Путеводитель по граблям. Маршрут №1

Анастасия Данилина, 2018

Книга «Путешествие по граблям. Маршрут №1» -простой и удобный лайфхак по поведению в типичных жизненных ситуациях. Благодаря отсылке к известным сказочным сюжетам и обилию примеров из жизни, после прочтения этой книги вы сможете лучше понять себя и своих близких, выбрать оптимальную для вас линию поведения и даже помогать другим людям. Это первая часть цикла независимых друг от друга книг. Продолжение следует…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путеводитель по граблям. Маршрут №1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Эффект Гудвина

В данном случае нам интересен один из эпизодов сказки «Волшебник Изумрудного города». Но в общих чертах напомню, в чём суть истории.

Девочка Элли попадает в волшебную страну. Ей необходимо добраться до дома, а помочь в этом ей может только великий и могучий Гудвин — правитель Изумрудного города. По дороге к волшебнику она собирает целую компанию не удовлетворенных своей жизнью товарищей: Железный дровосек хочет иметь настоящее сердце, огородное пугало Страшила — мечтает о мозгах и хочет быть очень умным, Трусливый Лев хочет стать храбрым. Когда вся компания приходит в город и попадает на встречу с Гудвином, приём ведётся строго тет-а-тет. Каждый из визитёров входит в зал для собеседования один и видит «Гудвина». Когда друзья начинают обсуждать, кто что увидел, то обнаруживается, что они видели совершенно разное: один живую голову, другой русалку, третий чудовищного зверя, похожего на кабана с одним рогом, множеством лап и глаз, четвертый — огненный шар. И наконец, все вместе они увидели маленького невзрачного человека. Тогда встает вопрос о том, какой он на самом деле — Волшебник Изумрудного города?

Суть эффекта Гудвина: взаимодействуя с одними и теми же людьми, разные люди встречаются с разными персонажами.

Самые простые эксперименты, доступные каждому из вас, позволяют удостовериться в вышесказанном. Просто попросите двух человек рассказать о третьем независимо друг от друга. Желательно выбрать для эксперимента людей, различающихся по полу, возрасту, социальному положению и обстоятельствам, в которых они пересекаются с третьим. И вам может показаться, что речь идет о совершенно разных людях.

Степан окончил школу, не поступил в университет и устроился работать на стройку. Казалось, что это только на год, а потом он попробует снова. Но через год его уже связывали отношения с девушкой. Из его семьи ушел отец, и мама сильно это переживала, провела полтора месяца в отделении неврозов. Оставить её в таком положении было просто опасно для девятилетней сестры. На стройке работа была тяжелая, но понятно, что делать и сколько получишь. Выполняли большой заказ, заработки обещали быть стабильными и высокими.

Рассказ о Степане его девушки: «Он ужасно добрый и щедрый, постоянно мне старается что-нибудь подарить, водит в кафе и в кино. Только молчит всё время. Вообще не понимаю, как мы начали общаться. Такое ощущение, что я всё сама сделала: написала ему в социальной сети, назначила первое свидание, первая его поцеловала. Даже когда я спрашиваю: любит ли он меня — молчит и улыбается. И вот от этого мне кажется, что не любит совсем. Он просто хочет, чтобы девушка у него была. Всё! Если бы какая-то другая ему написала, он также пошёл бы и стал встречаться, и дарить подарки, и водить по кафешкам. Такое чувство, что у него совсем нет воли. Как теленок. В деревне у бабушки видела, как телят на цепи привязывают на новое место, а они послушно идут».

Рассказ коллеги по стройке: «Он себе на уме. Вот простой пример. У нас ведь как: кто не курит, тот больше работает — на перекуры-то у него остановок нет. А Стёпа не курит. И что, он работает больше? Нет! Он выкрутился. Платят-то всей бригаде поровну — сдали работу и получили на всех. Кому охота вкалывать больше других, а получать столько же? В общем, он просто тормозит. Посылаешь его за инструментом, или ушел он в туалет, или на другую часть объекта, — всё! Поминай, как звали. Не дождёшься, не дозовёшься. Что он там делает? Ну, в телефоне копается, ясное дело. И ведь вот жук какой: если мы сели курить, то всем друг друга видно, каждый знает, кто и сколько не работал и почему — мы курили вместе. И тут уже предъявить всегда можно тому, кто дольше других задержался. А его и поймать-то не на чем. Не ясно же, сколько нужно, чтобы в туалет сходить, или откуда он там инструмент волочет».

