Государь. Слово о полку Игореве, перевод со старославянского, венки сонетов, повесть «Спецназовец»

Анатолий Шамов

Писать патриотическую лирику и прозу непросто. Тем не менее предлагаю читателю перевод в форме поэмы «Слова о полку Игореве», венки сонетов «Государь» – Петру Великому о становлении России, Кутузову М. И., Суворову А. В., «Венок сонетов Осень», повесть «Спецназовец», которую написал как ветеран МВД по известным мне событиям недавнего времени. Очень надеюсь, что книга найдёт своего читателя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государь. Слово о полку Игореве, перевод со старославянского, венки сонетов, повесть «Спецназовец» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Анатолий Шамов, 2023

ISBN 978-5-0060-4517-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Анатолий Васильевич Шамов

Безусловно, Слово написано для людей, которые любят свою Родину, написано в тяжкое время, в момент потери единства Руси, как державы. С 1169 года столицей Руси стал град Владимир. Киев перестал играть какую либо значимую роль в жизни страны на несколько долгих веков. Именно после поражения Игоря на Каяле в 1185 году половецкие ханы обескровили южную Русь набегами, поборами и продажей населения в рабство. Наверное, поэтому описание военной мощи и возможностей удельных князей, есть осуждение автором Слова позиции невмешательства удельных князей, занятых междоусобицами, когда под набегами Кончака и Гзака разорялись русские земли, и составляет значительную часть поэмы и моральную составляющую произведения.

Слово о полку Игореве произведение, безусловно, о судьбе Руси. Таких произведений о погибели земли русской по дошедшим до нас историческим сведениям было немало. Один язык, один этнос, один менталитет… нет единой политической воли, выражаясь современным языком. Последствия «розбрата» не трудно увидеть в сегодняшних событиях. История продолжается на своих кругах, касаясь, так или иначе, нас, сегодня живущих на этих же землях. Наверное, поэтому сегодня говорят, что сила духа в правде. Чтобы успешно решать свои сегодняшние проблемы надо знать свою историю и правдиво рассказывать о том, что было на этих землях, ничего не приукрашая, следом идущим.

Мне, как в какой — то степени, баталисту, нетрудно было по первоисточнику вслед за В. Жуковским, Н. Заболоцким, с помощью «Словаря древнерусского языка» и современных средств поэтической дисциплины описать и баталии, и общую картину, что отражена в ПЕРВОИСТОЧНИКЕ. Надеюсь, читатель, я смог в силу своих ограниченных способностей передать чувства и чаяния руссов того времени, чувство патриотизма, что составляли и составляют суть самого произведения.

Анатолий Шамов

Слово о полку Игореве

(современное поэтическое изложение)

1.

Пишу о войске русском старины глубокой,

Писали многие… к вам я сейчас пишу.

Пусть будет скорбь моя в строке высокой,

Веком двенадцатым святой Руси дышу.

То слово о полку переводил Жуковский,

Перевожу и я, а раньше… Заболоцкий.

Прикрыло время тот поход худым плащом,

Писать пером, словно рубить мечом.

О, Русская земля, ты, за холмом осталась,

Дружины Игоря путь был тем предрешён.

Затмения знак, им смерть в лицо смеялась.

Желанием славы сокол — Игорь ослеплён,

И, как Боян, о гибели полка оставил Автор песни.

Не посрамив оружья, вои умирали с честью.

2.

По полю чистому князь Игорь едет,

Тьма солнце закрывает, неба страшен знак.

Но верит князь, что действо то к победе,

Братьев подбодрил, выше поднял стяг.

Див с дерева кричит, и в крике птицы,

От Сулы к Сурожу заказан в гибель путь.

Не понял князь небес высокую глазницу,

Не захотел до дома с честью повернуть.

И скоро Дон, и подошли войска к Каяле,

Земля осталась русская за небольшим леском.

Щитами поле перекрыли, с тем стояли.

Победу первую добыли в вылазке броском.

На вежах половецких золото с коврами взяли,

И дев в обозы… для себя забрали.

3.

Рёк князь тогда… дружина, братья,

Я копья с вами изломаю, голову сложу.

Иль примет поле дикое в объятия,

Или добудем с честью славу мы в бою.

Воспел Боян в походах силу руссов,

В Путивле стяги, войско за Сулой.

Честь племенная, крепость тех союзов-

Для степняков всегда были грозой.

Внук Велесов, Боян, тебе склоняюсь низко,

Печальна повесть и не изложить стихом

Мне времени, что страшно и… когтисто.

Червонные щиты и двоеверна Русь с крестом.

Вот в поле половецком ищут вои чести,

О том, твои Сказатель, к поколениям песни.

4.

И дальше князь с дружиной у холмов идёт,

Вновь полон ратных дум своих высоких.

