Тафсир. Том 1

Амин Рамин

6. Аят 1 суры «Корова»

1. Алиф. Лям. Мим.

Алиф. Лям. Мим — это названия букв арабского алфавита.

Здесь необходимо сказать в целом о такой теме, как буквы в начале сур Корана. 29 сур открываются буквами арабского алфавита. Их называют на арабском аль-хуруфу ль-мукаттаАа — «разрозненные буквы». Например, «Алиф. Лям. Мим», как здесь. Или «Каф. Ха. Йа. Айн. Сад», «Ха. Мим». Три суры Корана открываются только одной буквой — это «Сад», «Каф» и «Нун».

Существует множество мнений относительно того, что означают эти буквы и зачем они приведены. Эти мнения или варианты понимания не противоречат друг другу, все они могут действовать (и действуют) одновременно.

Согласно одному из них, подтверждаемому некоторыми хадисами, эти буквы указывают на имена Аллаха. Например, по поводу вот этих букв, которыми открывает сура «Корова», шейх Садук привёл от Суфьяна ибн Саида:

Я спросил Имама Бакира (А) о значении аята «Алиф. Лям. Мим». Он сказал: «Я — Аллах, Царь» (ана ллаху малик).

(«Маани ль-ахбар», С. 22).

Другое понимание этого вопроса исходит из этого, что Коран составлен из букв, и буквы являются, так сказать, первичными элементами Корана. Весь Коран сводится к 28-ми буквам арабского алфавита, которые образуют слова, слова образуют предложения, предложения образуют аяты Корана, аяты образуют суры. А поскольку, как мы уже не раз говорили, Коран соответствует всему мирозданию, Книга написанная соответствует Книге бытия, то Коран через эти буквы объемлет всё, что объемлет действие Творца. И начало сур Корана из букв намекает на это: что весь Коран — это буквы, и если ты разъединишь его на буквы, то найдёшь все тайны, так же как постижения первичных букв мироздания, то есть Ахль уль-Бейт и Имамов — это постижение всех тайн. А потому Имам Реза говорит: «Он сделал их (буквы) действием от Себя» — то есть Его действие исполняется через буквы.

Третье понимание (не противоречащее двум предыдущим, а дополняющее их) состоит в том, что эти буквы в начале сур Корана указывают или намекают на совершенно конкретные реалии, события и сроки. Например, согласно хадису, буква «Сад» в начале суры, которая так и называется — «Сад» — это название «реки под Троном», из которой сделал омовение Пророк (С) во время мираджа. То есть это первая вода или первый свет, материя миров.

Про буквы «Каф. Ха. Йа. Айн. Сад» в начале суры «Марьям» Имам Махди (А) говорит:

«Эти буквы — из знания сокровенного, о котором поведал Аллах Своему рабу Закарийе. Когда Закария (А) попросил Аллаха обучить его пяти именам (асхабиль киса), спустился Джабраил и сообщил ему их. И когда Закария (А) вспоминал Мухаммада, Али, Фатиму и Хасана (мир им), уходили его печали и горести. Когда же он вспоминал имя Хусейна (А), из глаз его лились слёзы, и дыхание учащалось.

В один из дней он обратился к Аллаху: «О Господь мой! Что со мной, что когда я вспоминаю четыре имени, развеиваются мои печали, но когда я упоминаю Хусейна (А), из глаз моих текут слёзы и раздаются мои стоны?»

И поведал ему Аллах, велик Он и свят, о тайне этого: «Каф. Ха. Йа. Айн. Сад». И «каф» — это имя «Кербела», и «ха» — гибель (халак) пророческого рода, и «йа» — Йазид, и он — угнетатель Хусейна (А), и «Айн» — жажда (аташ), и «сад» — его терпение (сабр).

И когда Закария услышал это, не выходил из мечети три дня, и запретил людям входить к нему, и плакал, и скорбел… А потом сказал: «О Аллах, даруй мне сына, которым усладятся очи мои на старости лет, а потом усиль мою любовь к нему, а затем причини мне такие же страдания его утратой, какие испытает Твой возлюбленный Мухаммад (С) по утрате Хусейна (А)!»

