Homopark в моем багажнике

Анатолий Гаврон, 2021

Вот и собрались все пьесы под одной «крышей». И готовы распахнуть свои страницы для читателей. Одни читатели прочитают с любопытством, другие пристрастно, потому что пьесы всегда интересны режиссерам, именно они пытаются не только увидеть, но и услышать особый внутренний строй, интонацию, созвучную их творческой натуре. Есть, правда, и те, кто на первой же странице зевнут и отложат в сторону книжку. Мой призыв не к ним. Пьесы рождаются по-разному. Редко они рождаются быстро, чаще очень долго. Еще реже они собираются все вместе, и им повезло, они теперь «живут» в одном доме, в одной книжке. Шумное сообщество. А. Гаврон

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Homopark в моем багажнике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Homopark в моем багажнике

Памфлет в трех действиях с прологом и эпилогом

Действующие лица:

Верхи Мегаполиса:

Бобр — бывший глава мегаполиса. Без слов.

Барсук — глава культуры мегаполиса.

Оранга — фрилансер всего на свете.

Главная Саранча — чистильщик административного поля.

Сотрудники Хомопарка:

Гризли — генеральный директор.

Панда — пресс-секретарь.

Ежик — заместитель по науке.

Лямблия — главный бухгалтер.

Барсук местный — заместитель по финансам.

Долгоносик — перспективный заведующий отделом карликов островных Homo sapiens.

Кенгуру — личный секретарь по особым поручениям генерального директора.

Русалка в аквариуме в кабинете Генерального директора.

Остальные:

Помощники и помощницы Главной Саранчи.

Белки, львы, зайцы, куропатки, тигры и весь многообразный зоомир — сотрудники низшего звена Хомопарка.

Все персонажи вымышлены.

Сходство с миром людей случайно.

Пролог

Назначение

Холл запасного выхода главного административного здания мегаполиса. В центре холла бесшумный прозрачный лифт. Появляется Оранга. На плече большая сумка с широкими веревочными ручками. Она достает из сумки спелый банан, а потом сумка «превращается» в гамак. Одной рукой держа банан, другой ловко вешает гамак спиной к дверям лифта, ложится и начинает есть банан. Доев его, бросает кожуру через себя.

Двери бесшумного лифта открываются, и из него выходит Барсук. Он, как всегда, небрежно и стильно одет, в белой рубашке с расстегнутым воротником, гладко выбрит и хорошо пахнет. В последний момент он останавливается перед банановой кожурой и многозначительно смотрит на возникшую «инсталляцию».

Оранга, подняв руки над собой, хлопает в ладоши.

Оранга. Бравушки! Первое испытание ты прошел успешно. Но оно самое простое.

Барсук. И в чем оно заключалось?

Оранга. Не наступить на банановую корку.

Барсук. И что это значит?

Оранга. Ничего. Кроме того, что падать не стоит перед началом карьеры.

Барсук. Карьеры? Зачем?! Зачем я согласился на встречу с тобой? Чтобы ты унижала меня своими жалкими испытаниями?

Оранга. Жалкие они до тех пор, пока ты не обнаружишь в них смысла.

Барсук. А я и не собираюсь обнаруживать в них смысл.

Оранга. Хорошо, оставим на потом смысл. Но я хочу заметить тебе, что не ты согласился на встречу со мной, а я не смогла тебе отказать. Не предлагаю гамак, он одноместный. Садись рядом, будем медитировать.

Барсук. У меня мало времени. Что ты можешь мне предложить? Если ничего, кроме медитации, разбежались.

Оранга. То, что я могу тебе предложить, не осуществляется на скаку и с шашкой наголо.

Барсук. Я ушел (уходит.)

Оранга (вдогонку). Осторожно, не наступи! (Барсук возвращается). Вот и хорошо.

Оранга встает, проходит на середину холла, садится на пол. Барсук послушно идет за ней. Оба медитируют.

Барсук. Вообще-то я назначил встречу, потому что здесь у меня еще одно дело. Может быть, самое главное.

Оранга (с закрытыми глазами и сжатыми кончиками пальцев). На которое идти тебе противно, и ты не хочешь присутствовать на этой церемонии.

Барсук. Почему ты так решила?

Оранга. Ты бы давно уже был там. Смотреть, как, бывший собирает свои вещи, подарки от любящих подчиненных, не самое приятное зрелище. Если бы он хотел унести не свое, он давно бы уже это сделал. Он заберет лишь свое. И тебе там незачем быть. Теперь ты отвечаешь за всю культуру, а не за какие-то жалкие подарки от подхалимов. Даже если они из золота. Хотя я сомневаюсь.

Барсук (выходя из себя). Вот именно за культуру! Зачем она мне?

Оранга. Неправильно ставишь вопрос. Поэтому никогда не получишь ответа. А вопрос очень простой — зачем ты ей нужен. Подумай, и все станет на свои места.

Барсук (после паузы). И зачем? Нет, не умею я медитировать, искать истину.

Оранга. А тебе и не надо медитировать. Тебе надо только слушать меня.

Барсук. А не много это для тебя? Надорвешься.

Оранга. Что ты! Самая, малость.

Оранга, очнувшись от медитативного погружения, хлопает в ладоши.

Ладно, для первого раза достаточно. Со временем ты привыкнешь к такой форме общения. Так я могу передать тебе гораздо больше информации, чем просто беседа. Хотя после некоторого события, которое здесь произойдет буквально через пару минут, можно будет пропустить и пару бокалов хорошего вина и потрепаться.

Барсук. Ничего не понимаю.

Оранга. Всему свое время. Ты, если захочешь, будешь слушать меня. Но решать тебе, делать или не делать это.

Барсук. Мне рекомендовали тебя как самого умного и изобретательного фрилансера.

Оранга. О! Я могу больше, гораздо больше.

Барсук. Больше не надо.

Оранга. Пока. Не надо.

Барсук. Потом я решу.

Оранга. Поверь мне, я уже много сделала в образовании. Остался последний бастион — культура. Он хоть и крепкий орешек, но такой пестрый, такой разный. Он интереснее образования. Там было все жутко консервативно. И было легче, там ведь меньше публичности, все варятся в своем соку. Добавь пару капель в это варево, и процесс пошел. Здесь так не получится. Но скажи мне, зачем всем культура? Зачем?? Ее так много! Она бесконечна!! Пожалуй, надо оставить бесконечность знатокам. Их горстка. Они ничего не значат. А остальное — твоя работа! Разведи всю культуру по группам, интересам, удовольствиям. У тебя большие перспективы! Я знаю, что у тебя были другие цели и усилия ты прилагал для других перспектив… Но ведь никто не знает, где найдет, а где потеряет.

Барсук. А чего хочешь ты?

Оранга. Мой удел — тень.

Барсук. Кукловодов мне не надо.

Оранга. Нет, нет! Я буду появляться только тогда, когда буду нужна.

Барсук. И все-таки?

Оранга. Два процента от всех твоих начинаний и проектов.

Барсук. Где же я тебе их возьму?

Оранга. О, поверь мне! Культура — это неиссякаемый источник. Каждый раз, когда ты будешь приниматься за какой-нибудь проект, готовь сразу другой, который должен будет переделать предыдущий. Я все время учусь у строителей дорог. Построив, они уже готовы к их переделке. А культура намного приятнее.

Барсук. И ты думаешь, до тебя никто не додумался до этого?

