Как отвечать на требования инспекции: советы налогового консультанта

Анастасия Гревцова

Эта книга – не научный труд и не юридическая литература. Я обобщила свой практический опыт в общении с налоговыми органами и изложила его так, как если бы объясняла вам устно. Это книга – скорее шпаргалка, чем строгое методическое пособие. Она поможет тем, кто сам не налоговый консультант, но должен принимать важные решения о том, что и как отвечать на многочисленные требования налогового органа.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как отвечать на требования инспекции: советы налогового консультанта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Требования налогового органа во время камеральной налоговой проверки

Камеральные проверки — это проверки, которые сопровождают компанию всю жизнь. После каждой сдачи налоговой декларации начинается ее камеральная проверка. Автоматизированный арифметический контроль на стадии ввода показателей в систему обработки данных осуществляется в отношении всех представленных деклараций. Инспектор обладает на сегодняшний день огромными информационными ресурсами (различные базы ведомств, доступ к счетам в банках, данные онлайн-касс, маркировка товаров, интернет) для того, чтобы проверить вас, не спрашивая вас об этом. В инспекциях есть контрольно-аналитические отделы, своего рода «белые воротнички» камеральных подразделений, те самые, что выносят итоговый вердикт о включении или невключении налогоплательщика в план выездных проверок. Созданы эти отделы не так давно, в 2017 году, но их специалисты окрепли и стали напоминать по методам работы специалистов отделов выездных проверок. Именно они первым делом требуют то, что требовать в рамках камеральной проверки нельзя. Эту безнаказанность у специалистов налогового органа сформировали в том числе и налогоплательщики, которые при получении любого требования буквально падают в обморок от страха и несут, везут пачки документов в инспекцию.

Количество выездных проверок в последние годы неуклонно снижается, но нагрузка по взаимодействию с инспекциями для налогоплательщика не уменьшилась, а всё потому, что теперь налоговая служба придерживается риск-ориентированного подхода и все основные мероприятия проводит в рамках ежедневной работы. Именно для того, чтобы заранее оценить добросовестность налогоплательщика, а также возможные доначисления в рамках выездной налоговой проверки, налоговый инспектор в рамках своей ежедневной работы направляет вам требования с просьбой представить пояснения и/или документы. Следует учитывать тот момент, что в условиях высокого уровня автоматизации большинство требований формируются автоматически, и задача инспектора — их отработать. Но автоматизация процесса тем не менее не отменяет строго формальную процедуру истребования пояснений и/или документов, установленную Налоговым кодексом. Превышение полномочий инспекторов и психологическое давление на налогоплательщика наблюдается чаще всего именно в рамках камеральных проверок. Самая страшная угроза инспектора: «Не дадите документы, мы вынуждены назначить вам выездную проверку. Вы хотите этого?» Большинство налогоплательщиков, конечно, не хотят встречать гостей у себя в компании, а потому пытаются всячески урегулировать вопрос, несут все документы, тем самым собственными руками развязывают руки инспектору и лишают себя возможного маневра.

Давайте в целях снижения тревожности попробуем проработать этот страх. Итак, налоговый орган — это типичная государственная неповоротливая многоуровневая система с показателями эффективности, планами, премиальными фондами. И как это ни парадоксально звучит, в выездной проверке не заинтересована прежде всего сама инспекция. Судите сами.

Камеральная проверка длится в среднем три месяца (по НДС — два месяца), в рамках которой инспектор применит все свои возможности, в том числе и творческие, подходы и способы, чтобы налогоплательщик, так сказать, «добровольно уточнил свои налоговые обязательства». Деньги перечисляются по «уточненке», показатели отдела растут, все довольны.

А выездные? В список включить, обосновать, утвердить в УФНС, потом сама проверка. Длится она два месяца, продлевается до четырех, а потом до шести, а с учетом приостановки на шесть месяцев длится в итоге обычно год. Потом надо акт написать, возражения налогоплательщика выслушать, дополнительные мероприятия назначить, вынести решение по проверке, а потом возможен спор, суд. Короче говоря, деньги если и поступят в бюджет, то нескоро. Ну и у выездной есть определенный коэффициент полезного действия. Это значит, что из-за 100 тыс. рублей к вам на выездную не придут. Неэффективно.

Поэтому выездная налоговая проверка не лучший выбор прежде всего для самой инспекции. Помните об этом, когда вас запугивают выездной проверкой.

Казалось бы, есть НК. В ст. 88 четко написано про камеральные проверки. Почему же инспекция так часто нарушает закон?

Причина первая — устройство самой системы налоговых органов. Налоговый инспектор должен всеми возможными способами убедиться в реальности операций, должен проверить правильность расчета. Иногда сделать это без участия документов налогоплательщика невозможно. И отвечать в дальнейшем рядовой инспектор будет перед своим руководством или вышестоящим налоговым органом. Поэтому по большому счету им не всегда важно, что вы им написали, куда важнее, что они добросовестно отработали вопрос и им есть что показать злому начальнику.

Причина вторая — чисто психологическая, расчет на ваше незнание, страхи и готовность сотрудничать в любых обстоятельствах. Все документы, которые вы передаете в инспекцию, остаются там в виде скан-образов навсегда. Если вы бездумно даете всё, что хочет налоговый орган, вы значительно облегчаете работу контрольно-аналитическим отделам и специалистам отделов выездных проверок.

