Практика сновидений

Андрей Блинов, 2019

В книге сделана попытка собрать опыт сновидческой практики в виде системы практических упражнений, с примерами из жизни сновидцев. Представленная практика позволяет закрепить свое осознание в сновидениях и расширить границы познаваемого за счет новых открывающихся возможностей в осознанном сновидении и в обычной жизни. Самая, пожалуй, главная задача, которую ставит книга, это показать существование возможности реализации себя за той гранью, где начинается сновидение. Как далеко позволит себе зайти практик – зависит только от него. В первой части книги описываются практики по контролю над осознанием в исключительно в классических снах. Во второй части представлена практика по сновидениям "наяву". Упражнения охватывают широкий диапазон: от методов Карлоса Кастанеды до буддистских медитаций. Такой подход позволяет не зажимать себя в тиски только одной концепции и работать с осознанными сновидениями более интенсивно.

Оглавление

Модели описаний сновидений

Многие сновидцы начинают свой путь исследования с поисков ответов на простые и практичные вопросы. Например, насколько сны расширяют границы возможностей человека, насколько сны могут быть богаче повседневной жизни, почему из сна нельзя ничего"принести"в повседневную реальность?

Однако, ответить на эти вопросы, и найти подсказки не просто. Скажем, соответствующий поиск в интернете находит, такой «серьезный» ответ на запрос о телепортации предметов из сна в реальность (цитата): «Древние мастера могли выносить из сновидений предметы. Для этого маг находил послушного посредника — медиума. Особыми приемами медиума вводили в контролируемое сновидение, погружали в кладовые или библиотеки, загружали его предметами и выводили в явь. Хорошим примером может служить сказка об Алладине и волшебной лампе. Что-то похожее выполняют аборигены Австралии. Они добывают пищу в снах (..). Потому что в пустыне пропитания нет. Однако там тоже охотников посылает община. Люди видят коллективный контролируемый сон, в котором их посланники идут на охоту или рыбалку. Они загружаются провиантом, и, затем, община вытаскивает их в явь.»

Практической пользы от таких ответов мало. Невозможно понять, можно ли достичь подобного тем, у кого нет лампы Алладина и прописки аборигена Австралии?

Назрела потребность в системе, которая поможет отделить мифы от реальности, даст возможность для практических упражнений. Для системы, в свою очередь нужен глоссарий терминов, который понадобится при описании тех или иных явлений. Необходимо принять наиболее близкую к практике теоретическую основу, так как с помощью нее мы будем «штурмовать» сновидение.

Ответ на этот вопрос нужно искать, рассмотрев природу и описание сновидения в различных научных и философских школах. Почему различных? Потребуется иметь полную картину собранных идей для того, чтобы выбрать наиболее применимую на практике. Самые известные практики сновидения — люцидные сны Стивена Лабержа, внетелесные путешествия Роберта Монро, осознанные сновидения Карлоса Кастанеды. В России есть свои практики, основными и наиболее распространенными являются: «нагуализм» Алексея Ксендзюка, «психонетику» Олега Бахтиярова, «фазу» Михаила Радуги. Также есть практики в восточных философских школах, есть ортодоксальный научный подход. Есть, в конце концов, законченные маргиналы, видящие в снах символы и знамение кармы.

Даже среди практиков есть определенное разделение на тех, кто идет от чисто научного подхода и тех, кто идет от эзотерики и от мистики. С точки зрения тех, кто практикует научный подход (в качестве наиболее известных представителей которого можно назвать Д. Баррета, С. Блэкмора, Дж. Гаккенбаха, С. Лабержа, П. Толи, Л. Левитана и др.), осознанные сновидения понимаются как опыт погружения человека в виртуальную психическую реальность, существование которой теснейшим образом связано с протеканием физиологических процессов в головном мозге. Научный подход подразумевает опору на эмпирические факты при анализе и описании изучаемого феномена.