Оранга. Я не открываю Америку. Тем более, кто мне это позволит. Но все, кто был до тебя, не трогали устоев культуры. А мы ее тряхнем! Когда-то же надо начинать. Это последний бастион!

Неожиданно на ступеньках лестницы, ведущей вниз, появляется Бобр. Не видя никого из окружающих, он пересекает холл, направляясь к лифту. Неожиданно поскользнувшись и не удержав равновесия, падает на отполированный металлический пол. Первая реакция Барсука — помочь упавшему, но что-то сдерживает его. Он молча, улыбаясь, смотрит на Бобра. Тот невидящим взглядом смотрит вокруг, поднимается и, выпрямившись, вновь возвращается к лестнице, ведущей вниз. Исчезает. Барсук, чувствуя взгляд Оранги, оборачивается к ней.

Барсук. Что ты так смотришь на меня?

Оранга. Любуюсь.

Барсук. Ты не в моем вкусе.

Оранга. Боже упаси! Все личное мешает делу.

Барсук. Тогда от чего любование?

Оранга. Ты прошел и это испытание.

Барсук (усмехнувшись). А как же я без тебя буду знать, прошел я испытание или нет?

Оранга. Глядя в зеркало.

Барсук. Как это?

Оранга. Надевай всегда белую рубашку, не застегивая верхнюю пуговицу. И ты будешь видеть, как растет и округляется твоя голова. Значит, ты правильно все делаешь. Шучу. За тобой хорошее вино.

Барсук. Но я ведь не принял решения.

Оранга. Если ты его не принял, значит, за мной прощальный бокал вина.

Они направляются к лифту, оставляя гамак и деликатно обходя кожуру банана.

Действие первое

Предчувствие

Большой просторный кабинет генерального директора Хомопарка. Весь обшитый деревом от пола до потолка. Поверхность неровная, где выпуклая, словно почерневший ствол дерева, где светлая и гладкая, словно светящаяся перспектива леса. Справа — официальные двери, всегда распахнутые, слева — невероятных размеров стол: четыре отполированных пня, на которые положены гладко струганые доски. Вокруг стола ряд таких же отполированных пней разных высоты и диаметра. За столом чуть приоткрывается дверь в служебную комнату отдыха генерального.

Центральную часть кабинета украшает вписанный в деревянные панели голубой аквариум с Русалкой. Пока никого нет и свет в кабинете приглушен, Русалка плавает, радуясь тишине и покою, изредка издавая завораживающие звуки, поднося к губам морскую раковину.

Загорается свет. Входит Гризли — генеральный директор Хомопарка. Он страдает одышкой, но, входя в кабинет и увидев Русалку, берет себя в руки.

Гризли. Вот чертовка! Сколько раз вхожу в кабинет, и каждый раз сначала пугаюсь, а потом волнуюсь. (Русалке.) Здравствуй, говорю!

Русалка недвусмысленно кокетничает с ним. Она тоже рада его видеть.

Ну, ты это брось! Нашла с кем заигрывать. Уже годы не те! Хотя и в молодые годы боялся я вашу сестру! Нет, рыбу я люблю, а вот все остальное…

Подходит к аквариуму, кладет лапу на стекло.

За этим занятием его застает Панда — пресс-секретарь.

Панда. Не знаю, что вы все в ней нашли? Но сейчас не до нее.

Гризли. Что это с тобой? Неужели пчелы?.. Шучу. Мед ты не ешь!

Смеется.

Панда. Не до меда! Он сегодня будет у нас!!!

Гризли. Будет так будет, встретим.

Панда. Он, может быть, уже здесь!! Это новый стиль —

не докладывать никому, купить билет и войти через главный вход со своими гориллами.

Гризли. Да все обойдется. Сколько их было? Слушай, я только сейчас почему-то подумал, а чем ее кормят? Панда. Кого?

Гризли (показывая на Русалку). Ее!!!

Панда. Вам лучше не знать. Не об этом думаете!

Панда роется в бумагах на столе Гризли. Протягивает ему папку.

Вот! Я это вчера вечером передала. А вы не читали?

Гризли (надевая очки). Вероятно, это было поздно. Я уже уехал. Читает молча, потом так же молча садится на свой пень у стола, отвернувшись от аквариума, где Русалка безуспешно пытается привлечь к себе его внимание.

Панда. Как ее угомонить? Не понимаю, что интересного в

ней находят самцы любого вида. Но ведь находят, не оторвешь. Ведь это ошибка природы, недовид, незаконченная эволюция. Ни рыба, ни человек.

Гризли (не отрываясь от чтения бумаг). Там кнопка в панели, нажми.

Панда нажимает кнопку. Медленно опускается штора, на которой изображена лежащая русалка, явно написанная руками человека.

Панда. Смотрю я вот на эту уродину, которую намазали лесорубы с Севера, что у нас в вольере живут, и не пойму. Не пойму, что же в этом хорошего. Одно хорошо — вольер они сами оформили, ни копейки не понадобилось. А как напьются, как начнут песни петь, так житья соседям нет. Соседи их, венецианские гондольеры, так не то чтобы в лодках своих, под мостком прячутся. А потом и те и другие целый день спят. Но ничего не поделаешь, такое у них человеческое сообщество. Вы что-то молчите все…

Гризли. А что говорить, если на все, что ты написала, у них есть свое решение.

Панда. Не впадайте в панику. У них это всего лишь проект. А мы подготовили на их проект свое мнение, основанное на наших достижениях. Но если вы посмотрите на их вторую бумагу, то они уже произвели замены на большей части объектов культуры, но не у нас. У них это называется…

Гризли. Я знаю, как это называется. Надо собирать всех, надо говорить!! Надо сплачиваться.

Панда. Я думаю, что все уже знают. Только вот…

Гризли. Только что?

Панда. Захотят ли сплачиваться?

Гризли. Вот и посмотрим.

Стучит молотком по столу. Звук эхом разносится по кабинету. Незамедлительно открываются в деревянных панелях двери, дверцы, отверстия, из них появляются сотрудники Хомопарка: Ёжик — заместитель по науке, Лямблия — главный бухгалтер, Кенгуру — личный секретарь, Долгоносик — перспективный заведующий отделом островных Homo sapiens.

Все рассаживаются по своим местам, кроме Долгоносика, который все время крутится возле шторы с Русалкой, пытается заглянуть внутрь.

Я пригласил вас… Впрочем, вы все уже знаете.

Ёжик. Мы все знаем. Им нас не переварить.

Панда. Конечно, кто-то свернется колючками наружу.

Лямблия. Я вообще не понимаю проблемы. Нужны годы, чтобы разобраться в нашем хозяйстве. Если уже я не во всем разобралась за эти годы, то как им это понять?

Панда. Ты не разобралась? Смешно слушать. Ты уже не раз отутюжила у всех внутри. Некоторых до сих пор тошнит.

Лямблия. Ну, зачем уж так прямо, так откровенно. Я действовала по закону природы. Вы бамбук едите, а я питаюсь…

Панда. Знаем мы, чем ты питаешься.

Долгоносик (не отрываясь от ширмы). А лучше посидеть и посмотреть.

Все повернулись к Долгоносику: «Что??»

А может, они поймут и уйдут. А мы останемся.

