Клиент всегда прав! Книга-тренинг

Анатолий Верчинский

Книга создана на основе материалов онлайн-тренинга «Клиент всегда прав! Правовой ликбез для потребителей». Цель тренинга – сделать общение с продавцами осмысленным и управляемым, доведя потребительскую грамотность до максимума, а нарушение ваших прав – до минимума. Вы научитесь грамотному потребительству – как получить именно то, за что вы заплатили. Если же получили не то, что вам было нужно, как защитить свои нарушенные права.

Оглавление

Из серии: Практическая юриспруденция

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Клиент всегда прав! Книга-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Каст №1. Требование и просьба: в чём разница. Конституция и другие законы, касающиеся прав потребителей

• Требования и просьбы — в чём разница

• Конституция Российской Федерации

• Пирамида законодательной власти

• Основные законы, касающиеся прав потребителя

Добрый вечер, приветствую участников онлайн-тренинга по правам потребителей. Меня зовут Анатолий Верчинский, я ведущий этого вебинара. Сегодня первый день, и мы рассмотрим следующие темы: просьбы и требования — в чём разница, законы, которые касаются прав потребителей (это и Конституция — основной закон, и федеральные законы, и все остальные нормативно-правовые акты), затронем также такие основные понятия, как «продавец», «потребитель», «изготовитель» и так далее с точки зрения законодательства — что подразумевается под этими понятиями.

Итак, сейчас о просьбе и требовании, чтобы не было путаницы, давайте разделять просьбу и требование с точки зрения юриспруденции, и с точки зрения… — ну, вообще, с точки зрения русского языка, с точки зрения обывателя. Если, например, заглянуть в словарь Ожегова, там написано: «Просьба — это обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания». «Требование — это выраженное в решительной, категорической форме просьба». С точки зрения закона просьбы как таковой не существует. То есть в официальной переписке может использоваться, например, «мы обращаемся к вам с просьбой сделать то-то» или «прошу удовлетворить мою просьбу» и так далее. Но в самих текстах законов просьбы отсутствуют. Там есть требования.

Например, в Законе «О милиции» написано, что каждый гражданин обязан выполнять законные требования сотрудников милиции. Вы спросите: «А как же гражданин определит: с требованием обращается к нему сотрудник милиции или с просьбой?» Тем более с законным требованием или незаконным? Мой ответ будет следующим. На самом деле, если даже к вам сотрудник милиции обратится в нерешительной и не в категорической форме — по словарю Ожегова это не будет требованием, это будет просьба. Но на самом деле, если у него есть основания для требования — это будут требование.

То есть не важно, в какой форме преподнесено желание другого человека по отношению к вам. Можно сказать очень тихо, очень вежливо: «Подвиньтесь, пожалуйста, я хочу здесь сесть». Можно совсем по-другому сказать: «Ну, ты, — быстро убрал свою задницу с этого места!». По сути, это будет одно и то же. С точки зрения закона это будет просьба или требование в зависимости от основания. Если, например, это к вам обратился инвалид в транспорте, который хочет сесть на место, специально предназначенное для инвалидов, то он будет в этом случае требователем с вполне законным основанием. Если же это просто гражданин, который претендует на место, которые вы заняли, то это будет просьба независимо от того, в грубой форме, в решительной, в категорической или в какой-то другой форме, это будет просьба. И вы можете ему на эту просьбу сказать: «Не хочу уступать место» или «Садитесь, пожалуйста». То есть это такая информация к вам со стороны внешнего мира от других людей, и требования и просьбы можно рассматривать как сообщения, информация к размышлению. А вы, поразмыслив, решаете, выполнить это пожелание, хотение и так далее или не выполнить.