Что, кто у Дона синего полки их ждёт,

И слышит степь повозок скрип далёкий.

Им копья преломить бы, силу испытать,

Но солнце к Дону войску путь закрыло.

Вслед половцы кричат к Каяле ближе рать,

Но не равны, то видит Игорь, силы.

И реет красный стяг с хоругвью белой,

Им хитрость Кончака… не перенять.

В смерть бьются русичи в крови и с верой.

В степи чужой так трудно умирать.

Смеркается и ночь разделит рати ненадолго,

Веками тяжек ратный труд и красен долгом.

5.

Кречет чёрный с ним сокол на небе

Разбудили под утро до брани полки.

Повернуть бы, да… делят победу,

У бояр.. в первой крови клинки.

Кричит ворон — Кончак, Гзак с ордою,

Скрыли солнце дожди из стрел.

Застонала земля, дождь смешался с грозою,

Бой до ночи глубокой кострами горел.

Копья… силой лишь рук ломались,

И тупились о шлёмы златые… мечи.

Три дня люди… и кони сражались.

В круг краснели от крови плащи.

Выли ветры по следу Стрибожьи внуки,

Уставали колоть врага верные руки.

6.

Поле бранное красно, а русичей мало,

Обступили поганые… вкруг.

Село солнце под вечер за реку устало,

Кровь последняя капает с губ.

Кровь воскресная поле собою залила,

Схвачен князь… и Чилбуком пленён.

Божий гнев, Ммть — земля не простила,

Ранен Игорь стрелой и копьём.

Вспомнил Игорь грехи перед Богом,

Как немало крови сам пролил.

Притеснял христиан в деле словом,

На Каяле весь долг… оплатил.

Трупы вороны семь дней делили,

Ветры годы о том по земле голосили.

7.

На реке Каяле ворон в ночь кричит,

У реки кровавой полк славян лежит.

Скорбь волчицей серой по земле бежит,

Крыльями лебедка у Донца стучит.

Не поднять дружины, не собрать мечей,

Спят Дажьбога внуки посреди степей.

Русь в слезах и плаче, потеряв мужей,

После грозной сечи враг у всех дверей.

Золото с оружьем делит хищный враг,

Над кровавой степью девять суток мрак.

По селениям русским скорбь из дома в дом,

Поминают павших люди… за столом.

На реке Каяле Игорь — князь в плену,

Меч на Русь накликал со степей беду.

8.

О малом говорят порой, великое забыв,

Не воскресить полков, что пали под Каялой.

Оплакать воинов — долг есть всех живых,

Кто с честью пал, тот пал со славой.

И жаля на землю русскую пришла,

Скорбели жёны, братья и скорбели дети.

А карна горе за собой из степи привела,

Кривые сабли половецкие и плети.

Скорбели Киев, Новгород, Путивль,

По водам Сейма горе вдовы разделили.

Разбит щит был Руси и не хватило сил,

Мечом врага… славяне разбудили.

Тоска и горе по земле рекой лились,

И сотни тысяч от набегов не спаслись.

9.

Не поднять дружину — спит каяльским сном,

И не договориться с Кончаком добром.

По Суле, по Роси гонят в степь народ,

Нет в князьях единства… драться за живот.

Крик стоит над степью, страха не унять,

Некому ворота полю… закрывать.

Сабле половецкой каждый русский враг,

Кости русских воинов по степи лежат.

И в розбрате этом брату брат — не брат,

От Сулы до Сейма… вороны кружат.

Рынки от невольниц у морей полны,

В половецком стане пляски до зари.

Русь вся в пепелищах, не поднять главы,

Сабля половецкая каждый день в крови.

10.

Сон снится Святославу в славном Киеве,

Тмутаракань стоит, два сокола в бою.

Судьба какую рать… и поле выберет,

Кто смерть и где найдёт потом свою.

На дне реки Каялы лежит сила русская,

Потоптанная слава скорбно спит в степи.

Тяжка та повесть со словами грустными,

Беды и горя в век не отвести.

Где слава от великих предков прячется,

Два сокола повязаны во вражеском плену.

Невосполнимыми потери Святославу кажутся,

Обречена страна опять на новую войну.

Пришло на землю зло, князья не в помощь,

Сед князь Святослав и плачет в полночь.

11.

За обиду, за низость, за землю русскую

Обронили под осень листву дерева.

Не связать интереса боярского узкого,

Не соберётся в едино в разбросе листва.

По Роси и по Суле плотами — крамОлы,

Не желают быть в помощь князья.

Интерес узок, давят в жесть шоры,

От усобиц как прежде в крови их стезя.

Не преминуть суда в жизни Божьего,

Бога б славить, быть силой опять его.

Уберечься пути трудно… ложного,

Правил нет — то… держись своего.