Гризли. Надо приготовиться и выдать им всю нашу работу! Всю! Сразу!! Чтобы они не могли опомниться. Они не осилят этого!!! Мы в своем роде уникальны. Здесь собрано в миниатюре все человечество: по расам, по континентам, социальным особенностям, вплоть до уникальных отклонений, которые в природе бывают редко, а некоторых вообще уже нет. Один павильон маньяков всех мастей чего стоит. И разобраться в этом неспециалисту невозможно. А самих специалистов, кроме как здесь, нет. И это еще не все. В долгосрочном планировании нашей жизнедеятельности на ближайшие десять — двенадцать лет мы разработали уникальную программу и приступили к ее осуществлению. Вы, конечно, понимаете, о чем я говорю. Я говорю о применении методов искусственного оплодотворения в целях поддержания генетического разнообразия малых популяций. И не только малых, но и всего спектра представленного в нашем Хомопарке человеческого населения путем создания и использования банка гамет.

Пауза.

Панда. Вот это что сейчас было? Речь перед сокращением или как?

Все присутствующие приняли позу безразличия. Панда подходит к Гризли. Встав на пенек и почти шепотом, чтобы никто не слышал, говорит ему на ухо. Не двигаясь, не меняя позы, все внимательно слушают.

А вот последнее совсем зря. Все уже забыли про это. Даже Лямблия не помнит про деньги, которые были потрачены на подземное хранилище. А ты все выбалтываешь.

Гризли. Но чем-то мы должны их остановить? О хранилище никто не помнит. А если кто и знал, то уже забыл. Эта инициатива прошлого верховного начальства.

Панда (ухмыляясь). Да уж! Не знаешь, откуда чего ждать. Они хотели сохранить для будущих поколений свой генофонд чиновников. Можно подумать, что он отличается от всего остального генофонда, начни мы его собирать…

Гризли. Но не начали же. Пронесло. Теперь другое руководство, ему это не надо. Они бессмертия хотят при жизни. Зачем думать о будущем? Ты ничего не замечаешь?

Панда. Смотря что?

Гризли. Все они, кто сейчас пришел руководить культурой, в два раза моложе тебя.

Панда. О моем возрасте ты можешь только догадываться.

Гризли. И все-таки хорошо, что мы приспособили хранилище для наших нужд. Это может быть козырем в нашей битве с нынешними чиновниками. Но смотри, нашему Тигру-осеменителю ни слова. Пусть думает, что еще непочатый край работы. Он по-прежнему в хранилище живет?

Панда. По-прежнему. Никого не пускает туда. Получает еду в окошке и работает. Только прошу тебя, не сболтни, что генофонд человечества в миниатюре уже собран, ну, почти собран. Остались маньяки. Вот только не знаю, нужен ли этот материал нынешним верхоглядам?..

Гризли. Все нужно. Все потом пригодится. Но неужели все собрали? И как они ему отдавали свой этот генофонд? Даже я его побаиваюсь. А эти люди, и без шерсти…

Панда (потупив глаза). Ну, где надо было сурово, значит, сурово, а в остальном — лаской, улыбкой. Ну, это было по моей части. Но все протоколировали, никаких отклонений от правил. А что если эти прочтут все документы? Это ведь все вне установленных правил… Впрочем, они ни читать, ни писать не умеют. Только считать.

Гризли. Это хорошо. Думать нам надо, просчитать ситуацию на несколько ходов вперед. Они так не умеют. Панда. А может, пронесет? Ведь сколько лет проносило?

Гризли. Боюсь, не пронесет. Другие времена, и конца им не видно…

Панда. Мы с тобой жизни здесь прожили… Извини, отвлекла, продолжай.

Остальные участники сцены от напряжения падают в изнеможении.

Гризли (продолжая речь). Не имея возможности абсолютно точно воспроизвести естественную среду обитания человека, Хомопарк стремится максимально приближать условия их содержания ко вновь созданной социокультурной среде, учитывая при этом поведенческие и физиологические потребности видов. Для повышения…

Не договаривает. В дверях появляются Барсук местный — заместитель по финансам Хомопарка и Барсук — глава культуры мегаполиса. За ними — две Гориллы в черных очках. Оранга как тень всегда у всех за спиной. Барсук местный также выглядит, как и высшее руководство культуры, оба в белых рубашках с расстегнутыми воротничками.

Барсук местный (постоянно смеясь). Не имея возможности точно воспроизвести естественную среду обитания человека, Хомопарк стремится максимально приближать условия их содержания к вновь созданной социокультурной среде, учитывая при этом поведенческие и физиологические потребности видов. Для повышения эффективности и продвижения проекта есть возможности! Я умело финансирую проект и приближаю его осуществление к эталону! Не скрою, и меня греет установка на молодежь. Я молодой, и пора здесь все тряхнуть, чтобы не только пух да перо полетело, но и жир накопленный потек!

Глава культуры проходит мимо Барсука местного и рассматривает кабинет, не обращая внимания на окружающих. Гориллы следуют за ним. Оранга появляется перед главой культуры словно ниоткуда. Она подбрасывает легкий яркий платок, дует на него, завораживая тем самым окружающих.

Барсук. Перестань вертеться передо мной. Ну, мы приехали, и что? Не проще было бы всех взять и выгнать. По ним крематорий плачет.

Оранга (продолжая игру с платком). Проще. Но не идеально. Важно, чтобы они сами решили, что им туда пора.

Барсук. Что теперь? У тебя минута.

Оранга. Я уложусь в половину. Теперь все пойдет само собой. Я пригласила подруг по прошлой работе в образовании, надеюсь, ты не возражаешь?

Барсук. Училки?

Оранга. Что ты! Они их уже давно съели. Нет, они из разных сфер, но делаем мы одно дело! Они здесь наведут порядок.

Барсук. Перестань загадки загадывать.

Оранга. Перед тем, как они появятся, два слова надо сказать этой публике. Всего два слова. Да, и выбрать первую жертву из местных.

Резко и с шумом поднимаются жалюзи и открывается аквариум с плавающей Русалкой. Она кокетливо машет руками, бьет хвостом, всячески приглашая к себе. Перепуганный Долгоносик, который наконец-то обнаружил заветную кнопку, теперь не знает, куда себя деть.

Долгоносик. Простите, случайно получилось. Я не хотел, то есть я хотел, но не так…

Барсук. Что это?

Панда (закрыв собой Гризли). Добрый день! Мы рады приветствовать вас в Хомопарке. Дело в том, что это мифическое существо несет в себе два начала, одно — человеческое, и, как мы видим, совершенно лишена меры, провоцируя на низменные отношения с любым видом из природы, будь то мир людей или наш, многообразный мир природы вообще. Другая ее часть, обратите внимание на хвост, относится к рыбам. Два начала борются в ней. Вот мы и пытаемся понять, кто победит. Научный эксперимент. А чтобы было удобно наблюдать нашему генеральному, в кабинете установлено окно.

Барсук. А она ничего.

Оранга. Посмотрим-посмотрим, что это за эксперимент (Барсуку.) Вот уже есть за что зацепиться. Твоя речь!

Барсук. Не скрою, все, что я увидел, мне глубоко несимпатично. Надо еще разобраться, кто здесь кто.

Гризли (пытаясь сказать). Вот об этом я хотел бы сказать.

Барсук. Надо еще разобраться, кто здесь кто. И как эти кто здесь все это сотворили.

Оранга (тихо). Выгони местного Барсука. Он твоя помеха здесь.