Конечно же, у нас не всегда есть время на размышление — очень часто воздействие построено на психологии, когда решительная и категоричная форма воспринимается именно как требование. и у вас может возникнуть ощущение, что да, человек имеет право, имеет законное основание, да, продавец или сотрудник милиции, или какой-нибудь служащий, госслужащий — да, он имеет право, потому что он это сказал решительно, уверенно, с соответствующим видом, и это воспринимается вами как требование, и вы немедленно приводите его в исполнение, делаете то, что вам говорят. Это скорее уже из области психологии, и вам нужно будет работать над тем, чтобы отслеживать в режиме реального времени — насколько это имеет законные основания, не имеет (для этого нужно разбираться в законах), и на уровне психологии подтормаживать, так скажем, рефлексировать свои действия, потому что наши действия зависят всё-таки от нас. Ни один человек не может заставить вас встать или лечь, или повернуть ручку, открыть дверь, когда к вам в дом кто-то стучит. Пока ещё не изобретено средство управления людьми. Всё управление строится на психологии, на знании психологии. И если вами управляют — то немеханическим способом, не посылают какой-то импульс, который заставляет сокращаться ваши мышцы, рука поднимается — опускается, достаёт документы, или вы деньги платите в магазине, неважно. Всё, что вы делаете — это считается вашим свободным выбором. И это, так скажем, будет одной из аксиом моего тренинга, и не только этого — человек всегда делает то, что он хочет. Если он чего-то не хочет делать, он этого и не сделает.

Если немножко более подробно углубиться в эту область, то могу привести пример войн, любых войн. Когда захватывают пленных, есть пленные, которые сообщают нужную информацию, и те пленные, которые не сообщают, даже когда к ним применяют самые жестокие пытки. То есть даже в самых экстремальных ситуациях всегда выбор за вами, за человеком.

Если есть какие-то вопросы по этой теме — задавайте. Я же подытожу, что просьба и требования — это пожелания, обращённые к вам. Но если требование не имеет, так скажем, законного основания (повода для этого), то автоматически превращается в просьбу. Если требование имеет законное основание для того, чтобы считаться требованием, то есть два варианта — или согласиться, что да, это законное требование, или не согласиться — нет, это незаконное требование. Незаконное требование опять приравнивается к просьбе.

Что всё-таки с точки зрения закона делает требование, так скажем, законным? Я думаю, вы согласитесь со мной, что требования, даже если они законные, но не имеющие наказания за невыполнение этого требования — это так же можно приравнять к просьбе.

Например, в метро написано: «Не прислоняться». Это требования или просьба? Пока вы не найдёте закона, где за прислонение к двери будет наказание какое-то — штраф или арест, или ещё что-либо — вы можете относиться к этому как к просьбе. Если рассмотреть, например, «Вход с мороженым запрещён» — часто в магазинах, в супермаркетах нарисован значок такой, и охранники говорят: «С мороженым нельзя». Это требование или просьба? Я всегда в этих случаях говорю — смотрите, какое наказание следует за невыполнение этого требования. Вполне возможно, что вы можете даже позволить себе нарушить и не выполнить требование, потому что готовы понести соответствующее наказание. Например, если для вас не составляет большого труда заплатить штраф за курение в общественном месте — вы курите спокойно и оплачиваете штраф. Или ездите «зайцем» — когда идут контролёры вы оплачиваете штраф и едете дальше. Вы, таким образом, требование оплатить, требование не курить в общественном месте, не курить в метро вы нарушаете, но готовы понести соответствующее наказание.

Меня на одном тренинге спросили: «Не влезай — убьёт», — это требование или просьба, на столбах с электричеством. Я думаю, что это подтверждает мою мысль, что требования, просьбы и так далее, обращения, пожелания — это всё информация к размышлению. И ответственность за то, будете ли вы влезать на этот столб или не будете — лежит на вас. Хотите — влезайте, не хотите — не влезайте. Но ответственность уже будет лежать на вас с точки зрения юриспруденции. Все эти предупреждающие знаки — не прислоняйтесь, не ходите, не влезайте — это скорее какие-то требования, которые заботятся о вас. Законодатель заботится о вас и обязывает на этих столбах, которые под напряжением, вешать таблички, на трансформаторах вешать предупреждающие знаки. Закон обязывает ещё какие-то стандарты вводить — это всё для вашей безопасности. Но как я уже сказал, никто не может вас заставить выполнять все эти ограничения, если вы готовы рисковать и, условно говоря, проверить уровень сопротивления вашего организма электричеством.

