Япония без диоптрий

Анатолий Арамисов

Япония была моей давней мечтой. И вот она сбылась. Самостоятельное путешествие, которое я совершил с женой по этой стране, было исключительно интересным. По окончании его мы твердо поставили эту страну на первое место среди всех стран, нами посещенных. Чтобы путешествие удалось, я тщательно разрабатывал его план в течение трех месяцев. В этой книге я делаю попытку обобщить информацию, сделать полезной прежде всего тем, кто в первый раз собирается посетить эту сказочную страну.

Оглавление

Музей Эдо-Токио

Вход 600 иен, работает с 9—30 до 17—30. Выходной понедельник.

Музей посвящен Токио, самой густонаселенной городской агломерации нашей планеты.

Токио был одним из самых крупных городов мира уже в XVIII веке, когда он назывался Эдо, то есть «устье реки», так как его население составляло более одного миллиона человек. Древний Эдо возник как рыбацкое поселение и затем стал самым важным политическим центром японской империи. Название города было изменено на Токио, что означает «восточная столица», в 1869 году, когда семнадцатилетний император Мэйдзи, решил устроить в нем свою резиденцию.

В наше время под Токио понимается созданная в 1943 году префектура, включающая в себя ряд городов и поселков. Она входит в крупный регион, называемый «Большой Токио», число жителей которого, только представьте, превышает 37 миллионов человек.

Несмотря на густонаселенность, Токио считается одним из самых удобных для жизни городов в мире, потому что он является одним из самых технологически развитых мегаполисов.

Своим многоцветьем и рациональным устройством Токио производит впечатление города будущего. Его рынки, где кипит жизнь, и шикарные торговые улицы со сверкающими неоновыми вывесками, сверхскоростные поезда, а также головокружительная и эпатажная ночная жизнь квартала Роппонги — все это делает Токио исключительно притягательным, особенно если вы приехали сюда в первый раз.

Вырисовывающийся на фоне неба футуристический силуэт столицы, с каждым годом дополняющийся все более высокими башнями и небоскребами с самыми ультрасовременными формами, обязан своим появлением, помимо прочего, двум событиям, заставившим жителей дважды перестраивать город. Это Великое землетрясение Канто 1923 года, которое стало причиной гибели 140 тысяч человек, и бомбардировки Второй мировой войны, которые в 1944—1945 годах сровняли с землей более половины города.

Тем не менее, Токио сохранил также многое из своего прошлого, из так называемого периода Эдо. Восхитительные сады, сказочные буддийские храмы и синтоистские святилища, императорский дворец, богатые музеи, традиционные японские театры. Но и стадионы сумо позволят вам открыть для себя утонченную японскую культуру, делая каждую минуту, проведенную здесь, поистине незабываемой.

Музей Эдо-Токио находится рядом со станцией метро Ryogoku. Построен в 1993 году. Оригинальный дизайн, высота здания 62,2 метра неслучайна. Именно такой высоты был древний замок Эдо.

Музей знакомит с историей города с самого момента его основания в 1590 году сёгуном Токугавой Иэясу и до наших дней. Сёгун — это правитель Японии в определенный период (не путать с императором!)

Постоянная экспозиция включает две зоны: история Эдо и история Токио. Чтобы попасть в зону Эдо, посетители переходят по точной копии моста Нихомбаси.

Вот рисунок, обобщающий все зоны музея. Виден большой мост, переход по которому ведет к старинной части Эдо, слева уже более поздняя эпоха, а справа более менее современная.

В музее царит полумрак, поэтому многие фото получаются не очень хорошего качества.

В начале осмотра видим атрибуты старого Эдо.

Парусник.

Колесница императора.

Что-то самурайское. Ножны?

Бочка с квадратным отверстием. Для чего оно — я так и не нашел ответа в инете. Возможно, это «бочка позора» для пьяниц. Днища нет, бочка надевалась на человека, в отверстие просовывали руки, так и носил он эту тяжесть на себе.

Рядом с бочкой — виды суши.

Очень интересны макеты, представляющие мосты, здания, фигурки сотен людей, каждая из фигурок индивидуальна.

Вот, слева знаменитый мост Эйтай через реку Сумида.

Мост был построен в 1648 году и долгое время был единственным в городе. Это В 1807 году на мосту случилась большая беда. 19 августа на реке отмечали большой праздник, и на время прохода по реке больших прогулочных судов мост перекрыли. Потом его открыли для гуляющих, и толпа, стремясь увидеть зрелище, кинулась на мост. Мост с людьми рухнул прямо на праздничные суда. Погибло более 1500 человек.