Барсук (очень тихо). Что скажут сородичи? Он мне не нравится, но родственные корни не позволяют. Если бы он претендовал на мою должность, тогда другой разговор. А так…

Оранга (все также с платком). Смотри сам. Он молод, место найдет. Но ты опровергнешь слух, что дорога у нас только молодым. Ты не взираешь на клановую принадлежность. А он просто твоя помеха в ближайшем будущем. Там же на морде написано: «а что я с этого буду иметь». Все вы, барсуки, одинаковые. Шучу.

Барсук. Пожалуй, ты права. Но не надо мне подсказок, я сам знаю.

Оранга. Действуй.

Барсук (Барсуку местному). Ты свободен.

Барсук местный. Я?? Почему? Дайте собрать вещи и сдать дела!

Гориллы молча подходят к нему. Барсук местный выходит вперед. За ним уже стоят Гориллы. Он кланяется. Потом подпрыгивает.

Йо хоо!!! Я первый, значит, легко отделался! Счастливо оставаться!!

Уходит. Его сопровождают Гориллы, но быстро возвращаются.

Барсук. Работа проделана большая, но пустая. А что немаловажно — и материальные средства израсходованы впустую.

Лямблия. Как впустую? Почему впустую? У меня все документы в порядке. Я не брала ничего лишнего. Что давали, то и брала. И комары были, и носы у них, и все остальное, в общем, остались довольны. У меня все аккуратно. Ничего не брала, кроме того, что учла…

Барсук. И что немаловажно, материальные средства израсходованы впустую!! Что дает повод и возможность поставить вопрос о неполном служебном соответствии. (Лямблии.) Это я вам говорю!

Лямблия выходит вперед.

За ней молчаливо выстраиваются Гориллы.

Лямблия. Звери добрые, поверьте, ничего лишнего не брала, только что могла переварить, переварила, каюсь, ну ничего лишнего. Прощайте… (Уходя). Но ведь ничего лишнего, ничегошеньки…

Уходит также в сопровождении Горилл.

Барсук. Ну, где они, твои чистильщицы?

Оранга. А ты объяви и уходи. Негоже пачкать белую рубашку.

Барсук. С сегодняшнего дня начинаются полномасштабная проверка и смена руководства. Всем пройти по рабочим местам и ждать проверяющих.

Оранга. Отлично! Они уже за дверью.

Барсук, Гориллы и Оранга уходят. Ошеломленные сотрудники Хомопарка еще стоят на месте.

В распахнутые двери военной походкой входят три саранчи — одна главная и две помощницы. На них ядовитого цвета зеленая форма. Отличить одну от другой почти невозможно. За плечами у каждой оружие, похожее на огнемет, но легкое, изящное, почти игрушка.

И только у одной из них повязка, выдающая в ней главную.

Главная Саранча. Надеюсь, вам ясно сказали, что все должны быть на своих местах. Позже каждого из вас я вызову на собеседование. Но предупреждаю, будет трудно. Трудно доказать, что вы на своем месте. Вы еще здесь??

Все сотрудники спешно уходят, озираясь при этом на Гризли. Но тот остается на месте.

(К Гризли.) Ключи от всех входов в кабинет.

Гризли бросает ключи на стол.

Гризли. Это мое рабочее место, и я отсюда не уйду. Главная Саранча. Девочки, закрыли все двери, кроме входной. Теперь все будут входить через одни двери. (Глядя на Русалку.) Какая непозволительная роскошь.

Помощницы Главной Саранчи синхронно, проверяя, нет ли кого за дверьми, закрывают их. За одной из дверей обнаруживают Долгоносика.

Долгоносик. Я тут папку забыл. Разрешите? Главная Саранча. Она вам не понадобится больше. Я делаю вам первое замечание, вы не на рабочем месте.

Долгоносик, кланяясь, пытается уйти в свою дверь, но понимает, что она заперта, пятится и все еще посматривает на Русалку. Добравшись до входной двери, исчезает за ней.

Главная Саранча. Окно этого аквариума задраить, воду спустить. Это «не пойми что с хвостом» засушить и передать в музей современного искусства.

Механические шторы опускаются, но на них «красуется» расписанная «радостными красками» русалка.

Девочки, закрасьте это убожество биоматериалом.

Помощницы снимают свое оружие и густой зеленой краской в стиле граффити закрашивают нарисованную русалку. Во время этого занятия Гризли незаметно исчезает в своей служебной комнате.

(Обращаясь спиной к Гризли.) Через пару дней все это дерево сожрет эта зеленая биомасса. И я посмотрю, как вы усидите в этих руинах. А теперь с моими замами пройдите по территории и покажите все хозяйство (Оборачивается.) Как? Так быстро сбежал. Чувствую, здесь будет легче, чем на нашем прошлом проекте.

Главная Саранча и помощницы уходят.

Слышно, как из аквариума сливается вода, как хвостом по стеклу бьет Русалка, как она истерично смеется, выдувает истошные звуки из своей большой раковины. Но потом все погружается в тишину.

Гризли (выглянув в открытую дверь). Братцы, работайте, работайте. Как только кто-то незнакомый появится, сразу замолкайте.

Весело запели сверчки.

Действие второе

Установка

Четыре часа спустя. Вечер. Мерно, почти засыпая, поют сверчки. Но вдруг замолкают. Появляется Главная Саранча. Устало обходит кабинет, проверяя, заперты ли двери, заглядывая в бумаги на столе. Открывает папку. Читает.

Главная Саранча. Не имея возможности воспроизвести среду обитания, надо стремиться максимально приблизить условия их содержания к природным, учитывая физиологические потребности. (Пауза.) Чушь. Надо финансово сконцентрировать все в одной точке и с наименьшими затратами получить наибольшие прибыли. При этом создавая внешне революционно имиджевый фон.

Она резко срывает с себя «огнемет» и выстреливает зеленой тягучей биомассой по всем деревянным панелям. Увлекшись, она это делает словно бас-гитарист на рок-концерте. За этим занятием ее застает Оранга.

Оранга. Неплохо, девочка, совсем неплохо.

Главная Саранча. Да это я так… От злости. Это затхлое ватное убежище требует обновления.

Оранга. Я вернулась тебя инструктировать, давать установку. А поняла, что это незачем. Ты все знаешь и без меня. Только действуй молниеносно. Не мне тебя учить. Я когда-то здесь работала. Ты удивлена? Мне тоже надо было когда-то и где-то начинать. Я работала там, далеко от этого кабинета. Это называется аборигены Новой Зеландии. Там еще кукушка всем заправляла. И был тут мангуст, веселый такой, молоденький. Решил самому Гризли в шею вцепиться и завалить…

Главная Саранча. Какие воспоминания!! И что стало с ним? Оранга. Не успел. Все хотел здесь перевернуть и не успел. Он даже до стола не успел добраться, змеи его усыпили ядом, а потом разделали на полоски, и все приближенные Гризли носили кусочек его шкуры как талисман… А он просто хотел стать Гризли, не больше.

Главная Саранча. Здесь все надо менять!

Оранга. Но действовать молниеносно. Не дать им опомниться. Они играют только на дальние дистанции. А надо вырвать почву у них из-под ног. Не дать им упереться. Ну, что я тебя учу! Мы славно поработали в образовании, теперь здесь, потом в медицине. У нас неплохое поле впереди.

Главная Саранча. Сначала разделим, потом половину уберем. Потом еще разделим. Но у меня есть предложение.

Оранга. Это мне нравится. Я не ошиблась в тебе.