И Аллах даровал ему Йахью (А) и причинил ему страдания его потерей, и был срок беременности его жены Йахьей (А) — шесть месяцев, и Хусейном (А) — столько же».

(«Камалу дин» Садука, С. 345).

Здесь мы видим указание на события Кербелы и Ашуры как величайшей трагедии в истории мироздания.

«Нун» в начале суры «Письменная трость», как говорит Имам Казым (А) — это имя Мухаммада (С), так же, как и буквы «Йа. Син» в начале одноимённой суры. И также пришло в хадисе, что «Ха. Мим» — это имя Мухаммада (С) в книге пророка Худа (А).

Буквы «ха» и «мим» — это две средние буквы в имени «Мухаммад», а средние буквы составляют сущность имени в арабском языке. И показательно, что с этих букв (Ха. Мим) начинаются семь сур Корана — от суры «Верующий» до суры «Пески». Семь сур подряд начинаются с «Ха. Мим». Это тоже указывает на реальность Ахль уль-Бейт, потому что их — четырнадцать, два раза по семь, и семь — основа их реальности, отсюда «семь повторяемых», (что мы уже разбирали), и отсюда семь дней недели, каждый из которых соотносится с ними. Первые пять в этом числе семь — это пятеро асхаби ль-киса, шестой — Имам Махди (А), а семь — остальные Имамы между Хусейном и Махди (А), которые находятся на одном положении. И в хадисах приводится: когда спрашивали, кто из Ахль уль-Бейт (А) выше, они отвечали: Посланник Аллаха (С) выше всех, затем Али (А), затем Фатима (А), затем Хасан (А), затем Хусейн (А). После Хусейна (А) идёт Махди (А), а после него — остальные Имамы (то есть Имамы между Хусейном и Махди), находящиеся на равном положении. И это — семь положений, «семь повторяемых», соответствующие семи аятам суры «Фатиха» и семи дням недели.

А то, что одно и то же имя — «Ха. Мим» — повторилось семь раз в семи сурах, указывает на то, что все они — одна и та же реальность, и все они — одно и то же имя, как говорит Имам Али (А): «Первый из нас Мухаммад, последний из нас Мухаммад, средний из нас Мухаммад, и все мы — Мухаммад».

Также и буквы «Та. Ха», стоящие в начале одноименной суры, указывают на Ахль уль-Бейт: «Семейство Та. Ха и Йа. Син». И «Та» здесь — указание на Фатиму Захру (А), потому что буква «Та» — средняя в её имени. А «Ха» — это буква Али (А) и одновременно последняя буква в имени Аллах и первая в имени Аллаха хува (Он).

И с буквой «ха» связаны очень многие вещи. Ха — это буква Али (А), потому что её числовое значение — 5, и если произнести или написать эту букву полностью, то есть именно как «ха», с алифом, то получится 6, а буква, которая соответствует числу 6 — это вав. Таким образом, буква ха перетекает в вав и составляет вместе с ним имя Аллаха «Хува» (Он), числовое значение которого — 11. Это же числовое значение, взятое десятками, составляет 110, а это — числовое значение имени Али (А).

Итак, все данные реалии, с которыми связаны буквы в начале сур, соотносятся друг с другом и с самими этими буквами, так что здесь скрывается огромное количество смыслов и тайн, о которых мы ещё будем говорить по мере этих уроков в дальнейшем.

Сейчас укажем на такую важную вещь.

Если собрать все буквы в начале сур (аль-хуруфу ль-мукаттаа) и убрать повторяющиеся из них, то получится четырнадцать букв, соответствующие числу четырнадцати Непорочных. Вот они: ص ر ا ط ع ل ي ح ق ن م س ك ه

(«Убрать повторяющиеся из них» — то есть, например, если буква «мим» встречается несколько раз в начале разных сур, то мы оставляем её только один раз — и так со всеми остальными буквами).

И также число этих букв соответствует числу слова «йад» — рука, которое составляет 14. А потому значение «руки Аллаха» во всех аятах Корана — это Четырнадцать Непорочных. «Рука Аллаха над их руками» (48: 10). И, кстати, то, что общее число сур, которые начинаются с разрозненных букв — 29, может быть указанием на 28 букв арабского алфавита, то есть два раза по 14, плюс точка, которая составляет основу всех букв.

