Полина потеряла семью. Она возвращается в Санкт-Петербург, чтобы начать новую жизнь, а попадает на похороны. В доме, который хранит множество тайн, умирают люди, а Полина оказывается заложницей обстоятельств. Сможет ли она справиться с трудностями? Готова ли она исправить все ошибки? И какой секрет ее семья хранила более полувека?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дом без прошлого предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
21 мая
Утром я достала утепленную куртку, не будучи в восторге от погоды, и пошла в супермаркет за продуктами. Доставки, конечно, вкусно и удобно, но постоянно жить с полупустым холодильником нельзя.
Список длинный.
Дома не было ничего, кроме хлеба и остатков вчерашней роскоши. Придется сегодня вынести половину магазина, ведь даже крупы дома отсутствовали. Я упрямо волочила тележку по супермаркету, складывая все, что попадалось на пути.
— Сыр… Что со сроком годности? — бормотала себе под нос, — Маловато осталось до окончания, найду другую пачку.
Три палки колбасы. Четыре вида замороженных овощей. Яблоки, положенные к бананам на перспективу молочного коктейля. Блендером, правда, не обзавелась, но как раз будет смысл приобрести.
На кассе половину товаров пробить не смогли, что-то с системой, меня это не расстроило, потому что, оценив внушительную гору продуктов, я сразу поняла — не дотащу. Надо было ехать на машине.
Донесла до квартиры — выгрузила на стол и тумбы — пришла за новой партией.
— Ты постоянно звонишь именно тогда, когда я в магазине, — сказала, отвечая Юле.
— Ну, это я умею, — она чему-то улыбалась, — Не забыла про рабочую неделю? Отгулы и выходные иссякли.
— С тобой забудешь.
— Ясно, — сказала она, — Увидимся завтра.
По дороге домой я свернула с основного маршрута и заглянула в небольшой зоомагазин, что скрывался за деревьями.
Фунтику нужна лежанка, предыдущая потерялась при переезде, а без нее он начинает ложиться на голый кафель, даже не на паркет, видимо, чтобы я лучше прочувствовала свою вину.
— Домик не хотите? — девушка расставляла упаковки самых разных кормов и параллельно отвечала на мои вопросы.
— Знаете… — я задумалась. Он у меня очень капризный, домик с первого раза может и не принять в качестве подходящего места для сна. Хотя попробовать стоит.
— Корм? Игрушки? — девушка поправила несколько ошейников, потом прошла по узкому коридору, подхватила клетку для хомяков, поставила ее на полку и приблизилась ко мне, — Сейчас посмотрим.
В кормах и игрушках Фунтик не нуждался.
Мы рассмотрели несколько вариантов: не слишком глубокую и мягкую лежанку, ему не нравятся высокие бортики, еще одну лежанку, только круглую, и два аккуратных домика. На одном из домиков были ушки, что выглядело очень мило.
— Давайте и лежанку, которая круглая, и домик с ушками, — подвела я итоги, — Пусть будет альтернатива.
От магазина до дома пять минут. Пять тяжелейших минут с двумя неудобными вещами и пакетом продуктов.
Из-за того, что обе руки были заняты, я не сразу заметила маленькую странность при попадании в квартиру. Прошла. Скинула порядком истоптанные, зато любимые ботинки, нашла место для домика, на который сверху бросила лежанку, и только тогда сообразила.
Нижний замок сейчас сделал два оборота. А закрывала я на три.
Проверить воду, газ, розетки и окна — это тот минимум, от которого я никогда не отклонялась. И, естественно, замки. Неважно, насколько далеко и надолго я ухожу, дверь должна быть заперта полностью. Два замка по три оборота? Значит, не меньше.
Сейчас я точно знала, что не провернула ключ в третий раз.
Впервые пожалела о количестве комнат. Будь это стандартная однокомнатная квартира, я бы управилась за минуту: достаточно осмотреть ванную и глянуть под кровать, при этом, не теряя выход из поля зрения и имея все шансы выскочить в любой момент. Здесь это не работает. Хочешь убедиться в безопасности? Пройди все шесть комнат, не включая санузел, кухню и две кладовки, о том, чтобы заглянуть в которые, сейчас и подумать страшно.
Довольный Фунтик принялся трогать лапой покупки.
По всем правилам безопасности в такой ситуации нужно покинуть жилище незамедлительно.
— Бежим? — спросила я шепотом у Фунтика.
Я читала эти правила безопасности, я много раз искала в интернете что-то похожее на «поведение дома в случае пожара или ограбления», я честно изучала это параллельно с историями о людях, не соблюдающих данные нормы, и поражалась — почему они не могут просто действовать так, как положено? А, вот почему.
Вместо эвакуации я потянулась к вешалке. Есть большой зонт с очень острым наконечником. С ним в руках осмотрела каждый угол. Поразилась уровню собственной паранойи, когда начала открывать шкафы.
