Пути-дороги. С чистого листа

Алёна Цветкова, 2021

Я не помню, кто я. Я не помню, как меня зовут. Меня нашли на обочине дороги, дали чужое имя, пустой дом и больного деда. Мне пришлось начать жизнь с чистого листа среди людей, которые считают меня своей. Но я уверена, раньше мой мир был немного другим. А еще… я даже не догадываюсь, как мне повезло все забыть.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пути-дороги. С чистого листа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 6

Утром, накопав червей у соседской старой навозной кучи, захватив удочки соседских мальчишек и самую большую корзинку, уже свою, я отправилась на рыбалку и за грибами одновременно. Рыбы-то мне много не надо, мне ее хранить негде, так что на одну сковородку поймаю… или на две, чтоб наесться до отвала… и на обратном пути грибов наберу, решила я.

Денек обещал быть жарким, на небе не было ни облачка. Солнце уже пригревало, но в тени все еще тянуло ночной прохладой и сыростью. Я топала по тропинке в даренных лаптях и думала, что огород я засадила, в доме более-менее порядок навела, с голоду мы с дедом не помираем, значит пора ехать в город. Дед сказал, что из нашей деревеньки раз в месяц идут общие подводы в город. Кому-что продать, кому-то купить. Но ждать, когда все соберутся, мне не с руки. Им-то спешить некуда, у них-то хозяйство налажено, а у меня куда ни плюнь — дыра. Перестанешь ходить за грибами, есть нечего будет. Лапти вон у меня скоро развалятся. А я-то босиком не могу ходить. Пробовала, больно.

Одежды тоже нет. В праздничном наряде, который я забрала у жадной старостихи, в огороде копаться не будешь. Так что нужно одежду какую-никакую купить. У деда рубаха ветхая совсем. Вся в заплатах. То тут, то там рвется. Соль мне нужна, мука, крупы…

Надо в город пешком добираться. Идти целый день придется, но куда деваться-то? Аништа за дедом присмотрит, а мне через три дня выходить надо, чтоб к ярмарке поспеть.

До речки я добежала за минут за тридцать. Совсем недалеко она, оказывается, если на грибы не отвлекаться. Тихая речная заводь, на которую мне указали, вся заросла камышом, но рыбаки местные выход к воде себе прорубили. Вот к такому проходу я и отправилась.

Червя на крючок насадила, мне старшие мальчишки Аништы, братья близнецы Ромен и Рэмус, утром ликбез провели, удочку забросила, на рогульку, каким-то добрым человеком вбитую, положила… Сижу жду, когда вытаскивать нужно будет… минуту жду, две… а поплавок на волнах покачивается и дергаться даже не думает. Решила я, что червяк у меня с крючка слетел… вытащила. Нет, висит… хвостом машет даже, не утонул еще.

Закинула снова… и опять тишина. Вода плещется, птички поют, стрекозы жужжат, утка крякает в камышах… а рыбы нет…

Я уже сидеть устала, а рыба все не клюет. И главное, как представила, сколько грибов бы я за это время набрать успела бы, так сразу не по себе стало. Если я так до обеда просижу, да ничего не поймаю, чем мы с дедом обедать будем? Кукиш с маслом доедать?

Помаялась я еще немного, да решилась. Оставила удочку рыбу ловить, велела дожидаться самую крупную, а сама пошла за грибами. Недалеко же тут, буквально два шага.

Грибы начались почти сразу, как я отошла от реки. И их снова было столько, что я срезала не поштучно, а целыми дорожками. Как хорошо, что здесь грибы не едят и у меня нет конкурентов на этот продукт.

К реке я вернулась с полной корзинкой, букетом зверобоя и вязанкой хвороста. А удочка моя куда-то ушла. Ну, в смысле, на месте ее не оказалось. Я сразу подумала, что спер кто-то… осмотрелась, вокруг никого. Утка только, будь она неладна, крякает и крякает, как заведенная.

И ладно бы своя удочка была, плюнула бы и домой вернулась бы. Все равно толку от этой рыбалка ноль. Но ведь мне соседям снасть возвращать нужно. А значит надо найти и покарать вора. Так что оставила я свое добро на берегу, там где удочка была, и вдоль реки пошла.