Помимо научно-ориентированных исследователей, к осознанным сновидениям проявляют огромный интерес представители различных эзотерических школ, мистики, оккультисты, духовные практики и др., среди которых данное явление может встречаться под термином «астральная проекция». Говорить о каком-то едином эзотерическом подходе к осознанным сновидениям было бы ошибочно, так как это множество школ и течений, отличных друг от друга по своим представлениям. В целом, в осознанных сновидениях эзотерики находят способы духовного развития и пути в иные измерения, параллельные миры, населённые существами различных уровней разумности, с которыми можно вступать в контакт, получать информацию и т. д. Пример эзотерического подхода встречается в книгах Мерлина Маркелла («Обскура, или записки блуждавшего во тьме»), Роберта Монро («Путешествия вне тела»).

Рассмотрим подробнее подходы различных школ и учений.

Научный подход говорит нам о том, что сновидение — психический феномен, по сути, лишенный познавательной ценности. Часто говорят о каком-то «побочном продукте» психической активности наяву. Иными словами, спящий мозг перестраивает полученную за день информацию, происходит разрядка накопившегося напряжения. Дневные размышления, эмоции, впечатления — все это продолжается в период сна, развивается в соответствии с накопленным за день импульсом и, в конечном счете, приходит к новому психоэнергетическому равновесию. Это и отдых, и подведение итогов мозговой деятельности. Все перечисленные выше процессы вызывают некий галлюцинаторный эффект, что и воспринимается нами как сновидение. При этом допускается, что в отдельных случаях (интенсивная концентрация внимания, мыслительная активность) сновидение может предоставить человеку итог, результат начатой наяву интеллектуальной деятельности.

Научный подход дает много полезного, например, исследования, касающиеся циклов сна. Медицинскими исследованиями установлено, что различные фазы сна достаточно уверенно определяются путем регистрации различных биоэлектрических сигналов, в частности, по электроэнцефалограмме, отражающей биоэлектрическую активность мозга, электромиограмме, отражающей мышечную активность или электроокулограмме, характеризующей изменения биопотенциалов во время движения глаз. Во время сна (имеется в виду полные 7-9 часов) у человека периодически чередуются две основные фазы: медленный сон и быстрый сон, причём в начале сна преобладает медленная фаза, а перед пробуждением — растёт длительность периода быстрого сна. У здорового человека сон начинается с первой стадии медленного сна, которая длится 5-10 минут. Поведение спящего характеризуется дремотой с полусонными состояниями и сноподобными галлюцинациями. В этой стадии спящего легко разбудить, есть реакции на посторонние звуки и шумы.

Затем наступает 2-я стадия, которая продолжается около 20 минут (показания варьируются для разных людей, замеры проводились в медучреждениях по энцефалограммам). На этой стадии на появляются так называемые «сонные веретёна» — сигма-ритм, который представляет собой учащённый альфа-ритм. «Сонные веретена» — это термин, отображающий характерный рисунок ритмов на энцефаллограмме. Физика «сонных веретён» такова, что в этот период происходит отключение сознания, а в паузы между веретёнами (а они возникают примерно 2—5 раз в минуту) происходит возвращение к альфа-ритмам и человека еще легко разбудить. Ещё 30-45 минут приходится на период третей-четвертой стадий. Это самый глубокий сон. Преобладают дельта-колебания. Третью и четвёртую стадии часто объединяют под названием дельта-сна. В это время человека разбудить очень сложно. Возникают, приблизительно 80 % всех сновидений, и именно на этой стадии возможны неконтролируемые сновидения, однако человек почти ничего из этого не помнит. Первые четыре медленноволновые стадии сна в норме занимают 75—80 % всей продолжительности сна.