И в большинстве случаев законы не регламентируют, требование это или просьба. И в жизни большинство повседневных вещей и отношений не укладывается ни в какие законодательные рамки, это естественно, и, надеюсь, что так же и будет — что, например, люди, если к ним обращаются с информацией, заботятся о том, чтобы эта информация была им полезна, заботятся о том, чтобы им было выгодно выполнять какие-то указания, а не просто чтобы как-то ограничивать права и свободы граждан.

В частности, по этому сегодняшнему вебинару. Я в блоге разместил вопрос (обращение) — кому, когда удобно, чтобы я проводил этот онлайн-тренинг, когда вы будете иметь доступ к интернету и можете прослушать сегодняшний вебинар. Если вы зададите мне вопрос — было ли это требованием или просьбой — я не смогу вам даже точно сказать. Потому что я там не написал, во-первых, что будет, если вы не сообщите мне этого, я не написал, к какому часу, к какой минуте это нужно сообщить, когда мне нужно дать ответ. Я не написал много ещё каких пунктов. Если б я всё это прописал — это был бы уже как юридический документ: предмет договора, суть отношений и обязанностей и так далее. То есть если делать всё, чтобы точно знать — требование это или просьба, то нужно составлять подробный договор о наших взаимоотношениях. Я не сторонник плодить все эти юридические бумажки, поэтому, скорее всего, если я что-то от вас прошу в рамках тренинга — то это нужно для вас и для вашего удобства. Если у вас нет времени или вам удобней прослушивать в записи — пожалуйста. Когда я размещал это объявление, я понимал, что вы можете не ответить, и тогда я уже сам решаю, как мне проводить и в какое время, и так далее. То есть для меня это было не так важно. Для меня важно — чтобы вы это слушали, чтобы вы выполняли домашние задания, выкладывали отчёты и усваивали ту информацию, которую я даю. То есть, подытоживая эту часть: в большинстве случаев невозможно точно сказать — было это требованием или просьбой. Все законные основания для требования лежат в области юриспруденции, в области написанных, подписанных документов5.

И плавно переходим к следующей части. Не все документы, которые ограничивают или касаются ваших прав и свобод, подписаны вами. Существует, так скажем, документы по умолчанию. Главный документ по умолчанию, который принимается за основной закон в Российской Федерации, — это Конституция Российской Федерации. Для того чтобы вы обязаны были выполнять Конституцию, не нужно подписывать никакой документ, для этого достаточно быть гражданином России или находиться на территории Российской Федерации. Таким образом, любой человек в России попадает под действие Конституции и остальных законодательных актов Российской Федерации. Конституция была принята в 1993-м году всеобщим голосованием. Большинство граждан России за неё проголосовало, поэтому Конституция считается проявлением народной воли, желаний народа, и все остальные законодательные акты — они подстраиваются, так скажем, под этот основной закон, они его детализируют, потому что в Конституции невозможно прописать все возможные ситуации, все возможные кодексы, указы, приказы и так далее.

Мы более подробно Конституцию сегодня изучим — всё, что касается прав потребителей и нашей темы. Я хотел бы всего лишь отметить, что пирамида законодательной власти, если вы представит её в виде пирамиды, то наверху должна быть Конституция, в середине — федеральные закон, а третий уровень составляют министерские акты, указы, приказы и так далее. То есть нужно чётко понимать взаимосвязь — снизу вверх эта непротиворечивость идёт, т. е. нижележащий уровень не должен противоречить в чём-либо вышестоящим законам (федеральные закон не должны противоречить Конституции, министерские акты и другие НПА — не должны противоречить федеральным законам).

И есть ещё одна важная граница между вторым и третьим уровнем, которая заключается в том, что права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральными законами. В Конституции есть указание, что «за исключением случаев, указанных федеральным законом». Федеральные законы принимаются депутатами. И если депутаты приняли закон, то считается, что и весь народ принял этот закон, потому что депутатов избирают граждане. Четыреста пятьдесят депутатов — у вас у каждого была возможность проголосовать, выбрать своего представителя в законодательную власть, который и защищает ваши интересы, который представляет ваши интересы и проводит в жизнь политику, которую он озвучил в предвыборной программе. У вас есть возможность повлиять на федеральные законы путём отзыва этого депутата или выдвижения какого-то другого депутата, т. е. считается, что вы напрямую и Конституцию приняли, и каждый гражданин ещё и на законодательную власть имеет влияние путём вот такого голосования по выборам в Государственную думу.