Никого.
Никаких следов, указывающих на чье-то присутствие. Наоборот — все указывало на то, что я элементарно забыла запереть дверь на третий оборот.
— Для полной картины должно что-нибудь упасть и разбиться, — проговорила я вслух, разгоняя гнетущую атмосферу, — Никто сюда не приходит, все хорошо.
Появилась неплохая идея. Приходят — не приходят, а замки бы нужно сменить.
К тому же, в ящике, где хранились все ключи, их оказалось меньше, чем должно было быть. Один комплект у меня, три — в пыльном комоде. Всего четыре. Должно быть пять. Скорее всего, пятый куда-то завалился или, быть может, его взял Роберт, но рисковать не хотелось.
***
— Все по максимуму, — в третий раз повторила я мастеру, который пришел, чтобы сменить оба замка. Выбрала самые надежные устройства. Естественно, по рекомендации.
— Понял.
— Зовите, вдруг что понадобится.
Для меня сегодня есть более увлекательное занятие — кладовка.
С левой стороны от входа раньше стояла швейная машинка в окружении старых нарядов, теперь там только одежда, с правой стороны — коробки с тем, что использовалось чаще раза в год. Дальше по мере убывания важности — фотографии, альбомы, дневники, дорогие сердцу мелочи лежат так, что можно было легко достать. Под ними и за ними — пластинки, декор, части мебели.
Я взяла один из старых альбомов.
Прабабушка с прадедушкой на фоне палаточного городка варят суп в котелке над костром. Перевернула страницу. Дед с букетом роз у многоэтажки. Я могу расписать, в каком виде сейчас этот уголок — фасад перекрашен и добавлены парковочные места. Очередная страница. Папа. Совсем малыш, наверное, пара дней, как из роддома.
— Девушка, готово, — по коридору протопал мастер.
— Иду.
Держа альбом, я вникала в инструкции.
— Пользоваться несложно, интуитивно понятно, — показывал мужчина, — По три оборота. Закрыть и открыть можно ключом, захлопнуть не получится.
Я отдала деньги за работу, и он, пересчитав, закинул их в ящик с инструментами.
— Как у тебя тут… многолюдно, — дверь была приоткрыта, когда с другой стороны к ней подошла девушка и заметила присутствие мастера, — Я слышала, вчера было весело, и сегодня уже кто-то пришел. Ты, наверное, общительная.
— Вы, — не грубо, но громко сказала я, узнав в ней одну из тех девушек, неосторожно обсуждавших мою машину у подъезда. Та, что добрее своей подруги.
Она мой намек поняла правильно.
— За этим и пришла, — сказала девушка, — Неловко получилось. Знаешь… знаете, я не обсуждаю других и, Боже упаси, не осуждаю. Это мое правило. Что произошло позавчера, сама не знаю.
— Предпочитаете не обсуждать, но слушать, как это делают ваши друзья, молчать и соглашаться с их необоснованными капризами? — я оставила альбом на мягком пуфе, — Поверьте, это хуже, чем обсуждать самой.
— Почему? — удивилась девушка.
— Потому что это даже не ваше личное мнение, нет, вы просто подстраиваетесь под чужое, — ответила я, — Поступаться своими убеждениями в угоду другим — это хуже, чем не иметь убеждений вовсе.
Видно было, что девушка задумалась. Мастер, собрав оставшиеся инструменты и кивнув мне, нас покинул. За участие в чужих разборках ему не заплатят.
— Одним меньше, — сказала я, рассматривая гостью. Фраза предназначалась ей.
— Я пришла не сцену устраивать, этого хватило, я пришла извиниться. У Яны тяжелый характер. Я не права, что не пресекла ее выпады. Мы теперь соседи, хочется человеческих отношений.
Ее извинения, как и раскаяние, не были мне нужны. Это их право. Могут обсуждать дальше.
— Принимается.
Конфликты мне тоже не были нужны. Плохой мир лучше хорошей ссоры. Пусть усыпляет свою совесть и уходит отсюда.
— Дина, — девушка протянула руку, приняв мое согласие за одобрение знакомства.
Ее лицо казалось знакомым, я уже знала кого-то, кто был очень похож на Дину.
— Полина. Теперь можно на «ты». Твою маму не Ирина зовут?
— Ирина.
Вот и причина того, почему Дина показалась знакомой. Ее я не помню, зато помню ее маму. Они живут на втором этаже, окна выходят на ту сторону, где есть детская площадка, ее мама частенько звала маленькую Дину ужинать.
— У тебя интернет ловит? — она поднимала и опускала телефон, трясла им, — Мобильный? Или ты роутером пользуешься?
— Нет, обычный мобильный интернет, — ответила я, — А что?
— Сообщение пришло, никак не грузится, бывает иногда, что в новом месте мой телефон медленно адаптируется.