Медики предполагают, что медленный сон связан с восстановлением энергозатрат. После 4-ой фазы медленного сна, спящий вновь возвращается во 2-ю стадию медленного сна, после которой возникает первый эпизод быстрого сна, который имеет короткую продолжительность — около 5 минут. Вся эта последовательность называется циклом. Первый цикл имеет длительность 90-100 минут. Затем циклы повторяются, при этом уменьшается доля медленного сна и постепенно нарастает доля быстрого сна (его еще называют REM сон), последний эпизод которого, в отдельных случаях, может достигать 1 часа. В среднем, при полноценном здоровом сне отмечается четыре — пять полных циклов.

Быстрый сон (его еще могут называть как быстроволновой сон, парадоксальный сон, стадия быстрых движений глаз, или сокращенно БДГ-сон, REM-сон) — это пятая стадия сна. Стадия быстрого сна была открыта в 1953 году Клейтманом во время изучения электроэнцефалограммы спящего человека. Электроэнцефалограмма для быстрого сна характеризовалась быстрыми колебаниями электрической активности. Это напоминало показатели энцефалограммы в состоянии бодрствования и позволило выделить эту стадию сна, как отдельную. Парадоксально, что в этой стадии человек находится в полной неподвижности, вследствие резкого падения мышечного тонуса. При этом глазные яблоки периодически совершают быстрые движения под сомкнутыми веками. Именно в это время впервые наметилась отчетливая связь между быстрым сном и сновидениями. Если в это время разбудить спящего, то в 90% случаев можно услышать рассказ о ярком сновидении.

Как видно, из научного описания циклов и стадий сна, для практикующего сновидения совершенно необходимо понимать физику процесса, для того чтобы успешно развивать и практиковать осознанные сновидения. Подводя итог научному подходу к сновидению, представляется возможным использовать научные представления о сновидении в части:

— необходимости практиковать различные упражнения для разных циклов сна. То, что пригодно для первого цикла, не будет работать для четвертого-пятого. И то, что возможно использовать для медленной стадии сна не сработает для быстрой стадии;

— отдыха перед практикой. Замечено, что практика сновидений тем эффективнее, что меньше организм устал и чем меньше времени ему требуется на восстановление;

— отсутствия влияния картины предыдущего дня. Иначе вся работа в осознанном сновидении превратиться в борьбу с повторным переживанием дневных событий;

— важности дневного сна. И то, в той лишь практической части, которая касается рассмотрения циклов сна и активности коры головного мозга.

Попробуем рассмотреть остальные основные подходы к сновидениям и их возможностям, которые можно будет применить на практике. Есть вероятность, что нам удастся совместить научный подход с другими существующими подходами к сновидениям.

Подход символизма. Он трактует сновидения, как «послания», зашифрованные с помощью неких таинственных сил (ангелы и демоны, свидетели Иеговы, космический разум, инопланетяне, астрологический универсум), происхождение которых в данном контексте неважно. В любом случае, «знание» транслируется в сновидении с помощью объемного набора символов. Символы можно расшифровать. Возможности расшифровки «символисты» оценивают по-разному.

Интернет изобилует сонниками, и начинающему сновидцу бывает трудно разобраться, есть ли здравое зерно во всем этом многообразии. Авторы обещают то, что все эти методы как минимум «работают», что подтверждено на многолетней (откуда бы? ) практике и многовековыми (откуда бы? ) традициям. Я оставляю читателю самому выбирать, что здраво с точки зрения символизма. Отмечу лишь, что символы на мой взгляд, лишь верхушка айсберга, не несущая никакой полезной ценности для исследователя. Это возможный фон, на основе которого создаются и творятся личные истории сновидца.

Например, сновидец видит во сне определенный символ, например, черного кота. В обычной жизни, предположим, черный кот у человека воспринимается, как «дурной знак», несущий негативные события. Символизм, предполагает трактовать сновидение однозначно, с помощью такой карты «символов», присущих общепринятым понятиям (тотемные животные, казенные дома, определенные люди и т.д.). С помощью карты символов, карт Таро или астрологии можно получить достаточно исчерпывающую картину, превращающую сон в историю о предстоящих событиях.