Главная Саранча. Не понимаю, зачем держать такие количества экспонатов, которые едят, спят, испражняются. И ничего не делают.

Оранга. В чем предложение?

Главная Саранча. Муляжи! Из всех получатся муляжи. Лучшие муляжи оставить в парке. Остальные распределить по передвижным хомопаркам. Они компактны, много места не займут. Приехав в нужную точку, развернуть экспозицию, собрать деньги и потом также свернуть и переехать на другое место. А здесь… Ну зачем здесь для каждого вида, народности, типажа такие большие площади? Муляжи сократят площади в несколько раз. Доходность будет не двойная, а тройная: от сокращения, эксплуатации, высвобождения площадей и всегда яркость экспозиции. Ведь приходишь сюда, а тут часть особей, особенно мужского пола, завалится где-нибудь на диван и спят весь день. Ни кожи, ни рожи не видать.

Оранга. Мысль! И персонал сам собою сократится. Останутся сторожевые псы минимально. А всякие там кормокухни, прачечные еноты-полоскуны, просветилки всякие из зайцев и сов совсем будут не нужны. Мысль!!! Мне нужен твой план.

Главная Саранча достает из нагрудного кармана файл с листочками.

Главная Саранча. Не люблю сумочек.

Раздается треск. Падает первая деревянная панель, открывая изъеденные почерневшие перекрытия.

Оранга. Что это?

Главная Саранча. Это наше оружие в действии. Короеды и трубкозубы делают свое дело. Через сутки здесь от дерева и тканей ничего не останется. Стены они не тронут. Так что внешне все будет обычно.

Раздается короткий предсмертный крик Русалки, и все стихает.

Оранга. А это что?

Гласная Саранча. Пытаемся вернуть немалые средства от содержания этой роскоши в аквариуме. Теперь ее высушат, не повредив оболочки, отполируют и продадут в музей современного искусства. Я с директором уже договорилась. Это наш первый муляж.

Неожиданно на глазах разваливаются стол, пеньки, падают сверху еще деревянные панели. Все превращается в груду трухлявой древесины.

Оранга. Хорошо работаешь! Но лучше пока отсюда уйти. Главная Саранча. Не вопрос. Выходи. Заодно посмотрим, что там сотворили из этого рыбьего хвоста мои девочки.

Ночные посиделки

Тихо открывается дверь служебной комнаты отдыха генерального директора, появляется Гризли. Он все слышал и пребывает в глубоком раздумье. С грохотом падают деревянные панели, изъеденные изнутри служебной комнаты, вздымаются половицы кабинета. Передвигаться в этом пространстве весьма затруднительно. Гризли все-таки находит уцелевшее пока местечко с пеньком и присаживается.

Гризли. Ребята! Все-таки работа есть работа. Молчать можно только тогда, когда кто-то приближается.

Многоголосый хор сверчков дружно затянул свое хоровое пение. А где-то далеко на территории Хомопарка затянули свои тягучие песни поморы, словно соревнуясь с ними застучали в барабаны представители африканских племен. К ним присоединились подвыпившие ковбои, трезвые чукчи и всегда веселые венецианские гондольеры. Голоса поют, ругаются. Обычная ночная жизнь Хомопарка.

Вот! Молодцы! Благодарю за службу! Вы всегда работали дружно! (Себе.) А эти, там, может, в последний раз поют. И ругаются. Кто-то зачинает потомство. Теперь этого не будет. Они еще не знают…

Сверчки резко замолкают. По уцелевшим половицам, кряхтя и шатаясь, пробирается Панда.

Панда. А я на огонек заглянула.

Гразли. Это свои, ребята!

Сверчки снова затянули свою песню.

Панда. Они разогнали половину сотрудников. Кроликов

застукали за пожиранием капусты в отделе кавказских народов. В отделе Полинезии кенгуру обвинили, что даром едят хлеб и что за этими смотреть совсем незачем, они тихие и есть особо не просят. А кормокухню вообще упразднили!

Гризли. Это как?

Панда. А вот так! Теперь все будут получать из общего

родской столовой. Кормим всех одинаково! Пусть едят, что дают. Что будет?

Гризли. Что-то будет!..

Панда. А экспозиция Хомопарка будто с ума сходит. Все поют, танцуют, играют, дерутся. Словно праздник наступил.

Гризли. А может, и праздник. Последний.

Панда. Без истерик, пожалуйста! Еще повоюем.

Сверчки опять замолкают. По руинам ловко и умело катится Ёжик. Несмотря на головокружительные, но не всегда удачные кульбиты, он все-таки добирается до спасительного уцелевшего островка в кабинете. При этом крепко прижимает к себе папку с бумагами.

Гризли. Свой!

Сверчки, довольные, продолжают. А за окнами продолжаются крики, битье посуды. Лай собак на некоторое время заставляет замолчать разбушевавшихся экспонентов. Снова полились песни, смех — милые ночные посиделки.

Ёжик. Все!! Все!!! Науки больше нет. Они ее сожрали.

Всю!! Подчистую.

Панда. Так быстро? Как это им удалось?

Ёжик. А вот так! Объявили тендер между термитами, ко

роедами, шашелями и древоточцами. Всех нагнали. А потом плюнули на тендер, и те сожрали все. И эти зеленые к ним присоединились. Шабаш! Вот только и спас свою докторскую.

С гордостью показывает свою папку. Но вдруг как-то необычно начинает озираться. Лихорадочно развязывает папку. Там лишь мелкие, словно фантики от конфет, бумажки.

Все… Вот она, наука!..

Он подбрасывает вверх бумажки.

Праздничное шоу! Лучшая награда победителю!!

Панда. Не свихнись, смотри!

Но Ежик подбрасывает и подбрасывает бумаги, что-то шепчет, улыбается.

Гризли (Панде). Там вода на столе! Побрызгай на него!

Панда берет стакан с водой и выливает на Ёжика.

Тот затихает и погружается в себя. Опять на мгновение замолкают сверчки и тут же дружно «запевают». Появляется Долгоносик. Он как-то легко прыгает с половицы на половицу, но замирает у Русалки, постоянно балансируя на непрочной, но целой половице.

Долгоносик. А что здесь произошло? Пейзаж после битвы какой-то.

Панда. А у тебя все нормально?

Долгоносик. Да.

Панда. У тебя они были?

Долгоносик. Да. Не понимаю, что за причина к упадническим настроениям. Они были у меня. Им так понравились мои малыши. Они даже вошли в вольер и пообщались с ними. Обещали прибавку к зарплате и улучшение условий труда! А еще рост по службе!

Все молчат.

И вообще… С роскошью пора кончать!

Долгоносик жестом показывает на закрашенные жалюзи аквариума Русалки. И, не дожидаясь разрешения, нажимает на кнопку. В аквариуме без воды Русалка висит как засушенная рыба. Все отворачиваются. Долгоносик прижимается к стеклу и что-то шепчет.

Ёжик. Если мы не дадим им бой, они уничтожат все. И это будет не выжженная земля. Это будет мертвое пространство. А нам придется вернуться в лес. И все начинать сначала.

Панда. Нет, нет!! Надо еще немного поработать. Просто так нельзя сразу в лес!! Мы с таким трудом из него вышли, мы столько сделали. И мы можем быть кулаком, единым целым… А они… они уйдут. Выжгут и уйдут.