Поэтому если какой-то федеральный закон конкретно вас коснулся и ограничил ваши права, какие-то неудобства доставил, то знайте, что это и ваша ответственность в том числе, и вы принимаете, что да, этот федеральный закон вправе ограничить ваши права. А вот следующий уровень они не могут ограничить. То есть министерство какое-либо или организация, или магазин — они не могут издать никакой ни приказ, ни указ, ни объявление повесить у себя в магазине, которые бы ваши права в чём-либо ограничивали. Потому что это уже будет считаться как самоуправство, как ограничение ваших конституционных прав и свобод, и это недопустимо.

Более того, в Российской Федерации не должны применяться по Конституции законы, затрагивающие права и свободы граждан, которые не изданы. То есть все федеральные законы, которые принимают у нас — они печатаются в официальной прессе под названием «Российская газета». Если закон не был издан в официальном порядке для всеобщего сведения, то он не может применяться. Я говорю о законах, которые касаются прав и свобод граждан.

Поэтому если где-либо в министерстве, особенно по теме вебинара по милиции я подробно рассказывал, раскрывал — там есть внутренние, так скажем, приказы Министерства внутренних дел, на основании которых милиционеры ограничивают ваши права и говорят: «Вот, у нас есть приказ такой-то». Даже номер могут назвать, даже могут его показать. Но граждане не обязаны выполнять всё, что написано в этих приказах и позволять ограничивать свои права на основании этих приказов. Также и потребители, они могут по той же схеме действовать — отказываться выполнять какие-то требования или предложения, или инструкции, которые введены или каким-то отдельным магазином, или сетью магазинов, или каким-нибудь ещё органом, не уполномоченным на ограничение ваших прав. Надеюсь, с этой частью понятно — если есть вопросы, опять же задавайте. Я перехожу к следующей части нашего сегодняшнего каста. Более подробно рассмотрим, какие есть в Конституции статьи по нашей теме.

Сам текст закона — я выложу ссылку в нашем блоге. Откройте его сейчас, пожалуйста, и рассмотрим… То, что здесь статья вторая, понятно: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». То есть ваша защита прав потребителей — это обязанность государства. Соответственно, вы можете уже, кстати, требовать на основании этой статьи защиты ваших прав. Это уже будет требование, а не просьба.

Далее. Конституция (то, что я говорил) Российской Федерации и федеральные законы имеет верховенство на всей территории Российской Федерации, т. е. преимущество перед другими нормативно-правовыми актами. Если местный законодатель или правоприменитель издал правовой акт, противоречащий Конституции или федеральным законам, то он считается недействительным. Его можно или не выполнять, или оспаривать в установленном порядке — в частности, в Конституционном суде.

Далее. Каждый гражданин Российской Федерации (это статья 6-я) обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституции Российской Федерации. Это о том, что когда вы заходите в магазин, то вас не могут не пустить по каким-либо основаниям, которые установлены администрацией магазина или собственником.

Даже вот здесь можем более конкретно рассмотреть в следующих статьях, касающихся дискриминации. А точнее, статья 19-я. Здесь сказано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности и так далее… убеждений, местожительства… И запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Относительно нашей темы это значит, что нельзя сделать магазин только для людей, у которых миллион есть в кармане, или у которых кредитная карта Visa Gold какая-нибудь. Нельзя сделать кафе только для какой-то национальности (только для таджиков или только для русских). Нельзя организовывать сеансы в кинотеатре для определённой, так скажем, религиозной группы, т. е. кинотеатр для православных, где только православные будут иметь вход. Или «мы продаём свои товары только такой-то национальной группе» — это будет нарушение вот этой статьи. У нас и по полу, и по должностному положению (я думаю то, что раньше были какие-то закрытые магазины в советское время — это как раз, наверное, и подпадает под ограничение по должностному положению).

