, в котором мы приобретаем ценный опыт проживания и приобретения? Как научиться соблюдать баланс активности и консерватизма в отношениях с миром? И ещё вопрос: что мы приобретаем на самом деле? Нужно ли нам это? Или просто так получилось? Тогда, получается, пришло время рассмотреть степень собственной инфантильности и признать свою зависимость, несамостоятельность? Только ответив самому себе честно и откровенно на эти и другие вопросы, мы сможем понять и себя, и других.

Рецепт удачного взаимодействия всегда очень прост: нужно дать нечто, что будет важно для того, кому ты это даёшь. И важно здесь не количество отданного, а степень желания давать и искренность этого акта. Служить другим, делу, идее, делать что-то из чувства долга доставляет счастье и тому, кому служат, и главное тому, кто это делает.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я