Метод КОТ (когнитивно-образная терапия) в работе психологов

Анастасия Колендо-Смирнова, 2021

20 практикующих психологов поделились тем, как они используют метод КОТ в своей практике, а автор метода прокомментировал их работу. КОТ (когнитивно-образная терапия) – молодой, но весьма эффективный метод. Именно поэтому хотелось бы познакомить с ним как можно больше людей. В этом заключается цель данной книги. В ней собраны примеры использования метода в работе психологов, а также в самостоятельной проработке своих проблем. Книга позволит кратко познакомиться с методом, а для более глубокого изучения когнитивно-образной терапии есть специалисты, прошедшие специальное обучение и преподающие эту методику. Более подробно сам метод описан в книге “Волшебная таблетка – это я” или “КОТ – когнитивно-образная терапия”. Метод позволяет: помочь себе самостоятельно, без сопровождения психолога; специалист-психолог может применять метод в своей работе как отдельный инструмент, а также совместно с другими методиками.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метод КОТ (когнитивно-образная терапия) в работе психологов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

КОТ в комбинации с метафорическими картами

Усложненная версия работы методом КОТ описана в книге “МАКовый КОТ использование метафорических ассоциативных карт в когнитивно-образной терапии” Валерии Чечельницкой. Как можно совмещать метафорические карты и метод КОТ я рассказываю подробно на международной конференции по работе со сложными клиентскими запросами при помощи МАК в психологическом центре “Метафора”, в видеоуроке “МАК в воображении или метод КОТ”. Валерия — одна из моих любимых учениц и очень хорошо работает с МАК, поэтому на предложение написать такую книгу сразу откликнулась и отлично дебютировала как писатель. Описанные ею варианты сочетания МАК и КОТ отличаются от моей версии и делают метод более многогранным, поэтому тут я привожу сокращенную версию ее книги. Она поможет вам получить представление о совмещении указанных выше методик. Если такой подход вас заинтересует, рекомендую к прочтению полную версию книги.

Валерия Чечельницкая г. Санкт Петербург Психолог, коуч, Гештальт-терапевт, игропрактик. Работает с детьми и взрослыми, интегрирует подходы. Автор книги"МАКовый КОТ использование метафорических ассоциативных карт в когнитивно-образной терапии"

КОТ — это удивительный метод работы над собой и с клиентами. В сочетании с метафорическими картами вы сможете:

работать с проблемой в любой сфере жизни

составить конкретный план действий

научиться лучше понимать себя

познакомиться с новым видением методики КОТ

узнать авторские техники для работы с собой и с клиентами

В первую очередь МАК — это проективный инструмент. Он помогает работать с подсознанием человека. МАК представляет собой колоду картинок или текстовых фраз размером с небольшую открытку. Изображения на рисунках могут быть разными: люди, пейзажи, ситуации, бытовые предметы и т.д. Фразы также разные — отображающие эмоции, проблемы, ресурсы, цитаты и др. Первая колода «ОХ» была создана в 1975 году искусствоведом Эли Раманом и психотерапевтом Моритцем Эгетмейром.

КОТ — это современный метод работы с подсознанием с помощью образов, трансформирующих глубинные деструктивные убеждения. Эта методика создана Анастасией Колендо-Смирновой.

В книге мы с вами пройдем по 5 этапам когнитивно-образной терапии и посмотрим, каким образом ее можно дополнить метафорическими картами.

Запрос

Убеждение

Создание картинки для работы

Терапевтическая трансформация

Фиксация изменений

1 этап. Запрос.

Запрос — это четкая, конкретная, актуальная цель клиента, в реализации которой помогает психолог, коуч или специалист иного рода, представитель профессий, направленных на помощь другим людям. Запрос показывает, какую именно помощь хочет получить человек, какого результата он ждет.

Чтобы читателям было понятнее, я предлагаю познакомиться с мужчиной по имени Н. Он вместе с нами будет проходить каждый шаг и двигаться к цели. Он не знает, что именно не устраивает его в жизни. В общем и целом накопилось много тревожных моментов. На работе начальник постоянно проявляет в его адрес вербальную агрессию. Дома “пилит” супруга. Настроение Н. поднимает игра на гитаре, но на это не хватает времени. Выходить из дома для встреч нет желания из-за плохой погоды. На улице то снег, то дождь стеной. К тому же сильно болит спина, шея. Ощущение, как будто на плечах лежит наковальня и давит на тело.

То, с чем пришел клиент — это жалоба. Она эмоциональна. Представьте, что голос Н. наполнен тревогой, обидой на начальника, на жену, на себя. На лице напряжение, хотя он говорит с улыбкой. Повышенная жестикуляция, когда моменты особенно значимы. Герой хочет сразу и полностью изменить свою жизнь. Он озвучил несколько знаковых тем. Наша задача — выслушать и помочь выбрать одну конкретную тему. Начинаем общаться, задавать наводящие вопросы:

Для чего вы пришли на сессию? (Для чего вы приобрели книгу?)