Эти четырнадцать букв можно сложить только в одну фразу, и никакую другую: صراط علي حق نمسكه — то есть: «путь Али — истина, мы держимся за него».

А это указывает на то, что реальность и внутренность Корана — это не что иное, как четырнадцать светов Ахль уль-Бейт, внешним выражением которых он (Коран) является, и эти четырнадцать светов — это и есть первичные буквы, из которых составлена сущность Корана.

Как сказано об этом в первых аятах суры «Украшения»: «Ха мим. Клянусь ясным писанием!» — и ясное писание тут — Имам Али (А), как сказал он: «Это — Коран молчащий, а я — говорящий Коран». — «Мы сделали его арабским Кораном — может быть, вы уразумеете!» — то есть сделали говорящий Коран — а это Имам — письменным Кораном на арабском языке. Иными словами, Аллах сделал письменный Коран на арабском языке внешним проявлением этой внутренней реальности Ахль уль-Бейт. — «И он, поистине, в Матери Книги у Нас — Али мудрый» — то есть реальность Али (А) является Матерью Книги. Об этом также сказано в 12-м аяте суры «Йа. Син»: «И Мы подсчитали всякую вещь в очевидном Имаме» — то есть от света имамата происходит всякая вещь в мироздании.

И также в следующем аяте суры «Корова» читаем:

«Алиф. Лям. Мим. То писание — нет в нём сомнения — руководство для богобоязненных».

Этот аят всегда неправильно переводится. В оригинале говорится: залика ль-китаб — «ТО писание», а не «ЭТО писание» (хаза ль-китаб). Аллах говорит: «то писание», а не «это писание», потому что тут имеется в виду «говорящий Коран», то есть Имам (А), а не «это писание», то есть молчащий Коран, который держат в руках люди. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал: «Писание, о котором здесь сказано, — это Али, и нет в нём сомнения — „руководство для богобоязненных“ — разъяснение для наших шиитов» («Тафсир» Кумми, том 1, С. 43).

Итак, буквы в начале сур Корана указывают на Четырнадцать Непорочных (А), и они представляют собой шифры или символы, в которых скрыты дела и события, относящиеся к ним — их достоинства, времена их появления, их сокрытие, их выход из сокрытия, государства их врагов и так далее. Всё это скрыто в этих буквах, и кое-что Имамы раскрыли для нас, а остальное будет раскрыто только после выхода их Каима (А).

Приведем некоторые хадисы по данному поводу.

Шейх Садук передал, что Имам Бакир (А) сказал:

Хои и Абу Ясир, дети Ахтаба, и несколько человек из числа иудеев Наджрана пришли к Посланнику Аллаха (С) и сказали ему: «Разве в числе того, что ты возвещаешь, не находится „Алиф. Лям. Мим“?». Он сказал: «Да». Они спросили: «С этим пришёл к тебе Джабраил от Аллаха?». Он сказал: «Да». Они сказали: «Прежде тебя тоже были отправлены пророки, и мы не видели, чтобы кто-то из них сообщал о продолжительности своего царства и сроке жизни своей уммы». И Хои ибн Ахтаб сказал: «Алиф значит один, лям — тридцать, а мим — сорок (это то, что мы говорили об абджаде. Это было у арабов и до Ислама, это традиия пророков, которая была известна им от Исамаила и предыдущих пророков и преемников). Итого получается семьдесят один год. Я удивляюсь тому, кто принимает религию, срок которой — семьдесят один год!»

Потом он подошёл к Пророку (С) и спросил: «О Мухаммад! Есть ли еще буквы, кроме этих?». Он сказал: «Да. Алиф. Лям. Мим. Сад». Он сказал: «Это сложнее. Алиф значит один, лям — тридцать, мим — сорок, а сад — девяносто. Итого сто шестьдесят один».

Потом он спросил: «Есть ли еще буквы?». Посланник Аллаха (С) сказал: «Да. Алиф. Лям. Ра». Он сказал: «Это сложнее. Алиф — один, лям — тридцать, ра — двести». А потом спросил: «Есть ли еще буквы?». Посланник Аллаха (С) сказал: «Да. Алиф. Лям. Мим. Ра». Он сказал: «Это сложнее. Алиф значит один, лям — тридцать, мим — сорок, ра — двести».