Очень хотелось предложить ей вернуться к себе и листать сообщения без проблем.
— Бывает, — равнодушно ответила я.
Неразобранные пакеты с продуктами стоят по всей кухне, я отправила молоко с йогуртами в холодильник, закинула мясо в морозилку, а то, что было не срочно, лежало, как попало. Расставляя крупы по полкам, я следила за Диной, косясь на ее движения в коридоре.
Она не отрывалась от сообщений.
Сегодня хлопоты, связанные с переездом, наконец-то, закончатся, я нормально вернусь к работе и привычной жизни.
— Пойдешь с нами в кино? — крикнула Дина.
Непосредственность соседки за гранью всего. Вчера она, вместе со своей Яной, устроили мне концерт на пустом месте, сегодня, после кратких извинений, мы, видимо, друзья.
— Нет, спасибо, — ответила я.
— Это ни к чему не обязывает, — добавила она, — Правда. Я не набиваюсь в подруги, просто хочу поднять настроение человеку, которого мы зазря обидели.
Звучит неплохо.
— Нет.
— Прошу, — сказала она, — Три билета я купила утром — для себя, для Мадины, это девочка из моей группы, и для тебя, если пожелаешь. Познакомимся заново, так сказать, с чистого листа. Или посидим без разговоров.
— Ты за этим и поднялась?
— В общем-то, да. Я решила, что лучше быть не с пустыми руками.
Ее искренний порыв сгладил впечатление, моя злость утихла. Если человек волнуется о чувствах посторонних, не влияющих на его благополучие, людей, то записать его в ранг плохих трудновато.
— В какой день? — вздохнула я.
— 24 числа, — порадовалась Дина, — В семь вечера, ты же, наверное, днем работаешь, поэтому я выбрала вечернее время, ты не готовься, денег с собой не бери. Я угощаю.
Она излучала такой позитив, что светлые волосы, казалось, ослепительно сияли.
— На тумбочке оставлю, — билет шлепнулся на лаковое покрытие, ко мне подходить Дина стеснялась, — Сколько этой красоте лет?
Я подумала, что к нам присоединился Фунтик, Дина его заметила и расхваливает, но кота рядом не было. Дина очарована альбомом, неосмотрительно забытым мной на пуфике.
— Годов 60-х? — она выразительно смотрела на меня, — Материал похож на кожу. Она? Кожа?
Не ведаю я, откуда альбом и из чего его сделали.
— Возможно, — предположила, — Точнее не скажу. Хочешь потрогать — возьми.
Она ухватилась за эту идею. И за альбом. Погладила по корешку и попросила разрешения открыть.
— Конечно, — откликнулась я.
Удовлетворив любопытство, Дина также спросила, можно ли сделать фотографии пары стариц. Я не возражала, но произнесла:
— Зачем?
— Выразительные портреты, дух того времени, — она выставила настройки и, тряхнув очаровательными кудряшками, сфотографировала несколько портретов с разных страниц.
Я не мешала.
— С девяти лет люблю живопись, с Третьяковской галереи, мама в своем отпуске отвезла меня туда и, могу сказать, она пожалела об этом не единожды, — Дина преобразилась — любознательность придала ей смелости, — Я постоянно пейзажи рисовала, в художественную школу хотела пойти. Мама не одобряла, говорила, что это не профессия, не способ заработать не жизнь. Она, наверное, в чем-то права, зато у меня есть хобби.
— Пейзажи, — подытожила я, — А внимание ты обратила на портреты.
— Пробую.
Покопавшись в телефонных альбомах, Дина показала фотографии ее картин, на одной из которых изображен хорошо известный мне двор: старый дуб, срубленный в позапрошлом году, красовался в центре, загораживая собой вывеску парикмахерской.
Картин много. Речка. Осенний лес, окрашенный в желтые и красные цвета. Неплохо.
— Ты романтик, — улыбнулась я, возвращая Дине гаджет, — Спасибо, что поделилась, пейзажи бесподобны, теперь я уверена — через месяц будешь гордиться не менее бесподобными портретами.
В живописи я не эксперт, несколько раз наблюдала за уличными художниками на набережной, знаю, что в мире картин есть тени и пропорции. Но работы Дины мне понравились.
— Наша преподавательница на курсах говорит, что восхищение можно заслужить только после десятка проданных картин, — сказала Дина, — До этого мне, как до Владивостока пешком.
— Ты же не посещала художественную школу? Откуда преподавательница?
— Тогда, в смысле в детстве, нет, н посещала, но в сентябре прошлого года мама разрешила записаться в студию, — Дина максимально незаметно посмотрела на часы, — Однажды, может, я и продам картину.
Дина откланялась, она собиралась на занятие в студии, я хотела крикнуть, что восхищение не формируется из цены работы, тем временем внизу хлопнула дверь ее квартиры. Потом при встрече скажу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дом без прошлого предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других