Рассказ соседки: «Хам. Вот если есть трудный подросток, то это Стёпа. Я старалась помочь, поддержать как-то, когда мать у них в больнице оказалась, а он с девочкой, и ни бабки, ни тётки у них. Она в школу утром выходит, косички… так заплетены, что плакать хочется. Чем накормлен ребёнок? Неизвестно! Сто раз ему предлагала, и помочь с уборкой, и приготовить. Я на пенсии — времени вагон. Уроки бы малышке помогала делать. А он упёрся: нет и нет. В общем, я решила помочь сестрёнке-то его, пока она уже из школы вернулась, а он на работе ещё. Вижу в окно, что она из школы идет и на площадку вышла. Взяла кастрюльку супа, зашла с ней, давай кормить ребёнка. А дома-то у них беспорядок! Полы не метены, посуда в раковине с завтрака стоит, кровати не застелены. Что взять с парня? Ну, молодой, бестолковый ещё. Я порядочек чуть и навела, села с Оленькой уроки делать. И вдруг он возвращается. Я с доброй душой: супчик на плите — иди, покушай. А он не поздоровался даже и голосом, таким как Левитан в войну: «Нина Федоровна, выйдите отсюда немедленно!» Стала уговаривать. А он кастрюлю мне в руки пихнул и за плечи прямо к двери подвел с этими же словами. Думала, вообще ударит. Хам. Трудный подросток. Да и глупый к тому же. Оленьку вот жалко было тогда».

Для своей девушки Степан слабохарактерный добряк, для коллег — хитрец, отлынивающий от работы, для соседки — грубиян. Но когда мы узнаем несколько этих взглядов на одного и того же человека, формируется довольно целостный образ. Все эти черты уживаются в нем и активируются при разных обстоятельствах.

Есть ряд переменных, которые влияют на форму проявления эффекта Гудвина. То, кем предстанет перед вами человек в личном общении, определяется местом, временем, взаимными ожиданиями, публичностью, уровнем заинтересованности в общении.

Первое. Социальное время и место, в котором происходит общение. Этим двум показателям обществом предписаны определённые ожидания. Так, утром в офисе коллеги должны приветствовать друг друга по возможности дружелюбно. Ночью в клубе от присутствующих ожидается открытое и раскрепощенное поведение. В разгар занятий в школе, так или иначе, предполагается строгая иерархия в цепочке директор-завуч-учитель-ученик.

Второе. Наличие положительных ожиданий во взаимодействии с людьми может помочь вам узнавать об их отрицательных качествах только понаслышке. Изначальное ожидание подвоха, напротив, усилит вероятность проявления негативных сторон. Человек неосознанно подстраивается под ожидания в большей или меньшей степени. При этом ожидания — это взаимно. Как вы ждёте от человека проявления определённых качеств, так и он ждёт каких-то ваших. Он ведет себя с вами (по крайней мере, на первых порах) в соответствии с уже имеющейся предпосылкой восприятия.

Третье. На то, кого вы увидите перед собой в данном конкретном случае, большое влияние оказывает публичность. У человека чаще всего есть его устойчивая публичная роль. Её трудно преодолеть и с наиболее высокой вероятностью в компании он будет придерживаться того амплуа, которое уже выработано для этой группы. Не стоит удивляться тому, что один на один человек совсем другой, нежели в компании. Размер группы в данном случае имеет значение!

Четвёртое. Чем выше уровень заинтересованности человека в общении, тем в большей степени он постарается продемонстрировать такой образ, который, по его мнению, соответствует положительным ожиданиям второй стороны.

Альбина, Влада и Вика — подруги с детства. И вот они окончили школу, и это их последнее лето пред тем, как они окажутся в разных городах. Альбина, как говорится, «продвинутая». Она и с парнями встречалась с четырнадцати лет, и на вписки уже давно ходит, а подруги её дальше девичьих пижамных вечеринок пока не зашли.

Когда Влада и Вика проводят время вместе — они два наивных ботана-мечтателя. Но стоит появиться Альбине, как всё меняется. Особенно сильно это проявляется у Влады. Она начинает разговаривать голосом «чики», делать бесконечные селфи, кажется, что даже губы на сантиметр толще становятся. И всё же, эта девичья кутерьма — корзинка с хорошенькими котятами.

Однажды Альбина приходит с предложением: поехать с компанией её друзей мужского исключительно пола, за город на дачу. Подруги соглашаются. Домашним девочкам и страшно, и любопытно. Но они ведь будут с Альбиной, а она-то знает, что, да как. Значит, всё будет хорошо. Приехали на двух машинах. Ребят было четверо. Все уже после армии. Рабочая молодежь. Начали готовить шашлыки, понемногу выпивали. Альбина много смеялась, говорила с вызывающими нотками, подтрунивала над ребятами, а они ней. У Влады быстрее получилось создать образ, хоть как-то соответствующий компании, и вот она уже хохочет гортанно и «правильно» реагирует на приколы. Вика притихла и сидела чуть в стороне, как будто не узнавая подруг. Не было у неё с собой подходящего лица и способа поведения. А Альбина как-то всё распалялась, и её шутки и приколы стали направляться на подруг, а вместе с ней эту волну подхватили и ребята.