Долгоносик. Господи, как вы надоели! Кулак, бороться. У них разумные цели. Да, у них нет сантиментов! Да кому нужны эти сантименты! Закон должен быть один. Старости не место в Хомопарке.

Долгоносик ужаснулся своим словам, но остался стоять, олицетворяя собой вызов.

Панда. Послушай, ты, недомерок. Ты все это не строил, ты пришел зеленым юнцом и тебя выбрали, сделали сменой старости. Все логично? И тебе собирались все это отдать со временем.

Долгоносик (вызывающе). Со временем! Дождусь я этого времени, как же!

Ежик. Спор сейчас неуместен. Мы все вместе? Или ты против, тогда проваливай!

Долгоносик. Я как все.

Ёжик. Тогда собираем всех на завтрашнюю войну. Утром у дверей встречаемся. Я набросаю наши требования, и мы начнем борьбу.

Попрощавшись, Ёжик решительно уходит, не обращая внимания на вздыбленные половицы. Долгоносик что-то опять шепчет в стекло, но, почувствовав на себе взгляды Панды и Гризли, смиренно уходит.

Панда. Ты им веришь?

Гризли. Нет, конечно.

Панда. И что делать?

Гризли. Ты не знаешь всего. Они из Хомопарка сделают настоящий музей.

Панда. А он что, ненастоящий? Все знают, что это музей под открытым небом. У него своя специфика.

Гризли. Он им станет безо всякой специфики. Из нашей коллекции сделают муляжи. Все это человечество будет муляжами в выгодных ракурсах и эффектных позах. Всем понравится, уверяю. Не надо кормить, чистить. Вот прямо как она, это первая ласточка.

Панда. Я подниму прессу. Все должны знать, что готовится.

Гризли. Поднимай. Но, боюсь, твоя пресса — это тот человечек… Помнишь, мы тогда веселились, когда отдел прибалтийских народов водрузил на своем домике человечка, который поворачивается в ту сторону, в которую дует ветер. Так и твоя пресса. Но все равно собирай, пока они ничего не знают о наших планах. Может, кто-то услышит.

Панда. Услышат. У меня свои хитрости.

Панда уходит. Сверчки снова замолкают.

Гризли. Все, ребята, можете отдыхать. Это моя помощница, а потом и мы уходим.

Появляется Кенгуру с большой дорожной сумкой.

Все принесла?

Кенгуру утвердительно кивает.

Он все отдал? Как тебе удалось?

Кенгуру делает такие широко открытые глаза, в которых читается: «Попробовал бы он не отдать!»

Запомни! Здесь весь генетический материал, вся наша коллекция, долгие годы работы. Если мы ее сохраним, то Хомопарк возродится в миниатюре. А потом видно будет. А теперь отдыхай. Завтра у нас с тобой долгий, долгий путь начинается. Я сам отнесу это в багажник. Представляешь, весь Хомопарк в моем багажнике?!

Они уходят. Мерно, почти засыпая, поют сверчки.

В Хомопарке слышатся отдельные ругательства, но и они произносятся без энтузиазма. Раздается то тут, то там мерный переливчатый храп. Очень тихо из-за сорванной с петель, но не упавшей панели, появляется Долгоносик.

Маленькими шажками он добирается до Аквариума.

Долгоносик. Ну, дорогая, я пришел. И мы первый раз вместе. Как хорошо. Теперь мы не расстанемся. Даже если мне придется их всех предать. Глупые животные! Кому нужно это человечество? Кто вспомнит об этом фальшивом венце природы?? Какая грандиозная идея сделать муляжи!! Ни еды, ни говна, все стерильно!! Почему эти старые придурки не додумались до такого совершенства. Потому, что старые сентиментальные идиоты! Миром будут править только долгоносики. Саранча — это как санитары, обработают землю, воздух, очистят от ненужной жизни и пошли дальше. А на их место придем мы — долгоносики. И разрубим эту связь. Я что, не вижу? Я слепой?? Все эти животные так и льнут к человечеству, так хотят их понять, как это у них все получается? Как они живут, как размножаются? А мне не надо знать, как! Мне вообще они не нужны! Оставят нас с муляжами. А самих знатоков — в леса, в леса. И чтобы никого сюда без приглашения. Завтра все решится, дорогая. Все решится в нашу пользу. Они думают, что они самые умные! Самые умные в этом мире долгоносики!!

Достает из кармана телефон, включает запись.

Панда (в записи). «Я подниму прессу. Все должны знать, что готовится».

Выключает.

Долгоносик. Вот и посмотрим, кто умнее. И тебя, глупец, я записал (Включает запись.)

Гризли (в записи). «Здесь весь генетический материал, вся наша коллекция, долгие годы работы».

Долгоносик. Вот и все. Завтра, все завтра. И мы посмотрим, кто кого. Ты потерпи, дорогая. После такого материала мне отдадут тебя целиком. И тогда наступят счастливые дни, и тебе не будет так одиноко.

Долгоносик нажимает на кнопку, и жалюзи медленно опускаются. Гаснет свет, и в полной темноте соревнуются в оглушительности пение сверчков и храп человечества Хомопарка.

Действие третье

Окончание операции

Большой белоснежный праздничный шатер. В распахнутом белом плаще уже без «оружия» мечется Главная Саранча. Постоянно чихает и отмахивается. Появляется Оранга. Сегодня она в черном. Главная Саранча еще больше чихает.

Оранга. Что с тобой? (Смеясь.) Заболела?

Главная Саранча (говоря в нос). Не знаю. Но поняла, что белое с черным усиливает мое недомогание.

Оранга. Потерпи. Откуда шатер?

Главная Саранча. Подарили. А я на белый цвет очень реагирую. Он меня возбуждает. Только без черного. Ладно, не суть. Все приведено в готовность номер один. Но нет старого руководителя. Они что-то затеяли.

Оранга. Ну что они могут затеять? Так, милые штучки!

Главная Саранча. Сегодня будет корпоратив. И пока все здесь, мы проведем операцию. Санитары уже на местах, сотрудники у дверей шатра, внутрь пока не пускаю. Но сколько выдержу, не знаю. Только бы они не перехватили инициативу. (Чихает.) А бывшего руководства нет.

Оранга. А где твои помощницы?

Главная Саранча. Да так, вчера не удержалась. В общем, съела. Очень есть хотелось.

Оранга. С кем ты осталась? Ты так все загубишь!

Главная Саранча. Не надо бояться. Ведь не первый раз. Теперь у меня помощники. Сейчас как раз нужна сила. (Смеется.) Вот, сама глянь.

Хлопает, и тотчас появляются в той же зеленой униформе помощники.

Занять места согласно плану операции!

Помощники расходятся на две стороны и покидают шатер.

Позволь познакомить тебя с нашим главным. Ну, не надо стоять за дверью. Не съем я тебя.

Скрывавшийся в складках шатра, появляется Долгоносик. Сегодня он изыскан в одежде, но черный и белый цвета преобладают.

Долгоносик (то ли от страха, то ли от волнения). А я и не боюсь вовсе, изучал, в чем причины вашей аллергии.

Главная Саранча. Ну и что выяснил?

Долгоносик. Это тля, наша совсем юная сотрудница.

Оранга (резко). Какой любознательный! Выдумки все это.

Долгоносик. Она теперь везде. Ведь этот шатер — подарок ее папы.

Главная Саранча (Оранге). Ты знала об этом?

Оранга. Догадывалась.