Чего вам не хватает в жизни, а что устраивает?

Насколько тема, с которой вы хотите поработать, актуальна прямо сейчас по десятибалльной шкале?

Чего вы ожидаете от меня, как от специалиста (как от автора книги)?

К чему вы стремитесь в жизни на данном этапе? Как продвигается? Что вам мешает?

Что важного происходит в вашей жизни сейчас?

К чему вы хотите прийти в результате работы?

Задание 1

Возьмите лист бумаги или любимый блокнот. Ответьте для себя на все или некоторые из предложенных вопросов. Они помогут сделать рабочую тему конкретнее и четче, лучше понять себя и свою цель в будущем. Н. ответил на все вопросы, кроме тех, что написаны в скобках. Здесь они приводятся специально для вас. После того, как вы ответите на вопросы, напишите четкий запрос — с чем конкретно вы хотели бы работать:

Например: Я хочу к…. году весить.. кг.

Я хочу к… месяцу полностью избавиться от страха находиться в коллективе.

В ходе разговора Н. озвучил свои переживания и решил работать со страхом. С каким именно страхом он хочет работать, мы поговорим чуть позже. А пока, прежде чем двигаться дальше, мы еще немного пройдемся по запросу.

Следующая остановка — Желаемая картинка.

Ниже перечислено, для чего в работе с запросом могут помочь МАК:

клиент после общения не определился с конкретной темой

специалист хочет разнообразить работу с методом

клиенту проще работать с опорой на готовый образ

Задание 2

Возьмите, не глядя, карту из любой метафорической колоды. Внимательно ее изучите или посмотрите на предложенный вариант. Если вы работаете самостоятельно, рекомендую брать портретные, универсальные или специальные колоды, где есть какой-то герой. Теперь самое время дополнить свои записи ответами на вопросы:

Что вы видите на карте? Что чувствуете, глядя на героев? О чем думаете?

Кем вы себя представляете на этой картинке?

Что на карте привлекает внимание? Что вы изначально не заметили?

Что чувствуют персонажи? О чем думают?

Как эта картинка говорит о вас? С каким запросом стоит работать?

Какие выводы можете для себя сделать?

Колода Танду

Сравните ваши заметки, которые вы записали без метафорической карты и с ее помощью. Запишите то, что вы осознали.

Благодаря карте у Н.получилось сделать свой запрос более конкретным. Он понял, что запрос связан с боязнью сказать “нет” и дать грамотный отпор. Н. решил к…. месяцу….году изменить свое к себе и к окружающим. Он мечтает общаться с теми, кто его поддерживает,и о ком ему хочется заботиться.

Желаемая картинка или путешествие на Машине времени

Если вы решили не отвечать на вопросы и просто пролистали книгу до этого момента, можно начать путешествие прямо сейчас. Хотя я рекомендую садиться в машину времени с четкой темой для работы. В любом случае, пристегивайте ремни и садитесь поудобнее (ложитесь, вставайте или выбирайте любое комфортное положение).

Желаемая картинка — это образ счастливого и желаемого будущего. Момента, когда запрос полностью реализован. В КОТ наша задача — сформулировать актуальную тему не просто на уровне текста, а на уровне картинки. Есть несколько принципов создания:

Фиксация действия в конкретном моменте.

Картинка из будущего, а не из прошлого. Например, если в прошлом вы весили 60 кг, а сейчас поправились до 70-и, не стоит опираться на свой образ в прошлом. Создайте новый, в котором вы выглядите так, как вам хочется.

Важно, чтобы в желаемом образе был главный герой — человек ( вы из будущего)

Смотрите на образ от третьего лица, со стороны.

Представьте конкретные обстоятельства, в которых находится герой из будущего. Что он делает? Кто и что его окружает? Обратите внимание на цвета, запахи.

Старайтесь максимально детально и точно представлять момент, когда цель реализована или проблема полностью решена.

Задание 3

Сейчас я предлагаю переместиться в мир вашего желаемого будущего. Для этого вы можете представить образ без опоры на какую-либо метафорическую карту или в открытую выбрать для себя картинку, которая вам откликается. Рекомендую брать из ресурсных, детских или тематических колод. После практики напишите о том, какой образ у вас получился. Можете описать подробно или вкратце, на ваше усмотрение. После, продолжите делать это же задание, но опираясь на метафорическую карту.

Колода Мурчастье, Константин Довлатов

Как выглядит главный герой? Что его окружает слева, справа? Какие цвета, запахи вокруг него?

Какую он принял позу? Что он делает? Что чувствует?

Что есть на картинке, чего изначально вы не заметили?