А уже солнце припекать стало. И пить мне хочется, я же до овражка с ручьем так и не дошла. Иду, ору, мол, люди добрые, воры проклятые, кто мою удочку забрал, верните добро на место.

А вокруг ни души… и вдруг смотрю, а на полянке зайчонок сидит. Ушками трясет, носом крутит и на меня смотрит глазами цвета тучи грозовой. Маленький и такой пушистый, что у меня рука сама потянулась погладить его по спинке коричневой. А он, шмыг, и в норку от меня сбежал. Прямо тут на полянке. И сидит из темноты поглядывает, мол, и что ты теперь делать будешь?

И тут дошло до меня, что не заяц это. А кролик. Самый настоящий кролик. Слишком мелкий он для зайца, да и мех такого оттенка у зайцев не бывает. И к тому же, зайцы от опасности убегают, а не в норку прячутся. Они, вообще, норы не роют.

А кролики это не только ценный мех, всплыло в моей дырявой голове, но и два, три, а то и четыре килограмма ценного диетического мяса… И я прямо вкус почувствовала во рту. Кролика в сметанном соусе. Желудок взвыл благим матом, костеря меня на все лады. Я-то еще не завтракала.

Интересно… я задумалась, а поймать этого кролика можно? Вот бы у нас пир горой был вечером. Крольчатина не только со сметаной вкусна, но и в рагу овощном… а уж нам, грибоедам, вообще, в любом виде за милую душу пойдет.

Забыла я про удочку… вернулась к своим котомкам, смотрю, а мой инструмент рыболовный никуда и не уходил. Он все это время в воде лежал. Вроде как стянул его вниз кто-то очень сильный… И тянул не со стороны берега, а из реки.

Адреналин плеснул в кровь, сердце забилось, а я помчалась добычу свою долгожданную из воды добывать. Там точно сом какой-нибудь трехметровый. Нажарим с дедом, наедимся. Соседей в гости позовем.

И так я боялась сома упустить, что прямо в лаптях в воду сиганула. И юбку не подобрала даже. Схватила удилище и тяну. Медленно тяну, готовлюсь, что сомище на том конце за жизнь свою бороться будет.

И правда, в один прекрасный момент, как дернул он! Я чуть в воду целиком не рухнула. Но удержала. И осторожно дальше тянуть стала. Лишь бы только не сорвался. Или снасть не порвал. Леска-то тонкая совсем, для ловли сомов непригодная…

Шаг за шагом пятилась назад, и вот уже на бережок вышла. Тянула, тянула… в воде тень показалась темная… только странно как-то… я думала сомы пошире и круглые как бревно, а тут узкая совсем спинка-то…

Еще чуть-чуть… и вытащила я из воды рыбку… Не упустила.

Не сом, конечно… карась. Но довольно крупный. Нам с дедом хватит вкус грибной перебить. Вот еще бы кролика поймать.

И чем больше я о кроликах размышляла, тем сильнее хотела наловить их побольше. И посадить в клетки.

Размножаются и растут они быстро, кормить их несложно. Травы нарвала и все. На зиму сено заготовить, конечно, надо, но опять же, кролик — не корова, можно и руками нарвать и высушить. Им-то не много нужно. И веники нарезать.

Одна проблема — клетки. Нет, теоретически я эту клетку представляю. Даже можно сказать визуализирую. Но вот что-то не видела я у деда столярной мастерской. Ни досок у нас для идеи моей не заготовлено, ни сетки металлической. Значит за материал и за работу нужно заплатить. А у меня денег нет.

И тут моя капризная память подкинула мне решение… Ямное содержание! Роется яма, туда запускаются кролики и все… никуда они из ямы не денутся.

Я точно знаю, что так можно… и главное, очень просто. И материала нужно мало, и можно вполне обойтись подручными средствами. Осталось только придумать, как поймать живых животных.

Наскоро перекусив жаренным карасиком и накормив деда, я помчалась готовить жилище для моего будущего кроличьего стада.

Место для ямы я выбрала на задворках, за огородом. Там раньше, в хорошие времена дровяник был, вдоль забора. Да место для скирды… вот я с краешку, и притулилась… место хорошее. Высокое, сухое… то, что нужно.