Главная Саранча. Впервые спрашиваю, что делать?

Оранга. Для начала не обращать внимания. Сил у нее не так много. Пока она скромница. Видишь, ее совсем еще и не видно среди нас. Но папин подарок сделал свое дело. Мы ее заметили. Сейчас надо делом заниматься, а не травить тлю.

Главная Саранча. Поняла. Долгоносик, речь для корпоратива готова?

Долгоносик. Я составил. Но, сами понимаете, это первый раз в жизни я на таком посту.

Оранга (Главной Саранче). Отдай его мне. Мы уединимся и все подготовим.

Оранга и Долгоносик уходят.

Главная Саранча. Включите ультрафиолет! Эта мелочь меня доконала.

По всему периметру шатер подсвечивается ультрафиолетом. Сотрудники Хомопарка у входа в шатер радостно шумят.

Прекрасно! Пусть думают, что мы скоро начинаем. Представляю, как им это понравится, вместе с праздником получить уведомление о сокращении, и всех в лес! Там их место! Сейчас не ваше время, зайцы, носухи тушканчики и лысухи. Сейчас эра насекомых наступила! И потихоньку мы всех вас выдавим в лес! Там место рабочей силе!

Неожиданно в шатер врывается Ёжик. В колючих лапках у него нож и вилка.

Ёжик. Что?! Испугались?! И правильно. Терять мне не

чего (Бросает в сторону столовые приборы.) Я и без них тебя сожру!

Главная Саранча. Уверен?

Ёжик. На все сто!

Главная Саранча. А если останешься на прежнем месте с прежним окладом?

Ёжик. Купить захотела?! Не выйдет! Не продаюсь!..

Главная Саранча. Зачем же покупать? Я предлагаю остаться, только и всего. Ну, меньше в подчинении сотрудников, ты один. Но все как прежде. Выбирай!

Ёжик колеблется.

Да! Еще одно дополнение к прежней работе. Скорее не дополнение, а моя личная просьба. В рамках нашей новой деятельности предстоит бороться с тлей. Понимаю, не твое, но все мы делаем то, чего не хотели бы делать! Жизнь… А я задыхаюсь здесь от этой твари. Она на стенках шатра, в складках. Надо языком ее уничтожить. Говорят, ее не так много здесь, но все же мерзкая тварь, молчит и портит мне жизнь. Я ведь в долгу не останусь! Я ведь знаю, что и ты ее не любишь. Ведь не взял же в свой отдел??

Ёжик минуту раздумывает, а потом подходит к стенке шатра и нерешительно начинает ее облизывать.

Спасибо, дружок!

У входа в палатку суматоха. Крики: «Пропустите! Пресса! Свободная пресса!» Вырвавшись из лап охраны, влетает Панда.

Панда. Почему меня не пропускали? Там за дверью вся пресса.

Главная Саранча. Вы здесь не работаете. Это мое решение.

Панда. Я о вашем решении не знаю ничего. И требую…

Главная Саранча включает запись. Панда в записи:

«Я подниму прессу, все должны знать, что готовится…» Выключает.

Главная Саранча. Здесь ничего не готовится. Здесь идет нормальная реорганизация. Не стоит накалять и без того сложную психологическую обстановку. «Дайте нам работать. И мы пригласим прессу и все расскажем». А вы нарушили корпоративную этику и, не согласовав с руководством, вызвали прессу! Прощайте.

Панда. Вы думаете, вас не слышат?

Расстегивает куртку, на которой закреплен микрофон и камеры.

Главная Саранча. А вы думаете, вас слышат?

Появляются помощники Главной Саранчи со своим «оружием». Один заливает зеленой биомассой все микрофоны и камеры. Другой заклеивает пасть Панде, и она уже не может ничего сказать. Ее подхватывают помощники и уводят. За всем этим наблюдает Ёжик.

(Ёжику). Не беспокойся, продолжай работать. Когда все закончится, ей дадут возможность говорить, но нужна ли будет ее речь кому-нибудь? Не знаю.

Ёжик не отвечает и еще усерднее слизывает тлю. Возвращаются Оранга и Долгоносик.

Оранга. Он прелесть! Он все может и все знает. А я тут слышала шум этой очкастой Панды. Она что-нибудь успела передать в прессу?

Главная Саранча. Ничего. Ее медлительность и чванливость — плохие советчики. А вот мой главный молодец вовремя подкинул запись. Остался только этот старый увалень Гризли.

Оранга. Я его помню. Он изменился, потучнел.

Главная Саранча. И на него у меня есть матерьялец! Да, мой сладкий Долгоносик?

Оранга. Не увлекайся, подруга.

Долгоносик. Тише, пожалуйста, здесь посторонние.

Оранга и Главная Саранча оглядываются. Их взгляды сходятся на Ёжике. Они смеются.

Главная Саранча. Он не опасен. Уже не опасен.

Оранга. И ты теперь главный! Проси, чего хочешь!

Долгоносик. А можно и моя жена будет работать в Хомопарке?

Главная Саранча и Орнага фыркают.

Главная Саранча. Вот взял и все испортил. Ну конечно, милый! Там… где-нибудь с юными посетителями.

Входят Гризли и его личная помощница Кенгуру.

Они подчеркнуто в черном. Главная Саранча снова чихает.

Гризли. А почему сотрудников так долго держите перед дверью?

Главная Саранча. Ждали вас.

Оранга. Здравствуй, Гризли! Не узнаешь?

Гризли. У нас нет такого понятия «не узнаешь?». В нашем сообществе говорят: «не забыл?» Нет, не забыл. Хотя мы и не были особо близко знакомы. Но твои гадости помню. Впустите сотрудников. Я хочу проститься.

Главная Саранча. Этого не будет.

Гризли. Почему?

Главная Саранча включает запись: «Запомни! Здесь весь генетический материал, вся наша коллекция, долгие годы работы. Если мы его сохраним, то Хомопарк возродится, и мы спасем это человечество в миниатюре…» Помощник Главной Саранчи вносит тяжелую сумку, которую Гризли прятал в багажнике.

Оранга. Если сотрудники и пресса узнают, что вы пытались выкрасть бесценную коллекцию, то вас посадят в самый лучший вольер.

Главная Саранча. И сделают из вас достойный муляж.

Гризли. Вы не воссоздадите коллекцию.

Оранга. А этого пока и не требуется.

Главная Саранча. Мы должны доказать, что умеем экономить и приумножать деньги.

Оранга. Выбирай, Гризли! Посмотри, твои коллеги сделали выбор.

Ёжик лихорадочно лижет ткань шатра, делая вид, что не слышит и вообще, что его здесь нет. А Долгоносик весь в подготовке доклада, читает и перечитывает.

Гризли. Счастливо оставаться.

Гризли продолжает стоять.

Главная Саранча. И вам не хворать… Вам сюда, это прямо к машине.

Но Гризли продолжает стоять, он не может двинуться с места. Кенгуру подталкивает его к выходу. Быстро открывает и закрывает свою сумку кенгуру.

Гризли. Здесь все??

Кенгуру утвердительно кивает головой.

Главная Саранча. Вы что-то еще хотите сказать?

Гризли. Ключи от машины верните.

Главная Саранча. Они там, в машине.

Гризли. Скоро все поймут, что вы погубили Хомопарк.