Тогда те, кто пришёл с ним, сказали: «Ты запутал нас, и мы не понимаем, что ты хочешь сказать!». Они встали и ушли от него. И Ясир, брат Хои, сказал ему: «Откуда ты знаешь, быть может, Мухаммаду дано всё это и больше, чем это?»

И Имам Бакир (А) сказал: «Этот аят был ниспослан о них: „Он — Тот, Кто ниспослал тебе Книгу; в ней есть стихи, расположенные в порядке, которые — мать книги; и другие — иносказательные. Те же, в сердцах которых уклонение, — они следуют за тем, что в нем иносказательно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого“ (3: 7). И на самом деле эти аяты (те, которые они толковали) имеют другие значение, а не то, которое они придумали».

Он также передал, что Имам Аскари (А) сказал (приведено в «Маани ль-ахбар»):

Курайшиты и иудеи обвинили во лжи Коран и говорили: «Это — очевидное колдовство. Он измыслил его». И Аллах сказал: «Алиф. Лям. Мим. То писание» — то есть: о Мухаммад, эта книга, которую Мы ниспослали тебе, состоит из различных букв, в числе которых — алиф, лям и мим, и эта книга сложена на вашем языке и из букв вашего алфавита. (Это то, о чем мы говорили: разрозненные буквы указывают на то, что Коран сложен из букв). Приведите же подобную ей, если вы правдивы, и позовите в этом на помощь всех своих сотоварищей! А потом Он разъяснил, что они не способны к этому, сказав: «Скажи: „Если бы собрались люди и джинны, чтобы создать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками“» (17: 88).

Он сказал: «Алиф. Лям. Мим» — это Коран, который открывается через алиф, лям, мим. Это — та книга, о которой Я сообщил Мусе и другим пророкам после него, и они известили народ Исраиля, что Я низведу её тебе, о Мухаммад, — великую книгу на арабском языке: «Не приходит к ней ложь ни спереди, ни сзади — ниспослание Мудрого, Достохвального» (41: 42)…

Имам Садык (А) сказал: «Алиф — буква из букв, указывающая на слово „Аллах“. Лям указывает на слово „Царь“ (малик), Великий, Сокрушающий. И через мим Он указал на то, что Он — Славный (маджид), Хвалимый (махмуд) во всех Его делах».

И Он сделал это доводом над иудеями, ибо Муса ибн Имран (А) и все другие пророки народа Исраиля брали с них завет и договор, что они будут верить в Мухаммада арабского, умми (ни у кого не обучавшегося), отправленного с пророчеством в Мекке, а потом совершающего хиджру в Медину, и что он придёт с книгой, некоторые суры которой будут открываться отдельными буквами и которую выучит его умма и будет читать её стоя, сидя, на ходу и в любом положении, и Аллах облегчит им её запоминание. (То есть с иудеев был взят завет, что они поверят в эту Книгу, суры которой будут начинаться буквами. И буквы тут — указание на Ахль уль-Бейт, потому что с иудеев был прежде всего взят завет о следовании Ахль уль-Бейт, как мы ещё подробно разберём).

И они упоминали вместе с ним его брата и преемника Али ибн Аби Талиба (А), который будет брать у него его знания и станет Имамом после него и истребит всякого, кто будет противостоять Мухаммаду (С), своим мечом отточенным, и победит всякого, кто будет спорить с ним, непреодолимыми аргументами. И что он будет сражаться с рабами Аллаха за танзиль (принятие Откровения), пока не принудит их к принятию его, желают они того или нет, и что после смерти Мухаммада (С) многие из тех, кто внешне принимал религию, отойдут от неё и исказят её толкование и извратят её, и он будет сражаться с ним за тавиль (правильное толкование Откровения), и станет Иблис, совративший их, униженным, изгнанным и побеждённым.