Разметила квадрат примерно два на два метра и принялась за работу. К вечеру яма глубиной в полтора метра была готова. Выкопанную землю я сложила в аккуратную кучку. И уже когда закончила, сообразила, как повезло мне. Могла ведь почва песчаной оказаться, тогда бы норы кроличьи обваливались. Или глиной сплошной. Тогда топило бы яму, вода бы не уходила. Но мне попался хороший, добротный суглинок. Идеальный вариант.

Соседские ребятишки-пострелята весь день крутились рядом, задавая тысячу вопросов, а после обеда принесли лопаты и принялись копать у своего плетня. Сказали, что тоже хотят кроликов.

Вечером нашими ямами заинтересовались все. Даже Ванут пришел посмотреть, чего это мы удумали.

— Лола, — почесал он затылок, — а ты уверена, что кролики твои не разбегутся из этой ямы?

— Уверена, — кивнула, — Со дна они наверх не допрыгнут, а норки они роют в сторону и вниз. Могут и вверх, но не столько. Силенок не хватит. Вот и будут в моей яме жить, никуда не денутся…

— А ловить как будешь? Тебе же живые нужны…

— Не знаю пока, — пожала я плечами, — силки какие-нибудь смастерю. Но сначала надо стенки лозой оплести, чтобы земля не осыпалась. Завтра и займусь.

— Много лозы нужно, — покачал головой Ванут, — и жерди… не донесешь все. Давай я завтра с рассветом свожу тебя на лошади. И нарубить подсоблю. Интересная затея, — он почесал затылок, — надо попробовать… Ежели у тебя получится, то и мы такую яму устроим.

На следующее утро, вместо похода за грибами, мы с Ванутом отправились за ивовыми прутьями. Поехали в другую сторону от деревеньки, там протекала совсем маленькая речушка с берегами густо заросшими тальником.

Кроме огромного количества гибких прутьев для оплетки, мне нужно было шестнадцать длинных, двухметровых жердей для укрепления стенок в самой яме, и еще столько же коротких, чуть более метра для плетня сверху который будет защищать кроликов от наземных хищников.

Но мы решили, что материала много не бывает. И жерди в хозяйстве пригодятся, и лоза лишней не будет. Да вон хотя бы забор обновить. У меня-то он уже больше года без ремонта стоит. Кое-где даже столбики подгнили и плетень заваливаться стал.

Пока Ванут искал длинные и прямые стволики и рубил жерди, я резала лозу. Выбирала прут примерно сантиметр в диаметре, и подлиннее, не меньше метра с хвостиком.

Это мне дед посоветовал, он оказывается давным-давно, пока руки работали, корзины плел на продажу. И вчера, как узнал, что мы в тальники собираемся, затосковал… до сих пор, говорил, снится, как с лозой работаю. Для срезки прута обычно применялись специальные ножницы, но в дедовой мастерской, как и во всем хозяйстве, ничего не осталось. Так что пошла я на заготовки с небольшим топориком. Не знаю для чего он, но когда я у старостихи его забирала, выбрала исключительно за размер по моей руке. Дед сокрушался, головой качал, говорил, что от топора ива гибнет. А что делать-то? Разве же сейчас найдешь дедовы ножницы.

Пруты я очищала от листьев и мелких веточек, связывала большими, сколько могла поднять, пучками, волокла к лошади. Работа оказалась гораздо тяжелее, чем мне представлялось. Прав был Ванут, я сама на себе до конца лета бы прутья для оплетки ямы таскала.

Ванут нарубил жерди, и взялся помогать мне. Заготовка сразу пошла веселее. Я резала лозу, а он связывал пучки и грузил их в телегу.

А когда уставшие, но довольные мы возвращались домой, Ванут вытер пот со лба и сказал:

— Ну и горазда ж ты работать, Лола… уморила меня, а ведь день еще только начинается. Неугомонная ты… Как Ретка моя… С вами любое дело огнем горит…

А ведь и правда… времени-то пара часов с рассвета прошло, народ еще только-только подниматься стал, а мы уже с полным возом ивняка возвращаемся… Хороший совет мне Ретта дала, я все утро о кроликах думала… в сметане и без.