Это руководство – панацея для профессиональных русскоговорящих гидов в мире, потерявших работу из-за эпидемии, а также для российских коллег, сталкивающихся впервые с наплывом внутренних туристов, привыкших к зарубежному уровню обслуживания. Книга ведет к осознанию собственной уникальности, развивает гибкие навыки, стратегическое мышление, формирует предпринимательский дух, раскрывает секреты современных маркетинговых и коммуникационных инструментов. Каждый урок дарит мощные инсайты, способные привнести в деятельность гида осознанность, эффективность, новаторство, творчество, и позволяет найти ответ на вопрос: «Что делать именно сейчас?» Выполняя упражнения, предложенные в книге, гид создает собственный инновационный турпродукт, от идеи до вывода на рынок. Книга основана на синергии коучинга, маркетинга и туризма, и крайне актуальна в связи с постковидными изменениями туриндустрии, приведшими к определению новых ценностей, направлений и стандартов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство для гидов будущего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1.2.2. Партнеры по рынку
Цель урока: научиться понимать, кто ваши конкуренты.
Конкуренция является неотъемлемой частью стабильно развивающейся экономики и стимулирует владельцев бизнеса постоянно совершенствовать свои продукты, товары и услуги, в результате чего пользователи имеют возможность удовлетворять свои потребности оптимальным способом.
Конкуренция необходима для развития всех отраслей экономики. Именно благодаря конкуренции бизнесмены и предприниматели имеют стимул постоянно развиваться, а также не позволяют закрепиться на рынке непрофессионалам или низкокачественным субститутам.
Не стоит воспринимать конкурента как соперника. Напротив, он может стать для вас источником новых знаний и вдохновения. Но для этого нужно занять отношению к нему нейтральную позицию. Конкуренция становится полем для вражды в тех отраслях экономики, в которых владельцы бизнеса не привыкли к цивилизованному и здоровому сотрудничеству и партнерству. Это приводит к пагубными последствиям, в виде демпинга и некачественного продукта. При таком сценарии проигрывает, в первую очередь, клиент.
В отсутствие конкуренции развивается кооперация. На первый взгляд, этот вариант может звучать привлекательно, но если он исключает конкуренцию, то приводит к картельным соглашениям, которые также негативны для клиента, как и безудержная конкуренция.
Приглашаем вас ознакомиться с матрицей, в которой сопоставляются конкуренция и кооперация.
Как видно из таблицы, при условиях «Монополии» — на рынке доминирует один поставщик услуг, который не стремится ни к кооперации, ни к конкуренции, так как оба этих феномена означают проникновение на рынок новых компаний. Монополист же заинтересован в том, чтобы завладеть рынком целиком. Такое случается в маленьких центрах или там, где еще слабо развит туризм.
«Картельное соглашение» имеет место, когда на рынке представлено несколько профессионалов, но тенденция к кооперации подавляет тенденцию к конкуренции. В этом случае конкуренция носит фиктивный характер и выражается только в факте наличия на рынке нескольких операторов. Гиды заинтересованы в совместном контроле над регионом с целью максимизации своей прибыли, что приводит к усреднению услуг и товаров.
Третий вариант — «Хищническая конкуренция». Такая ситуация складывается, когда стремление к достижению частных целей преобладает над стремлением к достижению общих. Профессионалы ведут между собой жестокую борьбу, стремятся друг друга уничтожить.
Четвертый вариант — «Эффективная конкуренция». В этом случае гиды сотрудничают друг с другом для достижения совместных целей и ведут конкурентную борьбу цивилизованными методами, постоянно совершенствуя услуги и способствуя развитию рынка.
Именно эта форма конкуренции обеспечивает как наиболее эффективное развитие отрасли, так и наилучшее удовлетворение потребностей клиентов за счет наличия конструктивного сотрудничества между поставщиками услуг. Конкуренты воспринимаются при таком подходе не как враги, а как партнеры.
Важно также понимать, что такая эффективная конкуренция может быть разноплановой, и ее важно учитывать при разработке нового продукта. Для этого мы должны посмотреть на продукт глазами нашего клиента и понять, что он не просто ищет товар или услугу, а он хочет решить определенную задачу. К этой теме мы вернемся более детально в уроке, посвященном Job to be done, но сейчас давайте сосредоточимся на механизмах конкуренции, которые активируются среди продуктов, способных решить ту или иную задачу клиента. Ошибочно полагать, что конкурентами гида являются исключительно другие гиды. Конкуренция между профессионалами — лишь один из видов конкуренции на рынке, а всего их три: конкуренты могут быть прямыми, вторичными и непрямыми.
Прямая конкуренция проявляется, когда продукты решают задачу клиента одинаковым способом (например, это могут быть экскурсии и туры русскоязычных гидов, работающих в вашем городе).
При вторичной конкуренции продукты выполняют одну и ту же задачу разными способами. Например, гид соперничает с путеводителем, поскольку они оба стремятся ознакомить туриста с достопримечательностями города.
Непрямая конкуренция — это когда продукты решают разные задачи одного клиента, но при этом пересекаются с конфликтующим результатом. Например, клиент, приехавший в город, выбирает между экскурсией, футбольным матчем, концертом и дегустацией. То есть за его внимание, время и бюджет борются совершенно разные игроки рынка. В таких ситуациях нужно либо сделать результат работы конкурента менее привлекательным в глазах пользователя, либо изменить позиционирование вашего продукта, чтобы предлагаемое вами решение вышло из зоны конфликта. В новых же реалиях, в которых все большую популярность получают видео-экскурсии, их конкурентами становятся известные телешоу, те же спортивные матчи и сериалы.
Исходя из этого нужно расценивать конкурентов как партнеров и создавать на рынке нечто такое, что будет уникальным и инновационным.
Надеемся, что для вас не составит труда выявлять конкурентов разных категорий, а как их анализировать, мы расскажем вам на следующем уроке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство для гидов будущего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других