Место жительства — это значит, что не могут в магазине или ещё в каком-то месте просить предъявить паспорт (как раньше было в гостиницах — запрещено было для москвичей снимать номера). Требовали паспорт, и на этом основании, что у вас есть место жительства в Москве, вам отказывали в заселении в гостиницу. Сейчас это уже не действует и противоречит Конституции, потому что в любом городе в любом месте вы можете пользоваться, так скажем, любыми услугами, покупать любые товарами независимо от своего места жительства.6

Дальше интересны будут статья 8-я, про то, что «гарантируется экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности». Это выгодно нам как потребителям. Это позволяет снижаться ценам при конкуренции, бороться за нас, как за клиентов. Это значит, что нельзя устанавливать какие-то барьеры в какой-то области России, я имею в виду, в Калужской области нельзя запретить ввозить какие-то товары, или, наоборот, вывозить. Или в каком-то районе Москвы. Всё это подпадает вот под эту 8-ю статью.

«В Российской Федерации защищается частная, государственная и иные формы собственности».

Это позволяет предпринимателям организовывать для нас сферу услуг, сферу потребления.

И далее я бы хотел затронуть статью 17-ю, пункт 3-й:

«Осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Здесь я привожу пример того, что когда мы будет отстаивать свои права потребителя, не нужно забывать о другой стороне — о предпринимателях, у которых тоже есть право на экономическую деятельность, на получение прибыли, на осуществление хозяйственной деятельности. И у них есть право в том числе на частную собственность. И в некоторых случаях я буду отмечать, что некоторые, так скажем, противоречие возникает, и оно, наверное, всегда будет — не всегда можно предусмотреть все возможные нюансы, когда есть две стороны, и у них взаимоисключающие интересы. В частности, те же ограничения — не входить с мороженым, с собакой и так далее — да, раз предприниматель пошёл на такое ограничение доступа клиентов, значит, у него убытки от загрязнения собаками или от порчи продуктов, или оттого, что уборщицу придётся нанимать, мороженое, которое падает на пол, убирать. У него убытки будут больше, чем прибыль от того количества людей, которые хотят зайти с мороженым или с собаками. С этой точки зрения понятно, но всё-таки мы разберём — кто здесь больше прав. А я всё-таки повторюсь, что ваши права как потребителя, как гражданина, как человека не должны нарушать прав, свобод других лиц, в том числе предпринимателей.

Дальше интересный и важный пункт — статья 21-я:

«Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

В некоторых случаях, это в основном касается рекламы, недобросовестная реклама или реклама, которая, так скажем, оскорбляет чувства части потребителей, части аудитории или как-то возвышает одну над другой. В общем, это статья в основном касается именно этой области, но может быть и применена к некоторым другим случаям. Возможно, мы их и разберём.

Дальше, в этой же статье второй пункт:

«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Последнее предложение можно отнести к медицинским товарам, косметическим товарам, к услугам в области косметологии. Когда изготовитель (продавец) обязан доказать, что это уже опробованный на животных товар или ещё каким-либо образом испытанный на добровольцах, обязаны предоставить лицензию, а иначе получается, что производитель просто тестирует товар на потребителях, а это данной статьёй в том числе и запрещается. «Нельзя… пыткам, насилию, жестокому унижающему человеческое достоинство обращению…» Это можно также отнести к каким-то к сферам обслуживания, где проявляется хамство, проявляется грубость. И можно посмотреть, как я уже говорил, более детализировано — какие федеральные законы, или это Гражданский кодекс будет — где про это достоинство — как его защитить — будет более подробно написано. Возможно, вам это пригодится тоже.

Далее. Пункт 2-й статьи 30-й про объединение, про то, что вы как потребители можете в сообщество организовываться — это могут быть потребительские кооперативы или общество по защите прав потребителей — Конституция гарантирует свободу деятельности подобных организаций. И то, что никто не может быть принуждён к вступлению в какую-либо организацию или объединение — это тоже интересный момент. Я столкнулся с проблемой, вступив в клуб, дисконтный клуб — возможно, вы его знаете, и я более подробно в ближайшее время планирую в своём «Живом Журнале» рассказать про него. Он присылает мне по почте очень часто различные предложения. Я уже хочу выйти из этого клуба, из этого сообщества — а технически сделать это не могу. То есть в профиле у меня на их сайте отсутствует кнопка «удалить себя» или «удалить профиль». Поэтому в ближайшее время я собираюсь выложить — какие шаги я планирую сделать для того, чтобы эта статья 30-я, пункт второй, чтобы она исполнялась.