Астрология, пожалуй, предлагает самый разумный подход к трактовке сновидений, поскольку отталкивается от единого принципа, заложенного астрологию: «то, что вверху подобно тому, что внизу». Это означает, что систематизация информации происходит после кропотливого изучения множества повторений, сбора статистики и привязки друг к другу, казалось бы не связанных вещей (благодаря описанному принципу). Каким именно образом происходит взаимосвязь астрология опускает, позволяя себе лишь пользоваться результатами наблюдений и статистики. Не ставлю своей целью оспаривать принципы астрологии, хочется лишь проанализировать, можно ли практикующим сновидцам использовать что-либо из символического подхода.

Итак, статистика работает с повторениями. В нашем случае, повторяющиеся сны — это сновидения, в которых повторяется сюжет или его часть. В идеальном варианте, говоря о повторяющихся снах, мы имеем в виду полностью идентичные сновидения, которые снятся одному и тому же человеку. Первый сон схож со вторым (или последующими) по сюжету, по длительности, по вызываемым ощущениям, даже по реальным событиям, последовавшим после такого сна. Но гораздо чаще встречается ситуация, когда повторяется только часть сновидения. Астрология называет это символом. Такой символ или их группа кочует из одного сна в другой, повторяется время от времени, озадачивая своих владельцев. Статистика собирается на пересечении личного опыта сновидцев, символов и последствий, которые данные символы несут. Получается, что-то среднее между приметами и суеверием. Цветение черемухи сопровождается похолоданием? Чаще всего — да. Это примета. Ласточки летают низко, к дождю? Да. Тоже примета. Черная кошка перешла дорогу — к неприятности? А вот тут не у всех и не всегда. Суеверие. Женщина с пустым ведром — к отсутствию денег? Глупо же считать, что да. Но кто-то замечает, что такие символы для него имеют значение и «работают». Очевидно, что в связке символ-толкование-личный фактор, третий параметр имеет такое же решающее значение, как и первые два.

Поэтому работает ли такой подход или нет, необходимо оценивать исключительно применительно к себе и к своему личному опыту. В отличие от 100% работающего научного подхода, символы ничего не значат и превращаются в толкование только благодаря осознанию и переживанию одним или несколькими людьми. Однако о том, с какой вероятностью работает творческая переработка информации, авторы сонников обычно умалчивают.

Другими словами, что-то (неизвестный источник воздействия) заставляет символ напоминать о себе в частых сюжетах сна. А сонники (без привязки к объяснениям) — трактовать. В данной ситуации, практикующему сновидение стоит разобраться в причинах повторения того или иного символа и создать такую карту толкований (статистику) лично для себя. Зачастую сновидцы ленятся и пытаются найти объяснения символам в сонниках или мистике.

Третий подход к сновидениям, существующий в обществе, это подход «нагуализма» (здесь и далее нагуализм — термин введенный А.П. Ксендзюком исследователем и писателем, для обобщения практик описанных в книгах Карлоса Кастанеды и его последователей), по-разному интерпретируемый исследователями.

Нагуализм, как течение, сложившееся благодаря книгам Карлоса Кастанеды рассматривает сновидение особым образом, вытекающим из энергетического обоснования существования человека и вселенной. Мне, как физику по образованию, не нравится говорить об энергетической модели существования человеческого бытия (в силу использования неподходящих для этого терминов, таких как сила, энергия и так далее), но приходится принимать это как некоторое допущение за отсутствием других подходящих терминов. Для себя я нахожу следующее объяснение: в рамках данной модели термины из физики и математики используются как способ передачи эмпирического опыта, не имея при этом непосредственной связи с научными явлениями. Нагуализм во всю использует указанную терминологию, рассуждая о сновидении. Подход Нагуализма, на мой взгляд, может оказаться действенным помощником в глоссарии сновидения, поскольку с использованием данной модели удается раскрыть и объяснить сам феномен прогресса осознания в сновидениях и построить на этой базе обширную практику. Возможно, в ближайшее время мы получим научное объяснение практическому опыту, который имеем благодаря использованию на практике модели нагуализма.