Что вы чувствуете, глядя на образ? Насколько эти эмоции сильны по 10 — балльной шкале?

Как это ощущается вашим телом?

Н. решил опираться не только на метафорическую карту. Он вспомнил, что давно не слушал медитации. Он включил любимую медленную музыку и представил, что рядом с его домом остановилась машина времени. Мужчина сел в неведомый летающий объект и полетел за пределы Вселенной.

Когда он приземлился, то увидел большой парк. Его окружали приятные запахи, светло-зеленая трава колыхалась от ветра. Ярко-синее небо радовало взгляд. Оглянувшись по сторонам, Н. увидел статного мужчину лет 30. Слева от него стояла молодая жена, держала за руку и улыбалась. Рядом бегала дочка, делала венок из ромашек.

Н. чувствовал себя успешным. Справа стоял стол с открытым ноутбуком. На нем открыт график доходов и расходов за месяц. Герой понимал, что он работает в своей собственной небольшой фирме. В какой-то момент Н. осознал, что увидел себя из будущего. Там герой занимается любимой работой, дома ощущает поддержку и дарит радость своим любимым. Насладившись путешествием, Н. сел в машину времени. Он вернулся к себе в комнату с ощущением радости, умиротворения. Затем Н. сделал несколько глубоких вдохов-выдохов и представил, что машина времени возвратила его домой. Мужчина снова ощутил себя в своей комнате. Он сидел на сломанном стуле с темными пятнами на спинке. Н. открыл глаза, взял любимый блокнот и записал образ, который представил себе.

Для чего создается Желаемая картинка?

После катания на Машине времени вместе с Н. предлагаю поразмыслить, для чего создается желаемый образ. Чаще всего визуализация создается с той целью, чтобы шаг за шагом двигаться к достижению цели. И к этому образу мы регулярно возвращаемся, чтобы воплотить его в реальности. Если бы в КОТ мы работали подобным образом, я бы предложила вам ежедневно садиться в машину и путешествовать в идеальный мир — туда, где цель полностью реализована, где от проблемы не осталось и следа. Также я бы предложила бы вам каждую неделю брать в руки метафорические карты и задавать себе вопрос: какие три небольших шага вы готовы сделать в течение недели для приближения к цели? Для каждого шага выбирается одна карта и формулируется четкое, конкретное действие.

Но в КОТ желаемая картинка создается с целью найти в ней то, что может беспокоить. Она помогает найти бессознательное сопротивление. Эмоцию, с которой мы будем работать в дальнейшем.

Поэтому я могу порекомендовать вам вернуться к вышеизложенной технике, когда вы полностью завершите работу с образом из КОТ. Попробуйте снова создать идеальную картинку, сравнить с той, что была первоначально и сформулировать три маленьких шага. Это поможет отследить свои изменения и начать действовать. Для каждого шага возьмите отдельную МАК из ресурсной, специальной или ситуативной колоды.

Колода «Женщина и деньги»

2 этап. Убеждения

Предлагаю на время оставить желаемый образ и погрузиться в мир психологических установок. Погулять по новой полянке с яркими и темными цветами. Исследовать, как появляются установки, каким образом КОТ поможет их трансформировать.

Убеждения — это устойчивая система взглядов человека, основанная на его знаниях, жизненном опыте, желаниях и идеях.

В более глубоком смысле убеждения человека — это картина мира, которую он принимает и которой придерживается. С помощью своих убеждений человек ориентируется в обществе и принимает верные или ошибочные решения. Если убеждения адекватны действительности, то и решения человека в большинстве своем будут результативными. Если убеждения неверные, человек постоянно совершает ошибки в определенных сферах жизни.

Независимо от того, насколько конструктивны убеждения человека, у них есть нюанс: они, по большей части, статичны. Потому они и являются убеждениями, а не живым мышлением, которое всегда находится в поиске чего-то нового.

Суть любой установки заключается в том, чтобы упростить жизнь. Оно основывается на желании человека жить в понятном и объяснимом мире. Благодаря им у нас есть стабильная модель мира в голове. Без убеждений мы были бы вынуждены каждый раз заново открывать для себя этот мир, изучать его особенности так, словно только что родились. Они как зеркало отражают то, во что мы верим. При этом без убеждений, основанных на доверии, не обойтись. Если подвергать все сомнению, это очень энергозатратно. На это не хватит ни умственных, ни временных ресурсов. Некоторые установки нами осознаются, а некоторые нет.

Задание 5. Работа с убеждениями в КОТ

Сейчас предлагаю вам снова сесть в машину времени и проделать путь до желаемой картинки. Кстати: вы можете сделать этот шаг сразу же, как только создадите идеальный образ. Посмотрите внимательно на картинку и задайте себе несколько вопросов:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метод КОТ (когнитивно-образная терапия) в работе психологов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я