Аллах даровал Мухаммаду (С) пророчество в Мекке, а потом он переселился и проявил его в Медине. И Он ниспослал ему Коран и сделал началом самой большой его суры «Алиф. Лям. Мим». «То писание» — то есть книга, о которой Я сообщал предшествующим пророкам и говорил им, что низведу её на тебя, о Мухаммад, — «нет в нем сомнения» — то, о чём извещали пророки свои уммы, свершилось, и на Мухаммада (С) низведена благословенная книга, которую никогда не уничтожит ложь: читают её он и его умма во всех состояниях.

Однако иудеи будут пытаться исказить её и придать ей лживое толкование, и попытаются узнать срок жизни этой уммы и её царства, однако Аллах скрыл это от них. И однажды пришла к нему группа иудеев, и Посланника Аллаха (С) велел Али поговорить с ними. Они сказали: «Мы знаем срок жизни уммы Мухаммада (С). Это семьдесят один год, ибо алиф значит один, лям — тридцать, а мим — сорок». Али (А) спросил: «А что вы будете делать с „Алиф. Лям. Мим. Сад“?». Они сказали: «Это — сто шестьдесят один год». Он спросил: «А что вы будете делать с „Алиф. Лям. Ра“?». Они сказали: «Это — двести тридцать один год». Али (А) спросил: «А что вы будете делать с „Алиф. Лям. Мим. Ра“?». Они сказали: «Это — двести семьдесят один год». Али (А) спросил: «Так это всё принадлежит ему или что-то одно из этого?». Тогда их мнения разделились, и одни из них стали говорить: «Ему принадлежит что-то одно из этого». А другие сказали: «Ему принадлежит всё это, и тогда получится семьсот тридцать четыре года, а после этого власть снова вернётся к нам, иудеям».

Али (А) сказал: «Какая-либо из книг Аллаха рассказала вам об этом, или вы полагаетесь на своё собственное мнение?». И тут они тоже разошлись. Одни сказали: «Книга Аллаха говорит об этом», а другие сказали: «Нет, таково наше мнение». Али (А) сказал: «Покажите же книгу Аллаха, которая говорила бы то, что вы утверждаете!». Но они не смогли этого сделать. И одни из них спросили других: «Каковы наши аргументы, если мы опираемся на своё собственное мнение?». Другие сказали: «Наши аргументы в том, что таково исчисление этих слов».

Али (А) сказал: «Как это может быть аргументом, если эти буквы ничего не говорят о том, что вы измыслили? Если кто-то скажет вам, что они указывают не на срок царства Мухаммада (С), а на число динаров или дирхамов в наших домах, или на величину ваших долгов, или на то, что каждый из вас проклят по числу этих букв — тогда что вы скажете?»

Они сказали: «О Абу Хасан! В этих буквах нет никаких указаний на то, что ты сказал. Но если наше мнение неверно, то с таким же основанием твоё мнение тоже не может быть верным. Не радуйся же тому, что показал невозможность для нас привести доводы в пользу нашего мнения! Если у нас нет довода в пользу того, что мы говорим, то и у вас нет довода в пользу того, что вы говорите».

Али (А) сказал: «Наши слова и ваши слова не равны, и наш довод — чудо этой книги». А потом воззвал к верблюдам, которые были с иудеями: «О верблюды! Принесите свидетельство о Мухаммаде и его преемнике!». Верблюды сказали: «Ты сказал правду, о преемник Мухаммада, и солгали эти иудеи!». Али сказал: «О одежда иудеев! Принеси свидетельство о Мухаммаде и его преемнике!». Тогда заговорила их собственная одежда и сказала: «Ты сказал правду, о Али! Свидетельствуем, что Мухаммад — посланник Аллаха, а ты — его преемник. Нет благословенного места, на котором была бы нога Мухаммада, чтобы ты не поставил туда свою ногу. Вы — два брата, которые были одним светом Аллаха, и ваши достоинства одинаковы — кроме того, что после него не будет пророка».

И изумились иудеи, и уверовали некоторые из них, а над другими победило их несчастье. И это — как сказал Аллах: «Нет в нем сомнения» — и это так, как сказал Мухаммад (С) и преемник Мухаммада (С) с его слов со слов Господа миров. «Руководство для богобоязненных» — разъяснение и исцеление для богобоязненных шиитов Мухаммада (С) и Али (А), дабы они страшились любых видов неверия (куфра) и оставили грехи и страшились разглашения тайн Аллаха и тайн Его праведных рабов — преемников после Мухаммада (С). И они устрашились этого и раскрывали знания только для достойных.

