Особенности подготовки специалистов по физической культуре и спорту: теория и практика. Сборник научных трудов

Виктор Сергеевич Плетников

В сборник вошли выступления участников I заочной всероссийской научно-практической конференции «Особенности подготовки специалистов по физической культуре и спорту: теория и практика». Данный сборник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов. Обсужден на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ЕИФК (филиала) УралГУФК (протокол №9 от «03» мая 2017 г.).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности подготовки специалистов по физической культуре и спорту: теория и практика. Сборник научных трудов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Авторы: Плетников Виктор Сергеевич, Балашов Александр Викторович, Басирова Эльфия Марсовна, Басистов Дмитрий Георгиевич, Такиулина Эльвира Руслановна, Громова Наталья Сергеевна, Дружинин Андрей Валерьевич, Евтеев Илья Алексеевич, Зеленин Дмитрий Евгеньевич, Шишенко Галина Александровна, Иванова Екатерина Сергеевна, Кузнецов Сергей Владимирович, Ломовцева Ольга Викторовна, Павлов Владимир Александрович, Панов Евгений Валентинович, Фомин Сергей Анатольевич, Плетникова Мария Сергеевна, Плющева Наталья Сергеевна, Сазонова Светлана Леонидовна, Тарасевич Игорь Владимирович, Сергеева Лариса Александровна, Суркова Полина Владимировна, Тимофеева Ирина Владимировна

Редактор Виктор Сергеевич Плетников

© Виктор Сергеевич Плетников, 2017

© Александр Викторович Балашов, 2017

© Эльфия Марсовна Басирова, 2017

© Дмитрий Георгиевич Басистов, 2017

© Эльвира Руслановна Такиулина, 2017

© Наталья Сергеевна Громова, 2017

© Андрей Валерьевич Дружинин, 2017

© Илья Алексеевич Евтеев, 2017

© Дмитрий Евгеньевич Зеленин, 2017

© Галина Александровна Шишенко, 2017

© Екатерина Сергеевна Иванова, 2017

© Сергей Владимирович Кузнецов, 2017

© Ольга Викторовна Ломовцева, 2017

© Владимир Александрович Павлов, 2017

© Евгений Валентинович Панов, 2017

© Сергей Анатольевич Фомин, 2017

© Мария Сергеевна Плетникова, 2017

© Наталья Сергеевна Плющева, 2017

© Светлана Леонидовна Сазонова, 2017

© Игорь Владимирович Тарасевич, 2017

© Лариса Александровна Сергеева, 2017

© Полина Владимировна Суркова, 2017

© Ирина Владимировна Тимофеева, 2017

ISBN 978-5-4485-1797-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Балашов Александр Викторович

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

(НА ПРИМЕРЕ ДЮСШ №4 ГОРОДА ИРКУТСКА)

Физическая культура и спорт — это часть социальной политики государства, одна из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни. Уровень развития физической культуры и спорта в обществе определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

Предлагаем проанализировать особенности организации физкультурно-спортивного воспитания на примере ДЮСШ №4 г. Иркутска.

ДЮСШ №4 осуществляет образовательный процесс в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и уставными целями и задачами. ДЮСШ реализует программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

ДЮСШ №4 самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, родителей (законных представителей) и других образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и его спортивных традиций. Образовательный процесс проводится бесплатно и предполагает высокую активность детей и подростков. Возраст обучающихся в ДЮСШ №4 от 6 до 18 лет, но возможны изменения возрастного ценза в случае пребывания занимающихся в составе сборной команды России.

Выполнение целей образовательной деятельности обеспечивается за счет преемственности содержания программ групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп, групп спортивного совершенствования, а также за счет педагогически обоснованного выбора тренерами-преподавателями и педагогами дополнительного образования методов, средств, форм обучения и воспитания, соответствующих возрасту и психофизиологическому уровню развития обучающихся.

Образовательная деятельность ДЮСШ №4 регламентируется учебным планом (с разбивкой всех реализуемых программ дополнительного образования детей по направлениям образовательной деятельности, уровням, годам обучения), годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно.

Годовой календарный учебный график, согласованный с Учредителем устанавливает периодичность учебного времени и каникул. Учебный год в ДЮСШ №4 начинается 1 сентября. Комплектование учебных групп проводится с 1 по 10 сентября. Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта ДЮСШ №4 проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 39 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях ДЮСШ. Занятия проводятся в любой день недели, включая воскресенье и каникулы (осенние, зимние, весенние). Начало занятий не ранее 8.00 часов. Окончание занятий не позднее 20.00 часов.