Так вот, нагуализм говорит о том, что истинная, настоящая природа вселенной заключается в тотальной связи всего сущего посредством энергетических волокон. Связь эта «мгновенная» и управляется посредством создателя. Поскольку все характеристики обьеков и субьектов во вселенной разные, то каждый вид формирует своё восприятие мира, существенно ограничивающее его возможности в целом, но упрощающее взаимодействие с себе подобными. Человеческий вид в этой модели имеет вид энергетического кокона, а сознание заключается в некой светящейся области, которая, пропуская через себя энергетические волокна вселенной формирует восприятие человека. Поэтому все без исключения физические феномены — сформированы этим восприятием, которое, в том числе для того чтобы восприятие не было искажено и трактовалось однозначно является жестко зафиксированным. Это восприятие называется в нагуализме первым вниманием.

Светящая область спящего человека характеризуется утерей части контроля над этой жесткой фиксацией и позволяет расшатать эту область, расширить ее или переместить в другое место. Именно через сновидение нагуализм предлагает исследовать другие энергетические волокна вселенной недоступные в обычном «первом» внимании.

Если коротко, то такие три основные основные концепции и подходы мы имеем на текущий момент и будем пользоваться ими в зависимости от того, что возможно будет применить на практике осознанных сновидений. Вернемся теперь к сновидению, к нашему изучаемому предмету.

Итак, что мы имеем в феномене восприятия? Когда тело погружается в сон, наше внимание и восприятие вдруг начинают интенсивно работать. Каждую ночь. Эта работа, как правило, затруднена и хаотична, однако особенности сновидческого опыта сами по себе не доказывают абсолютную иллюзорность воспринимаемого. Ведь и наяву мы иногда сталкиваемся с состояниями расстройства или замешательства перцептивного аппарата. Их причины могут быть совершенно банальны или экзотичны — дезориентация, психическое перенапряжение, аффект или стресс, различные интоксикации (от алкоголя до галлюциногенов).

При всей своей стабильности, восприятие, его качество, его характер и полнота, зависит от множества факторов. И в этом смысле восприятие — хрупкая вещь. Погрузиться в помрачение и даже хаос несложно. Достаточно изменить некоторые условия — внешние либо внутренние. Тем не менее, учитывая иногда крайне мощные деформации, мы не заявляем, что в ситуации подобного перцептивного кризиса наяву имели дело исключительно с иллюзиями.

Какие вопросы решает для себя сновидящий исследователь? Какой объем воспринимаемого в этой позиции относится к внешнему? Всегда внешнее присутствует в сновидении или только от случая к случаю? Возможно ли увеличить объем внешних сигналов, и, если возможно, то как именно? И наконец, главное — имея в виду, что восприятие искажено, может ли сигнал быть перешифрован особым символическим языком? Как отличить внешние сигналы от внутренних? Можно ли внешние сигналы оставить неизменными в состоянии «нормального» или дневного восприятия? И, наконец, что может доказать, что человеческое сознание имеет непосредственное влияние на окружающее пространство, среду, физические обьекты? Оправдана ли концепция нагуализма, как энергетической модели, которая рассматривает мир как связь «всего со всем»?

Попробуем привести доводы того, что существует однозначное воздействие работы сознания человека на фундаментальные физические свойства предметов, которые возможно каким-то образом «пощупать» и «измерить».