Оранга. Но будет поздно, да? Так когда-то и мне ты говорил. С той лишь разницей, что я могла бы погубить. Но я даже не попробовала…

Гризли. За вас возьмутся скоро ваши мелкие сородичи. Но это будет без меня.

Гризли и Кенгуру уходят.

Главная Саранча. О чем он хотел сказать? Впрочем, неважно. Главное, чтобы он повернул ключ в машине.

Оранга (глядя вслед Гризли). Он не дурак и в машину не сядет. Впрочем, это потом. Давай команду.

Главная Саранча (по рации). Все готовы? Начинайте, все отлично!! Сохранение экспонатов в вольерах началось.

Оранга. А мы с Долгоносиком придумали замечательную игру! Нет, это Долгоносик придумал, конечно.

Главная Саранча. Мне уже не нравится ваша игра. Я должна быть в курсе игр. Ведь завершать мне, а не вам.

Оранга. Ну, дорогая, не будь букой. Это всего лишь игра. Просто когда полетят листочки белого цвета с уведомлениями о сокращении, среди них будут красные. Это разрешение остаться и еще немного поработать. Будет весело, уверяю!

Главная Саранча (по рации). «Сообщите, сколько времени потребуется для окончания операции. Прекрасно!» Теперь можно запускать сотрудников. Ёжик, милый, присоединяйся к Долгоносику, чтобы все видели: вот оно, новое руководство Хомопарка! А где Оранга?

Долгоносик. Она отошла попудрить носик. Так она сказала.

Главная Саранча. Как всегда! Открывайте!! И музыку легкую, ненавязчивую.

Звучит легкая музыка как аккомпанемент к будущему очень важному действию. Разноцветные огоньки бегают по белой ткани шатра, нисколько не забивая мощный ультрафиолет. Помощники поднимают полы шатра и выстраиваются в открывшихся дверях. Входят сотрудники — белки, зайцы, олени, куропатки, носухи, соколы, лысухи.

Дорогие коллеги! Сегодня наша первая встреча в неформальной обстановке. И первая встреча теперь уже в новых должностях ваших прежних коллег. Самый главный на этом празднике, так получается, перспективный молодой руководитель Долгоносик. Я всего лишь глава переходного периода. Еще немного терпения, и он станет руководителем уникального Хомопарка. Ему слово!

Долгоносик чень волнуясь вначале). Дорогие коллеги! Наступает новая эра нашего Хомопарка. И не потому, что некоторых главных действующих лиц нашего маленького государства вы здесь не видите. И даже не потому, что я теперь вышел сюда к вам как начальник. Нет! Просто кончилась эра этого маленького государства в государстве. Теперь мы открыты. Я бы сказал, распахнуты. Все прозрачно!! Смело могу сказать, что теперь вместо решеток будут стекло и металл. Не будет колючей проволоки и тяжелых засовов на дверях. Все доступно! Вокруг сенсоры, экраны, круглосуточные он-лайн наблюдения. Все стерильно и чисто. И даже кормить так часто и обильно не надо. Это все — дело «рук», если можно так выразиться, чудо техники! Но теперь каждый сотрудник Хомопарка должен быть информирован о целях и задачах организации. Руководство будет поддерживать всех сотрудников, кто на международном уровне говорит о высокой роли Хомопарка, о публичном признании профессионализма сотрудников. Надо создавать кадровый резерв Хомопарка на всех уровнях, поощрять волонтеров, создавать клубы друзей Хомопарка. Но вместе с тем надо нетерпимо относиться к сотрудникам, которые позволяют себе критику вне стен Хомопарка. Им не место среди нас!

Главная Саранча (тихо). Еще про ветеранов и все, закругляйся.

Долгоносик. Следует не терять контакта с ветеранам, оказывать им всецело моральную и социальную поддержку. Ведь они пережили тяжелые годы и еще продолжают жить! Но высокие цели и задачи мы можем осуществить только с оптимизацией всей деятельности Хомопарка. И пока мы решаем здесь, скажем так, кадровые задачи, в самом Хомопарке уже произошли краеугольные изменения.

Главная Саранча (тихо). Это уже не твоя забота…

Долгоносик (не может остановиться). Не скрою, некоторым они покажутся непривычными, даже, может быть, враждебными. Ну что же, тогда нам не по пути. Но сейчас не об этом. Чтобы никто ничего не думал, и чтобы никто не мог обвинить нас в кумовстве, мы вручаем всем (!) уведомления о сокращении необычным способом.

Сверху летят короткие белые, а иногда красные бумажки.

Эти бумажки и есть уведомления. Но среди них попадаются красные. Тот счастливец, у кого красная бумажка, остается работать и проходит в левую сторону. А тем, кому она не досталась, — в правую. Так складывается судьба. Формальности увольнения — завтра в отделе кадров.

Главная Саранча. И побыстрее покидаем помещение. У нас еще банкет сотрудников. (Долгоносику.) А ты, оказывается, азартен… Ладно, на первый раз прощаю. Больше никакой самодеятельности, дорогой, хорошо?

Долгоносик. Нет, я что, это не я. Оранга сказала, записали. Она еще сказала… (Неожиданно.) А можно оставить Русалку, мне и засушенная подойдет.

Среди сотрудников в сутолоке возникают скандалы, драки. Ползая по земле, они кусают друг друга, царапают.

Все ищут красные бумажки. Кто нашел, убегает вправо. Долгоносик и Главная Саранча отходят в сторону.

Так я возьму ее? Я знаю, куда ее поместили.

Главная Саранча. Можно, Долгоносик! Можно! Радуйся, радуйся каждому часу, ведь он может оказаться последним. Но сегодня ты на высоте. (Помощникам.) Мальчики! Фильтруйте этот базар и освобождайте помещение. Хочется уже банкета! Но Оранга хороша! А пойдем, ты мне все расскажешь. О чем она еще говорила, ты ведь не всё сказал? Пойдем, милый.

Долгоносик и Главная Саранча уходят. Помощники «очищают» шатер от бывших сотрудников. Снова звучит музыка, но это уже где-то там, на банкете.

Эпилог

Все тот же холл большого административного здания, его запасной выход. Появляется Барсук. Он нервничает. Ходит из конца в конец. Неожиданно поскальзывается и падает.

Барсук. Вот черт! Но ведь это же не банан! Это просто пол не высох. Я сейчас им устрою здесь!

Появляется Оранга.

Оранга. А никто тебе не обещал, что всегда будет банан. Здесь просто немного масла или, лучше сказать, дезодорированный рыбий жир. Я пью его по утрам.

Оранга достает бутылочку, отпивает, а потом чуть проливает на пол. Затем привычно натягивает свой гамак.

Барсук. Я спрашиваю, что означает отставка?

Оранга. Отставка означает отставку. Это просто такая игра.

Барсук. Я ничего не успел.

Оранга. Это не беда. Дальше все пойдет без тебя.

Барсу. А я???

Оранга. А ты? Не знаю… Может, тебе тоже в лес? Шучу. Точно не знаю, извини.

Открывается дверь лифта, и из лифта выходит совсем молодой Кузнечик.

Барсук. Он куда?

Оранга (тихо). Здравоохранение. Ну, ты мне мешаешь, чао!

Барсук уходит, все время оборачиваясь, — поскользнется ли Кузнечик? Но тот, подойдя к скользкому месту, достает платок и тщательно вытирает разлитый рыбий жир.

Вы более чем осторожны, браво!

У нас все получится.

Занавес

2016 г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Homopark в моем багажнике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я