Что от нас скрывает школа?

Анастасия Ниточка

Эта книга не о том, как сдать экзамены и всезабыть. Эта книга о том, как учиться с пользой для себя, делать это всю жизнь и получать от этого удовольствие. Что от нас скрывает школа? Почему ее не любят дети? Как система образования умалчивает необходимые знания? Почему в школе воспитывают рабочих, но не воспитывают работодателей? Если вы хотите узнать, как научиться учиться и иметь систематизированную информацию под рукой, эта книга для вас.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что от нас скрывает школа? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Что учить?

«Он знал законы, потому что не знать их было дорого».

Роберт Киосаки

Давайте сперва посмотрим на знания не исходя из школьной программы, а исходя из целей, которые мы рассматривали в предыдущей главе. Какие знания могут обеспечить нашу безопасность, смелость и удовольствие в той системе, в которой мы проживаем? Наши цели сильно зависят от контекста, в котором мы живем: страна, экономическая и правовая системы, религиозные и идеологические взгляды, пол, наши стартовые условия, окружающая и виртуальная среда, и прочее. Все, от чего мы зависим и все, что зависит от нас, создает условия, в которых мы живем. Конечно, знания, полученные в школе, могут обеспечить нас работой. Но может ли работа обеспечить нашу безопасность и каждая ли работа, обеспечивающая безопасность, доставляет удовольствие? Работа может обеспечить нас деньгами, это правда. Но сможем ли мы ними распоряжаться, не понимая, как работают деньги? Как их накапливать, приумножать, инвестировать и заработать, если работы нет или она не доставляет удовольствие? Можем ли мы из своего хобби сделать деньги? Отчетливо ли вы понимаем, что из себя представляют денежные единицы? Видим ли мы разницу между фантиками и материальными ресурсами? Именно для этого нам необходимы знания по экономике и желательно не односторонние. Стоит понимать, что экономика — это инструмент управления вполне реальными, материальными вещам: ресурсами, временем, и в конечном счете жизнью. Для понимания этого не обязательно оканчивать ВУЗ, да и в любом случае подобные знания необходимо пополнять всю жизнь, как и многие другие. Но, зная элементарные вещи о финансовой подушке, налогообложении, доходах и расходах, мы уже будем понимать, какую часть жизни мы тратим на заработок денег, и сколько месяцев в году мы работаем на налоги, то есть отдаем свою жизнь в чужие руки, а следовательно, можем предпринять меры.

Следующие важные знания нашей жизни — это знание законов. Я думаю, вы поняли это из цитаты к этой главе. Не знание наших прав и обязанностей, наших возможностей, прописанных в законах, всегда обходится дорого. Элементарные вещи, такие как знание правописания в юридических документах (для этого есть отдельные нормы), может в буквальном смысле спасти жизнь.

Умение работать с информацией. Работа с информацией это особый навык, я обязательно буду говорить о нем в этой книге. Разбираться в источниках информации, не путать гипотезу с фактом, понимать, зачем текстам придают эмоциональную окраску и многое другое, что необходимо, чтобы не попасться на уловки тех, кто с помощью информации хочет достичь своих целей. Мы живем в мире информации, знания, по сути, тоже информация, потому такое качество информации как достоверность, нам жизненно необходимо.

Логика — еще одна дисциплина, владение которой хотя бы на минимальном уровне, способствует нам в обработке информации. Логика изучает способы доказательств и опровержений информации, она поможет выявлять игру слов как в средствах массовой информации, так и в научных трудах.

Пропаганда. Это наука, включающая в себя как работу с информацией, так и работу с психикой. Ее могут именовать PR или связи с общественностью, но суть ее от этого не меняется. Эта наука призвана с помощью влияния на эмоции вынуждать людей к определенным действиям, будь то покупка, выборы, доверие к определенным лицам и прочее, что может принести выгоду.

Психология. Имея хотя бы минимальные знания о своем поведении и поведении окружающих людей, будет проще понять и пропаганду, и то, как налаживать связи с людьми, окружающими вас и лучше понимать самого себя.

Налаживание социальных связей. Сюда входят отношения с семьей, с друзьями, коллегами, партнерами, соседями, всеми кто вас окружает. К сожалению, не все мы умеем коммуницировать и договариваться, а это одна из важнейших частей нашей жизни. У нас часто говорят о том, что в детском саду и школе ребенок «социализируется». Но возможность дернуть Дашку за косичку и списать домашку у соседа по парте, это еще не социализация и тем более не умение налаживать связи. Никто этому в школе не учит. Если масштабировать наши умения договариваться, например, на подъезд дома, микрорайон, город и страну, то мы с легкостью обнаружим массу проблем, по которым договариваться мы не умеем. И это не потому что проблема не разрешима, мы действительно часто не владеем навыками общения и переговоров.

Еще одной важной сферой знаний является планирование и управление. Практически все сферы жизни человека так или иначе управляются. Об этом я буду говорить в отдельной главе.

Экономика, право, работа с информацией, логика, пропаганда, психология, налаживание социальных связей, планирование и управление относятся к так называемым универсальным знаниям, которые применимы на протяжении всей жизни, не зависимо от местонахождения человека. Конечно, если условия проживания меняются, то вероятнее всего необходимо приобрести новые знания по экономике или праву, но пока мы проживаем в среде, где эти знания применимы, на них стоит обращать внимание. Это инструменты управления нашей жизнью, ее качество сильно зависит от них.

Резюме. Эти знания почти не дают в школах, а если и дают, то такого объема и такого качества, которые сложно применить на практике, а это основная задача нашей учебы, превращать знания в действия. Конечно же, мы можем добавить еще много необходимого: здоровье, первая помощь, питание, естественные науки, которые мы изучаем в школе, этика и философия. Это все и многое другое, нам необходимо, нас обогащает и, в конце концов, делает нас людьми. В основе всего этого лежит информация и расстановка приоритетов, выбор цели. Часто мы руководствуемся абстрактными целями, вроде «закончить школу, закончить техникум, пойти на работу», которые ведут в никуда. Для более четких действий необходимы более конкретные цели, чтобы пугалки из серии «нас заменят роботы и будут вместо нас жить» нас не волновали.

Внизу я оставлю схему в виде ограненного диаманта, на который можно добавлять грани, в виде любых предметов, получив собственный бриллиант. Звучит позитивнее, чем «гранит науки».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что от нас скрывает школа? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я