Святослав в граде белом кручинится,

Русь… вдовой ему бедной видится.

12.

Гзак к Путивлю отряды подводит

И сжигает остроги и вежи в ночи.

Жён, детей в плен с собой уводит,

Палит вслед себе… поле из ржи.

У забрал… Ярославна плачет:

Гой, ты ветер, небесный наш бог,

Ты… всё знаешь на белом свете,

Жив ли милый мой средь дорог.

Гой, ты солнце, пресветлое солнце,

Не томи князя жаждой… постой,

Оставь влаги… на самом донце,

Будь дорогой… в пути святой.

Горе — горькое землю кромсает,

Ветер… Игоря с плена спасает.

13.

От Каялы к Дону, дальше к дому путь,

Мыслит Игорь горько, голова на грудь.

Ночь, и конь осёдлан, Боже, дай уйти,

Из неволи бегство… надо Русь спасти.

Доскакал, доехал… вот и отчий дом,

Гзак с ночной погоней был бессилен в том.

Дома шум и радость, и веселье вновь,

Есть в надежде сила, дух есть и любовь.

Мрак на свет меняют братьев города,

Возгорится снова с севера звезда.

Щит к щиту закрыты земли для врага.

Над врагом победа скорая близка.

И дружина здрава и готова в бой,

Слава князю, слава с твёрдою рукой.

14.

Принял Новгород князя хорами,

Плохо телу… без головы.

Воины были с ним снова орлами,

Поддержали народ и волхвы.

Брат в Чернигове Игоря принял,

В обороне Посемья помог.

Святослав голос Игоря слышал,

Волей свыше помог князю Бог.

Князь щитом стал в лихую годину,

Затворил для врага до Сулы ворота.

Пахарь вновь разогнул свою спину,

И сравнялись по брани… счета.

Время корни дерев укрепляет,

Рать у князя числом прибывает.

15.

Сказатель Слово нам поведал, как Боян,

Былинно описал про князя повесть.

По древу мыслью растекался… к нам,

Писал глаголом с горечью, на совесть.

Вещали гусли миру правду о Руси,

И пелись гимны Ярославу и Мстиславу.

Слова из сердца исходили и души,

Оплакал поражение Игоря и воев славу.

За землю русскую на половецкую пошёл,

Князь Игорь с братьями и ратью.

Свой Новгород оставил… и престол,

Дух ратный дал Всевышний благодатью.

Знамением божьим Игорь пренебрёг,

О том к потомкам и сказателя урок.

Послесловие

В ходе работы мною сначала был сделан перевод СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ, но убедившись, что подобных переводов много, я решил пойти дальше и не только сделал ПЕРЕСКАЗ битвы русских с половцами на реке Каяле в 1185 году с древнерусского, но и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ этих исторических событий. При этом я, естественно, старался быть как можно ближе к ПЕРВОИСТОЧНИКУ, выделяя самые основные смысловые моменты СЛОВА и его патриотическую направленность. На мой взгляд, это совершенно новый подход к изложению исторического материала СЛОВА и, в силу сложившихся обстоятельств, думаю, один из первых подобных опытов в русской литературе.

А. Шамов

«СИЛА ДУХА В ПРАВДЕ!»

Пишу о войске русском старины глубокой,

Писали многие… к вам я сейчас пишу.

(А. В. Шамов)

СЛОВО — это величайшее богатство народа. Тысячелетиями живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда мудрое слово устремляет свой полёт…

А вместе со словом никогда не померкнет патриотическая гордость народа, историческая правда, закованная в булат мудрых пословиц: «С родной земли — умри, не сходи!», «За правое дело стой смело!». Никогда не умрёт в народе неуёмное желание видеть вокруг светлый, чистый, добрый мир, бережно хранить в сердце память об отчем доме, немеркнущее чувство любви к Родине, помнить о том, что «дух ратный дал Всевышний… благодатью», что «знаменьем Божьим пренебрегать нельзя!»

Эти строчки взяты мною из поэтического перевода «Слова о полку Игореве», написанного в 2012 году известным Черкасским поэтом Анатолием Васильевичем Шамовым.

Из энциклопедических источников известно, что памятник древнерусской художественной литературы «Слово о полку Игореве», созданный неизвестным автором в 1187 году, на протяжении многих веков привлекал пристальное внимание крупнейших отечественных и зарубежных учёных-славистов. Поэма неоднократно переводилась на славянские и западноевропейские языки. Известно более 800 исследовательских работ и переводов.

Достоверно установлено, что «Слово о полку Игореве» прежде всего — талантливое, высокохудожественное произведение, а его автор — крупнейший поэт и мыслитель, пламенный патриот и великий гражданин Древней Руси. Во имя могущества и процветания своей отчизны он и создал по горячим следам событий свою героическую песню, призывая в ней всех древнерусских князей к государственному централизованному единению и совместной борьбе против нашествия врагов, выразив в ней миропонимание, стремление и чаяния широких народных масс.