(«Маани ахбар», С. 24).

Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид Барки привёл от Абу Лабида Бахрани:

Человек пришёл в Мекке к Имаму Бакиру (А) и спросил о словах Аллаха: «Алиф. Лям. Мим. Сад» (то есть уже по поводу суры «Возвышенности», потому что она открывается этими буквами). Он ответил ему, но я забыл, что он ответил.

Когда тот человек вышел, Имам (А) сказал мне: «То был тафсир этого во внешности Корана. Не сказать ли тебе о тафсире этого во внутренности (батн) Корана?»

Я спросил: «У Корана есть внешность и внутренность?»

Он сказал: «Да, у Книги Аллаха есть внешность и внутренность, и очевидное, и отменяющее, и отменённое, и твёрдое, и иносказательное, и сунны, и примеры, и разделяющее, и объединяющее, и буквы, и то, что осуществляется. Тот, кто думает, что Книга Аллаха неясная — погиб сам и сгубил других».

А затем он сказал: «Алиф — один, лям — тридцать, мим — сорок, сад — девяносто».

Я сказал: «Получается сто шестьдесят один».

Он сказал: «О Абу Лабид! Когда наступит сто шестьдесят первый год, Аллах отнимет власть у этих людей».

(«Махасин», С. 270).

Очевидно, имеются в виду Омейяды. Примерно в это время по хиджре Омейяды потерпели поражение и были уничтожены Аббасидами.

Айаши привёл от Хейсама Джуфи от Абу Лабида Бахрани, что Имам Бакир (А) сказал:

О Абу Лабид! Из потомков Аббаса будут править двенадцать. После восьми из них будут убиты четверо, а один из них заболеет, так что его глотка покроется гноем, и он умрёт от этого. Они — группа с короткими жизнями, и срок их недолог, а деяния — мерзки. Среди них нечестивец, которого будут называть «Хади», «Натик» и «Гави».

О Абу Лабид! Поистине, в разрозненных буквах Корана (буквах в начале сур) скрыто великое знание. Аллах ниспослал: «Алиф. Лям. Мим. То писание…» (2: 1), и Мухаммад (С) встал (с откровением), так что проявился его свет и утвердилось его слово. И он родился, когда он родился, и прошло (тогда) от тысячи семьсот лет (или семисотые года) и три года.

Ты найдёшь ясное разъяснение в разрозненных буквах Корана, если подсчитаешь их без повторения. Нет таких букв из этих букв, чьи дни не закончились бы, чтобы при этом завершении не пришёл Каим из числа Хашимитов».

А затем он сказал: «Алиф — один, лям — тридцать, мим — сорок, сад — девяносто. Итого сто шестьдесят один. Начало выхода Хусейна ибн Али (А) было при «Алиф. Лям. Мим. Аллах"(3: 1—2). Когда завершился срок, вышел Каим (восстающий) из рода Аббасидов, и это — при «Алиф. Лям. Мим. Сад». А наш Каим выйдет при завершении этого через «Алиф. Лям. Ра». Пойми же это, вмести и скрой!»

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 8).

Что это означает? Очевидно, это сказано не для того, чтобы мы пытались как-то подсчитать по числам время выхода Имама из сокрытия, хотя такие попытки тоже предпринимались. Однако хадисы ясно говорят, что время Зухура никто не знает, и никто не может предугадать или заранее предсказать его.

Можно посмотреть на это так. Мы видим, что некоторые суры, как разбираемая сейчас сура «Корова», открываются буквами «Алиф. Лям. Мим». В некоторых других сурах буква «мим» убрана и вместо неё добавлена буква «ра»: «Алиф. Лям. Ра». И Имам (А) говорит тут, что выход Каима (А) — при исполнении «Алиф. Лям. Ра».