Причина третья — банальная. Не каждый инспектор знает нормы налогового законодательства. Высокая текучка кадров, нежелание учить и учиться приводят к тому, что приходится налогоплательщикам брать эту миссию по обучению инспекторов на себя.

Пожалуй, главное, что стоит помнить при получении требования из инспекции, — налогоплательщик имеет полное право не выполнять незаконное требование инспекции.

И другой момент — полномочия налоговых органов не абсолютны и должны иметь правовые обоснования.

Содержание самого требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность представить документы возложена на налогоплательщика законно. Только в этом случае будет соблюден баланс между правом налогового органа выставить требование и обязанностью компании его исполнить.

Помня об этих правилах, давайте разбираться, какие требования налогового инспектора в рамках камеральной проверки законны, а какие — нет, и что с этим можно сделать.

Первое, на что надо обратить внимание, — это сама форма требования. Она не может быть произвольной.

Требование должно соответствовать форме, утвержденной приказом ФНС от 7 ноября 2018 г. № ММВ-7-2/628@.

Что должно быть в требовании?

1. Наименование, реквизиты компании-налогоплательщика.

2. Ссылка на норму Налогового кодекса, обосновывающую истребование документов, а именно определенный пункт ст. 88 НК.

3. Срок предоставления документов — 10 рабочих дней.

4. Собственно перечень документов, которые должны быть представлены.

5. В конце требования должно быть указано контрольное мероприятие — «в связи с камеральной проверкой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года» или «в связи с камеральной проверкой декларации по УСН за 2019 год».

6. Требование должно быть подписано должностным лицом налогового органа, проводящего проверку.

А далее необходимо внимательно вникать в основание истребования документов.

2.1. Требование о предоставлении документов — когда и что могут требовать?

Налоговый орган имеет право требовать документы в рамках камеральной проверки. Как известно, камеральная проверка длится три месяца со дня предоставления декларации (два месяца по НДС). В этот срок налоговики должны уложиться, в том числе запросить у компании документы (или пояснения). Если требование о предоставлении документов направлено после указанных сроков, то оно является незаконным. Исполнять незаконные требования компания не обязана. Это подтверждается письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, судебной практикой — п. 27 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 №57.

Нередки случаи, когда налогоплательщик получает требование, в котором дата составления указана в рамках положенного срока, но направлен сам документ значительно позже.

В одном споре требование было датировано 25 июля, а отправлено налогоплательщику только 16 августа, когда срок камеральной проверки уже истек. Предприниматель посчитал такое требование незаконным и не исполнил его. Суд встал на сторону налогоплательщика.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2017 г. по делу № А33—26722/2016

«Требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89 и пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации…

…направление требования произведено налоговым органом с нарушением положений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

Кроме того, что выставление требования ограничено сроками, оно ограничено и строго прописанными в НК случаями. Все они прописаны в ст. 88 Налогового кодекса.

Рассмотрим эти ситуации подробнее. И помните, что проверяют в этом случае именно вас как налогоплательщика на основании сданной вами декларации (расчета).

2.1.1. Уточненная декларация по истечении двух лет с уменьшенной суммой налога

Если вы подали «уточненную» декларацию по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной декларации, и уменьшили в ней сумму налога или увеличили сумму убытка (п. 8.3 ст. 88 НК РФ), то инспектор вправе требовать первичные и иные документы, в том числе налоговые регистры, обосновывающие изменение числовых величин.

Если вы исправили техническую ошибку, подав «уточненку», без изменения суммы налога или даже увеличили сумму налога в декларации, то требовать документы у вас не могут.

Если вы подали «уточненку» через месяц, два или полгода, то требовать документы у вас тоже не могут.

Обратите внимание, три условия должны быть выполнены одновременно: уточненная декларация, прошло два года, уменьшили сумму налога (или увеличили сумму убытка).

Вы подали «уточненку» через год с уменьшенной суммой налога, а инспекция настойчиво шлет требования? Не игнорируйте, отвечайте письменно, что согласно п. 8.3 ст. 88 НК РФ документы вы представлять не обязаны, так как два года не прошли.

Вы подали «уточненку» через два года, суму налога не меняли, а инспекция шлет требование? Ссылайтесь всё на тот же п. 8.3 ст. 88 НК РФ и отвечайте, что исправление ошибок не привело к уменьшению суммы налога, следовательно, обязанности предоставлять документы у вас нет.

2.1.2. Льготы

Если вы подали декларацию, в которой заявили льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ), то налоговый орган имеет право требовать документы, которые их подтвердят. Льготы могут заявляться по разным налогам в разных декларациях. На практике чаще всего речь идет о декларации по НДС.

Налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на эти льготы. И здесь важный момент — не каждая не облагаемая налогом операция является льготой. К сожалению, на практике инспекция все операции, которые по той или иной причине не облагаются налогом, рассматривает как льготы, с истребованием документов по ним.

Необлагаемые операции по НДС, отражаются в специальном разделе 7 декларации по НДС. Налоговый орган направляет требование по разделу 7, не вникая в нюансы. А это незаконно. Происходит это в основном потому, что в Налоговом кодексе в разделе, посвященном НДС, нет определения льготы по НДС. Но на основании совокупно прочитанных норм налогового законодательства и судебной практики можно попробовать сделать определенные выводы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как отвечать на требования инспекции: советы налогового консультанта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я