Мечта о свободном полёте издавна владела человеком, но самостоятельно летать он так и не научился. Однако спортсмены-прыгуны с трамплина могут несколько секунд парить над землей, что заставляет нас восхищаться этим видом спорта. В книге, задуманной как детская энциклопедия, в доступной форме рассказывается об истории прыжкового спорта, обрисованы сложности и технические аспекты прыжка, приведены интересные факты, которые неизвестны не только подросткам, но и многим взрослым читателям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Летающие лыжники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЛЫЖНЫЕ ТРАМПЛИНЫ
Как вы понимаете, залогом успеха в прыжковом спорте служит трамплин. Человек ведь так и не научился летать самостоятельно, и без помощи разгона у него ничего бы не получилось.
Сам лыжный трамплин состоит из четырёх частей.
Модель трамплина, выполненная из конструктора LEGO
Первая часть — это гора разгона. По своей форме она напоминает обычную горку на детской площадке, только съезжать с неё нужно стоя на лыжах и сохраняя специальную позицию: ноги сильно согнуты в коленях, тело наклонено вперёд, руки выпрямлены и плотно прижаты к телу.
Вторая часть трамплина и, пожалуй, самая важная — это стол отрыва. Гора разгона вдруг внезапно обрывается, и спортсмену очень важно не пропустить этот момент — на столе отрыва он и должен совершить сам прыжок, резко распрямив колени. В полёте спортсмена держит воздух, особенно хорошо помогает ему встречный ветер. Лыжник как бы ложится на поток воздуха. Попробуйте хотя бы пробежать навстречу сильному ветру, и вы хорошо почувствуете, как он толкает вас назад и каким тяжёлым становится воздух. Однако без правильного отталкивания от стола отрыва лыжник всё равно не может далеко улететь.
Третья часть трамплина — это гора приземления. Начинается она от самого стола отрыва и плавно идёт вниз, постепенно становясь всё более и более пологой. Во время полёта лыжник летит почти параллельно горе приземления, с каждым метром немного приближаясь к ней. Момент приземления наступает тогда, когда спортсмен касается лыжами поверхности трамплина. Но хотя гора приземления и кажется довольно плоской, даже на санках с неё не покатаешься — на самом деле спуск с этой горы очень крутой. О том, чтобы взобраться на неё снизу, нечего и думать. Без специальных приспособлений ничего не выйдет. Люди, подготавливающие трамплин и разравнивающие снег на горе приземления, обуты в специальные ботинки с шипами.
Четвертая часть трамплина — это выкат. Во время полёта спортсмен набирает очень большую скорость, а на выкате он должен затормозить, иначе можно врезаться в ограждение и получить серьёзную травму. Выкат бывает двух видов — или это очень длинная плоская площадка, или, если места не так много, он наклонён в обратную сторону относительно горы приземления. То есть спортсмен после прыжка за счёт уже набранной скорости поднимается вверх, постепенно тормозя.
Сначала трамплины строили из снега, и все четыре их части не сильно отличались друг от друга, поскольку сооружение больше напоминало ледяную горку. Потом на смену снегу и земле пришло дерево. А со снежных трамплинов ради забавы прыгали только маленькие дети. Деревянные трамплины получались более мощными, с них можно было по-настоящему летать. Но и у дерева были свои недостатки. Во-первых, такой трамплин не мог служить очень долго. Спустя десять лет после постройки доски разрушались и приходилось заменять многие детали. А во-вторых, на площадках иногда случались пожары. Тогда от трамплина оставалась лишь куча обгоревших брёвен, а лыжники должны были начинать всё строительство заново. К тому же прыгунам с трамплина постоянно требовались всё большие и большие трамплины, а строить такие из дерева было невозможно. Поэтому в середине прошлого века для строительства трамплинов стали применять металл и бетон. Хотя металлические конструкции со временем и ржавеют, но всё же они намного прочнее и долговечнее деревянных. И сегодня большинство трамплинов уже не просто «горки», а полноценные спортивные объекты. Внизу есть места для разминки и небольшого тренажерного зала. А наверх, туда, где расположена комната ожидания для спортсменов, небольшое кафе и смотровая площадка, скользит большой и бесшумный лифт, из окна которого открывается чудесный вид.
Размер трамплина зависит от того, насколько далекими с него должны получаться прыжки. Исходя из этой величины, называемой точкой «К», инженеры готовят проект будущего трамплина. Все трамплины делятся на пять типов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Летающие лыжники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других