Далее. Статья 33-я — про то, что «граждане имеют право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления». Опять же, по правам потребителей если какие-то ваши права нарушены, Конституция гарантирует, что вы можете обратиться по этим поводам лично или письменно в государственный орган, который ответственен за разрешение ваших вопросов. Вот эта статья, 34-я:

«Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности».

Магазины и сфера услуг — это как раз и есть проявление желания людей свои способности использовать для предпринимательской деятельности.

Далее:

«Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию деятельности и недобросовестную конкуренцию».

Тоже важный для нас, для потребителей пункт. Статья 35-я — опять про частную собственность и про то, что каждый вправе иметь имущество в собственности, и никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Опять же, мы будем подробно разбирать вот этот момент передачи прав на собственность, потому что приходя в магазин даже в супермаркет, когда вы трогаете эти продукты и кладёте себе в корзинку — они ещё не ваши, они ещё принадлежат организации, которая их продаёт. И мы будем подробно рассматривать, что делает это продукт вашим и где эта граница, когда переходит в вашу собственность эта чужая пока ещё собственность.

Здесь ещё можно затронуть статью 41-ю про медицинскую помощь, которая должна оказываться гражданам бесплатно. Это услуга, услуга от государства, за которую мы заплатили — не прямо, но в виде налогов, поэтому считаю нужным тоже разбираться в этой области, и мы, думаю, рассмотрим примеры именно на эту тему.

Статья 3-я — о сокрытии фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Тоже важная для нас, для потребителей, для пользователей услугами.

Далее идут 45-я, 46-я статья — о том, что защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется, судебная защита гарантируется, т. е. можно пойти в суд, если ваши права и свободы нарушены. Кстати, замечу — здесь написано «человека и гражданина». И часто в Конституции встречается именно это словосочетание, оно значит, что в большинстве случаев неважно — являетесь вы гражданином России, не являетесь — это положение закона относится к любому человеку.

47-я статья:

«Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом».

Мы будем узнавать, что дела по правам потребителей могут быть рассмотрены как по месту нахождения ответчика, так и по месту жительства истца, т. е. вас как потребителей, и по месту нарушения прав потребителей. Но это мы подробно будем рассматривать в соответствующем касте.

И существенный, важный пункт 3-й статьи 55-й, который говорит о том, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. То есть любое право всё-таки имеет границы, пределы. Здесь, конечно же, не сформулировано чётко — в каких случаях, кто, на основании чего и так далее может ограничивать, но в целом задано — что федеральным законом и для защиты указанных областей. Как потребителей это нас может касаться и в форме защиты нравственности, и здоровья, и наших прав — это тоже будет более подробно рассмотрено далее.

И статья 57-я — о налогах:

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Это касается наших налогов, которые мы платим при покупках — НДС (налог на добавленную стоимость) включён в цену товара, раньше был ещё и налог с продаж. И это наш налог государству, который мы обязаны платить. И соответственно, продавцы, предприниматели обязаны платить установленные налоги.

Далее. Может быть что ещё тут интересного? Если, конечно, вас касаются другие статьи, вы читайте, спрашивайте, анализируйте — это всё очень полезно знать. Например, статья 68-я — государственный язык у нас русский. Отсюда следует вывод, что этикетки, надписи на товарах — все везде должны быть по-русски. У нас уже давно это действует. Если раньше мы покупали товары «made in USA» или «made in Italy», в Китае или ещё где сделанные — там не всегда было понятно, что из себя представляет продукт. Даже продукты питания у нас не были переведены на русский язык. Сейчас с этим всё более-менее нормально. И инструкции должны быть переведены, конечно же. В основном это бренды, все известные торговые марки — они обеспечивают выполнение именно этой статьи, которая, конечно же, конкретизирована в Законе «О защите прав потребителей». Мы будем изучать, что информация для потребителей должна быть на русском языке. В том числе, конечно, на вывесках — режим работы, ещё про что-то, на всей территории Российской Федерации.