А по этим макетам видно, что улицы в старом Эдо были широкими. На первых этажах всегда были магазины.

Одни из многочисленных ворот города.

А вот пример жилого дома японцев. В таком доме находились от 50 до 80 человек. Мебели не было, утром японцы убирали постель с пола и комнаты становились пустынными. Правилом жизни было — «одна комната — одна семья — одна квартира». В справочнике за 1878 год написано, что в Эдо-Токио было 128638 строений, в которых проживал 825191 человек. То есть, это означало около 6,3 кв. м на человека. Теснота и отсутствие личного пространства гнали людей из дома, и большую часть свободного времени люди проводили на улицах, в парках, садах, в ресторанах или харчевнях. Удивляющий нас до сих пор бытовой аскетизм японцев возник не сам по себе, а стал результатом суровых жилищных условий прошлого.

А вот реальное здание театра Кабуки.

Вид сцены театра.

Дома богатых жителей Эдо.

Фото сделано с помощью вспышки, каюсь…

Еще одно красивое здание.

За стеклами — сцены из жизни горожан, различные предметы.

Очень интересен макет католического собора Воскресенья Христова, который в Токио называют Николай До. Каждые полчаса здесь загораются огни, высвечиваются картины, связанные с историей собора. Звучит хоровая музыка. А главный вход опускается вниз, открывая посетителям вид на алтарь и внутреннее убранство. Поэтому именно здесь бывает наибольшее количество посетителей музея.

А вот возле этого красивого здания в натуральную величину тоже всегда много людей. Позируют на его фоне, садясь на велосипед прошлого или в коляску рикши.

Фото на память.

Недалеко от этого здания — такая цветочная композиция.

На пятом этаже представлены экспонаты Токио 20 века.

Стенд, посвященный страшному землетрясению 1923 года.

Землетрясение началось 1 сентября 1923 года, после полудня. Эпицентр его располагался в 90 км к юго-западу от Токио в море возле острова Осима в заливе Сагами. Всего за двое суток произошло 356 подземных толчков, из которых первые были наиболее сильными. В заливе Сагами из-за изменения положения морского дна поднялись 12-метровые волны цунами, которые опустошили прибрежные поселения.

Здесь — интерьер квартиры японцев середины 20 века. Уже европейского вида мебель.

В начале 60-х мечтой большинства японских семей были: холодильник, стиральная машина и черно-белый телевизор. А уж автомобиль — роскошь.

Но с середины 60-х в Японии стремительно улучшаются технологии, и качество техники под маркой Made in Japan становится недосягаемым практически для всех стран мира.

Помнится, как в СССР 70—80х годов все гонялись за этой техникой: магнитофонами, телевизорами, бытовыми приборами. Не остался в стороне от этой гонки и автор этих строк. Скупив в Калининграде так назыаемые «боны», я в магазине «Альбатрос», предназначенном для вернувшихся из рейса моряков, приобрел через знакомую продавщицу магнитофон «Панасоник». Радовал своим звучанием много лет. И, как ни странно, ни разу не сломался.

А вот тут стенд, посвященный памяти Олимпиады 1964 года в Токио. Я ту Олимпиаду, конечно, не видел. Был маленький, а в семье нашей не было телевизора.

Но впоследствии часто читал о ходе тех Игр. О знаменитой дуэли наших штангистов тяжеловесов — Юрия Власова и Леонида Жаботинского. Или о прыгуне в высоту Валерии Брумеле. Наши взяли 30 золотых медалей, США — 36.

Еще впечатление оставил поступок японского марафонца, который лидировал большую часть дистанции, но на финише его обогнали два спортсмена, под пристальным взглядом японского императора. Марафонец, видимо, так сильно переживал этот позор, что впоследствии сделал себе харакири.

Что-то сулит миру приближающаяся летняя Олимпиада 2020 года в Токио? Уже этот ветерок чувствуют туристы. В виде повышающихся цен на всё и вся.

Ну, а мы выходим из музея. Через этот симпатичный эскалатор.

И уже на улице видим притулившуюся к стене здания следующую картину.

Свастика.

Вынесена за пределы музея, дабы не пугать неосведомленных туристов. На самом деле В Японии иероглифический знак 卍 называется манджи (Manji), он использовался еще при покраске гончарных изделий в период Адзути-Момояма (1568—1603). Свастика на санскрите пишется Svastika и означает свасти, приветствие, пожелание удачи.

На этом я заканчиваю рассказ о музее Эдо-Токио. Горячо рекомендую к посещению данное место.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я