Статистика. Ответы на экзаменационные билеты

Ангелина Витальевна Яковлева, 2009

В данном издании содержатся примерные ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «Статистика». Книга написана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов экономических специальностей.

Оглавление

3. Сводка и группировка статистических материалов

В результате статистического наблюдения собирают сведения о каждой единице наблюдения, т. е. исходный материал. Дальнейшая задача состоит в приведении этого материала в определенный порядок. Она решается с помощью сводки.

Сводка в узком смысле слова — это подсчет итогов в группах и подгруппах и оформление этого материала в таблицы.

Сводка в широком смысле слова — это процесс рациональной обработки данных наблюдения с целью приведения их в стройную систему, удобную для анализа и практического использования.

Основная задача сводки состоит в систематизации и обобщении результатов наблюдения таким образом, чтобы стали возможными выявление характерных черт совокупности и определение тенденции в целом.

Этапы сводки:

1) группировка полученных при наблюдении данных;

2) разработка системы показателей, характеризующих типичные группы и подгруппы изучаемой совокупности явлений;

3) подсчет итогов в группах и подгруппах;

4) оформление таблиц.

Программа сводки в общем виде содержит перечень групп, на которые нужно распределить совокупность, а также перечень показателей, используемых для характеристики совокупности в целом, ее отдельных частей.

План сводки — это этапы ее последовательности, сроки выполнения отдельных частей сводки, исполнители и порядок изложения результатов сводки.

В результате сводки получают итоги по показателям, однако этих сведений недостаточно для анализа и выявления закономерностей, поэтому необходимо выделять из общей совокупности какие-то части, группы. Эту задачу решает группировка.

Группировка — это метод, который позволяет распределить совокупность на группы по признакам сходства или различия. Одним из важнейших этапов группировки является выбор группировочного признака, потому что от этого зависят результаты сводки и группировки в целом. Выбор признаков в каждом конкретном случае должен основываться на экономической сущности изучаемого явления, на основе тщательного анализа.

С помощью метода группировки решаются следующие важнейшие задачи:

1) выделение социально-экономических типов;

2) определение структуры однотипных совокупностей;

3) выявление связи и зависимости между явлениями.

Существуют несколько различных классификаций группировок.

В зависимости от задач, решаемых группировкой, выделяют:

1) типологические группировки — в их основе лежит выделение социально-экономических типов общественных явлений;

2) структурные группировки — характеризующие распределение какой-либо совокупности на группы в процентах к итогу;

3) аналитические группировки — характеризующие взаимосвязь между изучаемыми признаками.

В зависимости от количества группировочных признаков выделяют:

1) простые группировки — это распределение совокупности на группы по одному признаку;

2) комбинационные группировки — это распределение совокупности по двум-трем признакам, взятым в комбинации друг с другом. В этой группировке группы, образованные по одному признаку, разделяются на подгруппы по другому признаку.

В зависимости от характера группировочного признака различают:

1) атрибутивные группировки — в их основе лежит качественный признак, выражающийся словом;

2) количественные группировки — в их основе лежит количественный признак, выражающийся числом.

В зависимости от характера статистических данных различают:

1) первичные группировки — это группировки, построенные непосредственно на основе данных наблюдения. Эти группировки осуществляются органами статистики или предприятиями;

2) вторичные группировки — это группировки, построенные на основе данных других группировок, т. е. это образование новых групп на основе ранее проведенной группировки.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я