В каникулярное время педагог работает по графику, утвержденному директором. Продолжительность занятий: — в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки 1ч.30 м. (2х 45 мин.) в учебные дни и 2 ч. 15 м. (3х 45 мин.) в выходные и каникулярные дни; — в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования 1ч. 30 м. (2х 45 мин.) и 2ч. 15 м. (3х 45 мин.) в учебные дни и 3.00 ч. в выходные и каникулярные дни;

Организация учебно-тренировочного процесса:

— режим занятий обучающихся регламентируется расписанием занятий, которое утверждается директором школы на первое и второе полугодие учебного года с учетом санитарных правил и норм;

— при занятиях в спортивных, тренажерных залах, бассейне, через каждые 45 мин., обязателен 10 — минутный перерыв для отдыха детей и проветривания помещений;

— при занятиях на свежем воздухе делать такие перерывы нецелесообразно.

Наполняемость учебных групп в зависимости от года обучения и этапа подготовки ежегодно определяется педагогическим советом ДЮСШ №4 и утверждается приказом директора школы. Оптимальная наполняемость спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки — 10 человек, допустимое — 15 человек. Количество учебных групп в ДЮСШ №4 определяется учреждением самостоятельно, исходя из размера субсидии предоставленной ДЮСШ №4 Учредителем на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ).

Продолжительность обучения на каждом этапе обучения определяется программами дополнительного образования детей, реализуемыми в ДЮСШ №4, но не может быть более: — 2-х лет — на этапе начальной подготовки; — 5-ти лет — на учебно-тренировочном этапе; — 3-х лет — на этапе спортивного совершенствования. В спортивно-оздоровительных группах занимаются дети от 6 до 17 лет, ограничения по срокам обучения не устанавливаются.

Комплектование персонала ДЮСШ №4 осуществляется в соответствии с количеством групп, учебным планом, штатным расписанием.

Порядок приема обучающихся:

— спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся не моложе 6 лет, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта;

— в группы начальной подготовки на отделение принимаются дети не моложе 8—9 лет, на основании заявления родителей и медицинского допуска к занятиям данными видами спорта;

— в учебно-тренировочные группы зачисляются на конкурсной основе обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку в течение, как минимум, одного года в группах начальной подготовки и выполнившие соответствующие контрольные нормативы;

— в группы спортивного совершенствования зачисляются обучающиеся, выполнившие норматив I разряда.

Зачисление обучающихся в учебные группы оформляется приказом директора школы. При зачислении в ДЮСШ №4, обучающиеся и их родители (законные представители) должны быть ознакомлены с Уставом ДЮСШ №4, лицензией, правилами поведения обучающихся в ДЮСШ №4, о чем делается соответствующая отметка в заявлении родителей (законных представителей) о приеме ребенка в школу.

Отчисление обучающихся из ДЮСШ №4 осуществляется:

— по собственному желанию, семейным обстоятельствам, состоянию здоровья и другим уважительным причинам;

— приказом директора.

Формой предъявления результатов образовательной деятельности являются спортивные соревнования различного ранга, проводимые как ДЮСШ №4, так и другими организациями. Выполненные обучающимися спортивные разряды фиксируются в квалификационной книжке спортсмена.

Формой промежуточной аттестации, а также основанием для перевода обучающихся в группу следующего года обучения являются переводные испытания. Контрольные нормативы для переводных испытаний и порядок их проведения определяются тренерским Советом ДЮСШ №4 и оформляются приказом директора учреждения. Обучающиеся, не выполнившие нормативы контрольных испытаний, решением педагогического Совета, оставляются на повторный год обучения. Промежуточная аттестация для обучающихся в спортивно-оздоровительных группах не проводится.

Врачебный контроль за обучающимися осуществляется врачом (фельдшером) ДЮСШ №4.

ДЮСШ №4 в период летних каникул организует пришкольные спортивно-оздоровительные лагеря, выезды в загородные оздоровительные лагеря, комплектуемые из числа перспективных обучающихся. Список участников спортивного лагеря утверждается педагогическим Советом ДЮСШ №4.

Работа ДЮСШ №4 строится на принципах добровольности и самоопределения обучающихся. Необходимые условия для этого создаются тренерами-преподавателями и педагогами дополнительного образования, которые обеспечивают нравственное и физическое развитие обучающихся.

Отношения обучающихся и педагогов строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основополагающая задача государственной политики в области физической культуры и спорта — создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности — в принципе реализуется.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. N 50 ст. 6242.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности подготовки специалистов по физической культуре и спорту: теория и практика. Сборник научных трудов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я