Возможно, «Ра» добавлена в «Алиф. Лям. Мим» в некоторых сурах как указание на миры снисхождения и возврата, каусу нузуль и каусу сууд, потому что «Ра» — это 200 по абджаду, и это дважды по сто, а сто — это буква «Каф». И, возможно, указание Имама на «Алиф. Лям. Ра» как на выход Каима (А) связано с этим: время зла и тирании должно исполниться до конца, и только тогда Имам выйдет.

Теперь давайте снова обратимся к тафсиру букв «Алиф. Лям. Мим» в начале суры «Корова».

В тафсире Кумми приведено, что Имам Садык (А) сказал: «Алиф. Лям. Мим» — это некоторые буквы из величайшего имени Аллаха, которые рассыпаны в Коране. Им (этим именем) Аллах обратился к Пророку (С) и Имамам (А), и когда они взывают к Аллаху по нему, получают ответ.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 44).

Что это значит? Мы уже говорили, что величайшее имя — это не коллекция букв в буквальном смысле, точнее, в первую очередь не это. Это высшая реальность — Ахль уль-Бейт. Все творения являются именами Творца, так как «имя — это то, что указывает на поименованного», согласно хадису от Имама Резы (А), а все вещи указывают на Того, Кто сотворил их. Итак, все вещи — это имена, но среди них есть величайшее имя, то есть величайшее или первое творение, или, что то же самое, величайший довод Аллаха или Его величайшее знамение: «И Аллаху — высший пример» (16: 60).

Имам (А) тут говорит: «Алиф. Лям. Мим“ — это некоторые буквы из величайшего имени Аллаха, которые рассыпаны в Коране» — то есть «Алиф. Лям. Мим» указывает на эту высшую реальность, о которой мы сказали. «Алиф» указывает на начало творения, на Исток и Волю Творца, потому что «Алиф» — это первая буква арабского алфавита, имеющая самое простое написание (вертикальная черта), и её числовое значение — один (1). С этой буквы начинается слово «Аллах».

Итак, на своём высшем плане «Алиф» — это невыразимая тайна и начало слова «Аллах», а на более низком плане, на уровне проявленного или ограниченного творения, «Алиф» — это символ всеобщего Разума (Акля), который есть исток Корана. И это — буква Каима, потому что «алиф» — это каим (стоящий). Это стоящая, вертикальная линия. Итак, Алиф — свет светов и тайна тайн, и от него идут все другие буквы, так же как все творения идут от воли Аллаха.

И весь Коран — в бисмилля, как мы уже приводили, а в бисмилля 19 букв, и это — число «вахид» (один), а «вахид» — это алиф (потому что числовое значение Алифа — один). А потому тут, в суре «Корова», Алиф стоит сразу после бисмилля.

Это что касалось буквы «Алиф» в аяте «Алиф. Лям. Мим». Теперь перейдём к букве «Лям». «Лям» тут указывает на Али (А), потому что это — средняя буква в этом слове (Али), несущая суть слова.

И третья буква «Мим» — это указание на Мухаммада (средняя буква в его имени).

Иной вариант понимания этого аята может состоять в том, что все три буквы указывают на имя Али (А). «Алиф» — это выражение начала, откуда идёт всё. «Лям» — это 30, а «мим» — это 40. От 30-ти, от «ляма», до 40-ка — 10, и это соответствует букве «йа», последней в имени Али. Итак, мы получаем «Али», а «мим» здесь стоит для выражения законченности и совершенства, так как его числовое значение — 40, как мы уже сказали. «И обещали Мы Мусе тридцать ночей и завершили их десятью. И свершился срок твоего Господа в сорок ночей» (7: 142).

И интересный момент состоит в том, что в первой из 29-ти сур Корана, которые начинаются с разрозненных букв, есть буква «мим», а в последней из них — буква «нун» (это сура «Калам»). Буквы «мим» и «нун» наделены следующей особенностью, которая отличает их от всех других букв: их название начинается и заканчивается той же самой буквой: «м-и-м», «н-у-н». В начале и конце названия буквы стоит та же самая буква. И то, что в первой суре с разрозненными буквами стоит «мим», а в последней — «нун», указывает на то, что начало является одновременно и концом. И «Алиф. Лям. Мим» — это указание на начало творения, а «Нун» — указание на его завершение и возврат.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я