Предложенное читателю пособие представляет собой сжатое, конспективное изложение основных методов и методик лингвистического исследования. Данное пособие может использоваться как для первоначального ознакомления, так и для беглого повторения основных тем указанных разделов. Может быть полезным студентам учебных заведений различного уровня, а также для самообразования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Элементарно о методах изучения языка. Конспективное изложение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О методах лингвистического исследования
Общее понятие о методах и методике
Метод (греч. μέθοδο) — исследование, учение, путь познания.
В философском смысле:
Метод — путь познания и истолкования любого явления жизни.
В специально-научном смысле:
Метод — путь познания и истолкования явлений, используемый в отдельной науке. (Например, в языкознании существуют сравнительно-исторический метод, структурный метод.) Специальные исследовательские методы находятся в зависимости от философского метода.
Методика — система приёмов.
Специальные лингвистические методы
К специальным лингвистическим методам относятся:
— описательный метод;
— сравнительно-исторический метод;
— исторический метод;
— метод внутренней реконструкции;
— сопоставительный метод;
— структурный метод;
— стилистический метод;
— количественный метод;
— метод автоматического анализа.
Описательный метод
Описательный метод применяется для изучения социального функционирования языка, для описания и анализа элементов и частей работающего языкового механизма. Требует точной характеристики фонем, морфем, слов: они должны рассматриваться формально и семантически.
На основе описательного метода создаются описательные грамматики языков, толковые словари — база лексикологических исследований.
Описание языка осуществляли следующие школы:
— логико-грамматическая школа Буслаева;
— грамматико-психологическая школа Потебни;
— формально-грамматическая школа Фортунатова.
Описательный метод сочетается со структурным.
Сравнительно-исторический метод
Сравнительно-исторический метод возник в начале XIX века.
Задача метода: открытие законов, управлявших развитием родственных языков в прошлом.
Предмет исследования метода: совокупности родственных фактов в родственных языках; законы, воплощённые в этих фактах и сохранённые ими от далёкого прошлого, не засвидетельствованного непосредственно никакими документами.
Результаты метода: установление родства языков, соответствия одних звуков другим в родственных языках, установление закономерностей языкового развития (звуковой и морфологической структуры).
Слабость метода: 1)восстановленные архетипы не соотнесены с конкретным моментом; 2)не затрагивает изучение неродственных явлений; 3)спорность результатов, невозможность проверки.
Исторический метод
Задача метода: исследование структуры отдельного, конкретного языка.
Предмет исследования метода: языковая структура в её развитии, а также закономерности этого развития.
Сущность: сопоставление сменяющихся состояний структурных элементов языка, установление причин изменений (языковых и неязыковых).
Результаты метода: всё более полная картина истории языков.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Элементарно о методах изучения языка. Конспективное изложение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других