В этой связи интересны работы японского исследователя Масару Эмото (Masaru Emoto). В них он приводит удивительные доказательства информационных свойств воды. За время работы он сделал более 10000 фотографий, некоторые из них опубликованы в его книгах «The Messages from Water» и «Water knows the answer» [16] и [17]. Доктор Эмото использовал анализатор магнитного резонанса (MRA) для определенных измерений, включая качественный анализ воды. Он заметил, что никакие два образца воды не образуют абсолютно похожих кристаллов, и что форма кристаллов отражает свойства воды. Согласно доктору Эмото, современная медицина сосредотачивает свои наблюдения на молекулярном (химическом) уровне. Однако, чтобы успешно заниматься лечением, нужно обратиться глубже молекулярного уровня — на уровень микрочастиц, таких как атомы, электроны, протоны.

Согласно доктору Эмото, все вещи лежат в пределах вашего собственного сознания. В его исследованиях видна абсолютная взаимосвязь характера мыслеформ человека (не обязательно направленных на воду вблизи формирования мыслеформы) и формы кристаллов этой воды в замороженном состоянии. Для получения фотографий микрокристаллов капельки воды помещают в чашки Петри и резко охлаждают в морозильнике в течение 2 часов. Затем их помещают в специальный прибор, который состоит из холодильной камеры и микроскопа с подключенным к нему фотоаппаратом. При температуре — 5°С в темном поле микроскопа при увеличение в 200—500 раз образцы фотографируются.

В лаборатории были исследованы образцы воды из различных водных источников всего мира. Вода подвергалась различным видам воздействия, такие как музыка, изображения, электромагнитное излучение от телевизора, мысли одного человека и групп людей, молитвы, напечатанные и произнесенные слова.

Обнаружилось, что кристаллическая структура воды состоит из кластеров (большая группа молекул). Характерные рисунки кластеров обнаружили прямую взаимосвязь не только с химическим составом источников, из которых вода была добыта (что имеет под собой научное и понятное обоснование), но и с ассоциированными с образцами словами, символами на бумаге и даже мыслями. Например, негативные фразы и слова, наклеенные на образцы, сформировали уродливые кластеры, а положительные, красивые слова и фразы создали небольшие, красивые кластеры, напоминающие снежинки. Обнаружилось, что более мелкие кластеры дольше хранят память воды. Из таких кластеров, как правило состоит освященная в церкви вода. Доктор Эмото предположил, что в замороженной воде кластеры являются хранителями информации. Если есть слишком большие промежутки между кластерами, а сами кластеры большие и уродливые, то информация в них информация и разрушается целостность. И наоборот, напряженная плотная «положительная» структура кластеров оказывается оптимальна для длительного сохранения информации.

Точного научного объяснения этому феномену нет до сих пор. Как нет и доказательств тому, насколько «чисто» был проведен данный эксперимент. Однако простота эксперимента и его наглядность, во-первых, объясняют такие феномены, как появление «святой воды» или «положительно заряженной воды», а во-вторых позволяют каждому провести данный эксперимент и убедиться в его достоверности или ложности. В-третьих, данное исследование очень хорошо вписывается в предлагаемую нагуализмом энергетическую модель, в которой сознание человека связано не только с другими живыми существами, но и с неодушевленными предметами. Ведь в исследовании Эмото фиксируется сигнал сознания человека, имеющий информационную и энергетическую составляющую и, находящий в структуре воды однозначную и постоянную интерпретацию.

Эксперимент, который каждый может провести, это дословное повторение условий доктора Эмото, а в приложении к сновидению опыт — воздействие на характер воды через переживание разных сновидений. В результате этого опыта замечено, что вода, находящаяся рядом со сновидящим, работает как записывающее устройство. Если выпивать стакан воды, оставленный рядом местом сна с утра, то можно добиться устойчивых воспоминаний сновидения, так как у многих память сновидений развита не очень хорошо. Этот опыт достаточно простой, но очень действенный. Понятно, что этот опыт необязательно начинать во сне, его можно сделать и в бодрствующем состоянии.

Единственный ли это случай воздействия сознания человека на материю? Оказывается, и в классической науке есть парадоксы, которые мы пока не можем обьяснить иначе как воздействием сознания на материю.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я