Храм пустоты

Андрей Варвар

Если бы каждый из нас забыл о точке зрения, став самим зрением, самой ситуацией, самой жизнью! Мы всё-таки ничего не знаем, когда критикуем и поощряем, принижаем и возвышаем.Ничего не знаю и я. Всё написанное – альбом взаимоисключающих точек зрения. Где же моя? Я стараюсь её не иметь вовсе, дабы не поощрять браваду неведения. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

Пустота

— Есть два вида пустоты.

— Предпочитаю творческую. Впрочем, наш век — сплошная пустота места, времени, действия.

— Почему же вы всегда с таким упоением критикуете действительность? Разве не для того, чтобы найти в ней себя, Яо?

— Я давно нашёл себя в пустоте, но какая пустота заботит народ? Пустота ещё не захламлённого дома. Люди переживают, беспокоятся, суетятся. А зачем? К чему заполнять пустоту именно так? Вещи, вещи, вещи…

— А что же тогда пустота времени и действия?

— Время пусто, Гуо, когда не заполнено энергией созидания. Я не говорю о привычном творческом процессе. Я говорю о жизни без игры вдохновения. К чему тяжесть серьёзности и налёт печали, когда теплом идей можно согреться даже в холод?

— О творчестве часто говорят красиво. Как правило, на этом творчество и заканчивается. Пустота действия — бегство элегантности, эстетики и вкуса из алгоритма бытия?

— Именно! Не из жизни, прошу заметить. Из алгоритма. В отточенности действий находится место импровизации. Следовать предписаниям, но делать это с весёлостью. Знать ответ, но решать задачу так, будто ответа и вовсе не существует. Уметь удивляться там, где уже всё известно.

— Видимо, для контрастности впечатлений следует укоротить жизнь. Листок желтеет лишь однажды. Мы же попадаем в вихрь постоянства и монотонности. Разговоры о вечности…

— Которую заполнит алгоритм!

— Разговоры о вечности несостоятельны: срок годности нашей оригинальности — лет двадцать пять, не более.

— Порой и меньше, Гуо. Но есть же способ продления срока годности, есть! Пустота. Творческая пустота. Невозможность сформулировать идею. Заикание мысли. Молчание до отупения. Ужасно? Отнюдь нет. Привычно? Да, для большинства. Исцеляет? Несомненно.

— Созидание — вопрос привычки, инерции. Может, совести.

— Сложно начать движение, но ещё сложнее его остановить. Пустота, однако, подстёгивает.

— Яо! Вот я вас и остановил. А совесть?

— Её не остановить, потому что нельзя остановить то, чего не существует.

— Что же тогда называют совестью? Напоминание о долге?

— Напоминание о человеке.

— Не понимаю.

— Это моя загадка. Совесть — напоминание о человеке.

— Допустим, это голос совершенства.

— Несовершенства, Гуо.

— Как?

— Должен же и я вас удивлять. Если вы разговариваете с совестью, значит, вы провинились. Согласие с самим собой означает молчание голоса недовольства. Когда «нет совести», это первый признак гармонии. А также…

— Совесть — эго, двигающее вперёд. Желание захватывать. Стремление доказывать. Вот поэтому вы и пишете: вас съедает совесть.

— Именно. А ещё — жажда самовыражения, привязанность к наслаждению, борьба за тень оригинальности.

— А всё для чего?

— Для пустоты. Чтобы побороть её внутри, но столкнуться с ней снаружи.

— Творение всегда ждёт пустота общества.

— Не спрашивайте, почему я всё ещё пишу. Пустота творчества переходит в пустоту общества. Пусть. В этом огромный смысл — понять и принять пустоту.

— Насладимся пустотой.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я