Дети мыслят по-разному. Записки психолога

Анатолий Зак

В брошюре, адресованной широкому читателю, рассматриваются важные различия в мышлении детей. Одни дети решают задачи содержательно, вдумчиво, стараясь понять свои действия, другие действуют формально, торопливо и часто безуспешно, пытаясь получить результат. Предлагаются также задания, чтобы узнать, как тот или иной ребенок решает задачи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети мыслят по-разному. Записки психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Одни изделия плавают,

другие — тонут

Посмотрим, теперь, как своеобразие обсуждаемых способов познания проявляется более конкретно, — на примере решения такой познавательной задачи, как выработка знания о плавании твердых предметов в воде.

Допустим, что в качестве материала для решения этой задачи предлагаются следующие предметы: большое коричневое тяжелое деревянное полено, серая песчинка, серая алюминиевая кастрюля, белая лошадь, отлитая из парафина в натуральную величину, маленький красный деревянный шарик, небольшой красный железный гвоздь, большая прозрачная хрустальная ваза, зеленая парафиновая свечка.

Если человек будет решать задачу в соответствии с нормами формального способа познания (т. е. на основе сравнения внешних особенностей изучаемых объектов), то он должен узнать, какие виды предметов плавают в воде, а какие тонут, т.е. произвести классификацию данных предметов. Для этого их следует поочередно погрузить в воду и результаты погружений сравнить. В итоге можно будет сделать вывод, что к классу «плавающих» относятся предметы, сделанные из дерева, парафина и имеющие незаполненную объемную форму (ваза и кастрюля). Таким образом, в результате опытов получится искомое знание — знание о видах предметов, плавающих в воде. (Интересно заметить, что другой класс предметов — «тонущих» — образовать путем сравнения не удалось: песчинка и гвоздь внешне не имеют ничего общего).

Пользуясь этим знанием, человек может уверенно судить о «плавучести» незнакомых предметов (не погружая их в воду). Однако если встретится стол из пластмассы или стеклянный графин, частично заполненный водой, то, чтобы установить, будут ли они плавать, их придется все же погрузить в воду. Это следует из того, что такие характеристики этих предметов, как «сделан из пластмассы» и «имеет частично незаполненную объемную форму», в полученном ранее знании не отражены.

Иначе решается та же задача в русле содержательного способа познания.

Здесь нужно специально подчеркнуть различие целей в применении формального и содержательного способа познания. Если применение формального способа направлено на то, чтобы узнать, какие предметы плавают, а какие — тонут, то применение содержательного способа направлено на то, чтобы узнать, почему одни предметы плавают в воде, а другие тонут. Для этого, — из большого числа разных характеристик любого твердого предмета (таких, как цвет, размер, вес, форма, температура и т.д.) и отношений этих характеристик, — необходимо выделить отношение таких характеристик, изменение которых заставляет любой предмет изменять характер своего «поведения» в воде, — либо тонуть, либо плавать..

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети мыслят по-разному. Записки психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я