Далее. Конечно же, в республиках могут устанавливаться дополнительные государственные языки — там ещё будут дублироваться на этих местных языках. Ещё 74-я статья — о том, что не допускается установление границ, таможенных границ для таможенных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. То есть это работает на потребителей, но затрагивает, конечно же, права предпринимателей и продавцов:

«Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом»,

Ещё одна важная 75-я статья — «денежной единицей в Российской Федерации является рубль». Раньше цены указывались в долларах, и даже оплата была в долларах. Вполне, так скажем, официально. Сейчас полностью перешли на рубли, и в соответствии с этим у вас обязаны принимать любые денежные средства, в том числе крупные, в том числе мелкие, копейки — тоже думаю подробно будет интересно вам узнать, что делать, если не принимают мелочь, или не принимают крупные — говорят, что сдачи нет или ещё что-либо по этому поводу.

Как выяснять, относится или нет ваша ситуация к этим областям, подпадает под действие закона или нет — это нужно смотреть и изучать, начиная с основных понятий. Мы, наверное, сегодня не будем уже рассматривать основные понятия: «потребитель», «исполнитель» и так далее. Перенесём это на завтра, мы будем изучать конкретно основной закон по этой теме — Закон «О защите прав потребителей», где и расписано — кто такой потребитель, кто такой продавец и все остальные важные для нашей темы понятия. Поэтому сейчас я вам скажу, что нужно подготовить к этому следующему занятию. Я бы хотел, чтобы у вас был также закон, точнее, Гражданский кодекс Российской Федерации. Очень часто я буду ссылаться на него. И часть этого Гражданского кодекса посвящена отношениям продавец — покупатель, и, вообще говоря, во многих случаях отношения регламентируются не Законом «О защите прав потребителей», а Гражданским кодексом.

Итак, я бы хотел, чтобы вы или приобрели эти книжки в магазине — Гражданский кодекс, Закон «О защите прав потребителей». Конституцию, кстати, тоже нелишне будет иметь у себя на столе. Или я сейчас выложу в блоге вместе с кастом ссылки на эти законы, чтобы они у вас были перед глазами. И кроме этого, домашнее задание будет всё-таки выделить те области потребления, которые вы хотите изучить с точки зрения законодательства. Описать те случаи из своей жизни, в которых вы были недовольны результатом общения с продавцами или исполнителями. Те области, в которых у вас есть некоторые неясности, как с этим быть, что делать, и, вообще, относится это к области прав потребителей, не относится. То есть, чтобы была та, скажем, канва, по которой мы и пройдёмся.

Я не могу затрагивать все перечисленные области, все федеральные законы, которые есть на эту тему (их очень много). Но те, которые вас конкретно интересуют, мы, конечно, разберём. Интересует ли вас туристическая деятельность или правила перевозки пассажиров на транспорте, или Закон «Об образовании», о медицинских услугах — напишите, какие вас сейчас больше всего интересуют? На примере этих законов мы разберёмся, и потом уже у вас будет возможность, вы научитесь самостоятельно в этом всём разбираться. В общем, нужно вам сформулировать те вопросы, те проблемы, которые вы хотите выяснить, которые вы хотите решить в процессе этого онлайн-тренинга. Который, я напомню, называется «Клиент всегда прав! Правовой ликбез для потребителей». И сегодня был первый каст, первый день. Мы разобрали требование и просьбы — в чём разница. Мы подробно разобрали Конституцию Российской Федерации в части прав потребителей, мы затронули те основные законы, которые касаются прав потребителей. И в следующий раз мы более подробно разберём — кто такие потребитель, продавец, исполнитель с точки зрения закона и уже начнём изучать статьи Закона «О защите прав потребителей». Поэтому до встречи завтра!

Оглавление

Из серии: Практическая юриспруденция

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Клиент всегда прав! Книга-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Вместе с этим, в юриспруденции есть такое понятие, как «обычаи делового оборота», например.

6

Кроме услуг, предоставляемых государством, например, медицинских.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я