Свое дело – мечта многих. Один хочет реализовать творческий потенциал. Другой – стать независимым. Третий – заработать. И если крупный бизнес – это серьезные вложения и полная самоотдача, что доступно не многим, то малый – прекрасная тому альтернатива. Вам не придется посвящать стартапу все свое время, искать крупные суммы и рисковать всем, что у вас есть. Книга Андрея Амельяненко – сборник статей о малом бизнесе. Каждая статья – это реальная история начинающего «малого» бизнесмена и, по сути, краткая инструкция правильного старта. Вы узнаете об основных ошибках предпринимателей, об опасных ситуациях и возможных неудачах. После прочтения книги понятие «малый бизнес» больше не будет ассоциироваться с лотками на рынках и челночными поездками в Турцию или Финляндию. Вы убедитесь, что малый бизнес бывает очень привлекательным: например, вы можете изготавливать мыло, делать сайты, печь торты на заказ, составлять букеты. Вы узнаете, с чего начать свой путь и каких трудностей ждать на нем.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Малый бизнес по-русски: как и с чем его едят предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4. Команда и наемники
Начинать свое дело в команде, безусловно, легче. Будь то пивнушка, агентство по недвижимости, автомастерская или разведение свиней.
Во-первых, легче собрать первоначальный капитал, во-вторых, у кого-то, возможно, уже имеется транспортное средство, в-третьих, у всех разные способности. Один умеет решать вопросы с представителями различных инстанций, другой лучше всех соображает в создаваемом деле, а третий просто умеет руками работать.
Нормальная команда? Да, если собравшиеся — близкие родственники: мама и две дочери или отец, сын и брат. Да и то, не всегда. Не забывай, что у твоего брата есть жена, которая начнет ему жужжать: «Вот, ты на них работаешь, ты больше их знаешь, больше умеешь, а они этим пользуются». Или одна из сестер решит, что имеет больше прав на совместный бизнес, потому что ее бойфренд денег давал на развитие, хотя сама в этом бизнесе ни черта не соображает и работать не хочет, зато хочет новый автомобиль и отдыхать в Таиланде. Начнутся косые взгляды, взаимные придирки, обиды — и бизнес пойдет прахом. Можно и врагами расстаться.
С друзьями это произойдет еще быстрее: один работать любит, а другой по баням с девками отдыхать предпочитает. Или у одного из совладельцев жена — главный бухгалтер в крупной фирме, себя обеспечивает, денег мужу на сигареты дает, а у второго супруга дома с тремя детьми сидит. Вот и выходит, что один прибыль в бизнес вкладывать хочет, а другой только и ждет, как бы ее поскорее поделить. И каждого из них понять можно.
Что остается? Рассчитывать только на себя. «Сам вложил деньги, сам дело затеял, сам его и пропью». Шутка. Есть еще шанс — с родной женой дело затеять или с мужем. Но тоже, вспомни: в 2013 году деятель один, московский тусовщик известный, ресторатор, уговорил жену, журналистку, квартиру продать и ресторан открыть. Ну и пролетел с этим бизнесом. Она ему предъявлять стала, а он убил ее, расчленил и выкинул. Потом в интернете заявил, что пропала, мол. Поучительная история.
Фильм про Штирлица смотрел? «Семнадцать мгновений весны» называется. Как там старый добрый Мюллер сказал: «В наше время никому нельзя доверять. Порой даже самому себе…» Но ведь одному не потянуть практически ни в каком направлении. Придется нанимать работников. На рынке, в магазине — продавцов, на СТО — автослесарей; даже если ты откроешь мастерскую по ремонту обуви, сам будешь ее чинить — и то придется нанимать приемщика. Честных, знающих, порядочных сотрудников найти трудно, они без дела не сидят. И переманить их откуда-то не получится, что бы ты им ни обещал.
Выход — как-то выкручиваться самому. И присматриваться, кого можно оставлять вместо себя, кому хоть чуть-чуть можно доверять. Но самому придется поработать долго.
Сразу отметай протеже — родственников и друзей. Двоюродная сестра троюродного дедушки твоего одноклассника легко может оказаться наркоманкой, алкоголичкой или просто нечистой на руку, как бы ее ни расхваливали. А потом ты же и виноватым останешься, когда ее выгонишь за недостачу. Твой родной племянник, может быть, вовсе не хочет работать, ленится, отлынивает — как потом сестре объяснить, что кормить его даром ты не собираешься.
Я не говорю, что все люди — жулики, разгильдяи и пьяницы, но таких очень много. По-хорошему, сотрудников и специалистов надо выращивать, обучать и воспитывать. И не так, как это делают, допустим, в салонах сотовой связи или супермаркетах бытовой техники: когда к только что вошедшему покупателю сломя голову несется консультант и начинает нести всякий бред вроде того: «А что вам подсказать, у нас сейчас акция». А если спросить его о чем-то конкретном — к примеру, за счет чего происходит стабилизация изображения в данной модели фотоаппарата, не знает, что ответить.
Готовь себе напарника. Грамотного, трудолюбивого, думающего работника. И не забывай, что оплачивать его труд надо будет достойно. Иначе, когда выучится и поймет, что способен зарабатывать больше, уйдет к другому. Может получиться и так, что ты подготовишь себе конкурента: почему бы твоему работнику, став специалистом по ремонту компьютеров или стиральных машин, не уйти от тебя и не начать собственное дело? Не исключено, что еще и часть клиентов у тебя уведет.
При найме на работу постороннего человека надо быть готовым ко многому. Например, что в твоей торговой точке появится «левый» товар. Будешь торговать селедкой — твоя продавщица надумает солить селедку дома в ванной и продавать под твоей вывеской, а может просто указывать на ценниках завышенную стоимость товара. Я видел ценники с цифрами на лицевой и оборотной сторонах. Хозяин устанавливает конкурентоспособную цену, а продавец завышает. Он в отсутствие хозяина просто переворачивает их и продает товар со своей прибавкой. Ему все равно, каким будет товарооборот: он свою прибыль имеет с любого объема продаж — и прямо сейчас. Его твоя зарплата почти никогда не устраивает.
Наймешь водителя на самосвал — он обязательно найдет «левые» рейсы. Организуешь предприятие по обслуживанию стиральных машин — мастер, нанятый тобой, получающий заказы через твоего диспетчера, будет оставлять клиентам номер своего телефона, а клиенты, довольные выполненной работой, начнут передавать этот номер своим знакомым, и заказы пойдут мимо тебя. При этом он будет использовать твои материалы и оборудование.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Малый бизнес по-русски: как и с чем его едят предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других