Не буду вдаваться в подробное описание исторических событий, изложенных в древнерусском художественном труде, знакомить читателей с многочисленными авторами поэтических переложений «Слова», композиторами, музыкантами, художниками. Заинтересованный читатель может познакомиться с данным материалом из соответствующих литературных источников.

А я возвращаюсь к анализу «Слова о полку Игореве» в предлагаемом изложении поэта Анатолия Шамова.

По моему глубокому убеждению — перед нами совершенно новое художественное сочинение — патриотическая поэма с краткой сюжетной канвой, яркими образами, авторской оценкой событий. Поэма написана сжато, ясно, изложена доступным каждому читателю языком. Думаю, что этому способствовала стихотворная форма — сонет, избранная автором, а также четырёхстишные строфы — катрены, которые используются в первой половине сонетов и заключают в себе законченную мысль.

Сюжет основан на конкретном историческом материале: неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава Ольговича весной 1185 года против воинственных степных кочевников — половцев. История — часть жизни педагога, мыслителя, поэта А.В.Шамова. И этот конкретный сюжет исторического прошлого Руси не мог пройти мимо писателя, не затронув его разум, сердце, душу. Неоднократно историческая тема нашего прошлого поднималась им на заседаниях литературного объединения «Орфей», которое он возглавляет уже двенадцать лет. «Правда и только правда должны быть в центре внимания творческих людей», — провозглашает Учитель. Не случайно главная мысль его произведения заключена в словах: «Сила духа — в правде!» Твори Добро на Земле! Искореняй алчность, гнев, месть… Пусть желание славы никогда не ослепит твой ум. Не делай того, что запрещено законом. Земля не простит Человеку греха, преднамеренно совершённого! Сколько погибает невинных людей только потому, что кто-то любой ценой стремится к власти!..

Вдумаемся в содержание нового «Слова о полку Игореве». Не напоминают ли нам события нынешнего времени давнюю-предавнюю историю древней Руси? Одно понятие «розбрат» (раздоры), о котором в предисловии к поэме вспоминает А. Шамов, о многом говорит! Да, история повторяется… на новом витке. Пришедшее поколение обязан знать правду о своём прошлом, гордиться своей историей, своим народом, который создал бессмертные памятники самобытной и высокой культуры. Любить свою землю, ненавидеть всякое угнетение, отстаивать мир и добро между людьми.

К этому призывает художественное произведение А.В.Шамова «Слово о полку Игореве».

Член Союза журналистов

Г. Порублёва

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ —

ПОЭТИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОД

(современное поэтическое изложение)

Безусловно, Слово написано для людей, которые любят свою Родину, написано в тяжкое время, в момент потери единства Руси, как державы. С 1169 года столицей Руси стал град Владимир. Киев перестал играть какую либо значимую роль в жизни страны на несколько долгих веков. Именно после поражения Игоря на Каяле в 1185 году половецкие ханы обескровили южную Русь набегами, поборами и продажей населения в рабство. Наверное, поэтому описание военной мощи и возможностей удельных князей, есть осуждение автором Слова позиции невмешательства удельных князей, занятых междоусобицами, когда под набегами Кончака и Гзака разорялись русские земли, и составляет значительную часть поэмы и моральную составляющую произведения.

Слово о полку Игореве произведение, безусловно, о судьбе Руси. Таких произведений о погибели земли русской по дошедшим до нас историческим сведениям было немало. Один язык, один этнос, один менталитет… нет единой политической воли, выражаясь современным языком. Последствия «розбрата» не трудно увидеть в сегодняшних событиях. История продолжается на своих кругах, касаясь, так или иначе, нас, сегодня живущих на этих же землях. Наверное, поэтому сегодня говорят, что сила духа в правде. Чтобы успешно решать свои сегодняшние проблемы надо знать свою историю и правдиво рассказывать о том, что было на этих землях, ничего не приукрашая, следом идущим.

Мне, как в какой — то степени, баталисту, нетрудно было по первоисточнику вслед за В. Жуковским, Н. Заболоцким, с помощью «Словаря древнерусского языка» и современных средств поэтической дисциплины описать и баталии, и общую картину, что отражена в ПЕРВОИСТОЧНИКЕ. Надеюсь, читатель, я смог в силу своих ограниченных способностей передать чувства и чаяния руссов того времени, чувство патриотизма, что составляли и составляют суть самого произведения.

Анатолий Шамов

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государь. Слово о полку Игореве, перевод со старославянского, венки сонетов, повесть «Спецназовец» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я