В этот момент, на фоне неудачливых самок небольшой образовавшейся на время стаи, Альбина вдруг почувствовала себя супер-мега-альфа, и это приятное чувство всё сильнее относило её от образа «старая надежная подруга» к «самая крутая чика в тусовке». Вика ничего, кроме пятидесяти грамм красного вина, в своей жизни не пробовала, и пиво, которое пополнялось в её пластиковом стаканчике, как только показывалось дно, воздействовало на неё как разрывная пуля, выпущенная в висок.

Прошла всего пара часов, первые порции шашлыка ещё не были доедены, а Вика уже обильно поливала выпитым муравейник за сосной через то отверстие, которое обычно используется для входа воды и пищи. Парни ржали, как табун юных жеребцов, а Альбина и Влада старательно запечатлевали знаменательный момент на свои телефоны. Уже через несколько минут в инстаграме появилось фото с подписью «Помоги муравьям горячим обедом!» от Альбины. И немного в другом ракурсе с подписью «Гринпис отдыхает» от Влады…

Неважно, как закончился тот вечер. Важно, что наступило следующее утро. И в нём оказались две девочки-полуботана Вика и Влада, и их продвинутая подруга Альбина. Слёзы, слова прощения и прощания. Попытки понять причину своих поступков и неспособность узнать себя в людях, которые могли так поступить со своей подругой.

И всё же для того, чтобы достать и надеть на себя ту или иную маску, нужно иметь её в наличии. Не может фокусник достать кролика из шляпы, если предварительно его туда не посадил. Все лица, все образы, которые выплывут из вас, или тех, с кем вы общаетесь, уже были там, дремали до того момента, пока в зелёную залу дворца Изумрудного города не вошёл достойный зритель, чтобы показать ему именно ЭТО своё лицо.

Заинтересованность собеседника в вас реализуется в его попытках продемонстрировать те или иные стороны своей личности. Вынуть из волшебной шляпы своих возможностей то, что, по его мнению, будет вам наиболее интересно и необходимо. И здесь есть интересный момент. Если вы хотите увидеть определенные стороны или свойства личности собеседника, то они скорее проявятся в большей аутентичности (совпадении с «истинными», наиболее устойчивыми свойствами), обратно пропорционально степени личной заинтересованности собеседника в вас. Метаморфозу, когда по мановению ока один образ меняется на другой именно из-за изменения степени и формы заинтересованности в собеседнике прекрасно описал А.П. Чехов в своем рассказе «Толстый и тонкий». Прочтите обязательно! И яркий пример, и удовольствие от соприкосновения с творчеством талантливого автора.

Здесь не могу не привести пример одного своего эксперимента.

У меня очень обширная переписка в социальной сети ВК и почти каждый день у меня прибавляется по нескольку «друзей». И однажды я решила просить при добавлении в друзья прислать мне любую музыкальную композицию на свой вкус. Объясняла это как способ лучше узнать нового человека. Если собеседник был заинтересован во мне лично, то в большинстве случаев присылал такую аудиозапись, которая, по его/её мнению, может МНЕ понравиться, а не исходя из своих собственных предпочтений. Я узнавала об этом принципе подбора при дальнейшем общении.

Людям свойственно стремиться оправдывать ожидания, которые предъявляют к ним окружающие. А вернее сказать, стараться быть тем, кем вы их хотите видеть, по их мнению. Если вам хотелось бы жить среди хороших, добрых, отзывчивых персонажей книги вашей жизни, то первый шаг к этому — положительный настрой на человека.

Когда проявляется эффект Гудвина? Практически всегда. Вернемся к вопросу: какой на самом деле волшебник Изумрудного города? Он разный, он многогранный. Вы можете сказать: «Хочу увидеть человека таким, какой он есть!» Но не существует человека «такого, какой он есть». Существует человек «такой, какой он есть для вас». А ещё существует доминирующий образ. Тот, в котором наш Гудвин живёт наибольшую часть своего времени и который требует от него минимальных усилий.

Общаясь с человеком, важно знать для себя ответ на вопрос: хотите ли вы действительно знать все стороны, все лица Гудвина? Помните слова мудрого царя Соломона: «Многие знания — многие печали». Если вас устраивает то, что вам дают увидеть, стоит ли копать глубже?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путеводитель по граблям. Маршрут №1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я